Урок по МХК Крестово-купольный храм

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по МХК Крестово-купольный храм

Проект

«Макет крестово -купольного храма»

Выполнил:

Кокорев Дмитрий,

Ученик 4а класса

МБОУ СОШ №16

Руководитель:

Кокорева Л.Н.

Учитель ИЗО







План

1. Вступление.

2. Историческая справка.

3.Особенности крестово - купольного храма.

4. Выполнение макета храма.

5.Заключение.

6. Литература.Урок по МХК Крестово-купольный храм











Вступление:

Недавно я делал макет из деревянной соломки, Он назывался « Русь православная», в центре макета у меня была колокольня,

Урок по МХК Крестово-купольный храм

но мне захотелось сделать макет храма. Для этого мне нужно было узнать, какие бывают храмы.

Я узнал, что самые распространённые

храмы в России - крестово-купольные.

Я решил, что попробую сделать именно такой храм.

Историческая справка

Христианские храмы появились на Руси еще в 10 в. Сначала они были деревянными. В конце 10 в. в Новгороде была срублена церковь св. Софии «о тринадцати верхах», и была она «честно устроена и украшена».В 1049 г. церковь сгорела, как сгорали многие десятки тысяч деревянных зданий, возведенных русскими зодчими в 11 и последующих столетиях.

Основной тип восточно-христианского храма, сложившийся в Византии и унаследованный архитектурой Древней Руси. Крестово-купольная система в общих чертах сложилась в Византии в 5 в.; окончательно сформировалась в 9-12 вв. В это время, помимо типичных крестово-купольных построек, возводились храмы с куполом, опирающимся на восемь колонн, на две стены и два столба и т. д. Крестово-купольные храмы могли быть как одноглавыми (с одним куполом; храм Покрова Богородицы на Нерли, 1165), так и многоглавыми (25-главая Десятинная церковь в Киеве, 990-96; 13-главый храм Св. Софии Киевской, 1037; пятиглавые Успенский собор во Владимире, 1189, и Успенский собор Московского Кремля, 1475-79).
Центричность крестово-купольного храма, восхождение ввысь его архитектурных объемов зримо выражали символику здания как воплощения Божественного космоса. С 9 в. в Византии, а позднее на Руси была разработана символика троичности (трехчастного деления) архитектурных форм и живописного убранства крестово-купольного храма как по вертикали, так и по горизонтали. В западной части храма располагался нартекс (притвор, преддверие), символизирующий землю. За ним следовала основная, центральная часть - наос, или неф (лат. navis - корабль), помещение для молящихся, символически соединяющее небо и землю и уподобленное спасительному судну в греховном житейском море. Третья, алтарная часть - небо, место пребывания Бога. Так же четко (в отличие от храмов-базилик) проводилось членение по вертикали, которому строго соответствовала система настенных росписей и мозаичного убранства. Верхняя зона - «небо» - включала в себя купола, своды верхнего уровня и конхи (полукруглые перекрытия) апсид; здесь находились изображения Христа, Богоматери и ангелов. Вторая зона - паруса (или тромпы) и верхние части стен, на которых помещали изображения ангелов и апостолов. И, наконец, третья зона - более низкие своды и нижние части стен. На столбах располагали строгие фигуры святых мучеников и воинов - «столпов церкви», подающих благой пример и укрепляющих в вере стоящих рядом людей.

Урок по МХК Крестово-купольный храм











Особенности крестово - купольного храма.

Крестово-купольный тип храма, имеет в плане форму креста и завершённый в центре куполом.

Во внешнем облике храма мы обратим внимание на количество венчающих его куполов. Оно строго символично. Первоначально на Руси храмы имели одну главу, что означало Единого Бога. Позднее стали возводить храмы с несколькими куполами. Два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа. Три главы символизируют Святую Троицу, пять куполов- Христа и четырёх евангелистов, семь глав- семь священных таинств Церкви, девять ставится по числу ангельских чинов, тринадцать символизируют Христа и двенадцать апостолов, 33-соответствует числу лет земной жизни Христа. Урок по МХК Крестово-купольный храмУрок по МХК Крестово-купольный храм

Форма купола также имеет символический смысл. Более древняя шлемовидная форма купола напоминала о доблестных воинах и богатырях- защитниках Отечества. Луковичная символизирует пламя свечи.

Цвет купола также важен в символике храма.

Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.Урок по МХК Крестово-купольный храм

Золочение куполов - чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий. В этой кажущейся расточительности есть своя нерушимая логика. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото. Золотом на Руси покрывали главы главных храмов, а также храмов, посвященных Спасителю.

Использование в отделке церквей золотой фольги началось во времена Византийской империи, которая не жалела драгоценного металла для благолепия храмов. Впоследствии традиция украшения была перенята и крестившейся Русью. Церковь Покрова Богородицы на реке Нерль стала одной из первых, чей купол по приказу святого князя Андрея Боголюбского был покрыт сусальным золотом.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый - цвет Святого Духа.

Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами

В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

Медленно поднимемся по ступеням, ведущим к дверям храма, и войдем в его притвор , знаменующий начальную ступень духовной жизни человека. В нем находится место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов. Здесь же является образ Голгофы - большой деревянный крест с образом распятого Спасителя. Нижний конец Креста укреплен в подставке, имеющий вид каменной горки. В лицевой стороне подставки изображаются череп и кости - останки Адама, возрожденного крестным подвигом Спасителя. По правую руку распятого Спасителя находится образ Богоматери.Урок по МХК Крестово-купольный храм

Да, здесь все поражает необычностью и внутренней значимостью. Взор устремляется вперед, к царским вратам. За ними главная часть храма - алтарь, где на престоле находятся святые реликвии. Никто не должен входить в алтарь, кроме тех, кто совершает богослужение или прислуживает священнику. И даже они должны входить в алтарь только во время службы, одетые в особые одежды.Урок по МХК Крестово-купольный храм

От средней части храма алтарь отделяется иконостасом. Возвышение, на котором находятся алтарь и иконостас, значительно выступает вперед, в среднюю часть храма. Оно называется солеей. В середине солеи находится амвон - место, откуда священник читает Евангелие и произносит проповедь. По краям расположены клиросы - места для чтецов и хора.

В центре средней части храма мы видим высокий столик особой формы со скошенной верхней доской: он называется аналоем. На них кладут иконы, Евангелие и другие священные предметы, чтобы молящиеся могли их видеть и к ним прикладываться, т.е. целовать. Перед иконами стоят подсвечники, для свечей. Горящие свечи должны напоминать нам, чтобы наши сердца горели любовью к Богу, как пламя свечи. Купол храма также имеет живописные изображения.

Урок по МХК Крестово-купольный храм



Выполнение макета

Крестово - купольные храмы-белокаменные, поэтому для работы я решил использовать солёное тесто.

Мне понадобится: пластиковая бутылка для основы, 100 грамм соли, 100 грамм муки, клей ПВА, вода, водоэмульсионная краска, золотая акриловая краска, кисточки. Из соли, муки клея ПВА и воды замешиваем густое тесто. Урок по МХК Крестово-купольный храм





Урок по МХК Крестово-купольный храм

Из пластиковой бутылки делаем основу храма, в плане должен получиться крест.



Урок по МХК Крестово-купольный храм

Начинаем обклеивать форму солёным тестом, лепим купол луковичной формы(символ горящей свечи), прорезаем, где нужно окна. Вот что у нас получилось, теперь работу нужно хорошо просушить.





Урок по МХК Крестово-купольный храм









После того, как работа хорошо просохнет, начинаем красить водоэмульсионной краской. Затем ещё раз хорошо просушиваем, раскрашиваем купол, я сделаю его золотым, Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу. Макет моего храма с одним куполом, что так же означает единого бога - Христа. Покрываем лаком. Работа готова!

Урок по МХК Крестово-купольный храм



Заключение.

В результате этой работы я узнал много нового о храмах, что символизируют купол, его цвет, количество. Я узнал не только как выглядит храм снаружи, но и как он устроен внутри. А самое главное у меня получился красивый макет крестово- купольного храма, который напоминает нам многие храмы нашей Родины, они такие красивые!

Урок по МХК Крестово-купольный храм



Урок по МХК Крестово-купольный храм





Урок по МХК Крестово-купольный храм





Литература:



  1. Мировая художественная культура/ Г.И.Данилова- М. Дрофа, 2011.



  1. Энциклопедия для детей. Религии мира,-Т.6,М.,1999.



  1. Искусство.10-11 классы. Мы входим в храм.-М.,1997.

Урок по МХК Крестово-купольный храм


© 2010-2022