Рабочая программа по МХК

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ненецкого автономного округа

«Средняя школа п. Красное»



Рабочая программа

по учебному предмету

Мировая

художественная культура



10 класс.

Учитель МХК

Хатанзейская Валентина Ивановна





2015 - 2016



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы среднего (полного) общего образования по Мировой художественной культуре на базовом уровне.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Примерная программа выполняет две основные функции.

Информационно - методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.

Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Структура документа

Рабочая программа включает пояснительную записку, основное содержание с обязательным уровнем знаний, умений и навыков, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки выпускников, список литературы, календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

Курс формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет обучающимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию - активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) обучающихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира и завершается Возрождением, в культуре которого отразились новые представления о человеке и мире). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

В курс Х класса включены следующие разделы: «Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций», «Художественная культура Античности», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура средневекового Востока», «Художественная культура Возрождения». При составлении рабочей программы включен материал по региональному содержанию.

Учитывая мировоззренческий характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора обучающихся и активное участие в современном культурном процессе. В этой связи программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы детям более тонко воспринимать и анализировать произведения искусства, интегрировать и давать эстетическую оценку явлениям и процессам художественной культуры, приобретать опыт исследовательской и творческой деятельности. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24декабря 2010 г. № 2080 утверждены Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год. В федеральный перечень учебников 2015 года вошли обновленные учебники Г.И. Даниловой для 10 и 11 классов. Издательством «Дрофа» сформирован учебно-методический комплекс, в который входит программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (5-9, 10-11 классы), тематическое и поурочное планирование, учебники и рабочие тетради, дополнительные материалы к учебникам.

Цели

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа (из расчета 1 час в неделю) на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  • владеть основными формами публичных выступлений;

  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.


Результаты обучения

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения мировой художественной культуры обучающийся должен:

Знать / понимать:

основные виды и жанры искусства;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.

Используемый УМК

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080 утверждены Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015 - 2016 учебный год. В Федеральный перечень учебников 2015 года вошли обновленные учебники Г.И. Даниловой для 10 и 11 классов.

Мировая художественная культура: От истоков до XVII в., 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.И.Данилова. - 10-е издание, стереотипное. - Москва: Дрофа, 2012. - 366, (2) с : ил.



Учебно-тематическое планирование



раздела



Тема урока



Кол-во часов



Контрольные работы


1

Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций

5

1

2

Художественная культура Античности

6

1

3

Художественная культура Средних веков

8

1

4

Художественная культура средневекового Востока

4

1

5

Художественная культура Возрождения

7


Всего:

30

4












содержание программы учебного предмета


Раздел 1. Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций

1

Искусство первобытного человека

Культура, искусство, виды искусств. Древние образы и символы. Альтамира. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека.

2

Художественная культура Древней Передней Азии

Пирамиды - «жилища вечности». Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств.

Абу-Симбел - жемчужина египетского зодчества. Сооружения Позднего царства. Скульптурные памятники. Гробница Тутанхамона. Музыка Древнего Египта.

3

Архитектура Древнего Египта

4

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта

Возникновение письменности. Искусство Месопотамии. Стела царя Хаммурапи.

5

Художественная культура Мезоамерики

Культура ольмеков. Искусство ацтеков. Искусство инков.

Раздел 2. Художественная культура Античности

6

Эгейское искусство.

Эгейская архитектура. Фрески Кносского дворца.

7

Архитектурный облик Древней Эллады

Центр греческой цивилизации.

8

Изобразительное искусство Древней Греции.

Куросы и коры периода архаики, скульптурные каноны Поликлета и Мирона, скульптурные творения Скопоса и Праксителя, скульптура эллинизма

9

Архитектурные достижения Древнего Рима.

Архитектурные символы римского величия. Римский Форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Пантеон - «храм всех богов». Колизей - величественная зрелищная постройка Древнего Рима.

10

Изобразительное искусство Древнего Рима.

