Рабочая программа по дополнительному образованию объединения Завиток

Среди многообразия  художественных видов деятельности художественная роспись занимает одно из основных положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развитиявоображения. Причём в художественной росписи именно этот психическийпроцесс проявляется наиболее ярко.Поэтому цель данной программы – развивать такой психический процесс,как вообр...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

Центр детского творчества



ПРОГРАММА

по дополнительному образованию

объединения

«Завиток»


Педагог дополнительного

образования

Устинова С.Е.

Чебаркуль 2013





Пояснительная записка.

Среди многообразия художественных видов деятельности

художественная роспись занимает одно из основных положений. Этот вид

деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней

находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего

мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития

воображения. Причём в художественной росписи именно этот психический

процесс проявляется наиболее ярко.

Поэтому цель данной программы - развивать такой психический процесс,

как воображение на основе использования видов художественной росписи.

Задачи:

1. Формировать устойчивый интерес к художественной росписи.

2. Познакомить детей с различными видами художественной росписи, с

историей их возникновения, с многообразием элементов росписей и показать детям широту их применения.

3. Научить сравнивать различные виды росписей: находить черты сходства их различия.

4. Развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщения.

5. Развивать мелкую моторику рук.

6. Развивать чувство прекрасного, художественный вкус, фантазию,

пространственное воображение.

7. Воспитывать аккуратность, целеустремлённость. Прививать навыки работы в группе.

Данная программа рассчитана на обучение детей, обучающихся в 1-

5 классе.

Набор детей в группу свободный. Занятия 2 раза в неделю по 2 часа.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые формы работы.

Теоретическая часть даётся в форме бесед с показом иллюстративного

материала.

Программа предполагает освоение материала на углублённом уровне, т. е.

формирование некоторых теоретических знаний и практических навыков.

Прогнозируемые результаты.

К концу учебного года учащиеся должны знать:

- названия основных художественных росписей;

- изобразительные основы декоративных элементов;

Должны уметь:

- моделировать узоры декоративных росписей;

- лепить игрушки на основе приёмов дымковской игрушки и расписывать их;

- лепить посуду на основе приёмов Гжели и расписывать её;

- расписывать готовые изделия на основе приёмов Городецкой росписи,

Жостово и Хохломы.

- отличать по основным признакам различные виды художественной росписи.

Часов в неделю - 4

Рабочих недель - 34

Всего часов - 136





№ п/п

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

1

В мире народного искусства.

26

7

19

2

Гжельская роспись.

18

3

15

3

Хохломская роспись.

22

6

16

4

Городецкая роспись.

24

3

21

5

Жостовская роспись.

24

6

18

6

Дымковская игрушка.

22

3

19

Итого:

136

28

108

Календарно - тематическое планирование

Объединения народной росписи «Завиток»

1 год обучения.










Поурочное тематическое планирование.

1 год обучения, 136 часов.

Месяцы

п/п

Тема

Содержание

Всего часов

Теория

Практика

сентябрь

1

«Русское народное изобразительное искусство»

Вводное занятие. Определение содержания и основных задач программы. Игра: «Знакомство».

2

1

1

2

«Ярмарка мастеров»

Знакомство с народными промыслами, их видами. Игра: Ярмарка мастеров. Практическая работа: «Город мастеров».

2

1

1

3

«Мастер украшения»

Знакомство с простыми узорами, украшающими наш быт. Назначение и использование. Самостоятельная работа: «Мастер украшений»

2

0,5

1,5

4

«Простые природные узоры»

Беседа «Природные узоры». Виды природных узоров: дождь, снег, листопад, паутина, снежинки. Практическая работа: «Природные узоры».

2

0,5

1,5

5

«Простые узоры созданные человеком»

Беседа «Узоры созданные человеком». Составление узора с использованием природных мотивов.

2

0,5

1,5

6

«Золотая осень»

Практическая работа. Изготовление коллективного панно «Золотая осень» с использованием природного материала: листья, цветы, семена.

2

-

2

7

«Простые геометрические узоры»

Беседа «Геометрические узоры». Составление узора с использованием геометрических фигур. Рисование узора на полосе, квадрате, круге.

