Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

внеурочной деятельности

театрального кружка «Колобок»

Программа составлена для учащихся 1-х классов.






Составитель : Либерман Милена Григорьевна









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы театрального кружка «Колобок» по содержанию является художественно - эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 1 год.

Цели:
1. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
2. Развить творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.


Задачи кружковой деятельности:

  1. Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».

  2. Формировать нравственно - эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

  3. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.

4. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.

5. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.

6 .Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспи-

тывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстни-

ками;

7. Развивать чувство ритма и координацию движения;

8. Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на мате

риале скороговорок и стихов;

9. Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального

искусства, воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Формы и методы работы.

Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, спектакли и праздники.

Результаты освоения программы внеурочной деятельности:

Личностные универсальные учебные действия

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

Регулятивные универсальные учебные действия

-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки;

-вносить необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

Познавательные универсальные учебные действия

- самостоятельно включаться в творческую деятельность

-осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели

Коммуникативные универсальные учебные действия

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

Планируемые результаты реализации программы :

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами, воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Результаты первого уровня.

Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в различных местах (театре).

Результаты второго уровня.

Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества.

Результаты третьего уровня.

Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.

Результаты четвёртого уровня.

Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.

В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности - предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации - предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма - в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции - применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);

принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.

именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Содержание модуля программы.


Занятия в кружке «Колобок» ведутся по программе, включающей несколько разделов.

На первом вводном занятии кружка дети знакомятся с программой кружка, правилами поведения на кружке. В конце занятия - игра «Театр - экспромт»: «Колобок».

1 Тема «Пластичность»

Содержание

«Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Формы - театрализованные упражнения, конкурс «Пластические загадки».

2 Тема «Речевая гимнастика»

Содержание

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка - стройка; каска - сказка; хлопать - слопать; сломать - взломать; течение - стечение; вскрыть - скрыть.

«Голос - одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные - слабые, высокие - низкие, чистые - нечистые, звонкие - глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.

Голос - нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.

Формы - этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.

3 Тема «Развитие речи»

Содержание

В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.

4. Тема «Фольклор»

Содержание

Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.

Формы - импровизация игр, хороводов, сказок.

5. Тема «Театр»

Содержание

Раздел «Театр» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре,

Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Формы - экскурсии, постановка спектакля.

6. Тема «Творчество»

Содержание

В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

Формы - творческие игры, конкурсы.

7. Тема «Постановка спектакля»

Содержание

«Постановка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Компьютер,

магнитофон

диски с записью сказок и постановок,

диски с музыкой (классической и детской)

Тематический план занятий в 1классе

Nп/п

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Примечание

1

Тема: « Пластичность»

Вводное занятие. Игра «Театр-экспромт»: сказка «Колобок»

Групповая игра. (занятие в классе»

1

2

Ритмические игры и упражнения.

Групповая игра. (на свежем воздухе»

1

3

Ритмические игры и упражнения.

Групповая игра (на свежем воздухе)

1

4

Развитие двигательных способностей ребёнка.

Групповая игра

1

5

Конкурс «Пластические загадки»

Групповая игра (на свежем воздухе)

1

6

Тема: «Речевая гимнас-

тика» Скороговорки.

1

7

Просмотр сказки «Волк и семеро козлят» в видеозаписи, беседа по содержанию.

1

8

Культура поведения в театре. Беседа.

1

9

Тема: «Речевая гимнастика». Скороговорки

«Чтение»- игра. (занятие в классе)

1

10-11

Упражнение на развитие дыхания.

Парная и индивидуальная деятельность.

2

12-13

Умение слушать партнёра.

Работа в парах

Репетиция.

2

14

Тема: «Развитие речи». Игры со словом

Групповая игра. (занятие в классе)

1

15

Игры с рифмами

Групповая игра. (занятие в классе)

1

16

Работа в парах. Составление рассказов.

Парная деятельность.

(занятие в классе)

1

19-20

Групповые игры на простейшие виды общения.

Групповая игра. (занятие в классе»

2

21-22

Знакомство с играми русского народа.

Групповая игра (на свежем воздухе)

2

23

Произведения С. Маршака

1

24-25

Групповые сюжетно- ролевые игры.

2

26

Создание образов с по-

мощью движений

1

27

Чтение пьесы «Теремок»

Знакомство с персона-

жами.

1

28

Рисование теремка.

Занятие в классе

1

Выбор макета для декорации

29-30-31

Работа над сказкой-пьесой «Теремок»

Групповое занятие. (занятие в классе)Репети-

ция.

3

Выбор гл. героев.

32

Постановка спектакля для подготовительной группы.

детсад

1

33

Постановка спектакля для родителей.(родительское собрание)

зал.

1

Ценностные ориентиры содержания программы

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека - осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества - признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности - обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению

Тезаурус

Театр - вид искусства, искусство коллективное.

Фольклор- устное народное творчество.

ЛИТЕРАТУРА.


  1. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12 - Москва, «Школьная пресса», 2000.

  2. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». - М.: Просвещение, 1994.

  3. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. - М.: Новая школа,1993

  4. Сборник сценариев для театрального кружка Олеси Емельяновой.


© 2010-2022