• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Конспект урока лабораторно-практического занятия на тему: «Натюрморт из близких по тону и цвету предметов»

Конспект урока лабораторно-практического занятия на тему: «Натюрморт из близких по тону и цвету предметов»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок: № 25

Тема: «Натюрморт из близких по тону и цвету предметов.

Цель:
а) Обучающая: закрепить знания о "цветовом контрасте"; повторить новые методы фактурной акварели; учить выполнять первоначальное цветовое решение натюрморта по заданным схемам.

б) Развивающая: Развитие творческого воображения студентов, развитие мыслительных способностей, умение доказывать свою точку зрения.
в) Воспитывающая: воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету "живопись". Воспитывать культуру труда.

Тип занятий: Комбинированный.

Задача урока: Выполнить первоначальный этап цветового решения натюрморта.

Материалы и оборудование:

Акварельные краски; кисти; вода; палитра; подготовительный рисунок (форматА3).

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Повторение пройденного урока (5 мин)

  3. Введение в тему (5 мин)

  4. Объяснение новой темы и показ приемов (15 мин)

  5. Самостоятельная работа (10 мин)

  6. Анализ работы (5 мин)

  7. Итоги урока (3мин).

  1. Организационный момент

Приветствие.

Подготовка к занятию. Подготовка обучающихся к выполнению задания: размещение мольбертов вокруг натурной постановки, закрепление бумаги (с подготовительным рисунком натюрморта (форматА3)), размещение инструментов, красок, вода для работы акварелью.

  1. Повторение пройденного урока

Нужно разгадать кроссворд, составленный по вопросам прошедшей темы.


1








9

К








С

О


3



6



В

М

2

К



С



Е

П

Г

О

4


И

7


Т

О

Р

Н

Н

5

М

Ф

8

О

Н

А

Т

Ю

Р

М

О

Р

Т

О

Ф

Р

А

И

Е

Н

Е

Е

В

И

А

Н

Т

Т


Ф

Н

К

К

С

С

М

Р


Л

Ь

А

А

Т



И


Е







Я


К









С


  1. расположение, структуризация отдельных частей в целостном объекте

  2. вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных средств

линии, штрихи, пятна и точки.

  1. отношение яркостей самой светлой и самой тёмной частей изображения.

  2. незначительное различие в однородных свойствах чего-либо, оттенок, мелкая подробность чего-либо; едва заметный переход от одного к другому

  3. способ организации изображения, чередования его элементов.

  4. В рисунке правая и левая сторона относительно какой-либо плоскости выглядят одинаково.

  5. часть изображения, образующая задний план.

  6. оптический эффект отражённого света на предмете

  7. распределение света и тени на поверхности предмета

Тема нашего урока: Натюрморт из близких по тону и цвету предметов.

  1. Введение в тему. Роль тонального и цветового разбора в живописи

Натюрморт - самый удобный и доступный жанр в изобразительном искусстве. Только через натюрморт происходит начальное, грамотное обучение рисунку, живописи и композиции, поставленные предметы неподвижны и их можно писать много раз, при неизменных условиях.

Одним из заданий является «Натюрморт из близких по тону и цвету предметов». Тональное решение такого натюрморта должно соответствовать возможностям акварельной живописи, но возникают сложности. На темных драпировках градации света менее заметны, рефлексы на них так же видно плохо. Темная поверхность поглощает свет и отражает его очень слабо, рефлексные связи едва заметны, но даже ровная однотонная ткань без складок не пишется одним локальным цветом. Тени никогда не будут черными, они всегда окрашены. Такой натюрморт требует специального освещения, требуется активный свет от электролампы или софита, тогда тень проходит по форме, выявляя её геометрию. Тени собственные и падающие обозначают форму: шарообразную, цилиндрическую, кубическую, конусообразную. Тень собственная строго повторяет форму предмета. Основной функцией собственной тени в живописи является пластическая моделировка объемной формы. Падающая тень ложится по форме на другие предметы, драпировки, стол и стены и служит дополнительным средством построения пространственной среды. Поиск цветовых отношений лучше начинать с определения в натуре наиболее интенсивного цвета-цветовой доминанты (цвет, который ближе к спектральному). Поиск общих тональных отношений начинается с определения самого светлого пятна в натюрморте, затем самого темного и все другие отношения определяются по отношению к ним.

  1. Технические особенности приема нанесения красок

В акварельной живописи существуют несколько технических приемов: «аля-прима» (по сухой или сырой бумаге) позволяющая выполнить картину за один сеанс. Художник, использующий такую технику, заканчивает изображение до полного высыхания красок, в то время как традиционный метод предус -Конспект урока лабораторно-практического занятия на тему: «Натюрморт из близких по тону и цвету предметов»

матривает нанесение красок слой за слоем и ожидание, пока очередной слой высохнет.

Аля - прима Конспект урока лабораторно-практического занятия на тему: «Натюрморт из близких по тону и цвету предметов»

«мозаичный прием» (разработка цветового пятна) в основе которого лежит манера письма раздельными (неизолированными) мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта (подразумевается «смешение» на сетчатке глаза зрителя).

Пуантилизм

И наконец прием «лессировка». Сущность приема лессировочного письма заключается в последовательном нанесении прозрачных слоев краски один на другой. Иногда цвета этих слоев сливаются в один красочный тон; иногда нижние слои, просвечивая сквозь верхний, дают более интенсивный и сложный по своим характеристикам оттенок цветовой. Если однослойная корпусная краска зрительно выдвигает предмет на передний план, то многослойная лессировка тонкими прозрачными красками удаляет предмет в воздушную сферу или погружает его в тень. Конспект урока лабораторно-практического занятия на тему: «Натюрморт из близких по тону и цвету предметов»

Лессировка

Работая таким методом сначала лучше прокладывать теплые и интенсивные тона, а затем холодные и малонасыщенные. Теплый тон в первой прописке хорошо чувствуется и оказывает влияние на гармонию в законченной работе.