2

0,5

1,5

октябрь

8

«Я в мире искусства»

Практическая работа. Роспись сказочного блюдца.

2

0,5

1,5

9

«Аленький цветочек»

Наблюдение на улице: разнообразие цветов, трав, деревьев. Практическая работа. Зарисовка с натуры различных цветов и трав.

2

0,5

1,5

10

«Игрушки и игры в Древней Руси»

Знакомство: народные игрушки из разных материалов. Функция игрушек в Древней Руси и в наше время. Самостоятельная работа: «Народная игрушка»

2

0,5

1,5

11

«Мои игрушки»

Беседа о современных игрушках. Практическая работа: коллективное панно «Игрушки».

2

0,5

1,5

12

«Город мастеров»

Знакомство с разнообразием русского народного творчества. Практическая работа: «Город мастеров»

2

0,5

1,5

октябрь

13

«Изразцы»

Использование расписных изразцов в ХVIII веке. Изготовление коллективного панно: «Изразцовая печь». Роспись изразцов.

2

0,5

1,5

1

«Гжель - синяя сказка»

Знакомство с изделиями Гжельского промысла. История создания фарфора. Основные виды изделия. Практическая работа: «Рисуем синюю сказку».

2

0,5

1,5

2

«Синие узоры»

Изучение простых элементов Гжели: точки, прямые линии, капельки, сеточка, бордюры. Рисование узора на бумаге.

2

0,5

1,5

3

«Растительные мотивы»

Сложные элементы Гжели: завитки, усики, листики, веточки. Самостоятельная работа: «Гжельские травы».

2

0,5

1,5

4

«Синие цветы Гжели»

Изучение сложных элементов Гжели: бутон, Гжельская роза. Рисование цветочной композиции.

2

0,5

1,5

ноябрь

5

«Дворец Деда Мороза»

Практическая работа: «Дворец Деда Мороза».

2

-

2

6

«Синяя Жар-Птица»

Знакомство с изображениями птиц в Гжели. Практическая работа: «Синяя Жар-Птица».

2

0,5

1,5

7

Подготовка к выставке «Наша Гжель»

Составление композиции. Рисование эскиза творческой работы.

2

0,5

1,5

8

Подготовка к выставке «Наша Гжель»

Подготовка выставочных работ. Роспись посуды.

2

-

2

9

Выставка «Наша Гжель»

Роспись посуды. Подведение итогов творческой работы.

2

-

2

1

«Хохлома»

История возникновения росписи. Знакомство с изделиями. Цвета, используемые в росписи. Практическая работа: «Укрась свою посуду».

2

0,5

1,5

2

«Хохломские узоры»

Изучение растительных элементов. Орнамент из растительных мотивов: травинки, усики, завитки. Практическая работа.

2

0,5

1,5

3

«Золотые травы»

Продолжение изучение растительных элементов: травки, кустики, осочки.

2

0,5

1,5

декабрь

4

«Криуль»

Изучение орнамента «Криуль». Выполнения мотива на полосе.

2

0,5

1,5

5

«Ягодка-малинка»

Изучение сложных элементов росписи: цветы, плоды и листья. Отработка упражнений.

2

0,5

1,5

6

«Хохломское блюдо»

Творческая работа. Составление композиции: «Узор на круге». Роспись блюда.

2

0,5

1,5

7

«Хохломской пряник»

Составление композиции в квадрате. Выполнение эскиза. Самостоятельная работа. Роспись.

2

0,5

1,5

8

«Хохломская ярмарка». Подготовка.

Выбор композиции и цветового решения. Подготовка эскиза.

2

0,5

1,5

9

«Роспись»

Выполнение творческой работы. Роспись разделочной доски.

2

-

2

январь

10

«Роспись»

Самостоятельная работа по росписи доски.

2

-

2

11

«Хохломская ярмарка»

Выставка «Хохломская ярмарка». Праздник «Золотая Хохлома».

2

2

-

1

«Городецкая роспись»

Знакомство с росписью, ее отличительными особенностями. Основные цвета. Цветной фон. Практическая работа.

2

0,5

1,5

2

«Городецкие травы»

Знакомство с элементами росписи: листья, кустики. Отработка упражнений: рамки, отводки, листики, кустики.

