«ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА»

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный школьный коллектив - это группа, взаимоотношения в которой намеренно созданы педагогом с воспитательной целью. Взаимодействуя с детьми, учитель обязан изучать, знать и учитывать особенности любого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную развивающую деятельность. Коллектив представ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

на тему:


«ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА»













Выполнила: Почёпкина К.А






ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………..…..…...........3

Глава 1. Теоретические основы формирования классного коллектива …..............5

  

Глава 2. Из опыта работы по формированию коллектива в младшем школьном возрасте.............................................................................................................................23

2.1 Диагностика уровня развития коллектива...............................................23

2.2 Организация воспитательной работы, направленной на развитие коллектива на внеклассном занятии...............................................................................29

Заключение………………………………………………………………….............38

Список литературы………………………………………………..……..................41

Приложения ……………………………………………………………………..….43

ВВЕДЕНИЕ

Каким станет наше общество - зависит от того, какими личностями вырастут сегодняшние школьники.

Одним из коллективов, где ученик проводит значительную часть своей жизни, является школьный класс.[6, с.3]

Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный школьный коллектив - это группа, взаимоотношения в которой намеренно созданы педагогом с воспитательной целью.

Взаимодействуя с детьми, учитель обязан изучать, знать и учитывать особенности любого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную развивающую деятельность.

Коллектив представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников и для его основания необходимы определённые условия. Необходимо объединить детей, построить объединяющие коллективные отношения. Люди объединяются тогда, когда им необходимо вместе выполнить важное для них дело. Для закрепления коллективных отношений требуется время.

Для воспитания детей нужна всевозможная совместная деятельность, без которой не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется настоящий коллектив.

Ключевыми способами объединения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность.

Совместная деятельность воспринимается детьми, стремящимися к новым впечатлениям, как предстоящая радость. Она привлекает их, возбуждает подъём настроения и сил, объединяет и сплачивает. [2,с. 34]

Цель исследования: процесс раскрыть особенности формирования классного коллектива в начальной школе.

Задачи:

1. Изучить педагогическую литературу по данной теме.

  1. Рассмотреть этапы развития коллектива.

3. Раскрыть пути сплочения коллектива.

4. Выявить условия, способствующие формированию коллектива школе.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: ученический коллектив.

Гипотеза: коллектив учащихся будет сплоченный при условии, если в нем организована совместная, целенаправленная, возглавляемая деятельность.

Методы исследования:

1. Анализ педагогической литературы по данной теме.

  1. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом.

  2. Беседа.

  3. Анкетирование

  4. Изучение продуктов деятельности

  5. Изучение школьной документации

  6. Регистрации

  7. Шкалирование.

База исследования: исследование проводилось на базе МКОУ ДОД "ДШИ им.А.И. Баева" Северного района Новосибирской области, отделение «Изобразительное искусство» учащиеся 3 класса, в количестве 20 человек.

                 
  •  
  •  
  •  
 
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
               

Таким образом, детский коллектив имеет определенную структуру, основной единицей которого является ученический класс. Оказывает воспитательное влияние на личность, тем самым является носителем определенных воспитательных функций:процесс

- воспитательной: детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных нравственных убеждений;

- организаторской: детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;

- стимулирования: коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

 
                  

Взаимовлияние коллектива класса на ребенка и ребенка на класс многогранно и в равной степени зависит как от характеристик классного коллектива, так и от индивидуально - психологических особенностей входящих в него детей. Сначала рассмотрим этот процесс в направлении «класс-ребенок». Во-первых, следует отметить, что класс может влиять или не влиять на личность в зависимости от характеристик, среди которых важную роль играет уровень развития коллектива: чем он выше, тем целенаправленнее становится это влияние. Нередко последнее отождествляется с подавлением, усреднением личности ребенка, что вполне возможно, если он рассматривается только как объект педагогических воздействий. Во-вторых, влияние класса на ребенка зависит от того, какое положение занимает он в системе внутриклассных отношений, являющихся, в свою очередь, результатом, с одной стороны, совокупности различных качеств самого ребенка, а с другой - особенностей класса. Один и тот же ребенок может занимать в разных классах различное положение в зависимости от ценностей, норм поведения, сложившихся в них. В-третьих, влияние класса на ребенка зависит, в первую очередь, от характера его взаимоотношений с классным руководителем. В-четвертых, оно связано с тем, каково в классе положение дружеской микрогруппы, в которую входит ребенок и каково отношение к ней со стороны классного руководителя. В-пятых, это влияние определяется наличием в школе такой воспитательной системы, которая была бы в нем заинтересована. В-шестых, влияние класса на личность младшего школьника зависит от его значимости для каждого конкретного ребенка [21].

Безусловно, практически в любом классном коллективе есть дети, на которых влияние класса минимально. Как правило, их число увеличивается с возрастом учащихся.

Класс может влиять на ребенка непосредственно и косвенно. Непосредственное влияние почти всегда связано с конкретной ситуацией и с предоставлением ребенку возможности выполнения в классе той или иной роли. Косвенное влияние реализуется через создание общественного мнения, через выработку коллективных ценностей и норм поведения, через создание эмоционального климата.

Процесс вхождения школьника в систему отношений в классе сложен, неоднозначен, нередко противоречив. Прежде всего, он глубоко индивидуален и зависит не только от психических особенностей личности, но и от ее индивидуального социального опыта [1].

Процесс вхождения в систему классных отношений осуществляется при активном, но в значительной степени неосознанном участии школьников, стремящихся сделать окружающую их микросреду благоприятной для себя и своей группы, коллектива. Ребенок стремится к популярности в коллективе, старается закрепить свои позиции в нем, страдает от своей непопулярности, очень часто даже не осознавая причин этого. Иногда он неправильно оценивает свое положение в коллективе, отношение своих товарищей.

Занять благоприятное положение в сфере отношений школьники стремятся различными путями. Одним это удается легко и просто, других постигают неудачи, что приводит к разочарованию, плохому психологическому самочувствию, стремлению добиться хорошего положения в коллективе любой ценой.

Исследования отечественных психологов показали, что благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе дети занимают уже в раннем школьном возрасте и в дальнейшем оно оказывается для подавляющей массы детей стабильным [9].

Конечно, когда положение младшего школьника в коллективе класса благоприятно и его статус достаточно высок, когда коллектив видит в нем личность яркую, оригинальную, интересную, признает ее право на самобытность, самостоятельность, класс является более благоприятной средой для развития личности такого ребенка.

В связи с развитием класса как коллектива необходимо рассмотреть совокупность его характеристик в зависимости от возраста учащихся. Это позволяет говорить о возрастных особенностях классного коллектива.Для коллектива младших школьников характерны следующие черты:

  • слабая организованность,

  • низкий уровень способности к коллективной деятельности,

  • эмоциональная неустойчивость,

  • слабовыраженная половая дифференциация взаимоотношений,

  • неустойчивость дружеских групп.

В то же время у мальчиков и девочек одинаково выражено стремление к единству, к совместной деятельности с игровыми формами организации, стремление к подражанию классом старших возрастов [21].

Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе. Мнения учащихся класса не становятся эталоном для самооценки, большее значение имеет мнение взрослого.

