Тема урока: Святой Сергий – строитель русской духовной культуры

Тема урока: Святой Сергий – строитель русской духовной культуры. Цель урока: Развитие духовно- нравственного  просвещения учащихся, формирование у них целостного мировоззрения. Задачи: -  Развивать аналитическое мышление, умение поиска нужной информации; -  Формировать умения обобщать, систематизировать и сжимать полученную информацию; -  Развивать умение анализировать материал и творчески его представлять; -  Создать целостную систему представлений о русской духовной культуре, а также развивать...   Литература: 1. Кутузов А. Г. Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского нового чудотворца: Хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2007. 2. Шевченко Л. Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя. – М.: ЦПКИТО, 2008. – с38 3. Свято-Троицкая Сергиева лавра. -  Тула: ИПО «Л.Т.», 2003.- 31с.  4.  Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский / вст.ст., - М.: Сов. Россия, 1991 г.  6.Фокеев А. Л. Начало всех начал. Саратов, «Лицей», 2003г.  7...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Святой Сергий - строитель русской духовной культуры.

Цель урока: Развитие духовно- нравственного просвещения учащихся, формирование у них целостного мировоззрения.

Задачи:

- Развивать аналитическое мышление, умение поиска нужной информации;

- Формировать умения обобщать, систематизировать и сжимать полученную информацию;

- Развивать умение анализировать материал и творчески его представлять;

- Создать целостную систему представлений о русской духовной культуре, а также развивать гармоничное мировосприятие и способности к самостоятельному постижению духовных ценностей;

- Развивать умения работать в группе.

Основной метод ведения урока - интегрированный, групповой метод решения проблемной ситуации, сопровождаемое выступлениями творческих групп учащихся, основанными на самостоятельной исследовательской работе.

Предварительная работа:

Деление учащихся на творческие группы «Историки», «Литературоведы», «Искусствоведы», «Современники».

Группам раздаются карточки с заданиями: Собрать материал по теме «Святой Сергий - строитель русской духовной культуры» с позиций названия группы и заданным подтемам.

«Историки» - Начало освобождения от татаромонгольского ига.

«Литературоведы» - Создание и распространение нового типа монастырей.

«Искусствоведы» - Создание духовно-нравственного и культурного центра Руси

«Современники» - Осмысливание и распространение на Руси вероучений о Святой Троице.

Оборудование: Мультимедийный проектор; компьютеры, планшеты, презентации по теме, энциклопедии, тексты, шаблоны интеллектуальных игр, тестов, таблицы.

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Объявление цели урока.

3. Создание проблемной ситуации.

4. Групповая работа.

5. Выступление групп.

6. Физминутка

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание

3. Создание проблемной ситуации.

Учитель:

- Чем Сергий Радонежский заслужил любовь и почитание людей?

- Почему Сергия Радонежского считают строителем русской духовной культуры?

- Зачем нам и нашим современникам, живущим в XXI веке, изучать наследие святого?

- Ответить на эти вопросы предстоит группам с позиций «Историков», «Литературоведов», «Искусствоведов», «Современников». Выступления надо проиллюстрировать презентацией, подготовить вопросы для закрепления (шаблоны тестов прилагаются) (Приложения № 1-3)

4. Групповая работа.

- Каждой группе надо обобщить, систематизировать и сжать собранную информацию; проанализировать материал и творчески его представлять.

5. Выступление групп.

6. Физминутка для глаз (Приложение № 4)

7. Рефлексия.

- Четыре великих дела было в жизни Сергия, за которые мы почитаем его как учителя и строителя русской духовной культуры России.

- Какие это дела?

1 дело. Создание и распространение нового типа монастырей.

(Сергий был образцом в исполнении нового устава.)

2 дело: Начало освобождения от татаромонгольского ига.

Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на битву. Во время Куликовской битвы Сергий истово молился в Троицком храме и, находясь на далёком расстоянии от Куликова поля, видел гибель каждого воина и называя его по имени говорил братии: "Помолитесь за упокой души раба Божии такого-то…". Наконец он возвестил братии о поражении врагов и нашей победе.

3 дело: Осмысливание и распространение на Руси вероучений о Святой Троице. Православные иерархи церкви и богословы считают, это было главным делом Сергия и его главной исторической заслугой. Троичные храмы и введённый с ними праздник Святой Троицы воплощают в себе призыв к единению земли русской.

4 дело: Создание духовно-нравственного и культурного центра Руси Троице-Сергиевой лавры.

Домашнее задание:

- Написать эссе «Почему важно, чтобы Сергий Радонежский, стал снова самым почитаемым святым России».

Литература:
1. Кутузов А. Г. Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского нового чудотворца: Хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2007.
2. Шевченко Л. Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя. - М.: ЦПКИТО, 2008. - с38
3. Свято-Троицкая Сергиева лавра. - Тула: ИПО «Л.Т.», 2003.- 31с.
4. Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский / вст.ст., - М.: Сов. Россия, 1991 г.

6.Фокеев А. Л. Начало всех начал. Саратов, «Лицей», 2003г.

7. Леонов С.А. Интегрированные уроки. - М., 1998.

4



© 2010-2022