• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ИСКУССТВА»

Программа «Волшебный мир искусства»  является целостным интегрированным курсом, включающим в себя  все основные виды искусства: живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и конкретных связей с жизнью общества и человека.             Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуально-пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.            Эти три вида художественной деятельности являются основой для деления  визуально - пространственных искусств на следующие виды: живопись, графика, различные декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из этих видов присутствует при создании  любого произведения искусства. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной деятельност...            Связь искусства  с жизнью человека роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.           Программа построена так, чтобы дать учащимся представление о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.           Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к окружающему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний, обеспечение поступательности развития учащихся.            Обучение проводится в двух направлениях: 1) усвоение теоретических знаний; 2) формирование практических навыков. Теоретическая часть - определение цели и задачи, раскрытие основной темы занятия проходит в форме бесед, игры, экскурсий,  тематических презентаций.         Практическая часть включает в себя формирование: - навыков работы с материалами и инструментами; - умений по моделированию и изготовлению поделок и композиций.         Занятия проводятся в помещении, где имеются рабочие места для детей, стенды с образцами  выполненных выставочных работ и материалов для работы. Одно  из важнейших требований – соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правил пожарной безопасности. Обучающиеся знакомятся с правилами по технике безопасности при работе с материалами и инструментами.         Содержание деятельности  ребёнка на занятии должно соответствовать доминирующей возрастной мотивации (движение, игра, общение, фантазия при самореализации, коллективное сотворчество, эмоциональное восприятие).
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа» с. Высокиничи

Жуковского района Калужской области


Районный конкурс

«Методическая разработка учителя»

Номинация «Программа внеурочной деятельности»

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ИСКУССТВА»







Томаш Оксана Васильевна,

учитель изобразительного искусства,

I квалификационная категория






2012 г.

Список прилагаемых материалов


  1. Методические рекомендации 3 - 4

  2. Программа 5 - 33























МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Программа «Волшебный мир искусства» является целостным интегрированным курсом, включающим в себя все основные виды искусства: живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуально-пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основой для деления визуально - пространственных искусств на следующие виды: живопись, графика, различные декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из этих видов присутствует при создании любого произведения искусства. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной деятельности.

Связь искусства с жизнью человека роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.

Программа построена так, чтобы дать учащимся представление о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к окружающему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний, обеспечение поступательности развития учащихся.

Обучение проводится в двух направлениях:

1) усвоение теоретических знаний;

2) формирование практических навыков.

Теоретическая часть - определение цели и задачи, раскрытие основной темы занятия проходит в форме бесед, игры, экскурсий, тематических презентаций.

Практическая часть включает в себя формирование:

- навыков работы с материалами и инструментами;

- умений по моделированию и изготовлению поделок и композиций.

Занятия проводятся в помещении, где имеются рабочие места для детей, стенды с образцами выполненных выставочных работ и материалов для работы. Одно из важнейших требований - соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правил пожарной безопасности. Обучающиеся знакомятся с правилами по технике безопасности при работе с материалами и инструментами.

Содержание деятельности ребёнка на занятии должно соответствовать доминирующей возрастной мотивации (движение, игра, общение, фантазия при самореализации, коллективное сотворчество, эмоциональное восприятие).










Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа» с. Высокиничи

Жуковского района Калужской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

___________ /Цыпина Ж.Н./

Приказ №_122/5_

от «_05_» сентября 2011г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ИСКУССТВА»

1 - 4 классы

Составитель программы:

Томаш Оксана Васильевна,

учитель изобразительного искусства, физики, технологии I квалификационной категории

2011г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Искусство есть такая же потребность

человека, как есть и пить. Потребность

красоты и творчества, воплощающего ее,

неразлучна с человеком.

Ф.М. Достоевский


История свидетельствует о том, что человек всегда был неразлучен с искусством. В горах, в пещерах разных стран мира сохранились древние наскальные изображения, о которых мы слышали на уроках истории. Это выразительные рисунки животных были сделаны ещё в каменном веке!

Потребность изображать увиденное, испытанное возникла у человека очень давно, задолго до изобретения письменности.

Понятие «Изобразительное искусство» включает в себя три основных вида творчества: живопись, графику и скульптуру. Занимаясь живописью, графикой или декоративно-прикладным искусством, чтобы создать то или иное произведение, первым делом придется взять в руки карандаш.

Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития. В ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Изобразительное искусство - наиболее эмоциональная сфера деятельности детей. Программа общеобразовательной школы по изобразительному искусству знакомит детей с различными материалами в разных техниках, расширяет круг возможностей работы ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Для развития и реализации творческих потребностей учащихся во внеурочное время должна быть система дополнительного образования, работа которой направлена на стимулирование творческой активности ребенка, развитие способности к самостоятельному творчеству и самообразованию, развитие познавательных способностей детей и мотивационной направленности в использовании свободного времени.

Данная программа призвана помочь ребенку открыть в себе неповторимую индивидуальность, реализовать себя не только в учебе, но и творчестве, в общении с другими. Результативность воспитательного процесса тем будет успешнее, чем раньше у детей начнет развиваться абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Программа предусматривает знакомство детей с историей развития изобразительного искусства, основными видами искусства - живопись, графика, композиция, развитие духовно-нравственных качеств ребенка в процессе обучения, дать возможность профессиональной ориентации учащихся (профессия дизайнера - актуальна на данное время).

Цель программы:

  • творческое развитие личности;

  • развитие способности к эстетическому восприятию и переживанию;

  • стимулирование творческой активности ребенка, развитие способности к самостоятельному творчеству и самообразованию;

  • развитие познавательных способностей детей и мотивационной направленности в использовании свободного времени.

Задачи:

  • познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;

  • раскрыть неповторимую индивидуальность и развить потенциальные способности, заложенные в каждом ребенке;

  • развить моторику рук;

  • развить пространственное воображение;

  • развить логику, память;

  • обучить концентрации внимания;

  • развить уверенность в своих силах и способностях.

Данная программа рассчитана на 4 года (135 часов) и предполагает следующие направления работы:

  1. Мир вокруг нас.

  2. Ты и искусство. Реальность и фантазия.

  3. Искусство вокруг нас.

  4. Искусство объединяет народы.

Программа основывается на принципах коллективности, культуросообразности (общечеловеческие ценности культур), патриотической направленности, диалога культур, поддержки самоопределения школьника.

Ожидаемые результаты

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об истории своей семьи и Отечества; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Отслеживание результатов: тестовый опрос теоретического материала, выполнение практической работы, мониторинг, в виде составления альбомов готовых поделок, книжек-раскладушек с фотографиями работ, участие в выставках школьных, районных, областных и всероссийских.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

Методы проведения занятий: индивидуально-практическое творчество, коллективное творчество, обсуждение работ, выставок, экскурсий.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок и рисунков, отчет о проделанной работе.Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Мир вокруг нас

1 класс (33 часа в год, 1 час в неделю)

  1. Вводное занятие.

Занятие - знакомство с программным содержанием на год. Инструктаж по технике безопасности.

  1. Экскурсия «Мир вокруг нас».

Часовая экскурсия на природу. Мир красок, форм в природе. Природа - художник.

  1. Изображение всюду вокруг нас.

Посещение выставки детских работ. Рассматривание различных изображений вокруг нас: дома, на улице, в школе.

  1. Мастер Изображения учит видеть.

Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Рассматривание разных предметов по форме ( дерево, лист, травинки, цветок и т.д.).

  1. Волшебная линия и её выразительные возможности.

Изображение линией на плоскости. Линия -рассказывает, линия - повествует. Умение видеть линии в природе.

  1. Рисование простых форм.

Виды и характер линий, ритм линий. Выполнение линейных рисунков по представлению (трава, соцветия, корни и т.д.).

  1. Пропорциональность форм.

Правила изображения и средства выразительности.

Формы простые и сложные. Изображение геометрических фигур.

9.Рисование овощей и фруктов.

Правила изображения и средства выразительности.

Виды и характер линий, ритм линий. Отработка объемного изображения.

  1. Изображение плоских предметов. Натюрморт.

  2. Предметный мир в изобразительном искусстве. Жанр натюрморта. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, случайность и порядок. Изображение натюрморта из 2-3 предметов.

  3. Выполнение наброска животных. Объемные изображения животных. Виды и характер линий. Штриховка. Отработка объемного изображения животных. Штриховка.

  4. Эскиз. Набросок. Набросок фигуры человека. Изображение человека в древних культурах. Красота и совершенство конструкции идеального тела человека. Конструкция и основные пропорции. Схема движений фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Главное и второстепенное в изображении. Изображение фигуры человека

  5. Изображение пятном. Штрих и растушевка.

Овладение первичными навыками изображения на плоскости. Пятно - одно из главных средств изображения. Развитие воображения и аналитических возможностей глаза.

  1. Эффект объемности. Примеры выразительных объемов (пни, камни, коряги и т.д.). Изображение объемности с помощью штриха и пятна.