В младшем школьном возрасте ребенку придется пройти все перипетии отношений, прежде всего со сверстниками. Здесь в ситуации формального равенства сталкиваются дети с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разным уровнем развития воли. Столкновения эти приобретают выраженные экспрессивные формы. Начальная школа включает прежде защищенного семьей, малым личным опытом общения ребенка в ситуацию, где в реальных отношениях следует научиться отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право на автономность - свое право быть равноправным в общении с другими людьми.

В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Только в недрах коллективной жизни возникает индивидуальное поведение. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношение ребенка со взрослыми и сверстниками. Реально имеется две сферы социальных отношений: «ребенок-взрослый» и «ребенок-дети» [12].

В сфере «ребенок-взрослый» помимо отношений «ребенок - родители» возникают новые отношения «ребенок - учитель», поднимающие ребенка на уровень общественных требований к его поведению. В учителе для ребенка воплощаются нормативные требования с большей определенностью, чем в семье, - ведь в первичных условиях общения ребенку трудно выделить себя и достаточно точно оценить характер своего поведения. Только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивая его поведение, создает условия для социализации ребенка. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам.

Учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, но и в общении с одноклассниками и в семье.

Переход к систематическому обучению в школе позволяет ребенку вступить в новые отношения с окружающими людьми, занять новое для него, характерное для школьника положение в обществе. Его вступление в школьный коллектив, и прежде всего коллектив своего класса имеет решающее значение для развития личности младшего школьника. Общая ученическая деятельность и та ее организация, которая характерна для школы, постепенно сплачивает учащихся в ученические коллективы. К концу обучения в младших классах дети воспринимают учебные задачи как задачи, стоящие перед всем классом, начинают интересоваться учебными достижениями своих товарищей и всего класса. Учебные дела являются тем основным, что сплачивает школьный коллектив, но жизнь школьного коллектива не ограничивается этим. Постепенно среди школьников возникают интересы, связанные с их внеклассной работой, с общественной жизнью школы, с теми взаимоотношениями, которые устанавливаются в ученическом коллективе.

Коллектив младших школьников как воспитательное сообщество, как специально педагогически организованное объединение имеет свои определенные признаки:

- общественно-значимая цель;

- общественно-значимая деятельность;

- коллективные отношения;

- демократическое управление.

Л.И. Уманский выделил следующие особенности структуры группы в процессе становления воспитательного коллектива:

- «Группа - конгломерат» - группа ранее незнакомых людей. Общение поверхностное и ситуативное. Общая цель, поставленная воспитателем, заставляет действовать;

  • «Группа ассоциация». Члены группы приняли статус первичного коллектива: появляются органы самоуправления;

- «Группа - кооперация». Актив авторитетен. Организационное единство группы. В отношениях ярко выражен деловой характер. Мотивы деятельности не всегда выдержаны нравственно.

- «Коллектив». Высокий и устойчивый уровень нравственной направленности общественной деятельности.

По мнению Н.П. Аникеевой, началом организации коллектива является выдвижение перед детьми общественно ценной цели их будущей жизни. В ней должно получить отражение не только то, что будут делать дети, но и то, как они будут жить [2]. Эта цель обязательно должна содержать осознаваемую ими перспективу и сплочения их коллектива, и собственного роста: нравственного, делового, творческого.

Поставить цель, которая явилась бы перспективой жизни коллектива, не так легко. Для этого нужно выявить интересы, стремления учащихся, их моральные и культурные представления, имеющийся у них опыт коллективных дел и взаимоотношений. Такая информация совершенно необходима для определения частных целей и конкретного содержания будущей коллективной деятельности.

процесс

Информацию, полученную с помощью наблюдений, бесед, анкетирования, используют при составлении психолого-педагогической характеристики. Психолого-педагогическая характеристика - документ, отражающий поведение и успеваемость учащихся (воспитанников), их интересы и склонности к отдельным видам занятий, физическое и умственное развитие, дисциплинированность, личностные черты.

В психолого-педагогической характеристике детей должны находить отражение не только особенности отклоняющегося развития ребенка, но и положительные стороны его личности, а также его потенциальные возможности. В характеристике отмечаются динамические изменения в общем развитии и поведении ребенка, происходящие под влиянием обучения и воспитания.

1.3 ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одним из направлений в деятельности классного руководителя, призванным решать задачи по формированию детского коллектива, является организация коллективной творческой деятельности детей.

В педагогической теории и практике коллективное творческое дело (КТД) определено как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

Идея КТД довольно проста: ребята сами ищут дела по душе, сами делают выбор, сами их планируют (придумывают, режиссируют) при деятельном участии педагога. Классный руководитель по ходу подготовки только помогает в реализации планов, передает свой опыт. КТД тогда ценно, когда в нем каждому члену коллектива находится дело по душе. [2].

Коллективно творческое дело это:

  • Дело, потому что оно представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях.

  • Оно - коллективное, потому что осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива - ребят и их педагогов, как их общая забота. Это такая организация дела, при которой у всех есть роли, все воодушевлены на поиск деятельности, все проходят ступени общих дел: поиск, отбор, защиту, подготовку, свершение, обсуждение, (анализ) совместных действий. Хотя это не во всем и всегда строго обязательно.

  • Оно - творческое, потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что не только выполняется, но и организуется сообща - задумывается, планируется, оценивается. Следует подчеркнуть, что творчество - это не абсолютная новизна или создание чего-то уникального, никогда ранее не существовавшего (хотя может встречаться и такое). Скорее это отступление от инерционного, типового, единообразного. Это новое в старом опыте, старое - в новом деле, это субъективное творчество - изобретение и открытие, сделанное впервые одним ребенком или коллективом ребят, это личное творческое начало. [3].

Главные принципы КТД таковы:

  • воспитывать в совместной развивающей деятельности, предоставляя детям максимально возможную самостоятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел, создавать вместе с ними, а не вместо них;

  • обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию его умений, характера, способностей.

Ребята в классе обладают разными потенциальными и реальными возможностями. Это обуславливается многими факторами: их возрастом, опытом, темпераментом, характером, воспитанием. Условно, можно определить роли ребят по подготовке какого-либо дела следующим образом:

участник,

генератор идей,

участник - организатор,

организатор.

Участник коллективно-творческого дела получает какое либо конкретное задание (к примеру: вырезать из бумаги цветочки для оформления, написать статью для газеты, выучить роль в сценке и сыграть ее, договориться с конкретным человеком об аренде магнитофона на спектакль и т.д.). Задания для участника необходимо формулировать очень четко, и так, что бы он реально мог его выполнить. После выполнения задания обязательно нужно похвалить участника.

Генератор идей - это роль, которую может выполнять, (а может быть и не способным к этому) и участник и организатор. Генератор идей выдвигает, предлагает идеи, но не обязательно способен их реализовать. Важно поддерживать генераторов идей и их предложения, особенно если он не способен на другие роли. Не все способны быть генераторами идей - поэтому неправомерно требовать выдвижение идей от всех, но спрашивать идеи и предлагать выдвигать их нужно.

Организатор - человек способный на организацию данного дела полностью. Организатор способен определить и сформулировать задачи, которые необходимо решить для данного дела (приведем для примера ряд задач: подготовка оформления, репетиции с актерами, договоренность по поводу магнитофона и т.д.). Организатор может выполнять часть задач сам, но обязан распределить часть задач между другими ребятами. Распределение задач должно осуществляться равномерно, по силам ребят и с учетом их роли: участник, участник-организатор и др.

