Технологическая карта урока ИЗО на тему Чернофигурные вазы Древней Греции (5 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


По программе: ФГОС Изобразительное искусство:интегрированная программа:5-8(9)классы/ [Л.Г.Савенкова,Е.А.Ермолинская,Е.С.Медкова].-М. :Вентана-Граф,2014.


Технологическая карта урока ИЗО для 5 класса

Урок № 16 «Чернофигурные вазы Древней Греции»


Основные задачи урока:


Образовательные: познакомиться с искусством вазописи. Сформировать представление об основных видах древнегреческих ваз, их

форме, декоре, символике;

Развивающие: развивать творческое воображение, наблюдательность, умение анализировать. Совершенствовать навыки работы с

художественными материалами, применяя художественные техники: граттаж, изображение фигуры человека «от пятна».

Воспитательные: воспитывать уважительное, бережное отношение к культурному наследию предков.

Тип урока:

урок усвоения новых знаний.

Форма урока:

практическое занятие.

Методы и формы обучения:

объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Основные понятия и термины:

вазопись, керамика, форма, силуэт, пропорции, динамика.

Демонстрационный материал:

таблицы, мультимедийная презентация по теме, учебник.

Оборудование:

учебник, лист для граттажа, инструмент для процарапывания, цветной картон, карандаш, кисти, черная гуашь, салфетка,

баночка для воды.

Планируемые образовательные результаты:




Предметные: расширить представление об искусстве Древней Греции, познакомить с древнегреческим искусством вазописи, его

символикой, научить видеть форму, цвет, декор изделия, выполнять вариации орнаментальных и сюжетных композиций по мотивам

древнегреческой керамики, совершенствовать навыки работы с художественными материалами.

Метапредметные УУД:

Регулятивные - научить принимать и сохранять учебную задачу; определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания;

Познавательные - научить находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, анализировать информацию, делать

выводы.

Коммуникативные - рассуждать, формировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя,

вести познавательный диалог по теме урока.

Личностные - иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности, научить объяснять свои чувства и ощущения от восприятия

объектов.





Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

2

3

4

5

I. Организа-ционный момент.

Проверка готовности класса к уроку. Настрой на урок.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Мы создадим палитру хорошего настроения. Выложим на нее только те цвета, которые описывают хорошее настроение.

- Какая красота у нас получилась! Я желаю, чтобы весь урок вас сопровождало вот такое яркое, солнечное настроение.

Выкладывают на доске «палитру хорошего настроения».

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

II. Введение темы, постановка целей урока.

- На протяжение уже нескольких уроков мы с вами знакомились с культурой Древней Греции, и сегодня мы продолжим ее изучение.

Представьте себе, что вы археологи и раскопали некоторые предметы. Они перед вами (ваза, чашка, кастрюля, вилка). Какие предметы мы можем объединить и по какому признаку?

- Ответы ваши верные. Ваза, чашка и кастрюля - это сосуды, так как в них можно налить воду, а вилка - столовый предмет. Слова «сосуды» и «посуда» на латинском - vas «вазы».

- Ребята, как вы считаете, какой из этих предметов мог бы принадлежать эпохе Древней Греции (вилка появилась позже, лет 300 назад).

- Конечно же это знаменитые античные вазы. В Древней Греции они изготовлялись из обожженной глины. По-гречески глина - «керамос», посуда из глины - «керамика», а роспись керамических сосудов - вазопись.

- Попробуйте назвать тему урока.

- В этом вам помогут ответы на следующие вопросы:

- Какого цвета фигуры на вазах? (черные)

- Где изготавливали вазы? (в Древней Греции)

- Как определим тему нашего урока? Ваши мысли?

Значит тема нашего урока «Чернофигурные вазы Древней Греции». (Учитель вывешивает на доску тему урока).

- Что нового вы хотели бы узнать на этом уроке, каковы будут его задачи?

-Задачей нашего урока будет знакомство с искусством древнегреческой вазописи. И вы сами выполните эскиз росписи вазы.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя. Анализируют информацию. Называют тему урока, задачи.

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, наблюдать, выделять существенные признаки объекта.

Коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество. Слушать одноклассников, учителя, вести познавательный диалог по теме урока.

Личностные: проявляют интерес к учебно-познавательной деятельности.

III. Изучение нового материала.
































IV. Практическая работа




V. Итоги урока. Рефлексия




Познавательно-информационная беседа «Древнегреческая вазопись». Просмотр презентации.






















Игра «Собери изображение вазы»




Сообщение по теме «Древнегреческий орнамент, его символика»

Работа с учебником







Выставка работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы.

- Древние греки были прекрасными гончарами и изготавливали большое количество красивой керамической посуды. В VI-V веке до н.э. достигло расцвета искусство вазописи - росписи ваз.

В Афинах был целый цех, ремесленный квартал - Керамик, где работали гончары (1 слайд).

- В IV веке до н. э. рисунки на вазах исполняли в чернофигурной технике.

- Как вы думаете, почему такое название техники?

- Обратитесь к составу слова. Черные фигуры - у нас изображались на вазе (2 слайд).

- А в конце V века до н. э. на смену чернофигурной технике приходит краснофигурная.

- Почему краснофигурная техника? (красные фигуры изображались на вазе) (3 слайд)

- А теперь сравните определение свое и на слайде.