  2. Разноцветные краски. Вид каждого цвета на бумаге. Основные цвета и их производные. Теория получения всех естественных цветов на основе трех первичных (желтый, красный, синий). Знание теории цвета для смешивания красок. Вторичные и третичные цвета.

  3. Акварельная живопись по сырому. Процесс нанесения акварели. Эффекты, получаемые при работе акварелью по сырому. Техника выполнения раскрытия пробелов. Зарисовка акварелью «Облака».

  4. Акварельная живопись по сухому. Бумага, кисть, акварельные краски. Методы выполнения. Применение техники при выполнении рисунка.

  5. Заочная экскурсия в Страну Мастеров. Знакомство с миром модульного оригами. Просмотр презентаций.

  6. Модульное оригами для начинающих. Инструменты и материалы. Начальные сведения.

  7. Треугольный модуль. Правила техники безопасности при работе с ножницами.

Разметка листа бумаги. Правила выполнения модульного треугольника. Практическое задание.

  1. Корзинка. Расчет количества треугольников и разметка листа бумаги. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Выполнение модульных треугольников для корзинки.

  2. Корзинка. Сбор корзинки из треугольников. Оформление.

  3. Лилии. Правила техники безопасности при работе с ножницами.

Расчет количества треугольников и разметка листа бумаги. Выполнение модульных треугольников для цветка..

  1. Лилии. Сбор цветка из треугольников. Оформление.

  2. Рисунок - настроение. Изображение с помощью рисунка мира наших чувств, переживаний. Грусть и радость, изображение цветом.

  3. Способы изображения. Изображение с помощью красок (предметное и беспредметное).

  4. Нетрадиционные техники рисования. От точки к точке. Знакомство с разными нетрадиционными техниками рисования. Рисунок с помощью ватных палочек «Цыпленок», «Аквариум» (по выбору).

  5. Рисуем ладошками. Выполнение рисунка ладошками «Птица». Правила техники безопасности при работе с красками.

  6. Монотипия. Летняя монотипия. Просмотр презентации. Практическая работа с листочками, травинками и т.д.

  7. Ой, клякса. Практическая работа с применением техники кляксографии.

  8. Работа на пленере. Введение понятие «пейзаж». Рисование пейзажа с натуры цветными карандашами.

  9. Праздник и человек. Традиционные народные праздники в искусстве. Изображение праздничного народного гуляния по воображению.

  10. «В гостях у сказки». Васнецов - художник-сказочник.

  11. «Сказочная страна». Иллюстрирование сказок. Иллюстрация к прочитанной сказке.


Ты и искусство. Реальность и фантазия

2 класс (34 часа в год, 1 час в неделю)

1. Вводное занятие. Знакомство с содержанием программы на год. Вводный инструктаж по технике безопасности.

2. Искусство рядом с тобой. Радуга и праздник красок. Экскурсия в дендропарк. Зарисовки с натуры.

3. Основы теории цвета. Цветовой круг. Вид каждого цвета на бумаге. Основные цвета и их производные. Теория получения всех естественных цветов на основе трех первичных (желтый, красный, синий). Знание теории цвета для смешивания красок. Вторичные и третичные цвета.

4. Темная и холодная гамма. Нейтральные цвета. Знакомство с разными видами цветовой гаммы. Цвета теплой гаммы, цвета холодной гаммы. Нейтральные цвета.

5. Насыщенность тона. Пропорция соединения и результат. Различие цвета по тону. Насыщенность. Цветовой контраст.

6. Предметный мир в изобразительном искусстве. Жанр натюрморта. Многообразие изображения мира вещей в истории искусства. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Предметный мир в изобразительном искусстве. Жанр натюрморта.

7. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте. Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм.

8. Изображение натюрморта из 2-3 предметов. Практическая работа.

9. Цвет и рисунок. Линия и пятно. Линии и пятна. Разноцветные штрихи. Растушевка. Выбор вида предмета изображения и пространства, окружающего его на рисунке. Зрительная привлекательность рисунка.

10. Настоящий натюрморт. «Фрукты на столе». Нетрадиционная техника выполнения. Практическая работа.

11. Выполнение работы «Цветы».

12. Выполнение работы по представлению либо с натуры.

13. Страна мастеров. Модульное оригами. Материалы и инструменты. Знакомство с модульным оригами. Заочная экскурсия в Страну мастеров. Использование ИКТ.

14-15. Вазы. Подготовка и выполнение модульных треугольников для вазы. Сборка изделия.

16-18. Чашка и кувшин. Подготовка и выполнение модульных треугольников для изделия. Сборка изделия.