Изобразительное искусство этрусков, римский скульптурный портрет, мозаичные и фресковые композиции

11

Театр и музыка Античности

Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа. Музыкальное искусство Античности.

Раздел 3. Художественная культура Средних веков

12

Мир византийской культуры

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.

13

Архитектура западноевропейского Средневековья

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. Собор Нотр-Дам в Париже и Кёльне

14

Изобразительное искусство Средних веков

Скульптура Романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража.

15

Театр и музыка Средних веков

Литургическая Драма Средних веков. Средневековый фарс.

Музыкально-песенное творчество трубадуров, труверов и миннезингеров.

16

Художественная культура Киевской Руси

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева - «матери городов русских». Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве.

17

Развитие русского регионального искусства

18

Искусство единого Российского государства

19

Театр и музыка

Раздел 4. Художественная культура средневекового Востока

20

Художественная культура Индии

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Отражение религиозно-мифологической картины мира в духовной культуре Востока. Пещерные храмы.

21

Художественная культура Китая

Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Характерные особенности китайского зодчества.

22

Искусство Страны восходящего солнца

Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Следование китайским традициям зодчества, выработка собственного стиля архитектуры.

23

Художественная культура исламских стран

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры.

Раздел 5. Художественная культура Возрождения

24

Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения

Идеалы гуманизма в искусстве итальянского Возрождения.

Подъем ренессансного искусства; интерес к античности.

Джотто - «лучший в мире живописец».

Эстетика Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества. Роль музыки в нравственном воспитании общества. Основные музыкальные жанры

Театр Шекспира «Глобус». Расцвет английского театра эпохи Возрождения. Выдающийся актерский талант Шекспира. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира

25

Архитектура итальянского Возрождения

26

Титаны Высокого Возрождения

27

Мастера венецианской живописи

28

Искусство Северного Возрождения.

29

Музыка и театр эпохи Возрождения

















Календарно-тематическое планирование по Мировой художественной культуре.

10 класс.

Тема урока

Кол-во

Освоение предметных знаний обучающихся

УУД

Домашнее

задание

Дата

Раздел 1. Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций.

1

Искусство первобытного человека. РС

1

Узнавать изученные произведения и

соотносить их с определенной эпохой,

стилем, направлением.

Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в

практической деятельности и

повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного

суждения о произведениях классики

и современного искусства;

самостоятельного художественного

творчества

глава 1

2

Художественная культура Древней Передней Азии

1

Знать архитектурные памятники Древнего, Среднего и Нового царств Египта.

Уметь узнавать изученные шедевры

архитектуры Древнего Египта

глава 2

3

Архитектура Древнего Египта.

1

Знать изученные произведения

архитектуры и изобразительного искусства Древней Передней Азии. Уметь узнавать изученные произведения

1. презентация

2. глава 3

4

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта

1

Знать понятие «канон»; особенности изобразительного искусства Древнего Египта.Уметь узнавать изученные шедевры изобразительного искусства Древнего Египта.

Загадка Тутанхамона (подготовить сообщение)

5

Художественная культура Мезоамерики

1

Знать шедевры искусства ацтеков и майя.

Уметь узнавать изученные произведения

глава 5

6

Контрольная работа № 1 по теме «Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций».

1

Проверить уровень сформированности знаний, умений, навыков.

Индивидуальное

Раздел 2. Художественна культура Античности.

7

Эгейское искусство.

1

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

Узнавать изученные произведения и

соотносить их с определенной эпохой,

стилем, направлением.

Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками

информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в

практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства.

1. глава 6

2. презентация

8

Архитектурный облик Древней Эллады

1

Знать значение художественной культуры Древней Греции; архитектурные сооружения Афин. Уметь узнавать изученные произведения

глава 7

9

Изобразительное искусство Древней Греции

1

Знать основные периоды развития скульптуры и их выдающихся представителей. Куросы и коры периода архаики, скульптурные каноны Поликлета и Мирона, скульптурные творения

Скопоса и Праксителя, скульптура Эллинизма

1. презентация

2. глава 8

10

Архитектурные достижения Древнего Рима.

