Урок по изобразительному искусству на тему О чём рассказывают нам гербы? (5 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Морозова

Лидия Ивановна



Учитель изобразительного искусства



МБОУ Дружбинская СОШ

Карачевского района



















Тема урока: О чём рассказывают нам гербы? (слайд 1)

Цель: Сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака и о значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики

Задачи:

  • дать представление о гербах России и родного края

  • познакомить с элементами и символическими значениями в гербах

  • развивать творческий интерес, ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественным материалом

  • научить выполнять выразительные композиции гербов (герб своего класса, герб семьи, личный герб) -слайд 2

Форма урока: урок - получение новых знаний

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

Художественные материалы: альбомы, кисточки, краски, цветные карандаши

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Формирование новых знаний с элементами практической работы

- Ребята, прочитайте внимательно тему нашего урока и скажите, как лично вы понимаете её? С чем ассоциируется у вас слово «герб»? И о чём герб может нам рассказать? (ответы учащихся)

В словаре русского языка С.И.Ожегова дается следующее толкование слова «герб»: это отличительный знак государства, города, сословия и т.п., изображаемый на флагах, монетах, печатях… Мы живем с вами в России, у нашей страны есть свой герб. Вот как он выглядит (слайд 3). Хотя надо заметить, что первые гербы появились примерно в X веке в Европе и это были просто личные знаки рыцарей, которые чаще всего размещались на щитах, на флагах ( штандартах) и на попонах лошадей (слайд 4). Конечно, так герб России выглядел не всегда. Он несколько раз менялся. В облик герба внесли изменения: династия Романовых, Петр I, Александр I…(слайд 5). Государственный герб обязательно изображается на всех важных государственных бумагах, давая всем, кто видит эти бумаги, понять, что они важные и государственные. Например, государственный герб украшает все указы Президента России, а также паспорта российских граждан и другие документы, выдаваемые российским государством.

- Скажите, а где еще можно увидеть герб РФ? (ответы учеников)

Есть герб на печатях, на денежных знаках (деньгах), на приграничных столбах, на государственных орденах и медалях (слайд 6).

- Ребята, свой отличительный знак есть не только у государства, но и у разных городов. Герб рассказывает о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях его жителей. Рассказ ведется на языке символов. Посмотрим на герб столицы нашей родины - Москвы. Четырехугольный темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника - Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змия (слайд 7).

А вот так выгляди герб города Брянска(слайд 8). Официально символ города был утвержден 16 августа 1781 года.

Он щитовой формы с основным красным цветом, символизирующим как кровь, пролитую на полях Брянска во времена всевозможных войн, так и рассвет - возрождение. На зеленом поле изображена золотая мортира со стволом поднятым вверх. По бокам от нее пирамиды снарядов. Примечательно, но исторический вид герба Брянска сохранился даже в советские годы, в отличие от большинства гербов других городов. На нем не было ни монархической, ни религиозной тематики, потому коммунистам он не доставлял никаких отрицательных эмоций. На него только было добавлено название города.

Впрочем, современный вариант герба этой опять детали лишился и сейчас выглядит точно также как и более 200 лет назад.

- Мы с вами живем в маленьком городе Карачев ,у которого тоже есть свой герб. Вот как он выглядит (слайд 9). Утвержден 16 августа 1781 г. Описание герба: «Герб представлен в виде французского щита. В верхней части щита в синем поле на белых воротах сидит черный, одноглавый орёл в золотой короне (герб Орловский). В нижней - в серебряном поле пук связанного золотой лентой распустившегося маку, которого в окрестностях сего города в полях довольно сеют и оным торгуют".

-Ребята давайте рассмотрим некоторые гербы Брянской, нашей области (слайд 10) и гербы городов России. Что на них интересного изображено и почему. Как вы думаете? (слайд 11).

На самом деле придумать герб - это непростое дело. Существует целая наука - ГЕРАЛЬДИКА, которая знает все правила составления гербов.

Сегодня на уроке мы с вами постараемся придумать и изобразить герб класса или свой личный герб, пользуясь некоторыми правилами при их составлении. Итак, мы с вами убедились, что все элементы в композиции герба имели важное значение, несли какую-то информацию. Форма герба могла быть разнообразной, но в основном она вписывалась в треугольник, что повторяло форму щита древних рыцарей (слайд 12). Самым удобным с точки зрения свободного места является так называемый французский щит, представляющий большую площадь для заполнения. Мы с вами видели, что этот щит как основной применяется в большинстве случаев (герб Москвы, города Брянска, города Карачева и др. )

Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. В геральдике используют семь основных цветов ( два металла и пять эмалей): (слайд 13,14)

*желтый цвет (золото) - символ богатства и справедливости;



белый (серебро) - символ чистоты;

*красный - символ любви и смелости;

*голубой - символ красоты и величия;

*зеленый - символ надежды и свободы;

*пурпурный (бордовый) - могущество, достоинство;

*черный - мудрость и печаль.

Попробуем сейчас в своих альбомах изобразить понравившуюся вам форму герба, определиться с цветом, используя основные цвета в геральдике.

(учащиеся выполняют задание, время работы 5-8 мин)

Ребята, что же изображать на нашем гербе? Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур (слайд 15) - изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они тоже попадали на герб не случайно. Каждое условное изображение имело свое значение. Например: (слайд 16)

  • Дуб, лев, дракон означали силу

  • Собака…. - преданность и повиновение

  • Факел, книга…. - знания

  • Пчела… - трудолюбие

  • Рука в перчатке… - храбрость

  • Петух … - символ боя и т.д.

  • Ножницы, нитки, игла…-принадлежность к профессии

  • Змей…- зло

Герб иногда украшает лента с девизом (девиз - выражение, отражающее жизненные принципы кого-либо). Бывает, что венчает герб корона, а по сторонам щит поддерживают фигуры - щитодержатели - люди, птицы, звери (слайд 17)

  1. Закрепление знаний по теме

А теперь я предлагаю вам собрать воедино всю информацию, которую получили на уроке и обобщить её сначала теоретически - отгадать кроссворд, а затем практически - создать свою символику герба («Герб семьи», или «Герб школы», или «Личный герб») - (слайд-кроссворд 18)

(учащиеся отгадывают кроссворд)

Ответы: 1. Герб 2. Георгий 3. Фигуры 4. Металлы 5. Лев

6. Король 7. Девиз 8. Щит 9. Корона 10. Щитодержатели

4. Домашнее задание

Даю вам несколько «полезных советов» для выполнения практической домашней работы. Внимание на экран (слайд 19)



Источники информации: (слайд 20)

  • Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. - 9-е изд.-М.: Просвещение,2010.-192 с. : ил.

  • Поурочные разработки по изобразительному искусству. По программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство а жизни человека»: 5 класс.- М.: ВАКО, 2011.- 144с. -(в помощь школьному учителю).

images.yandex.ru

bankgorodov.ru

rusedu.info/Article980.html - формы герба, цветовая гамма

kostyor.ru - информация о гербе России

pechgimn.ru/ - изменения в гербе

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2011





© 2010-2022