Участник-организатор - такой человек, который не потерял интереса к практической деятельности (выполнения задач самому), но уже способен на определение некоторых задач самостоятельно. Участник-организатор, как правило, не охватывает всего объема задач для подготовки данного дела.

Классный руководитель и сам должен найти свое место в КТД: он может быть лидером, может быть членом совета дела, может руководить КТД, может не принимать в нем участие, а только наблюдать за ходом развития событий. Какую роль себе выбрать подскажет возраст детей, обстоятельства, выбранное коллективное творческое дело. [2].

Организация КТД имеет следующие этапы:

1. Предварительная работа коллектива. Возникновение инициативы, замысла. Основное требование: не высасывать из пальца «давайте сделаем хоть что-нибудь». Если нет конкретного и насущным образом возникшего замысла - все остальное останется формализмом и школой лицемерия. На этом этапе определяются педагогические цели КТД (для педагога-организатора) и социальные цели (для ребят). То есть, необходимо понять какие способности должно развивать это КТД, как должны измениться ребята и что они должны осознать в результате проведения (для педагога). Что к лучшему измениться в этом мире (в классе, в школе) после этого дела. Кому оно вообще нужно? (для ребят). На этом этапе руководитель и члены коллектива определяю конкретные задачи данного КТД, намечаю свои действия, необходимые для выполнения этих задач (что лучше сделать? когда? где? кто будет участвовать? кто будет организатором?).

2. Коллективное планирование. Планирование проводится в микрогруппах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, тем самым вырабатывается мнение микрогруппы. Каждая группа представляет свой взгляд, после чего формируется мнение всего коллектива. На этом этапе определяется форма и содержание дела. Форма определяет, как будет проходить это дело. Содержание отвечает на вопрос «Что будет происходить?», это та деятельность, которая будет происходить в течении КТД.

3. Коллективная подготовка. Создание Совета дела (или временной инициативной группы), задача которого организовать всё дело, вовлекая в работу всех, создавая, если надо, другие группы для подготовки отдельных эпизодов дела. В Совет дела можно избирать, назначать или входить добровольно. Совет дела создаётся только на период проведения данного дела, после которого он распадается, что обеспечивает смену ролей. На этом этапе проходит разработка сценария дела. Её осуществляет Совет дела, для чего можно использовать метод мозгового штурма. Задача педагога на этом этапе - разбудить фантазию, инициировать творчество. Если дети научатся коллективно придумывать, выбирать разумные предложения, отстаивать их необходимость, чувствовать добрую реакцию на все придумки, они и относиться к ним будут иначе, с большим уважением и пониманием. Это будет их собственное дело. На этом же этапе составляется список дел и распределение поручений всем участникам мероприятия. Задача, во-первых, обеспечить успех, для чего всё предусмотреть, приготовить, а во-вторых, вовлечь всех детей. Далее проходит рабочая подготовка дела. Каждый выполняет полученное задание. Классный руководитель может помочь детям узнать что-то новое, чему-то научиться, тем самым, способствуя их развитию и воспитанию. На этом этапе действует принцип совместно - разделённой деятельности: взрослые показывают, а делают вместе.

4. Непосредственное проведение самого дела. Здесь важно обеспечить совместное эмоциональное переживание, определить место и роль каждого в общей работе. Это внутренне возвышает, обогащает каждого участника дела.

5. Коллективное подведение итогов. Происходит оно на общем сборе, на нём говорят о том, понравилось или нет, что получилось, что не получилось и почему, что в будущем необходимо исправить, что запомнить и использовать впредь. Итоги подводятся организаторами КТД с целью накопления опыта. Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отмечать рост, развитие детей и взаимоотношений в отряде. К другому делу создаётся другой совет дела и различные группы в ходе его подготовки.

6. Ближайшее последействие КТД. Последним шагом является оформление итогов КТД для будущих поколений. На этом этапе педагог выстраивает дальнейшие перспективы развития и использования КТД. [3].

Таким образом, формирование навыков поведения, умений взаимодействия, нравственное и социальное развитие при таком способе организации групповой деятельности обеспечиваются вовлечением всех в постоянную и разнообразную творческую работу.

ГЛАВА 2. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОЛЛЕКТИВА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА

Исследование проводилось на базе МКОУ ДОД «Детская школа искусств им. А. И. Баева» Северного района Новосибирской области. В исследовании принимали участие учащиеся 3-его класса (9-11 лет), отделения «Изобразительное искусство» в количестве 20 человек.

Методика «Какой у нас коллектив?» (см. Приложение 1)

Анализ полученных данных

На основании ответов школьников можно определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнали, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистических отношений, довольных и недовольных этими отношениями.

Все ответы учащихся систематизированы в таблицу (см. Приложение 2).

Обработав результаты ответов учащихся класса мы выяснили, что Ангелина Л., Сережа О., и Алеша О. ассоциируют свой класс с песком. Все в классе сами за себя , в игру принимают только своих друзей, и только иногда других .

Б. Егор, В. Артем, Л. Миша ассоциируют класс с мягкой глиной, объясняя свой выбор тем, что, несмотря на то, что все члены коллектива общаются друг с другом, но есть дети, которые предпочитают общаться только со своими друзьями, обращаясь к остальным по мере надобности.орпаэждлор

А. Вика, Б. Алеша, К. Вова, К. Настя, М. Егор, И. Ира, Ф. Александр ассоциируют свой класс с мерцающим маяком, дети объяснили свой выбор тем, что все ребята в классе дружные, любят вместе играть, трудиться, но иногда происходят конфликты, которые вносят разлад в дружбу, но совсем не на долго. Ребята все равно стремятся общаться друг с другом.

Ф. Ольга, О. Ольга выбрали алый парус, так как они общаются со всеми детьми и все дети общаются с ними, иногда их обижают, но очень быстро все мирятся и снова играют, рисуют и занимаются вместе.

К. Виктор, Р. Таня, А. Сарханг выбрали горящий факел, объяснив это тем, что все дети дружные и всегда готовы прийти на помощь друг другу, особенно детям, которые учатся не очень хорошо. Они любят конкурсы, игры, походы, всегда с удовольствием ходят всем классом.зщлорпдлорьтп

Большинство детей (12 человек) оценивают свой класс, как дружный и сплоченный коллектив класса, отношения строятся на взаимовыручке и взаимопонимании. 3 детей оценили свой класс как дружный, но с ограничениями в межличностном общении, определив коллектив как средней сплоченности. 3 детей оценили коллектив как не сплоченный, но имеющий хорошую динамику для развития коллективных отношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что класс имеет высокий уровень развития и имеет высокую тенденцию к формированию коллектива с признаками коллективизма и коллективными отношениями, так как помимо учебной деятельности детей объединяет интерес к внеклассным совместным мероприятиям. Оценивая психологический климат коллектива класса, можно сказать, что он достаточно благоприятный для формирования как персонифицированной личности в коллективе, так и коллектива класса.

Методика «Социометрия» Дж. Морено. (см. Приложение 3.)

Анализ и интерпретация результатов исследования.

По результатам методики «Социометрия» была построена социоматрица по исследуемому классу. (см. Приложение 4)

Далее были подсчитаны персональные социометрические индексы, которые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы . (см. Приложение 6)

На основы чего был определен социометрический статус каждого ребенка. Социометрический статус - это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами.

По данным социометрического статуса детей можно распределить по следующим группам: «звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изолированные» и «отвергаемые» (см. Приложение 7).

