Программа по МХК для 10-11 классов

          Рабочая  программа   разработана  на  основе   авторской   Программы   для общеобразовательных учреждений по «Мировой художественной культуре»  5-11 классов  2011 года, издательство «Дрофа», автора Г.И. Даниловой, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования  и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год,  универсального базисного учебного плана 2004 года. Прграмма составле...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КЕБАНЪЁЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ «___» ___________ 20__ г. Директор МОУ Кебанъёльская СОШ Заместитель директора по УР _______________ К.А.Попова _____________________ И.Г.Гришина «___» ______________ 20__ г.








Рабочая программа

по __«МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ»

(предмет/ курс)







уровень обучения (класс) _____среднее - общее 10-11 классы, (начальное общее, основное общее с указанием классов)









Составитель программы

Учитель_И.В.Куракина -

1 категория















пст.Кебанъель 2014г.



1.Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе авторской Программы для общеобразовательных учреждений по «Мировой художественной культуре» 5-11 классов 2011 года, издательство «Дрофа», автора Г.И. Даниловой, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год, универсального базисного учебного плана 2004 года.


Место предмета в базисном учебном плане:

Согласно базисному плану 2004 года, по которому работает школа, на «Мировую художественную культуру» отводится 69 часов: в 10 классе отводится 1 ч в неделю - всего 36 часов, в 11 классе отводится 1 ч. в неделю - всего 34 часа.

Образовательные цели и задачи курса:


- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

- формирование и развитие представлений о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетическое идеала в лучших произведениях мирового искусства;

- осознание единства, многообразия и национальной самобытности культур различных народов мира;

- освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

- знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

- интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.


Воспитательные цели и задачи курса:


- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями
искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

- способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы: развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному активному диалогу с произведением искусства;

- развивать способности к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

- создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и в краеведческой работе.

Особенности отбора содержания и общей логики последовательности его изучения, отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой:

Рабочая программа второго вида составлена на основе авторской Программы для общеобразовательных учреждений по «Мировой художественной культуре» 5-11 классов 2011 года, издательство «Дрофа», автора Г.И. Даниловой. Данная программа составлена с углубленным изучением материала по музыкальному искусству с 17-21 в, что отражено в содержании учебного предмета.

Общая характеристика учебного процесса:

-традиционный урок, урок - практика; урок - лекция, урок-конференция, урок - путешествие, семинар, круглый стол, урок-исследование,

-информационно - коммуникативные технологии;

-индивидуальные, групповые формы работы


Контроль уровня знаний: тестирование, зачеты; написание сочинения (эссе). Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса. Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных художественно-практических заданий.

Структура программы:

Важнейшей особенностью содержания курса МХК в 10-11 классах является представленная в нем широкая панорама развития мировой художественной культуры от XVII в. до современности. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки, а главное - выработать устойчивые представле­ния о художественной картине мира на всем протяжении ее развития. Кроме того, такой путь изучения курса по­зволит учащимся выявить и осознать причины вы­движения на первый план того или иного вида искусства в конкретную культурно-историческую эпоху, а также увидеть «прорастания» древних пластов культуры в ис­кусстве настоящего времени. Исторический путь изуче­ния курса позволит также понять закономерности смены художественных эпох, стилей и направлений в искусстве различных стран и народов мира.

Особое внимание уделяется знакомству с основными этапами развития отечественной (русской и националь­ной) художественной культуры как с уникальным и само­бытным явлением, имеющим непреходящее мировое зна­чение.

В условиях многонациональной российской системы образования учителю предоставляется возможность широко использовать национально-региональный ком­понент. При этом учитывается специфика развития реги­ональных культур, определенная особенностями наци­онального состава населения, сложившимися культурны­ми традициями и религиозными представлениями. Эта особенность построения курса МХК продиктована спе­цификой искусства, обладающего универсальным язы­ком общения между народами. Она позволяет, в общем, и мировом увидеть частное и индивидуальное, способству­ет пониманию друг друга, воспитывает взаимное уваже­ние с помощью вечных, непреходящих ценностей миро­вой культуры.










10 класс :


№ п\п

Наименование раздела

Количество часов

I.

Художественная культура Нового времени

14

II.

Художественная культура XIXв.

22


Итого:

36

11 класс :


№ п\п

Наименование раздела

Количество часов

1.

Музыка России XX века.

15

2.

Зарубежная музыка XX века.

10

3.

Художественная культура XX века.

6

4.

Культурные традиции родного края

3


Итого:

34



2.Содержание программы


Художественная культура Нового времени (14 часов).

Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Эстетика и главные темы искусства барокко и классицизма. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И.С. Баха. Многогранность и разнообразие творческого наследия композитора. Музыкальная культура и театр барокко («взволнованный стиль» итальянской оперы, Г.Гендель, А.Вивальди, партесный концерт, духовная музыка М.С.Березовского и Д.С.Бортнянского).

Классицизм - формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы. Музыка Венской классической школы - высшее выражение эстетики классицизма. Композиторы Венской классической школы: К.Глюк, Й.Гайдн, В.-А.Моцарт, Л.Бетховен. Музыкальный мир В.А. Моцарта («Дон Жуан»). Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Л. Ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната): путь от классицизма к романтизму, его смелые эксперименты и творческие поиски. Разнообразие музыкального наследия композитора.

Художественная культура конца XIX в. (22 час)

Романтизм как художественный стиль эпохи конца XVIII - начала XIX вв. Эстетика романтизма. Значение романтизма для дальнейшего развития мировой художественной культуры. Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в музыке и идея синтеза искусств (Ф.Шопен, Р.Шуман, Ф.Лист, Г.Берлиоз, и др.).

