Урок ИЗО во 2 классе «Мир орнамента»

Тип урока: комбинированный Форма организации: фронтальная, индивидуальная Вид занятия: рисование по памяти и впечатлению Цель:  познакомить детей с видами орнамента и его  практическим применением на примере украшения варежки.Учитель: Ребята, давайте вспомним, с какими видами изобразительного искусства мы с вами уже познакомились на прошлых уроках? Посмотрите на слайд презентации.(Перед учащимися изображение натюрморта, животных, орнамента) А что мы изучали на  прошлых 2-х уроках. (Орнамент) Как называется этот вид орнамента? (Растительный орнамент) Из чего он состоит, что изображено? (Изображение веточек, листьев...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изобразительного искусства во 2 классе

Тема: Мир орнамента. Украшаем варежки

Тип урока: комбинированный

Форма организации: фронтальная, индивидуальная

Вид занятия: рисование по памяти и впечатлению

Цель: познакомить детей с видами орнамента и его практическим применением на примере украшения варежки.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения.

  2. Развивать творческое воображение детей

  3. Способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация

Оборудование для учеников: шаблон варежки, простой карандаш, ластик, фломастеры, цветные карандаши.

План урока:

1. Организационный момент

3. Вводная беседа

3. Объяснение нового материала

а) История возникновения орнамента.

б) Виды орнамента.

4. Физкультминутка

5. Практическая работа

6. Анализ детских работ. Экспресс - выставка

7. Подведение итогов

8. Рефлексия

Ход урока.

  1. Организационный момент

Проверка отсутствующих. Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.

  1. Вводная беседа

Учитель: Ребята, давайте вспомним, с какими видами изобразительного искусства мы с вами уже познакомились на прошлых уроках? Посмотрите на слайд презентации. (Перед учащимися изображение натюрморта, животных, орнамента) А что мы изучали на прошлых 2-х уроках. (Орнамент) Как называется этот вид орнамента? (Растительный орнамент) Из чего он состоит, что изображено? (Изображение веточек, листьев, цветов, ягод) Что еще может быть изображено на орнаменте? Итак, а теперь скажите мне, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока? (Мир орнамента) Наш сегодняшний урок будет посвящен очень интересному и необычному миру орнамента. Как вы думаете, почему миру? Что такое мир? Вы узнаете много нового и выполните интересное творческое задание.

  1. Объяснение нового материала

Учитель: Как вы думаете и знаете, что такое орнамент? (ответы учащихся - узор) А для чего он предназначен? (Украшение различных предметов) (Показ слайда с термином) Где мы с ним встречаемся? (В повседневной жизни) Как его можно назвать по-другому? (Узор) Слово "орнамент" (лат. ornemantum - украшение) узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов, предназначается для украшения различных предметов. А теперь давайте все вместе прочитаем это определение. Как вы думаете, какие здесь самые главные слова? (Повторение и чередование элементов, украшение предметов)

- Ребята, а есть ли у вас дома вещи с изображением орнамента?

Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то одежда, предметы быта или архитектурные сооружения. (Рассказ сопровождается показом слайдов Презентации)

- А зачем люди украшают вещи, предметы орнаментом?

Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.

Учитель: - Ребята, а как вы думаете, откуда появился орнамент?

История развития орнамента.

Возникновение орнамента относится к временам глубокой древности. Его истоки уходят в те времена, когда человек начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики - ваз.

Учитель: Посмотрите на слайд презентации. Ребята, что изображено на вазах? Какие фигуры вы видите? Можно ли эти изображения назвать орнаментом? Почему их можно назвать орнаментом? Как вы думаете, стала ли ваза красивее, благодаря этим изображениям? (Ответы учеников)

Состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, откуда человек стал брать изображения для орнамента? (Из окружающего мира) Правильно из природы, окружающего нас мира. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

Учитель: Посмотрите на слайд презентации. Вы видите изображение ягод. Похожа ли форма ягоды и на изображение ее на орнаменте? Чем она похожа? (Ответы учеников)

Со временем узоры развивались и становились более сложными. Некоторые из них были похожи на реальные, а некоторые на фантастические, сказочные.