Итак в 3 классе: 28,5% детей имеют статус «звезд», 35,75% - статус «предпочитаемых» и 35,75% - статус «пренебрегаемых» . Изолированных и отвергнутых нет. (см. Приложение 8)

«Звезды» - это дети, которые привлекают всеобщее внимание, но не всегда «звезда» является лидером в группе, так как внимание детей могу привлекать не только дети с организаторскими способностями, но и дети, внешне выделяющиеся из всей массы, а также щедрые дети, которые делятся с окружающими всем, что у них есть. Можно сказать, что это дети, к которым тянутся окружающие, они активны, мотивированы, стремятся быть лучше всех.

«Предпочитаемые» - это так же не обделенные вниманием дети, они активны, стараются быть в центре событий, не отступают от намеченных целей.

«Пренебрегаемые» - это дети, которые по разным причинам менее принимаются в коллективе. Возможно, это связано с личностными особенностями (менее подвижны, замкнуты, нерасторопны и так далее). Но все же это не плохой показатель, так как эти дети все же выбираются одноклассниками, не являются изолированными или отвергнутыми. Просто эти дети редко выдвигают на всеобщее обозрение одноклассников свои решения тех или иных задач, то есть они не решительны. (см. Приложение 5)

«Отвергаемых» и « изолированных» детей в классе не обнаружено, что так же является показателем сплоченности коллектива.

По итогам нашего исследования было выявлено, что «предпочитаемые» и «звезды» составляют 64,25%, от всего класса, что говорит о правильном развитии классного коллектива, так как средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Следовательно, можно говорить о классе как о формирующемся коллективе.

Так же были подсчитаны групповые социометрические индексы: индекс эмоциональной экспансивности группы и индекс психологической взаимности или сплоченности коллектива. (см. Приложени 6)

Индекс эмоциональной экспансивности группы:

«ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА»

где Ag - экспансивность группы, N - число членов группы. Rj(+,-) - сделанные j-членом выборы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы). Выходит, эмоциональная экспансивность равна 6,57.

Индекс психологической взаимности :

«ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА»

где Gg - взаимность в группе по результатам положительных выборов, Аij+ - число положительных взаимных связей в группе N - число членов группы. Индекс сплоченности коллектива равен 0,32.

И так в результате выходит, что индекс сплоченности находится в приделах нормы, с учетом того, что коллектив формируется. Но можно говорить о правильном направлении развития отношений в коллективе, так как «предпочитаемые» и «звезды» составляют 64,25%, от всего класса, что свидетельствует о том, что большинство детей чувствует себя в коллективе комфортно, дети вместе проводят время в школе и за ее пределами. В классе больше половины детей активные, целеустремленные, стараются проявлять себя и свои способности, легко идут на контакт.

Причем можно отметить, что преимущественно девочки выбирают девочек, а мальчики - мальчиков. Это связано с возрастными особенностями данного возрастного периода, когда девочек и мальчиков объединяют общие взгляды, вкусы, игры и так далее.

Полученные данные подкрепляются беседой с классным руководителем, из которой следует, что дети все время проводят вместе: делают домашние задания, играют, ходят на прогулку, смотрят познавательные фильмы, читают познавательную литературу и т. д. Так же важно отметить, что между ребятами, занимающими позиции «звезд» часто происходят споры, но все же выделяется один лидер, который способен всех сплотить и принять общее решение.

В целом о коллективе можно сказать, что ребята все дружны, вместе проводят время не только в стенах школы, но и за ее пределами.




Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» (см.Приложение 9)

Результаты диагностики показывают высокий уровень сформированности классного коллектива 3 класса, что составляет - 60 баллов. Такие качества как организованность - 9 баллов, открытость - 9 баллов, коллективизм - 8 баллов, ответственность - 8 баллов, сплоченность - 9 баллов, ответственность -8 баллов, контактность - 9 баллов находятся навысоком уровне.( Средние показатели всего класса).(см. Приложение 10).

В анкетировании участвовало 15 человек. Анкетирование показало следующие результаты: большинство считают, что им легко общаться с одноклассниками, утверждают, что любят проводить вместе с одноклассниками время, помогают им. Ходят в школу с желанием. Из 15 учащихся 4 отметили, что в классе их иногда обижают, остальные 8, ответили, что нет. Единогласно все опрашиваемые, ответили, что не хотят переходить в другую школу. Мы выявили, что работа по формированию у учеников коллективных качеств, чувства коллектива проходит в атмосфере, где дети охотно идут на контакт.

Социально - психологический микроклимат в классе может быть оценен как благополучный. Характер взаимоотношений учащихся в целом дружественный, уважительный, но время от времени происходят незначительные межличностные конфликты, связанные с возрастными особенностями и индивидуально-психологическими характеристиками детей. В большинстве ситуаций учащиеся внимательны друг к другу, заботливы, дружелюбны.




2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВА НА ВНЕКЛАССНОМ ЗАНЯТИИьрипмасдоьрт

Цель: создание условий для формирования коллективной творческой активности через изучение народного творчества.

Задачи:ждоьртипмждоьтри

  • Способствовать развитию познавательного интереса к устному народному творчеству

  • Развивать смекалку, эрудицию и кругозор учащихся лорпиамсвч

  • Вовлечь всех учащихся класса в игровое взаимодействие и способствовать сплочению классного коллектива

  • Закреплять знания по декоративно-прикладному искусству

  • Развитие индивидуальных творческих способностей

  1. Организационный момент

Звучит музыка «Коробейники».

-Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, красны девицы! (поклон)

Рада вас видеть вас на веселом занятии. Лица - открытые, глаза - блестящие, улыбки - в наличии! Значит, не залежится сегодня мой товар.

Эх, полным-полна моя коробушка,

И спою, и расскажу…

Подходи, душа - зазнобушка,т и

Все товары покажу!

Занятие необычное, и пройдет в русском народном стиле, а значит и наряды нам необходимы соответствующие. Выберите из короба только то, что есть в русском народном костюме.

Учащиеся подходят к расписному коробу и берут каждый свой товар, русская народная одежда.

  1. Основная часть.шогнрпеюбь тим

- Сегодня мы с вами собрались на завалинки на веселую игру. Вы будете соревноваться в знаниях устного народного творчества. Гости должны внимательно слушать, быть активными участниками.

А сейчас немного истории…

Волшебное царство народного творчества необъятно. Оно создавалось столетиями. Устная народная поэзия называется фольклором.

-Кто мне подскажет, что обозначает слово фольклор? /ответы учащихся/

Слово фольклор произошло от английских слов: folk -народ, lore - мудрость. Что значит народная мудрость.-

- Почему мы называем фольклор устным народным творчеством?/ответы детей/. Он создавался народом и передавался из уст в уста. В произведениях устного народного творчества отражена народная мудрость - ум, знания всего народа.

- Назовите произведения, которые относятся к устному народному творчеству?

На доске вокруг слова фольклор выставляются слова - частушки, песни, пословицы, поговорки, загадки, считалки.

- Вот сейчас мы посоревнуемся, кто из вас лучше знает произведения народного творчества.

Работа в парах. За правильные ответы один жетон. Дополнительный ,за объяснение пословицы.

Приходили молодцы -

Обрубили все концы,

Нужно предложением

Сделать продолжением

Хорошенько подумать,

И конец придумать!

Задание №1 « Найди пару».

Рассыпались пословицы.