19. Изобразительное искусство. Картина. Жанры изобразительного искусства. Картина как результат работы художника.

20. Экскурсия в картинную галерею г. Обнинск.

21. «Пейзаж - настроение» - красота разных состояний природы. Знакомство с творчеством художника-пейзажиста В. Иванова.

22-23. Перспектива. Отработка приемов перспективы. Правила линейной и воздушной перспективы. Практическая работа. Введение понятия «коллаж».

24. Пишем акварелью. Акварельная живопись по сырому. Практическая работа «Облака». Правила работы в технике «живопись по сырому».

25. Техника живописи сухой кистью. Правила работы сухой кистью. Практическая работа «Пушистый кот».

26. Процарапывание. Знакомство с нетрадиционной техникой работы. Практическая работа «Космический пейзаж».

27. Разбрызгивание, другие техники. Способы работы подручными материалами. «Необычная открытка».

28. Размывка. Первичные сведения о применении техники размывки в изобразительном искусстве. Отработка практических навыков.

29. Пейзаж. Практическая работа «Туман над рекой».

30. Пейзаж. Практическая работа «Весна».

31. Вода в живописи. Правила изображения воды. Водные пейзажи. Великие пейзажисты мира. Отражения. Логика отражений. Движение воды. Симметрия рефлексов. Блики.

32. Вода на пейзажах. Изображение рефлексов. Прозрачная вода. Волны. Айвазовский - художник - маринист. Биографические сведения и творчество художника. Использование ИКТ.

33. Природа-художник. Экскурсия в Парк камней д. Победа Калужской области.

34. Итоговое занятие. Выставка работ учащихся.


Искусство вокруг нас

3 класс (34 часа в год, 1 час в неделю)

1. Вводное занятие. Знакомство с содержанием программы на год. Вводный инструктаж по технике безопасности.

2. Искусство рядом с тобой. Радуга и праздник красок. Экскурсия в дендропарк. Зарисовки с натуры.

3.Основы теории цвета. Цветовой круг. Вид каждого цвета на бумаге. Основные цвета и их производные. Теория получения всех естественных цветов на основе трех первичных (желтый, красный, синий). Знание теории цвета для смешивания красок. Вторичные и третичные цвета.

4.Темная и холодная гамма. Нейтральные цвета. Знакомство с разными видами цветовой гаммы. Цвета теплой гаммы, цвета холодной гаммы. Нейтральные цвета.

5. Насыщенность тона. Пропорция соединения и результат. Различие цвета по тону. Насыщенность. Цветовой контраст.

6. Предметный мир в изобразительном искусстве. Жанр натюрморта. Многообразие изображения мира вещей в истории искусства. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Предметный мир в изобразительном искусстве. Жанр натюрморта.

7. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте. Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм.

8. Изображение натюрморта из 2-3 предметов. Практическая работа.

9. Цвет и рисунок. Линия и пятно. Линии и пятна. Разноцветные штрихи. Растушевка. Выбор вида предмета изображения и пространства, окружающего его на рисунке. Зрительная привлекательность рисунка.

10. Настоящий натюрморт. «Фрукты на столе». Нетрадиционная техника выполнения. Практическая работа.

11. Выполнение работы «Цветы».

12.Выполнение работы по представлению либо с натуры.

13.Страна мастеров. Модульное оригами. Материалы и инструменты. Знакомство с модульным оригами. Заочная экскурсия в Страну мастеров. Использование ИКТ.

14-15. Вазы. Подготовка и выполнение модульных треугольников для вазы. Сборка изделия.

16-18. Чашка и кувшин. Подготовка и выполнение модульных треугольников для изделия. Сборка изделия.

19. Изобразительное искусство. Картина. Жанры изобразительного искусства. Картина как результат работы художника.

20.Экскурсия в картинную галерею г. Обнинск.

21.«Пейзаж - настроение» - красота разных состояний природы. Знакомство с творчеством художника-пейзажиста В. Иванова.

22-23. Перспектива. Отработка приемов перспективы. Правила линейной и воздушной перспективы. Практическая работа. Введение понятия «коллаж».

24. Пишем акварелью. Акварельная живопись по сырому. Практическая работа «Облака». Правила работы в технике «живопись по сырому».

25. Техника живописи сухой кистью. Правила работы сухой кистью. Практическая работа «Пушистый кот».

26.Процарапывание.Знакомство с нетрадиционной техникой работы. Практическая работа «Космический пейзаж».

27. Разбрызгивание, другие техники. Способы работы подручными материалами. «Необычная открытка».

28. Размывка. Первичные сведения о применении техники размывки в изобразительном искусстве. Отработка практических навыков.

