Конспект урока по Изо 6 класс Линия и ее выразительные возможности

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Бариева С.В.- 1 категории

Тема урока: Линия и ее выразительные возможности

Класс: 6

Предмет: Изобразительное искусство

Цель урока: познакомить с выразительными свойствами линии, видами и характером линии.

Задачи урока:

Личностные: - активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;

- создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;

- продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять

полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

Метапредметные: -развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности;

-совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности

-формировать коммуникативные компетенции.

Предметные: -сформировать понятие о линии как основном средстве выразительности в графике;

-развивать умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в разных эмоциональных состояниях, умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Оснащение урока: Зрительный ряд: Линейные рисунки художников: А Рембрандт, В.Серова, А.Дюрера и др.

Музыкальный ряд: Чайковский "Времена года", "Сентиментальный вальс", Шопен "Ноктюрны".

Литературные произведения:, В .Рождественский. « Деревья»

Компьютер, мультимедийный проектор, экран. альбом, карандаш, резинка, цветные карандаши

Тип урока: урок открытия новых знаний

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

1.

Организационный момент

Цель: Создать условия для эмоционального настроя учащихся.

Приветствие учителя. учащиеся

настраиваются на работу.

Здравствуйте, ребята!

Регулятивные действия :

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

2.

Этап мотивации и актуализации знаний

Цель:Создание условия внешней и внутренней психологической готовности к уроку с помощью высказываний художников о роли линии в изобразительном искусстве.

-Художник Анри Матисс говорил: «Путь к конечной цели идёт не через нагромождение деталей, а через отбор их. В рисунке, например, художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью» (эпиграф записан на доске). Слайд№1

-Как вы понимаете смысл данных слов?


3.

Определение темы и постановка цели урока

Цель: Создание позитивной мотивации работы на уроке и подведению учащихся к определению темы урока

«Открытие» обучающимися нового знания

- Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня на уроке ?

- Что вам предстоит узнать о линии?

-Действительно, сегодня мы будем говорить о линии.

Тема нашего урока - «Линия и её выразительные возможности». Слайд№2

На сегодняшнем уроке вы узнаете -

Выразительные свойства линии, виды и характер линии.

Привлечение учащихся к процессу постановки целей и задач урока помогает формировать регулятивные УУД.




4.

Изучение нового учебного материала.

Цель:Сформировать понятие о линии как основном средстве выразительности в графике.

-Для графики

-Вид изобразительного искусства, где отражение действительности решается с помощью рисунка. Основными средствами выражения замысла являются линия, штрих, пятно)

-Набросок, зарисовка, эскиз


-Рисунок начинается с линии. Линия является началом всех начал в рисунке



-Первая линия проведена быстро у нее тонкий летящий хвостик, она очень ровная - рука на скорости не успевает дрогнуть.

Вторая линия светлее остальных. Это значит, что сила нажима на нее была меньше.

А третья - самая медленная, с нажимом. Это видно и по неровности линии.

-Длинные короткие, прямые, кривые, волнистые

- Отрывистые, тонкие, толстые .

- Линия может быть уверенной, лихой, смелой или строгой, обстоятельной, мягкой, жёсткой, нежной, грубой



-Линия - это средство создания образа;

-Чтобы образ был выразительнее

- Для какого вида изобразительного искусства линия является основным выразительным средством?

- Что такое графика?



Слайд№3

- Какие виды рисунка вы знаете? Слайд№4

Рисунок структурная основа любого изображения в изобразительном искусстве. Рисунок - это средство познания и изучения действительности.

А знаете ли вы, с чего начинается любой рисунок?

Линия сама по себе может рассказать внимательному зрителю о многом. О характере, настроении, состоянии человека, который ее нарисовал.

Каждая линия - отпечаток нашей личности! Ведь даже по нашему почерку графолог может достоверно описать любого из нас. Так же и любая другая линия.

Я провела три линии одним карандашом с разной скоростью и силой нажима. Слайд№5

-Определите, какая медленная, какая быстрая, какая проведена легко, а какая - с нажимом?



- Какие линии знаете вы?

-Какими могут быть линии по начертанию

Слайд№6

- Как вы думаете ,может быть у линии характер?

- Какой характер может быть у линии?

Предлагаю вам наделить линию теми же чертами характера, что и у человека. Придумайте лирические эпитеты, чтобы обозначить её характер.( работа с презентацией) Слайд№7

-Линия может звучать как струна: случайно задетая, выразительно звучащая или надрывно кричащая.

- Что мы обозначаем линией?

- Зачем художнику столько разных линий?

- Для чего он их использует?

-Интерес к выразительности линии рождает её характер. Характер линии выражает эмоции, чувства художника.

Используемый метод - беседа, позволяет формировать коммуникативное учебное действие: умение выражать свои мысли, при этом слышать других


Проблемные вопросы формируют умение вступать в диалог, высказывать свою точку зрения


Критериями достижения целей и задач данного являются активное участие в обсуждении темы, полные развернутые ответы учащихся, умение оценить ответы товарищей, самостоятельность мышления, аргументированность.