2

0,5

1,5

3

«Цветы»

Изучение элементов росписи: розан, купавка, ягодка, розетка. Практическая работа: выполнение рисунка «Цветы».

2

0,5

1,5

4

«Цветочный букет»

Составление композиции из цветов, ягод и листиков.

2

0,5

1,5

февраль

5

«Птица»

Знакомство с сюжетной композицией «Птица». Техника и приемы выполнения.

2

0,5

1,5

6

«Конь»

Знакомство с сюжетной композицией «Конь». Техника и приемы выполнения.

2

0,5

1,5

7

«Украшение»

Практическая работа: украшение бумажных силуэтов Городецкими мотивами.

2

-

2

8

«Роспись»

Подготовка к росписи. Выполнение эскиза с использованием орнаментальных мотивов для деревянного изделия.

2

-

2

9

«Роспись»

Эскиз для росписи разделочной доски.

2

-

2

10

«Роспись доски»

Роспись доски.

2

-

2

11

«Роспись доски»

Роспись доски.

2

-

2

12

Выставка.

Выставка. Подведение итогов творческой работы.

2

1

1

март

1

«Жостово»

Знакомство с Жостовской росписью. Основные мотивы. Композиция, цветовое решение. Отличительные особенности.

2

1

1

2

«Золотая кайма»

Изучение элементов составляющих кайму. Практическая работа по составлению каймы.

2

0,5

1,5

3

«Растительные орнаменты»

Изучение. Растительные орнаменты: листочки, веточки. Выполнение рисунка простых растительных форм.

2

0,5

1,5

4

«Букет из цветов»

Изучение. Цветы, бутоны, стебли. Упражнение по освоению кистевого мазка.

2

0,5

1,5

5

«Фрукты»

Изучение. Техника и приемы изображения фруктов: груши, яблоки, виноград. Рисование фруктов.

2

0,5

1,5

6

«Композиция»

Расположение растительных форм на поверхности предмета. Самостоятельная работа.

2

0,5

1,5

7

«Узор в круге»

Составление цветочного узора на круге, выбор и расположение крупных и мелких цветов, бутонов, листьев.

2

0,5

1,5

апрель

8

«Узор в квадрате»

Составление цветочного узора на квадрате, выбор и расположение крупных и мелких цветов, бутонов, листьев.

2

0,5

1,5

9

«Творческая работа»

Выбор композиции, цветового решения. Выполнения эскиза.

2

0,5

1,5

10

«Творческая работа»

Подготовка к росписи. Роспись.

2

0,5

1,5

11

«Творческая работа»

Выполнение творческой работы.

2

-

2

12

Выставка творческих работ

Выставка подносов, изготовленных детьми. Оценка проделанной работы.

2

2

-

1

«Дымковская игрушка»

Знакомство. История возникновения. Технология изготовления и росписи. Практическая работа: «Моя любимая игрушка».

2

0,5

1,5

2

«Геометрический узор»

Знакомство с простым узором геометрического характера: точки, кружочки, полоски. Рисование по мотивам росписи на полосе.

2

0,5

1,5

3

«Растительный орнамент»

Знакомство с элементами росписи: листочек, зернышки, круги. Рисование узора на круге, квадрате.

2

0,5

1,5

май

4

«Барыня»

Роспись шаблона «Дымковская барыня». Отработка полученных знаний и умений.

2

0,5

1,5

5

«Лошадка»

Роспись шаблона «Дымковская лошадка». Закрепление изученного материала.

2

0,5

1,5

6

«Карусель»

Изготовление и роспись силуэтов дымковских игрушек. Изготовление объемной карусели с дымковскими игрушками.

2

0,5

1,5

7

«Лепка игрушки»

Изготовление игрушки из глины, пластилина, соленого теста.

2

0,5

1,5

8

«Роспись»

Творческая работа. Роспись.

2

-

2

9

«Роспись»

Творческая работа. Роспись.

2

-

2

10

Выставка.

Творческая работа. Выставка: «Дымковская игрушка»

2

2

-

11

Итоговые занятия

Подведение итогов за учебный год. Викторина: «Угадай-ка».

2

2

-

Итого :

136

28

108





© 2010-2022