29. Пейзаж. Практическая работа «Туман над рекой».

30. Пейзаж. Практическая работа «Весна».

31.Вода в живописи. Правила изображения воды. Водные пейзажи. Великие пейзажисты мира. Отражения. Логика отражений. Движение воды. Симметрия рефлексов. Блики.

32. Вода на пейзажах. Изображение рефлексов. Прозрачная вода. Волны. Айвазовский - художник - маринист. Биографические сведения и творчество художника. Использование ИКТ.

33. Природа-художник. Экскурсия в Парк камней д. Победа Калужской области.

34.Выставка работ учащихся. Итоговое занятие.


Искусство объединяет народы

4 класс, (34 часа в год, 1 час в неделю)

1. Вводное занятие. Виды изобразительного искусства.

2. Рисунок (графика). Материалы и инструменты. Правила работы.

Материалы и инструменты. Ваше рабочее пространство. Правила работы.

Выбор карандашей по типу (цифра на карандаше), бумаги по фактуре.

3. Приемы работы в жанре «графика». Простые формы. Немного перспективы. Искусство композиции. Свет и тень. Рисование простых форм, соблюдая правила пропорции. Наложение светотени. Передача тональных переходов.

4. Искусство композиции. Выбор линии горизонта, границ композиции.

5. Выполнение наброска. Практическая работа.

6. Пейзаж в графике. Работа на пленере.

7. Пейзаж родной земли. Практическая работа.

8. Гармония искусства с природой. Человек и природа. Человек-художник. Природа-художник.

9. Рисуем людей. Введение понятий «карикатура», «дружеский шарж». Художники - карикатуристы.

10.Образ красоты человека. Художники-портретисты. Знакомство с творчеством художника - портретиста И. Крамского.

11. Основные принципы изображения. Движение тела. Изображение фигуры человека в движении. Последовательность выполнения рисунка «Человек будущего».

12. Свет и тень. Наложение светотени. Выполнение рисунка «Человек будущего».

13. Графическая и живописная техники. Карандаш. Сочетание линий разной интенсивности.

14. Упражнения по изображению фигуры человека. Набросок. Динамичное равновесие и ритмичные движения. Практическая работа «В ритме танца».

15. Основы композиции. Основы композиции: однородные признаки объединения, законы ограничения, живая и статичная композиция. Отработка приемов на практике.

16. Создание творческих тематических композиций. Практическая работа.

17. Наша Родина - Россия в произведениях искусства. Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею. Знакомство с историей создания музея.

18. Родная природа в творчестве русских художников. Знакомство с творчеством художника - пейзажиста И. Шишкина.

19. Города русской земли. Музей под открытым небом. Деревянное зодчество. Кижи.

20. Всемирное наследие. Памятники мира. Тадж - Махал. Заочная экскурсия.

21. Образ художественной культуры разных стран и народов. Музеи мира и их экспозиции.

22. Искусство кусидама. Модульное оригами. Правила выполнения модульного треугольника.

23. Белый лебедь. Практическая работа.

24-25. Зайка - модница. Практическая работа.

26. Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве.

27. Главные художественные музеи России. Эрмитаж. Русский музей.

28. Великие темы искусства - мудрость, сопереживание.

29. Великие темы искусства - мужество, подвиг. Творчество художника

Ю.М. Непринцева.

30. Образ матери в искусстве.

31. Мир детства в искусстве. Творчество В. Серова.

32.Праздник детства. Конкурс рисунка на асфальте.

33. Экскурсия в музей «Этномир» г. Боровск.

34. Итоговое занятие. Выставка работ учащихся.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Мир вокруг нас

1класс

п/п

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие.

1

2

Экскурсия «Мир вокруг нас».

1

3

Изображение всюду вокруг нас.

1

4

Мастер Изображения учит видеть.

1

5

Волшебная линия и её выразительные возможности.

1

6

Рисование простых форм.

1

7

Пропорциональность форм.

1

8

Рисование овощей и фруктов.

1

9

Изображение плоских предметов. Натюрморт.

1

10

Выполнение наброска животных.

1

11

Эскиз. Набросок. Набросок фигуры человека.

1

12

Изображение пятном. Штрих и растушевка.

1

13

Эффект объемности.

1

14

Разноцветные краски.

1

15

Акварельная живопись по сырому.

1

16

Акварельная живопись по сухому.

1

17

Заочная экскурсия в Страну Мастеров.

1

18

Модульное оригами для начинающих. Инструменты и материалы.

1

19

Треугольный модуль.