Малонасыщенными и холодными цветами писать в конечных стадиях работы и преимущественно в верхних красочных слоях. Чаще всего это делается для обогащения или сдерживания ярких красок в нижних слоях. Положенные вначале они отнимают свет у бумаги, так как холодные оттенки цветов плохо перекрываются и в результате могут получиться, непрозрачные, загрязненные тона.

К лессировочным краскам относятся:

Краплак, кармин, сиена золотисто-желтая, голубая ФЦ, берлинская лазурь, изумрудная зеленая, сепия, черная виноградная, индийская желтая.

Кроющие краски

Кадмий желтый, кадмий красный, кадмий оранжевый, кобальты, ультрамарин, некоторые охры, сажа газовая.

Если работа ведется длительное время, в первую очередь прокладываются прозрачные мелкозернистые краски, корпусные, кроющие на заключительной стадии. Кроющие, малопрозрачные краски при наложении плохо впитываются в поры бумаги. Пигмент частично остается на ее поверхности. При повторных перекрытиях краска размокает, легко снимается кистью, образуются полосы и грязь. Красочный слой в акварели, построенный от наиболее прозрачных к менее прозрачным краскам, прочнее, интереснее по фактуре.

В работе над постановкой используем чистые, не смешанные краски (прием «лессировок»). Насыщенность цвета зависит от тона предмета. Планшет с рисунком в процессе работы акварелью должен находиться в умеренно-наклонном положении, исходя из поставленных задач этюда или живописи его отдельных мест, опытный акварелист различным наклоном планшета управляет движением краски по бумаге.

  1. Самостоятельная работа.

Прежде чем мы приступим к практической работе - проанализируем нашу постановку по следующим параметрам:

1. конструкция предметов (анализ совместно с учащимися),

2. перспектива (анализ совместно с учащимися),

3. цветовые и светотанальные отношения

(Раздаю схему последовательности работ)

Для этого сначала мы сделаем, мысленно, раскладку предметов по светотональности (по цвету и тону) по следующей схеме

Работу в цвете ведем по следующей схеме

Этапы работы:

Схема Приложение 1

1. выполнение подготовительного рисунка

2. тонировка бумаги кадмием желтым (или кадмием лимонным)

3. лессировка золотистым - все, кроме бликов

4. лессировка алым - кувшин, кроме большого блика; фиолетовая драпировка;

серая ткань и тарелка - слабонасыщенным колером; ягодка - красная часть; горшочек и персик - в полутенях и тенях Падающая тень от предмета на плоскости колоски - только стебельки

5. лессировка кармином - полутени и тени (собственные и падающие)

6.краплак - тени (собственные и падающие)

7.выявление собственного цвета предметом - залить локальным цветом кувшин, горшочек, фиолетовую и серую ткань; остальные предметы уточнить по цвету.

8.выявление собственного цвета предметом - залить локальным цветом кувшин, горшочек, фиолетовую и серую ткань; остальные предметы уточнить по цвету

9.выявление светотеневой контрастной пары - цвет, дополнительный к цвету самого предмета - желто-зеленым пролессировать полутени в собственных и падающих тенях.

10.выявление глубоких теней - голубым.

11.работа над зонами рефлексов, уточнение цвета и тона различных деталей

постановки; обобщение.


  1. Анализ работы. Работа над ошибками.

  2. Итоги урока.

Выставление оценок.

Домашняя работа. Составить

Технологическая карта последовательности работы над натюрмортом. Приложение 2

П/П

Наименование работ

Инструменты

Выполнение работы

Выполнение подготовительного рисунка

Бумага А3, простой карандаш, ластик.

лессировочные краски: краплак,

кармин, сиена

золотисто-желтая, голубая ФЦ,

берлинская лазурь, изумрудная зеленая, сепия, черная

виноградная, индийская желтая.

Кроющие краски:

Кадмий желтый,

кадмий красный,

кадмий оранжевый,

кобальты, ультрамарин, охра, сажа газовая.

банка с водой, кисти художественные №5-8Конспект урока лабораторно-практического занятия на тему: «Натюрморт из близких по тону и цвету предметов»

Конспект урока лабораторно-практического занятия на тему: «Натюрморт из близких по тону и цвету предметов»

Конспект урока лабораторно-практического занятия на тему: «Натюрморт из близких по тону и цвету предметов»Конспект урока лабораторно-практического занятия на тему: «Натюрморт из близких по тону и цвету предметов»

Тонировка бумаги кадмием желтым (или кадмием лимонным)

Лессировка золотистым - все, кроме бликов

Лессировка алым - кувшин, кроме большого блика; фиолетовая драпировка; серая ткань и тарелка - слабонасыщенным колером; ягодка - красная часть; горшочек и персик в полутенях и тенях Падающая тень от предмета на плоскости колоски -только стебельки

Лессировка кармином - полутени и тени (собственные и падающие)

Краплак - тени (собственные и падающие)

Выявление собственного цвета предметом - залить локальным цветом кувшин, горшочек, фиолетовую и серую ткань; остальные предметы уточнить по цвету.

Выявление собственного цвета предметом - залить локальным цветом кувшин, горшочек, фиолетовую и серую ткань; остальные предметы уточнить по цвету

Выявление светотеневой контрастной пары - цвет, дополнительный к цвету самого предмета - желто-зеленым пролессировать полутени в собственных и падающих тенях.

Выявление глубоких теней - голубым.

Работа над зонами рефлексов, уточнение цвета и тона различных деталей постановки; обобщение.


© 2010-2022