  • Не спеши языком - торопись делом.

  • Сам пропадай, а товарища выручай.

  • С кем поведёшься - от того и наберёшься.

  • Труд человека кормит, а лень портит.

  • Глаза боятся, а руки делают.

Конкурс «Продолжи пословицу».

  • Один пирог два раза не…(съешь)

  • Не вкусив горького, не узнаешь и …(сладкого)

  • Сам заварил кашу, сам и…(расхлебывай)

  • С кем хлеб-соль водишь, на того и …(походишь)

  • Кашу маслом не…( испортишь)

  • Ученье свет, а не ученье…(тьма)блгоьнргтипамсвч

  • Готовь сани летом, а телегу…(зимой)

  • Не красна изба углами, а красна…(пирогами)

- Ребята, посмотрите, в нашем классе выросла большая ромашка. Она не простая, а ромашка-скороговорка. Сейчас каждая группа возьмет по лепестку. На лепестке записана скороговорка, нужно хором произнести эту скороговорку 3 раза подряд.

1-2 минуты учащиеся готовятся, а затем показывают как сумели выполнить задание.

Задание №2. Конкурс скороговорок.

  • Прокоп украл укроп. борьтипамвсчы

  • От топота копыт пыль по полю летит.

  • Наш Полкан попал в копкан.

Веселил нас много раз,

Русский танец - перепляс.дбльоипмасв

Сколько удали, задора,

Сколько радости во взоре!

Выходи скорее, друг,

Плясуны, вставайте в круг!

  • Была на Руси традиция: по весне, к празднику Пасхи, дарить людям яйца расписанные. А можно было и поиграть.

Задание № 3. «Пляска в кругу».лбоьрипамсв

Звучит музыка, играющие танцуют и передают по кругу яйцо. Музыка обрывается, игрок, у которого яйцо осталось в руках, загадывает загадку. Игра проводится 2-3 раза.

Отдохнули, поиграли, продолжаем наши соревнования в народной мудрости.

Задание №4. «Подумай и ответь».

Каждая группа выбирает лепесток из ромашки на нем задание передать смысл фразеологизма. лдорьтипмадлоьтрип

  • От горшка два вершка(маленький). Когда на горе рак свиснет(никогда).

  • Ни кола ни двора(бедный). Рыло в пуху(виноватый). После дождичка в четверг (неизвестно когда) дюроьипамсждоьтр

  • У черта на куличках (далеко). Семи пядей во лбу (умный). В голове ветер (глупый). бшьгнтеипждлоьр

-Говорят, у девочек руки не простые.

-Говорят, у мальчиков руки золотые.

Поглядим внимательно, поглядим поближе.

Может быть, сейчас что-нибудь увидим.

- Пришла пора убедиться, что девицы и молодцы умеют не только веселиться и наряжаться, но и замечательно трудиться. Каждой группе приготовила задание, сейчас вы побудете в качестве народных умельцев. Народные умельцы изготавливали свои изделия из разных материалов. Попробуйте угадать.

Задание №5. Игра «Кот в мешке». Лрдоьрт ипм

Каждой команде дается мешочек. Не открывая, определите материал и что из него изготавливали. В мешке: глина, дерево, ткань.

- Ценились на Руси мастера, которые умели делать посуду, игрушки своими руками. Материала кругом - сколько угодно, только поспевай делать. Тут талант нужен! Вот и вы сейчас будете украшать изделия различной росписью.

Выбор росписи, подбор элементов росписи, составление узоров. Дополнительные фишки, если расскажут об этом промысле.

Работа учащихся по украшению изделий. Звучит музыка.

Выставка работ. Дополнительно вывешиваются другие росписи. - Вот и закончили мы свой рассказ о народных умельцах. Смотрю на ваши работы - налюбоваться не могу! Трудно выбрать, какие изделия лучше. Но пора подводить итоги. Подсчет фишек. Награждение участников раскрасками.

Народная мудрость говорит: «Где труд, там и счастья». А потрудились вы на славу.

Отдохнули все по праву? роипамсчдлорпа

Мастерам воздали славу?

Что ж теперь домой пойдем,

Что узнали, не забудем,

Долго-долго помнить будем.

В результате проведенного внеклассного занятия с родителями мы предположили, что частично сформировали у учеников класса интерес к окружению класса, смогли заинтересовать учеников узнать друг друга лучше. В результате мы выявили, что представления детей о дружбе в классе расширились, стали более полными и глубокими.

В ходе мы выявили положительное влияние использования наглядных, интерактивных, игровых методов на процесс формирования сплочённости коллектива 3 класса. отпиамльортипмаьтим

В повседневном общении стали гораздо мягче, чувствительнее к сверстнику. Уровень ценностных ориентаций остался на прежнем уровне. В целом атмосфера в классе стала еще более удовлетворительна, учащиеся имеют позитивное представление о своем классе, в поведении также снизились негативные проявления друг к другу. Повысилась социальная активность класса: дети охотнее участвуют во внутриклассных и общешкольных мероприятиях, сами предлагают какие-то идеи

После проведения внеклассного мероприятия была проведена беседа с родителями.

С помощью беседы с родителями было выявлено их мнение по поводу работы учителя, каждый родитель раскрывал индивидуальность своего ребёнка. Родители в ходе беседы узнали о коллективе и его возможностях.

С помощью беседы, было выявлено, что родителям нравиться атмосфера класса, и они считают её благоприятной для развития в дальнейшем сплочённого коллектива.

При разговоре с одной из родительниц, у которой были проблемы с ребёнком, было выявлено, что на данный период, положение ребёнка улучшилось. Вова К. общается со своим одноклассниками, приветлив и доброжелателен. Тут видна сильная работа учителя по формированию культуры общения детей, а также уровень воспитанности учеников.

Выслушивались предложения родителей о том, чтобы они хотели предложить по его сплочению, каким родители видят класс.

В результате беседы родителям удалось прийти к общему мнению, а также были составлены рекомендации родителям, по сплочению коллектива.

В результате проведенного занятия мы выявили влияние наглядных, интерактивных и игровых методов воспитания формирование у учеников чувства коллектива.

Вывод:

Классный коллектив можно охарактеризовать как коллектив с высоким уровнем интеллектуального, нравственно-эстетического развития, воспитанности. Развитость познавательных интересов и творческих способностей проявляется в высоком уровне интеллектуальной деятельности, художественно-эстетической

На протяжении исследования наблюдалась положительная динамика мотивации участия в различных мероприятиях класса, показать свои таланты, творчество и активность.

На данном этапе возрастного периода происходят изменения в занимаемой им социальной позиции, во взаимоотношениях с окружающими людьми, происходит формирование самостоятельной системы ценностей и взглядов на мир. Все это в полной мере наблюдается и в классе. Позиция многих детей в классе на учебный процесс, внеклассную деятельность частично пересекается с позицией родителей, а частично - с взглядами сверстников. Активны и самостоятельны в своих поступках и предпочтениях примерно 68% учащихся класса. У учеников выражен активный интерес к школьным делам (школьные праздники, традиции, трудовая деятельность), мотивации учебной деятельности, неравнодушное отношение к микроклимату в классе. При том, что возрастные особенности проявляются достаточно активно (стремление к самостоятельности, например), можно оценить влияние домашнего окружения на ребят как достаточно сильное, отметить достаточно высокий уровень доверительных отношений между родителями и детьми, и наличие дружеских отношений между семьями в классе. Можно отметить активное общение между сверстниками на параллели, это и совместный досуг, и участие в мероприятиях, что положительно влияет на социализацию школьников, то есть начинает формироваться еще одна ценность для подростков - система отношений со сверстниками, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому идеалу.