1

20

Корзинка.

1

21

Корзинка.

1

22

Лилии.

1

23

Лилии.

1

24

Рисунок - настроение.

1

25

Способы изображения.

1

26

Нетрадиционные техники рисования. От точки к точке.

1

27

Рисуем ладошками.

1

28

Монотипия. Летняя монотипия.

1

29

Ой, клякса.

1

30

Работа на пленере.

1

31

Праздник и человек.

1

32

«Сказочная страна». Иллюстрирование сказок.

1

33

«В гостях у сказки». Васнецов - художник-сказочник.

1


Итого

33

Ты и искусство. Реальность и фантазия

2 класс

п/п

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие.

1

2

Краски, строящие многоцветие мира.

1

3

Все богатство цвета и тона.

1

4

Смешивание красок. Пейзажная монотипия.

1

5

Работа на пленере.

1

6

Пастель и цветные мелки; их выразительные возможности.

1

7

Пейзаж пастелью. Последовательность выполнения.

1

8

Графические материалы. Их выразительные возможности.

1

9

Работа на пленере.

1

10

Выразительные возможности бумаги.

1

11

Страна мастеров. Модульное оригами. Материалы и инструменты.

1

12

Треугольный модуль.

1

13

Волшебный цветник. Тюльпаны и…

1

14

Клубничка-лакомка.

1

15

Изображение и реальность. Овощи и фрукты: оригами и рисунок.

1

16

Изображение и фантазия.

1

17

Украшение и реальность. Картинка с секретом.

1

18

Украшение и фантазия.

1

19

Постройка и реальность. Постройка и фантазия.

1

20

Изображение животных.

1

21

Изображение животных.

1

22

Изображение человека. Мужской и женский образ.

1

23

Изображение человека. Мужской и женский образы.

1

24

Образ человека и его характер.

1

25

Образ человека и его характер.

1

26

Изображение природы в разных состояниях.

1

27

Чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру - через рисунок.

1

28

Цвет как средство выражения. Основы цветоведения.

1

29

Линия, как средство выражения. Характер линий.

1

30

Линия, как средство выражения. Характер линий.

1

31

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

1

32

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

1

33

Пропорции выражают характер.

1

34

Итоговое занятие. Экскурсия «Мир цвета».

1


Итого

34

Искусство вокруг нас

3 класс.

п/п

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие.

1

2

Искусство рядом с тобой. Радуга и праздник красок.

1

3

Основы теории цвета. Цветовой круг.

1

4

Темная и холодная гамма. Нейтральные цвета .

1

5

Насыщенность тона.

1

6

Предметный мир в изобразительном искусстве. Жанр натюрморта.

1

7

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте.

1

8

Изображение натюрморта из 2-3 предметов.

1

9

Цвет и рисунок. Линия и пятно.

1

10

Настоящий натюрморт. «Фрукты на столе». Нетрадиционная техника выполнения.

1

11

Выполнение работы «Цветы».

1

12

Выполнение работы по представлению либо с натуры.

1

13

Страна мастеров. Модульное оригами. Материалы и инструменты.

1

14

Вазы.

1

15

Вазы.

1

16

Чашка и кувшин.

1

17

Чашка и кувшин.

1

18

Чашка и кувшин.

1

19

Изобразительное искусство. Картина.

1

20

Экскурсия в картинную галерею г. Обнинск.

1

21

«Пейзаж - настроение» - красота разных состояний природы.

1

22

Перспектива. Отработка приемов перспективы.

1

23

Перспектива. Отработка приемов перспективы.

1

24

Пишем акварелью. Акварельная живопись по сырому.

1

25

Техника живописи сухой кистью. «Пушистый кот».

1

26

Процарапывание. «Космический пейзаж».

1

27

Разбрызгивание, другие техники. «Необычная открытка».

1

28

Размывка.

1

29

Пейзаж. «Туман над рекой».

1

30

Пейзаж. «Весна».

1

31

Вода в живописи. Правила изображения воды.

1

32

Вода на пейзажах.

1

33

Природа - художник. Экскурсия в Парк камней.

1

34

Выставка работ учащихся. Итоговое занятие.

1


Итого

34

Искусство объединяет народы.

4класс.

п/п

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие. Виды изобразительного искусства.

1

2

Рисунок (графика). Материалы и инструменты. Правила работы.

1

3

Приемы работы в жанре «графика».

1

4

Искусство композиции. Выбор линии горизонта, границ композиции.

1

5

Выполнение наброска.

1

6

Пейзаж в графике. Работа на пленере.

1

7

Пейзаж родной земли.