Чернофигурный стиль: изображения людей и животных были покрыты лаком и после обжига получались черными силуэтами, которые четко выделялись на фоне оранжево-красной глины.( слайд)

Краснофигурный стиль заключался в том, что мастер обводил кисточкой контуры фигур и наносил птичьем пером складки одежды, мускулы и черты лица, а все свободное от изображения пространство вазы покрывал лаком. ( слайд)

- Ребята, проанализируйте и сравните, в чем различие этих двух техник росписи? ( слайд)

-Что изображали на древнегреческих вазах? ( слайд)

- Ответить вам на этот вопрос поможет стихотворение Олега Тарутина «Что я видел в Эрмитаже».

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, вазы!» - подумали мы.

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули, скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись…

И может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз.

…То вазы-гиганты,

То карлики вазы,

И каждая ваза - с рисунком рассказом!

…Герой в колеснице идёт на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(и Гектор, как видно, лишается сил)…

А вот Артемида, богиня охоты,

Из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот - Одиссей, подающий советы.

А это - кентавры…

А это…

А это…

Но мы описать и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

- Итак, что же изображалось на вазах? (образы мифологии, сцены поединков, древнегреческие боги, спортивные состязания)

- А теперь, как вы правильно сказали, давайте убедимся наглядно, все ли вы назвали или что-то упустили? Посмотрим на слайды. ( слайды - с сюжетными росписями).

- Ребята, кто из вас знает, кто такие аргонавты?

- Кто же являлся главными героями сюжетов росписи?

- Обратимся к сноскам. ( слайд) (герои и боги)

- В дальнейшем на уроках литературы и истории вы будете встречаться с ними. Если вы заинтересуетесь этим вопросом, прочитайте мифы Древней Греции.

- Керамические вазы имели разнообразные формы и у каждой было свое предназначение. (слайд)

Амфора - сосуд для благовоний и масел, в маленьких дамы хранили парфюмерные жидкости.

Кратер - для смешивания на пирах воды и вина.

Лекиф - сосуд для масла, благовоний, им чаще пользовались спортсмены, натирали тело для ровного загара.

Пелика - каплевидной формы сосуд, имел ритуальное предназначение.

Килик - изящная ваза для питья.

Киаф - черпак для разбавленного вина.

Скифос (кубок Геракла) - большая чаша для вина. (слайды)

- У некоторых из вас на столах лежат конверты с заданием. Прочитайте его и выполните в паре с соседом.

- Остальные ребята, ответьте мне на вопрос. Какой стиль преобладал при росписи ваз?

- Выполнили задание в парах? Что вы должны были сделать? Что у вас получилось? (задания вывешиваются на доску)

- Какой стиль росписи здесь представлен? (чернофигурный и краснофигурный)

- Молодцы! (2 стиля - 2 изображения)

- Так с какими видами древнегреческих ваз вы познакомились сегодня на уроке? (краснофигурные и чернофигурные)

- Вазы украшали не только сюжетами с изображениями людей, но и орнаментом, имевшем символическое значение. Об этом вам расскажет Рожков Михаил.

- Откройте учебник на стр. 74. Прочитайте вопросы и ответьте на них.

В каком месте древней вазы с геометрическим рисунком был скрыт хаос? (в нижней части вазы)

Какие космические зоны можно выделить в ее строении? (горлышко - небо, средняя часть - тулово - земля, основание - нижний мир.

Чем ваза похожа на человека (форма, название частей)? (своими пропорциями, формой. Имела отделы: горлышко, тулово - туловище, ручки вазы - «уши».

- Сегодня мы не только узнали интересное о древнегреческой керамике, но и научимся выполнять эскизы к росписи древнегреческой вазы. Как всегда, работать будем в разных техниках. Часть ребят будут работать в группах в технике граттаж. Остальные - индивидуально в технике росписи «от пятна».

Вам в помощь на столах лежат шаблоны различных форм ваз и технологические карты.

Работающие индивидуально в технике «от пятна», смотрите этапы работы в учебнике на стр. 75.

Так как вы будете работать с ножницами, вспомним правила техники безопасности.

А сейчас выполните эскиз древнегреческой вазы.

(На доске выставка работ в двух различных техниках)

- Оцените работу товарища. В какой технике работа более эффектна?

- Назовите, на ваш взгляд, самую выразительную работу.

- В какой технике понравилось работать больше?

- Работа может быть незавершенной, так как это эскиз. Вы осваивали эту технику, и у вас это получилось!

- Ребята, продолжите фразу: - я сегодня узнал…

- у меня получилось…

- мне бы хотелось…

- Домашним заданием вам будет: тем, кто работал в технике граттажа, подготовить сообщение по теме « Славянские мифы о сотворении мира. Остальным - прочитать параграф на

стр. 76 - 80.

- Как бы вы оценили свое настроение после урока? У кого оно улучшилось, поднимите руки.

- Всем спасибо за урок.










Учащиеся читают стихотворение:















Работа в парах и фронтально. Участвуют в игре.




Слушают выступление одноклассника, смотрят слайды, анализируют информацию, отвечают на вопросы.






Выполняют задание.

Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.


Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, наблюдать, выделять существенные признаки объекта.

Коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество. Слушать одноклассников, учителя, вести познавательный диалог по теме урока.

Личностные: проявляют интерес к учебно-познавательной деятельности.

























Регулятивные: научатся выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы.

Познавательные: научатся наблюдать, сравнивать.


Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.


10


© 2010-2022