- Как вы думаете, у всех народов орнаменты одинаковые? Почему?

Каждый народ имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей. Учитель: Посмотрите на слайд презентации. Нравятся ли вам такие орнаменты? Какие элементы вы на них увидели? Какие цвета используются? Как вы думаете, зачем, почему? (Ответы учеников)

Виды орнамента.

Учитель: Ребята, а заметили ли вы, что на орнаменте каждого народа мира свое изображение? А что это за изображение? Какие фигуры изображены?

В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов: (учитель показывает слайды презентации, на которых изображен орнамент, учащиеся называют из чего он составлен, и называют его вид).
Учитель: Посмотрите на слайд презентации. Какие фигуры вы видите на изображении орнаментов? Давайте придумаем название этому орнаменту.

Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).

Учитель: Что изображено на этих орнаментах? Давайте придумаем название этому орнаменту.

Растительный орнамент из листьев, цветов, плодов, веток.

Учитель: Что изображено на этих орнаментах? Давайте придумаем название этим орнаментам.

Орнамент и с изображением животных - орнамент с изображением реальных и фантастических животных.

Учитель: Что изображено на этих орнаментах? Давайте придумаем им название.

Орнамент с изображением человека - орнамент с изображением мужских и женских фигур и частей тела человека.

Ребята, в изображении орнамента обязательно используется мотив? Где вы встречали это слово? (Музыка) Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - это отдельный элемент, который повторяется в орнаменте.

Вы, наверное, устали? Давай те немного отдохнём!

Физкультминутка

(Ученики повторяют движения за учителем)

Из - за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши - ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

  1. Практическая работа

А теперь ребята отгадай те мою загадку.

Чтоб не мерзнуть, пять ребят

В печке вязанной сидят.

(варежка)

Посмотрите, как красивы варежки на слайдах. Как вы думаете, с помощью чего получилась такая красота? Какие орнаменты изображены на варежках? Мы с вами сегодня тоже постараемся интересно украсить свои варежки. Но для этого нам нужно знать алгоритм выполнения задания.

Алгоритм:

  1. Заранее подготовленный трафарет варежки

  2. Выбор вида орнамента (возможно, смешать несколько видов)

  3. Определение места положения на варежке (показать на слайде)

  4. Сделать набросок орнамента простым карандашом (проверить у всех ли есть карандаши)

  5. Определиться с фоном варежки и цветом орнамента

  6. Работа в цвете - цветными карандашами и фломастерами

  7. Закончить работу. А по окончанию работы мы сделаем выставку и посмотрим, у кого варежка получилось интереснее и аккуратнее.

У кого возникнут вопросы - поднимите руку.

Анализ детских работ. Экспресс - выставка

Учитель на доске пишет виды орнамента (геометрический, растительный орнамент с изображением животного, орнамент с изображением человека). Учащиеся, после выполнения творческого задания, вывешивают свою работу - варежку, под тем видом орнамента, который они на ней изобразили.

А теперь, давайте посмотрим на нашу выставку работ на доске. Красивые получились варежки? А какая варежка вам нравиться больше? Почему?

Выставление оценок. Критерии оценивания работ:

- актуальность темы урока;

- сложность выбранного орнамента;

- качества исполнения;

- аккуратность, общая завершённость работы;

7. Подведение итогов

Ребята, давайте вспомним тему нашего урока. Что такое орнамент? Какие бывают виды орнамента? Что можно изобразить на орнаменте? Где они применяться?

8.Рефлексия

Ребята, у вас на парте смайлик. С одной стороны он грустный, а с другой веселый. Покажите мне, какое у вас сейчас настроение после прошедшего урока.

© 2010-2022