5.

Рассматривание иллюстраций (зрительный ряд)

Цель: Создать условия для развития умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в разных эмоциональных состояниях.

Рассматривание изображений.








предполагаемые ответы учащихся: нежная, загадочная, задумчивая, добрая молодая женщина.

- Мы хорошо видим различия в стиле их рисунка, темперамент автора и характер.

Магия творческого акта - явления линии - безукоризненно передана в работах многих художников.

-Посмотрите несколько графических листов разных художников!

-Это Рембрандт. Какая динамичная линия! Какое множество штрихов! Уверенно и быстро они "лепят" объемную форму. Слайд№8

-Это портрет матери работы Альбрехта Дюрера. Он прославился своими гравюрами. Не правда ли, очень спокойная, отточенная линия? Работа гравера и требует усидчивости - линию, нанесенную резцом на металл, не исправишь. Здесь нужно быть уверенным в каждом движении! Слайд№9

Еще один портрет. Это Николай Фешин, великолепный живописец, портретист начала 20 века. Его линия какая-то невесомая, утонченная, очень романтичная. Слайд№10

И еще один художник, которого не могу обойти своим вниманием. Потому что линия у него просто виртуозная! Динамичная, одним движением формирующая силуэт и образ.Это рисунки Валентина Серова. Слайд№11

-Посмотрите внимательно на картину.

«Женщина с распущенными волосами» А.Матисс. Слайд№12

- Какие впечатления у вас от этого женского образа?

- Сам А.Матисс сказал: «Я не могу ничего прибавить к этой линии, ни отнять от неё».

-Сравните картины: чем они похожи. отличается?

Слайд№13

- Думаю теперь вы иначе взглянете не только на графические работы художников, но и на те рисунки , которые делаете сами, которые видите у своих близких.


Метод погружения в работы художников помогает сформировать зрительные образы

Интерактивные технологии применяю для определения глубины знаний материала .

6.

Динамическая пауза

Нарисовать в воздухе руками линии различного характера. Показать, какими линиями можно нарисовать добро, зло. Представить себя тонкой берёзкой; могучим дубом; плакучей ивой над рекой; деревом со сломанной веткой.

Смена видов деятельности нужна для снятия утомляемости, улучшения осанки, профилактики искривления позвоночника

7.

Закрепление изученного материала.

Творческая работа учащихся

Цель:Выявить художественные средства в поэзии и изобразительном искусстве.



Творческая работа учащихся

Цель : Организация самостоятельной работы учащихся

Учащиеся слушают, анализируют, сравнивают, определяют :

имеют ли свой характер деревья


-Ветки дуба - толстые, корявые, березы - тонкие, гибкие, нежные, боярышника - колючие, жесткие, ивы - гибкие, плавные, длинные и т.д.

Учащимся даётся исследовательское задание .

Вы знаете, что у человека бывает злой и добрый характер, нежный и жесткий. Слушая стихотворение Роберта Рождественского (под чтение стихотворения идет показ слайдов с фотографиями различных деревьев и произведения художников), определите:

имеют ли свой характер разные деревья

какими художественными средствами изображает это поэт. Слайд№14-21

- А как вы считаете, бывает ли характер у веток? Рассмотрите ветки, сравните.


Практическая работа: -

-Любым удобным графическим материалом изобразите линиями различного характера добро и зло. Чтобы легче было справиться с заданием, передадим эти качества через образ дерева.

8.

Выставка работ

Учащиеся показывают получившиеся работы. Выбирают понравившиеся работы, объясняют свой выбор.

-Какой характер вы постарались передать в своём рисунке?

-Какие трудности возникли при выполнении задания?

Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии).

9.

Рефлексивный анализ

деятельности

Цель :

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.



-Ответы учеников были созвучны с поставленной целью урока и его задачами.

-Думаю, что сегодня на уроке было трудно, но и интересно, вы узнали новое. Предлагаю оценить свою работу на уроке, закончив предложенные мною фразы.

Закончить фразу:

-Я знаю…

-Я понимаю…

-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: что дал урок? Нравственно - этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.

10.

Итог урока.

Цель:

Сопоставить полученный результат с прогнозируемым.

Осуществить самооценку творческой деятельности.

Определение домашнего задания

Сегодня вы узнали, что главное выразительное средство рисунка - линия. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной.

Вернёмся к эпиграфу: «В рисунке художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью».

-Как теперь вы понимаете смысл слов художника

Анри Матисс? Слайд№22

Домашнее задание: Предлагаю ученикам выбрать для себя домашнее задание из трех предложенных вариантов:

  1. Выполнить рисунок домашнего животного

(выполнение данного задания соответствует отметке «3»).


  1. Создать серию рисунков домашних животных (выполнение данного задания соответствует отметке «4»).

  2. Ребятам, имеющим дома выход в сеть Интернет, предлагаю создать презентацию о художниках- графиках (выполнение данного задания соответствует отметке«5»).

Всем учащимся: подготовить графические материалы




© 2010-2022