Социальная тематика в музыке реализма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Развитие русской музыки во второй половине XIX в.

Композиторы «Могучей кучки»: М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Многообразие творческого наследия П.И. Чайковского.

Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»).

Основные направления конца XIX века: импрессионизм (М.Равель, К Дебюсси). Реализм: эволюция понятия. Эстетика реализма и натурализм. «Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (художественные принципы реалистического искусства). Реалистические искания на оперной сцене (Д.Верди, Ж.Бизе). Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве А.Даргомыжского.

Музыка России 20 века. (15 часов)

Музыкальный мир ХХ в., разнородность его стилей и направлений. Художественные течения модернизма. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма. Музыкальный мир С.С.Прокофьева. Творческие искания Д.Д.Шостаковича. Многообразие творческого наследия С.В. Рахманинова и И.Ф. Стравинского. Музыкальный авангард А.Г.Шнитке. Развитие русского рока и отечественной поп-музыки.

Зарубежная музыка 20 века. (10 часов)

Музыкальный мир ХХ в., разнородность его стилей и направлений. Основные стили и творческие направления искусства XX века. Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок- и поп-музыка. Мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электроакустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Экспрессионизм.

Художественная культура 20 века. (9 часов) Русский театр романтизма и его знаменитые актёры (П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги. М.С. Щепкин - выдающийся актёр и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А.Н. Островского. Особенности театра А.Н. Чехова. Рождение МХТ.

Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Синтез искусств - особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини). Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч.С. Чаплин - выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Киноавангард ХХ в. Рождение национального кинематографа. Шедевры отечественного кино, его режиссёры и исполнители.

Виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация. Массовое искусство.

Опыт творческой деятельности. Определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.

Культурные традиции родного края (3 часа) Композиторы Республики Коми. Культурные традиции Усть-Куломского района.





















3.Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства.

  • характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;

  • основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;

  • основные средства выразительности разных видов искусства;

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

  • сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;

  • устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;

  • осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.

  • выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;

  • использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;

  • участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;

  • проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);

  • участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.









ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать:

  • характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;

  • основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;

  • основные средства выразительности разных видов искусства;

уметь:

  • сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;

  • устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;

  • осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;

  • использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;

  • участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;

  • проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);

  • участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.


4.Нормы оценивания знаний учащихся.

Отметка «5» ставится, если ученик дает исчерпывающие, точные ответы, отлично знает материал, умеет свободно аргументировать свою точку зрения, владеет терминологией, подбирает уместные примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно, с необходимыми обобщениями и выводами, умеет вести инициативный диалог, говорить правильным литературным языком, при написании итоговых творческих работ проявляет самостоятельность и умение проводить параллели между изучаемыми явлениями культуры и собственными знаниями, жизненным опытом.

Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает хорошее знание материала, умеет аргументировать свою точку зрения, подбирает примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно и грамотно, умеет вести диалог. Однако при ответе ученик испытывает некоторые затруднения, формулируя обобщении, не всегда проявляет самостоятельность в оценке отдельных явлений культуры.

Отметка «3» ставится, если ученик в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения, раскрывает материал, формулирует выводы и обобщения далеко не в полном объеме, допускает существенные ошибки в речевом оформлении. Работы и высказывания не отличаются самостоятельностью и осознанностью, нет опоры на личный опыт, учащийся не может проводить параллели между различными явлениями культуры.

Отметка «2» ставится, если ученик демонстрирует недостаточное, поверхностное знание материала, нарушает последовательность изложения, не может сформулировать выводы. Иллюстративный материал в ответе практически не представлен, нет самостоятельности в оценке фактов, недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отклонения от литературных норм, содержание ответа не соответствует материалу, изученному на уроке.

Наиболее важными критериями оценки анализа являются:

1. Знание (хорошее или плохое) произведений искусства.

2. Полнота и глубина характеристики произведений.

3. Знание изобразительно-выразительных средств, используемых автором.

4. Умение логически связывать теоретический материал по искусству.

5. Наличие (отсутствие) эстетического вкуса (определенного эмо­ционально-эстетического предпочтения, выбора конкретных объектов изображения, содержащих элементы понимания их эстетических досто­инств).

6. Наличие (отсутствие) определенной системы эстетических сужде­ний, понятий, взглядов на действительность.

7. Развернутость и глубина, аргументированность и осознанность эстетических суждений


Перечень учебно-методического обеспечения:

1.1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. Тематическое, поурочное планирование, 10 - 11 класс. - М.: Дрофа, 2010.

1.2. Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От XVII века до современности. 11 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2011.

1.3. Программы для общеобразовательных учреждений. 5 - 11 кл./ сост. Г.И. Данидлова. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 191 с

1.4. Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс» и «Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс». - М.: Дрофа, 2008

1.5. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2009

1.6. ЭСУН (электронное средство учебного назначения) к учебникам МХК для 10-11 классов, одобренное Министерством образования и науки РФ. - «Кирилл и Мефодий», Дрофа, 2003

1.7. Библиотека электронных наглядных пособий для 10-11 классов. - Республиканский Мультимедиа-центр, 2003

1.8. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 3-х частях. - М.: Просвещение, 2003

Технические средства обучения (средства ИКТ):

2.1.Универсальный настольный компьютер

2.2.Проектор

2.3.Экран

2.4.Колонки

Интернет-ресурсы:

3.1.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

3.2.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

3.3.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

© 2010-2022