1

8

Гармония искусства с природой.

1

9

Рисуем людей.

1

10

Образ красоты человека. Художники-портретисты.

1

11

Основные принципы изображения. Движение тела.

1

12

Свет и тень. Наложение светотени.

1

13

Графическая и живописная техники.

1

14

Упражнения по изображению фигуры человека.

1

15

Основы композиции.

1

16

Создание творческих тематических композиций.

1

17

Наша Родина - Россия в произведениях искусства.

1

18

Родная природа в творчестве русских художников.

1

19

Города русской земли. Музей под открытым небом.

1

20

Всемирное наследие. Памятники мира. Заочная экскурсия.

1

21

Образ художественной культуры разных стран и народов.

1

22

Искусство кусидама. Модульное оригами.

1

23

Белый лебедь.

1

24

Зайка - модница.

1

25

Зайка - модница.

1

26

Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве

1

27

Главные художественные музеи России.

1

28

Великие темы искусства - мудрость, сопереживание.

1

29

Великие темы искусства - мужество, подвиг.

1

30

Образ матери в искусстве.

1

31

Мир детства в искусстве. В. Серов.

1

32

Праздник детства. Конкурс рисунка на асфальте.

1

33

Экскурсия в музей «Этномир» г. Боровск.

1

34

Итоговое занятие. Выставка работ учащихся.

1


Итого

34


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

По окончании 1 года обучения учащиеся должны

знать:

  • основные виды и жанры изобразительного искусства;

  • иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа, натюрморта в истории искусства;

  • основные средства художественной выразительности: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

  • о ритмической организации произведения и богатстве выразительных возможностей;

  • знать общие правила построения фигуры человека;

  • о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

уметь:

  • пользоваться несколькими графическими материалами /карандаш/, красками /гуашь, акварель/;

  • видеть конструктивную форму предмета;

  • владеть первичными навыками плоскостного и объемного изображений предмета и группы предметов;

  • пользоваться правилами воздушной и линейной перспективы;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовое отношение при изображении;

  • создавать композиционные творческие работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;

  • активно воспринимать произведения искусства и, аргументировано анализировать разные уровни восприятия.

По окончании 2 года обучения учащиеся должны

знать:

  • о месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и в жизни человека;

  • общие сведения об истории развития искусства в разные времена;

  • о взаимосвязи реальности действительности и ее художественного изображения;

  • основные средства художественной выразительности: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

  • о ритмической организации произведения и богатстве выразительных возможностей;

  • знать общие правила построения фигуры человека;

  • о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа;

  • основные приемы работы, способ складывания базового треугольника;

  • название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.

уметь:

  • пользоваться несколькими графическими материалами /карандаш/, красками /гуашь, акварель, пастель/;

  • видеть конструктивную форму предмета;

  • владеть первичными навыками плоскостного и объемного изображений предмета и группы предметов;

  • пользоваться правилами воздушной и линейной перспективы;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовое отношение при изображении;

  • создавать композиционные творческие работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;

  • подбирать бумагу нужного цвета;

  • пользоваться чертежными инструментами, ножницами;

  • выполнять разметку листа бумаги;

  • пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;

  • активно воспринимать произведения искусства и, аргументировано анализировать разные уровни восприятия.

По окончании 3 года обучения учащиеся должны

знать:

  • цветовые схемы и соотношения цветов, виды и свойства цветов;

  • эталоны пропорций фигуры человека, виды портретов;

  • основы композиции, правила горизонтальной и воздушной перспективы, классификацию перспективных построений;

  • виды материалов и приспособлений для разных техник работы.

уметь:

  • выявлять в произведениях связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство формы, материала и декора;

  • уметь передать единство формы и декора /на доступном возрастном уровне/;

  • владеть практическими навыками измерения пропорции тела, изображать фигуру человека в движении;

  • создавать работы из модулей оригами;

  • пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;

  • собирать игрушки - «оригамушки»;

  • выполнять наброски, рисунок фигуры человека графически, пастелью и акварелью;

  • выполнять эскизные, проективные работы с применением дизайна.

По окончании 4 года обучения учащиеся должны

знать:

  • графические и живописные техники работы;

  • образы художественной культуры разных стран;

  • основы композиции;

  • правила создания тематических композиций;

  • основные приемы работы, способ складывания базового треугольника;

  • приемы складывания модулей;

  • правила техники безопасности.