1

Знать архитектурные сооружения Древнего Рима. Уметь узнавать изученные произведения.

глава 9

11

Изобразительное искусство Древнего Рима.

1

Изобразительное искусство этрусков, римский скульптурный портрет, мозаичные и фресковые композиции

глава 10

12

Театр и музыка Античности.

1

Знать имена великих трагиков и комедиографов греческого театра.

глава 11

13

Контрольная работа № 2 по теме «Художественна культура Античности»

1

Проверить уровень сформированности знаний, умений, навыков.

Индивидуальное

Раздел 3. Художественная культура Средних веков

14

Мир византийской культуры

1

Знать основные стили архитектуры западноевропейского Средневековья; шедевры архитектуры. Уметь узнавать изученные произведения

Узнавать изученные произведения и

соотносить их с определенной эпохой,

стилем, направлением. Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; уметь слушать других, принять другую точку зрения, изменить свою точку зрения

глава 12

15

Архитектура западноевропейского Средневековья

1

глава 13

16

Изобразительное искусство Средних веков.

1

Знать особенности скульптуры романского и готического стиля. Уметь узнавать изученные произведения

глава 14

17

Театр и музыка Средних веков. РС

1

Знать особенности театрального искусства Средних веков и достижения музыкальной культуры. Уметь узнавать изученные произведения

1. глава 15

2. презентация

18

Художественная культура Киевской Руси

1

Знать архитектурные памятники древнерусского государства, Великого Новгорода, Владимирско-Суздальского, Московского княжества. Уметь узнавать изученные произведения

глава 16

19

Развитие русского регионального искусства

1

глава 17

20

Искусство единого Российского государства

1

глава 18

21

Театр и музыка

1

глава 19

22

Контрольная работа № 3 по теме «Художественная культура Средних веков».

1

Проверить уровень сформированности знаний, умений, навыков.

Обобщающий урок по теме

Нет задания

Раздел 4. Художественная культура средневекового Востока.

23

Художественная культура Индии

1

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества.

Узнавать изученные произведения и

соотносить их с определенной эпохой,

стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между

произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания; использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; работать по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ)

глава 20

24

Художественная культура Китая. РС

1

Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры.

глава 21


25

Искусство Страны восходящего солнца

1

Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры.

Эссе

26

Художественная культура исламских стран

1

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры.

Глава 23

27

Контрольная работа № 4 по теме «Художественная культура средневекового Востока»

1

Проверить уровень сформированности знаний, умений, навыков.

Индивидуальное задание

Раздел 5. Художественная культура Возрождения.

28

Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения

1

Знать о наиболее известных художниках, творчество которых сыграло большую роль в развитии искусства; основные произведения мастеров проторенессанса и раннего Возрождения.Уметь: анализировать увиденное, видеть особенности авторского стиля, художественных приемов

Узнавать изученные произведения и

соотносить их с определенной эпохой,

стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между

произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; уметь

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых

ситуаций; выражать положительное отношение к процессу познания; оценивать свою учебную деятельность; применять правила делового сотрудничества

глава 24

29

Архитектура итальянского Возрождения

1

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.

Глава 25

30

Титаны Высокого Возрождения

1

Знать творчество наиболее известных архитекторов и живописцев того времени.

Уметь видеть особенности авторского стиля, художественных приемов

Глава 26

31

Титаны Высокого Возрождения

1

Глава 26

32

Мастера венецианской живописи

1

Знать: шедевры творчества Тициана

Уметь: видеть особенности авторского стиля, художественных приемов

Глава 27;

презентация

33

Искусство Северного Возрождения. РС

1

Знать типы архитектурных построек, характерных для Германии, Нидерландов и Франции. Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы

Глава 28

34

Музыка и театр эпохи Возрождения.

1

Знать: характерные особенности музыкальной культуры эпохи Возрождения. Уметь: анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Задания нет



© 2010-2022