Следует отметить противоречие между выраженной активной позицией учащихся, их желанием к коллективной творческой деятельности и отсутствие у них навыков осуществления такой деятельности. В связи с этим возникла необходимость обучения учащихся умению работать в группах переменного состава, умению планировать, организовывать свою деятельность, анализировать ее.

Социометрическая структура класса выглядит следующим образом: 28% учащихся являются лидерами «звездами», и изолированных и отчужденных в классе нет.

Учащиеся занимают активную творческую позицию в проведении классных мероприятий, самостоятельно организовывают и проводят в классе.

Наиболее охотно учащиеся принимают те мероприятия, в которых они сами задействованы как организаторы и исполнители.

Сплочению классного коллектива в наибольшей степени способствуют совместные поездки на природу, выездные мероприятия, классные праздники, часть которых стала уже традиционной для данного класса

За указанный период происходило налаживание контактов с семьями учащихся через привлечение родителей к участию в классных и школьных мероприятиях, совместные выездные мероприятия, родительские собрания, индивидуальные встречи. Произошли положительные изменения в отношении родителей к школе. Родительская общественность активно влияла на воспитательный процесс в классе - совместное планирование, организация и проведение классных мероприятий. Родители активно посещают родительские собрания, выставки. Индивидуальная работа с родителями проводилась с целью оказания помощи в адаптации для новых учеников, для учеников, у которых есть проблемы с учебой, в случае возникновения конфликтных ситуаций между детьми. Во всех случаях со стороны родителей наблюдалось понимание ситуации, готовность помочь в разрешении проблемы, активный отклик, предложения помощи и поддержки

Мои усилия как классного руководителя были направлены на организацию взаимодействия педагогов, обучающих и воспитывающих учащихся в классе. Достигнутый педагогический результат можно считать положительным, что следует из отзывов педагогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Научно-исследовательская работа проходила на базе муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств им. А. И. Баева» северного района Новосибирской области» в 3 классе. В результате проведенного опыта мы выявили, что коллективный дух в классе развивается, для начального этапа, он довольно таки хороший.

Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Главное, чтобы эта деятельность была ценной для общества и личностно значимой для детей, соответствовала их интересам и потребностям. Тогда она вызовет у учащихся желание участвовать в ней, осуществлять индивидуальные и коллективные действия по её планированию, подготовке и проведению, выполнять постоянные и временные поручения, а значит, деятельность станет самоуправляемой. Ведь деятельность рождает самоуправление.

Дети входят в систему коллективных отношений каждый по-своему, вызывая далеко не одинаковую реакцию со стороны товарищей и по-разному влияя на коллектив. Поэтому в работе по созданию классного коллектива важное место отводится формированию сплоченности ребят. [2]. шгнорпеакщшрогпавжотр

Таким образом, правильная организация совместной деятельности учащихся, постановка перед ними чёткой цели, совместное продумывание путей и средств её достижения, систематичность такой деятельности обеспечат достижение цели исследования. Формируя коллектив младших школьников, необходимо делать акцент на формирование их готовности к самоуправлению, выработке элементарных умений самоуправления и черт коллективизма, способствовать развитию органов самоуправления, а также насыщению интеллектуальной жизни детей.

Ребята знакомятся с понятиями дружба, коллектив, используя следующие методы работы: беседа, совместные прогулки, совместные коллективно-творческие дела. Представления детей о понятии дружба осмысленные, они знают, что это такое, правила дружбы, и требования к дружбе. Результаты эксперимента показали, что необходимо провести работу в классе над сплочённостью, используя наглядные и интерактивные методы: чтение рассказов, стихотворений о дружбе, беседы о правилах дружбы, Игровые методы: проведения тренингов, игр, показывающих степень сплочённости класса.

В результате проведенного опыта мы предположили, что частично сформировали у учеников класса интерес к окружению класса, смогли заинтересовать учеников узнать друг друга лучше. Мы предположили, что использование наглядных, интерактивных, игровых методов воспитания способствовало лучшему усвоению ребятами информации, знания ребят расширились, стали более конкретными, точными и глубокими, появилось умение заинтересовать собеседника, класс своей личностью.

Представления детей о дружбе в классе расширились, стали более полными и глубокими. В повседневном общении стали гораздо мягче, чувствительнее к сверстнику. Уровень ценностных ориентаций остался на прежнем уровне. В целом атмосфера в классе стала еще более удовлетворительна, учащиеся имеют позитивное представление о своем классе, в поведении также снизились негативные проявления друг к другу. Повысилась социальная активность класса: дети охотнее участвуют во внутриклассных и общешкольных мероприятиях, сами предлагают какие-то идеи.

Можно отметить формирование осознанного и самостоятельного отношения учащихся к учебной и внеучебной деятельности, наличие заинтересованного участия в жизни класса и школы, положительное отношение к процессу обучения и воспитания. Показателями достижения таких результатов являются наличие интереса ко всем видам деятельности, неравнодушное отношение к процессу и результатам учебной и внеучебной деятельности, активность участия во всех мероприятиях. К положительным результатам можно отнести наладившиеся отношения сотрудничества и заинтересованного взаимодействия с родителями класса.

Мы можем сказать, что данная ситуация изменилась, благодаря формам и методам, используемым в практике. Следовательно, гипотеза подтвердилась.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989. - 297 с.

  2. Беляев А.Б. Формы обучения методике коллективной творческой деятельности. - М., 1989.

  3. . Беляев А.Б.. Педагогика сотрудничества в коллективной творческой деятельности. - М.: Педагогика, 1989.- 150 с.

  4. Буева, Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений: Тез. докл. к выездн. засед. лаб. в Ленинграде 28 июня 2000 г./ Л.П. Буева. - Санкт- Петербург, 2000. - 56с.

  5. Журавский, Г.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко / Г.Е. Журавский. - М., Академия педагогических наук РСФСР, 1963. - 292 с.

  6. Каиров, И.А. Изучение учащихся в процессе их воспитания и обучения / Под ред И.А. Каирова. - М.: 1947. - 197 с.роьтипжьотр

  7. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: кн. для учителя / Сост. и авт. вступ. ст. В.М. Коротов. - М.: Просвещение, 1987. - 159с.

  8. Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. - М.: Просвещение, 2000. - С.53-58..

  9. Кузнецова, Э.С. Методика воспитательной работы в школе / Составители Э.С. Кузнецова, А.М. Бардиан, М., «Просвещение», 1967.

  10. Леонова З. Игра как средство формирования коллектива // Восп.шк. - 1986.- № 3.- С. 48

  11. Лутошкин, Л.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / Л.Н. Лутошкин. - М.: Педагогика, 1998. - 157 с.юдотрипжоьрт

  12. Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Ред.коллегии: В.Н. Столетов. Т.1./ Под ред. И.А. Каирова. - М.: «Педагогика», 1977. - 483 с.

  13. Макаренко, А.С. Цель воспитания. Организационное строение коллектива. Перспектива //Пед. соч.: В 8 т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - 362 с.

  14. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива: (Реформа школы: пути ускорения). - М.: Педагогика, 1988. - 144 с.