уметь:

  • создавать тематические композиции, используя правила воздушной и горизонтальной перспективы;

  • графические и живописные работы на разную тематику;

  • создавать работы из модулей оригами;

  • пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;

  • собирать игрушки - «оригамушки»;

  • анализировать образец, анализировать свою работу;

  • составлять композицию из готовых поделок;

  • выполнять дизайнерское оформление работ;

  • работать с материалом об искусстве и использовать его на практике.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Дидактические материалы:

  • кувшины и вазы различной формы и фактуры;

  • муляжи фруктов;

  • образцы изображения различных видов животных;

  • фонд детских работ, выполненных в учебном кабинете и на пленере;

  • папки методического материала по рисунку, живописи, композиции, разнообразным техникам работы с бумагой;

  • мультимедийные презентации: «Пастель. История развития», «Пастель. Пейзаж», «Дом твоей мечты», « Мир натюрморта», «Нетрадиционные техники рисования», «Урок о музеях», «Эталон пропорций», «Композиция», «Образ человека в искусстве», серия презентаций о музеях мира «Всемирное наследие», « Графический рисунок. Все о портрете», «Художники» (Айвазовский И.К., Шишкин И.И., Васнецов В.М, Куинджи А.И. , «Весна», «Зимние краевиды», «Лето. Ах, лето…», «Осень», «Новогодняя сказка», «Наши достижения в искусстве», «Вазы и предметы интерьера», «Жар-птица», «Розовый лебедь. Мастер-класс», «Лебеди, лебедушки», « Елочные шары. Мастер-класс», «Елочка. Мастер-класс», « Зайка. Мастер-класс», « Игрушки и…», « Лилии. Мастер - класс «, « Подснежники. Мастер-класс», « Ромашки. Мастер-класс», «Розовый фламинго. Мастер-класс».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аккизов Керим. Учимся рисовать шаг за шагом. Харьков - Белгород. Издательство «Клуб семейной книги», 2010.

  2. Аккизов Керим. Учимся рисовать растения и животных. Харьков-Белгород. Издательство «Клуб семейной книги», 2010.

  3. Грицак Е.Н. Серия «Памятники всемирного наследия». Книги 1-24. Москва: «Вече», 2006.

  4. Желондиевская Л.В., Чуканова Е.С. Эмоции графики. Учебное пособие. М. «Квадрига», 2009.

  5. Макмарри Вики. Пер.с англ. К. И. Молькова. Искусство владения цветом. «КРИСТИНА - НОВЫЙ ВЕК», 2008

  6. 6.Новгородцева А. 100 русских художников. Энциклопедия живописи для детей. М., «Белый город», 2003.

  7. Пенова В.П. Рисуем карандашом. Деревья. Цветы. Животные. Харьков. Белгород.- Книжный клуб, 2008.

  8. Порте Пьер. Пер. с фр. Э.А.Болдиной. Учимся рисовать. М., «Мир книги», 2005

1) Человека.

2) Зверей, рыб и птиц.

3) Окружающий мир.

4) Природу.

5) От А до Я.

  1. Сенин В., Коваль О. Школа рисунка карандашом. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Харьков - Книжный клуб, 2008.

  2. Сокольникова Н.М. Основы композиции.5-8кл. Обнинск, Изд-во «Титул», 1996

  3. Сокольникова Н.М. Живопись. 5-8кл. Обнинск, Изд-во «Титул», 1996

  4. Сокольникова Н.М. Рисунок. 5-8кл. Обнинск, Изд-во «Титул», 1996

  5. Школа рисования. Фигура человека. Основы изображения. М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.

  6. Школа рисования. Акварель. Основные техники и приемы. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.

  7. Школа рисования. Графика. Подробный практический курс. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.

  8. Школа рисования. Водный пейзаж. Основные техники изображения. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.

  9. Школа рисования. Пейзаж. Основы техники изображения. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

  10. Школа рисования. Натюрморт. Особенности жанра и композиции. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.

  11. Школа рисования. Пастель. Подробный практический курс. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги»,2005.

  12. Школа рисования. Свет и цвет в живописи. Особенности изображения. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги»,2006.

  13. Школа рисования. Работа с натурой. Уроки мастерства. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.

  14. Школа рисования. Воздушная живопись. Основные техники изображения. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

  15. Школа рисования. Птицы. Звери. Дмитров. Московская обл. - «ОНИКС 21 век», 2001

  16. Волшебные краски. Необычное рисование для детей. Спец. выпуск газеты «Солнечный зайчик» под ред. Ю.А. Майоровой. Саров - Н.Новгород 2009.

  17. Гончар В.В. Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2009

  18. Интернет ресурсы: stranamasterov.ru/ , oriart.ru/.



© 2010-2022