  15. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории/ Л.И. Новикова. - М.: Просвещение, 2000. -C.45-49, 87-91.

  16. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 608 с.

  17. Петровский, А.В. Личность, деятельность, коллектив / А.В. Петровский.- М., 1982. - 173 с.жортпмасэжоьтрип

  18. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы. - СПб, 1993

  19. Прусова, Н.В. Общая психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Прусова, И.А. Пивоварова, Т.В. Ножкина. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. - 384с.

  20. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М.: Просвещение, 2000. - С.89-110.

  21. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. - М., 1994. - 256 с.

  22. Сергеева, В.П. Классный руководитель в современной школе / В.П. Сергеева. - М.: Гном-пресс, 1999. - 249 с. вяачспрвапть

  23. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000 - 512с.

  24. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива/ В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 2000.-53c.

  25. Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: книга для учителя / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1983. - 273 с.



ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

Методика «Какой у нас коллектив?»

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом, определить, насколько они считают его спаянным, крепким, единым при выполнении общественно значимых задач.

Ход выполнения: учитель объясняет учащимся, что в своем развитии любой коллектив проходит ряд ступеней и предлагает школьникам образные описания различных стадий развития коллективов. Далее учитель просит ребят определить, на какой стадии развития находится их класс, обратить внимание на то, к каким ступеням развития всем еще надо стремиться.

Образное описание стадий развития коллектива

1 ступень. «Песчаная россыпь».

Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок - отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней - разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникающих по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в то же время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом - не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где каждый чувствовал бы, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

2 ступень. «Мягкая глина».

Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (таким может быть в группе и авторитетный ученик, и классный руководитель) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины.

На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой - либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, готовы ли ребята прийти друг к другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельски группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора еще пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

3 ступень. «Мерцающий маяк».

В шумящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся в классе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание - это не еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частых вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитеты «смотрители маяка» - актив. Можно обратить внимание на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.

Однако встречающиеся трудности часто прекращает деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и в школе. Видим проявления активности всплесками, да и тоне у всех.

4 ступень. «Алый парус».

Алый парус - символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу: «Один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.

Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.

5 ступень. «Горящий факел».

Горящий факел - это живое пламя, горячим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершину, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив - тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобного легендарному Данко, жаром своего пылающего знаменем сердца дорогу другим.

Приложение 2

Результаты методики «Какой у нас коллектив?»

Учащиеся

Песчаная россыпь

1 балл

Мягкая глина

2 балла

Мерцающий маяк

3 балла

(Средняя оценка)

Алый парус

4 балла

Горящий факел

5 баллов

Ангелина А.


Сережа О.


Алеша О.


Егор Б.


Артем В.


Миша Л.


Вика А.


Алеша Б.


Вова К.


Настя К.


Егор М.


Ира М.


Александр Ф


Ольга Ф.


Ольга О.


Виктор К.


Таня Р.


Сархан А.




Приложение 3

Методика «Социометрия» Дж. Морено

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж.Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж.Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива,

Социометрическая процедура может иметь цель:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Условия и требования проведения методики «Социометрия»:

Исследование проводится в коллективах, имеющих опыт совместной деятельности не менее 6 месяцев; оптимальное количество членов группы 8-15 человек; все члены коллектива имеют возможность непосредственного активного общения; содержание вопросов должно быть ясным и понятным каждому опрашиваемому.

При социометрическом исследовании коллектива учеников его участникам предлагается выбрать товарищей, к которым они испытывают наибольшие (наименьшие) симпатии, хотели бы вместе учиться и отдыхать. Количество производимых выборов может быть не ограниченным, или ограниченным, скажем тремя или пятью. То есть социометрическая процедура может проводиться в двух формах. В нашем случае использовался первый вариант - непараметрическая процедура.

Школьникам предлагается ответить на два вопроса:

1. Кого из ваших товарищей вы хотели бы видеть в составе вновь организуемого классе?

2. Кого из ваших товарищей вы не хотели бы видеть во вновь организованном классе?

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.

По данным опроса испытуемых вначале составляется социометрическая матрица, по горизонтали и по вертикали которой в одном и том же порядке перечислены фамилии всех членов исследуемой группы. Нижние строки и крайние правые столбцы матрицы являются итоговыми. Заполнение матрицы начинается с внесения в нее выборов, сделанных каждым человеком. Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». РРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРР

Помимо социоматрицы может быть построена социограмма. Социограмма - схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет выявить структурные элементы межличностных отношений внутри коллектива - лидеров («звезд»), изолированных элементов, «отверженных».

Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относят тех, кто получает 6 и более выборов (если, по условиям опыта каждый член группы делал 3 выбора). «Звезды» - ребята, пользующиеся максимальной популярностью среди своих одноклассников, все хотели бы с ними дружить, входить в круг общения этих учеников.

Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых». «Предпочитаемые» - такие члены класса, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками (заметим, что эта «широта» может сильно отличаться в разных классах).

Если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории «пренебрегаемых», если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных» (изолированные - те ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассниками, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения). Если испытуемый получил только отклонения, то он относится к категории «отвергаемых». «Отвергаемые» - ученики, с которыми подавляющее большинство ребят в классе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с одноклассниками.

Приложение 4

Социометрическая матрица

дюоьтримсэждлорп

ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

(+)

(+)

(-)

+

+

(+)

2

(+)

(+)

+

-

+

-

(+)

3

(+)

(+)

+

-

-

(+)

+

-

+

(-)

(+)

(+)

-

4

-


(+)

+

+

5

(-)


(+)

(+)


(-)

-

6

+

(+)

+

-

+

7

(+)


+

(+)

(+)

+

8

+

(+)

(+)


-

+

+

9

+

+

+

+

-

10

-

+

+

-

+

(+)

11

-

(-)

-

(+)

+

+


12

(+)

(+)

(+)

-

+

(+)

+

+

13

+

+

(+)

+

-

+

(+)

+

+

+

-

(+)

14


-

+

(+)

+

5

5

6

5

3

3

6

7

5

5

3

6

4

4

-

2

1

2

1

5

2

0

1

1

1

1

2

2

2

(+)

2

3

5

1

3

1

3

2

0

1

1

4

2

1

(-)

1

0

1

0

1

0

0

0

0

0

1

0

1

0

Приложение 5

Социограмма

«ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА»Приложение 6

Персональные социометрические индексы

ФИО

Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы

Индекс социометрического статуса i-члена группы (положительный)

Индекс социометрического статуса i-члена группы (отрицательный)

Коэффициент

удовлетворенностиждлоьртипмадлоьртпи

Ира М.

0,31

0,38

-0,15

0,4

Настя К.

0,23

0,38

-0,08

0,6

Таня Р.

0,31

0,46

-0,15

0,75

Егор Б.

0,15

0,38

-0,08

0,16

Виктор К.

0,08

0,23

-0,38

1,5

Сархан А.

0,15

0,23

-0,15

0,25

Вова К.

0,38

0,46

0

0,6

Александр Ф.

0,31

0,54

-0,08

0,4

Сережа О.

0,23

0,38

-0,08

0

Вика А.

0,15

0,38

-0,08

0,25

Миша Л.

0

0,23

-0,08

0,33

Ольга Ф.

0,46

0,46

-0,15

0,57

Алена О.

0,61

0,31

-0,15

0,2

Егор М.

0,08

0,31

-0,15

0,5



Приложение 7

Соотношение социометрических статусов


ФИ

Количество положительных выборов

Количество отрицательных выборов

Статус в группе

Алена Б.

5

2

Предпочитаемая

Вова К.

5

1

Предпочитаемая

Таня Р.

6

2

Звезда

Артем В.

5

1

Предпочитаемый

Алена О.

3

5

Пренебрегаемый

Ангелина Л.

3

2

Пренебрегаемый

Виктор К.

6

0

Звезда

Ольга О.

7

1

Звезда

Сархан А.

5

1

Предпочитаемый

Вика А.

5

1

Предпочитаемая

Сережа О.

3

1

Пренебрегаемый

Ольга Ф.

6

2

Звезда

Егор Б.

4

2

Пренебрегаемый

Миша Л.

4

2

Пренебрегаемый



Приложение 8

Распределение в соответствии с социометрическим статусом

Название социометрического статуса

Количество человек % в 3 классе

Звезды

28,5%

Предпочитаемые

35,75%

Пренебрегаемые

35,75%

Отвергнутые

-

Изолированные

-




Приложение 9

Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»

Цель методики заключается в диагностике уровня развития ученического коллектива и его основных характеристик.

Учащимся предлагается ознакомиться со списком суждений, имеющих отношение к оценке морально-психологического климата в их коллективе, и отметить в листе ответов только те (+), которые соответствуют всем или большинству своих одноклассников.

Инструкция: «Ознакомьтесь, пожалуйста, со списком суждений, имеющих отношение к оценке морально-психологического климата в вашем коллективе, и обведите в листе ответов только те (поставьте знак «+»), которые соответствуют всем или большинству ваших одноклассников»…

В нашем классе большинство ребят…

  1. Свои слова всегда подтверждают делом.

  2. Осуждают проявления индивидуализма.

  3. Имеют одинаковые убеждения.

  4. Радуются успехам друг друга.

  5. Всегда оказывают помощь друг другу.

  6. Умело взаимодействуют друг с другом в работе.

  7. Знают задачи, стоящие перед классом.

  8. Требовательны друг к другу.

  9. Все вопросы решают сообща.

  10. Единодушны в оценке проблем, стоящих перед коллективом класса.

  11. Доверяют друг другу.

  12. Делятся опытом работы с одноклассниками.

  13. Бесконфликтно распределяют между собой обязанности.

  14. Знают итоги работы класса.

  15. Никогда и ни в чем не ошибаются.

  16. Объективно оценивают свои успехи и неудачи.

  17. Личные интересы подчиняют интересам коллектива.

  18. Вместе проводят свободное время.

  19. Защищают друг друга.

  20. Всегда считаются с интересами друг друга.

  21. Заменяют друг друга в работе.

  22. Знают положительные и отрицательные стороны классного коллектива.

  23. Работают с полной отдачей.

  24. Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива.

  25. Одинаково оценивают распределение обязанностей.

  26. Помогают друг другу.

  27. Предъявляют одинаково объективные требования ко всем членам коллектива.

  28. Самостоятельно выявляют и устраняют недостатки в работе.

  29. Знают правила проведения в коллективе.

  30. Никогда и ни с чем не сомневаются.

  31. Не бросают начатое дело на полпути.

  32. Отстаивают принятые в коллективе нормы поведения.

  33. Одинаково оценивают успехи класса.

  34. Искренне огорчаются при неудаче товарищей.

  35. Одинаково объективно оценивают поступки старых и новых членов коллектива.

  36. Быстро разрешают возникающие противоречия и конфликты.

  37. Знают свои обязанности.

  38. Сознательно подчиняются дисциплине.

  39. Верят в свой коллектив.

  40. Одинаково оценивают неудачи коллектива.

  41. Тактично ведут себя по отношению друг к другу.

  42. Не подчеркивают своих преимуществ друг перед другом.

  43. Быстро находят между собой общий язык.

  44. Знают основные приемы и методы работы.

  45. Всегда и во всем правы.

  46. Общие интересы ставят выше личных.

  47. Поддерживают полезные для класса начинания.

  48. Имеют одинаковые представления о нормах нравственности.

  49. Доброжелательно относятся друг к другу.

  50. Тактично ведут себя по отношению к членам другого коллектива.

  51. Берут на себя руководство, если это требуется.

  52. Знают работу товарищей.

  53. По-хозяйски относятся к общественному добру.

  54. Поддерживают традиции, сложившиеся в коллективе.

  55. Одинаково оценивают качества личности, необходимые в коллективе.

  56. Уважают друг друга.

  57. Тесно сотрудничают с одноклассниками во всех вопросах.

  58. При необходимости принимают на себя обязанности других членов коллектива.

  59. Знают черты характера друг друга.

  60. Умеют делать все.

  61. Ответственно выполняют любую работу.

  62. Оказывают сопротивление силам, разобщающим коллектив.

  63. Одинаково оценивают правильность распределения поощрения в коллективе.

  64. Поддерживают друг друга в трудные минуты.

  65. Радуются успехам другого класса.

  66. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях.

  67. Знают привычки и склонности друг друга.

  68. Активно участвуют в общественной работе.

  69. Заботятся об успехах коллектива.

  70. Одинаково оценивают правильность наказаний в коллективе.

  71. Внимательно относятся друг к другу.

  72. Искренне огорчаются при неудачах членов другого коллектива.

  73. Быстро находят такое распределение обязанностей, которое устраивает всех.

  74. Знают, как обстоят дела друг у друга.

Анализ результатовжьбльоти

Ответственность - сознательное, добросовестное отношение к работе, учебе.

Коллективизм - стремление решать все вопросы сообща, руководствуясь интересами коллектива.

Сплоченность - единство мнений по важнейшим вопросам жизни класса.

Организованность - благоприятные личные взаимоотношения членов коллектива.

Контактность - отношение к новичкам, к другим коллективам.

Открытость - умение налаживать оптимальные взаимодействия, распределить обязанности так, чтобы добиваться наибольшей эффективности в совместной работе.

Информированность - хорошее знание всеми ребятами состояния дел своего класса и друг друга.жщоьрти пмажлбо

Ключ

Ответственность 1 8 16 23 31 38 46 53 61 68

Коллективизм 2 9 17 24 32 39 47 54 62 69

Сплоченность 3 10 18 25 33 40 48 55 63 70

Контактность 4 11 19 26 34 41 49 56 64 71

Открытость 5 12 20 27 35 42 50 57 65 72

Организованность6 13 21 28 36 43 51 58 66 73

Информированность7 14 22 29 37 44 52 59 67 74

Контрольные

утверждения - 15 - 30 - 45 - 60 - -

Качественный анализ

а) По одному показателю: (один + соответствует одному баллу)

9-10 баллов - очень высокий

7-8 баллов - высокийдюоьртиэж.отр

5-6 баллов - средний

3-4 балла - очень низкий

лдьждлоьтрим

б) По сумме выделенных восьми показателей (уровень развития коллектива):

56-70 - группа-коллектив

42-55 - группа-автономия

28-41 - группа-ассоциация

14-27 - группа-ассоциация

0-13 - группа-конгломератэждлорпахзщдлорп




Приложение 10

Средние показатели всего класса в баллах

Ответственность

8

Коллективизм

8

Сплоченность

9

Контактность

9

Открытость

9

Организованность

9

Информированность

8


60


© 2010-2022