- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа
Рабочая программа
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сулейманов А.Г. |
Дата | 20.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей предметов эстетико-обществоведческого цикла протокол № 1 от «29» августа 2013 г.
Рук. ШМО____/Закиева А.Н./
Согласовано
Заместитель директора школы по МБОУ «Пижмаринская основная общеобразовательная школа»
УВР _____/Бариева М.И. /
«29» августа 2013 г.
Утверждаю
Директор МБОУ «Пижмаринская основная общеобразовательная школа»
_____Т.В.Рахматуллин
Приказ № 70 от «31» августа 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По искусству для 9 класса
учителя
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пижмаринская основная общеобразовательная школа»
Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
Каримовой Разили Агалямзяновны
Принято на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от « 31» августа 2013 г.
2013
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 9 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Законы РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);
- Приказа МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
- Примерной программы основного общего образования «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Б.М.Неменского, 2009 г.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию Республики Татарстан на 2013 - 2014 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 от 15 августа 2013 года);
- Учебного плана МБОУ «Пижмаринская основная общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан на 2013 - 2014 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 от ___ августа 2013 года);
- Образовательной программы основного общего образования МБОУ «Пижмаринская основная общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан.
на 2013-2014 учебный год;
Изучение предмета Искусство «Изобразительное искусство» в 9 классе основной школы направлено на достижение следующих целей:
развитие интересов к окружающему и внутреннему миру человека, умение сопереживать ему через художественно-творческую деятельность учащихся в процессе освоения основ изобразительного искусства, изучения развития жанров тематических картин и особенностей художественной иллюстрации, делая конструктивный анализ отдельных произведений.
- воспитание духовной культуры и потребность постоянного общения с искусством, знакомства ее с историей, видами и жанрами.
- формирование навыков и практического опыта идентичный профессиональной деятельности художника при работе над художественно - творческим проектом: сбор материалов, выполнение эскизов, уточнение замысла, развитие идеи, использовать различные материалы живописи, графики и скульптуры.
Учебник:
Г.П. Сергеева «Искусство». 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение,2011.- 191 с.
Содержание программы
Общее число часов - 34 ч.
I четверть . Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств
Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.
Театр и экран- две грани изобразительной образности
Сценография или театрально-декорационное искусство - особый вид художественного творчества.
Сценография как искусство и производство
Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска.
Театр кукол.
Театрализованный показ проделанной работы.
II четверть . Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств
Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств.
Фотография - расширение изобразительных возможностей.
Грамота фотографирования и операторского мастерства.
Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съемки. Художественно- изобразительная природа творчества оператора.
Фотография- искусство светописи. Натюрморт и пейзаж- жанровые темы фотографии.
Человек и фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.
Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения.
« Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся.
III четверть . Азбука экранного искусства
Кино- запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж
Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка
Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм
Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью- основные телевизионные жанры
Игровой ( художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме
Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм
IV четверть . Художник-зритель-современность
О природе художественного творчества
Связи искусства с жизнью каждого человека
Искусство среди нас. Каждый народ Земли - художник
Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры
Синтетические искусства, их виды и язык
Современные проблемы пластических искусств
Вечные истины искусства.
Национально - региональный компонент реализуется при изучении тем: «Каждый народ Земли - художник», «Театр кукол».
Планирование основных разделов учебного материала.
№
Наименование темы
Количество часов
1
1 четверть Раздел «Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств»
8
2
2 четверть Раздел «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств»
8
3
3 четверть Раздел «Азбука экранного искусства»
10
4
4 четверть Раздел «Художник-зритель-современность»
8
Всего
34
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Примечание
План
Факт
1 четверть Раздел «Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств» 8(ч).
1-2.
Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.
2
03.09.13
10.09.13
3.
Театр и экран- две грани изобразительной образности
1
17.09.13
4.
Сценография или театрально-декорационное искусство - особый вид художественного творчества.
1
24.09.13
5.
Сценография как искусство и производство
1
01.10.13
6.
Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска.
1
08.10.13
7.
Театр кукол.
1
15.10.13
8.
Театрализованный показ проделанной работы.
1
22.10.13
2 четверть Раздел «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств» 8(ч).
9-10.
Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств.
2
29.10.13
12.11.13
11-12.
Фотография - расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства.
2
19.11.13
26.11.13
13.
Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съемки. Художественно- изобразительная природа творчества оператора.
1
03.12.13
14.
Фотография- искусство светописи. Натюрморт и пейзаж- жанровые темы фотографии.
1
10.12.13
15.
Человек и фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.
1
17.12.13
16.
Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения. « Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся.
1
24.12.13
3 четверть Раздел «Азбука экранного искусства» 10 (ч).
18-19.
Кино- запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж
2
14.01.14
21.01.14
20-21.
Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка
2
28.01.14
04.02.14
22-23.
Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм
2
11.02.14
18.02.14
24-25.
Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью- основные телевизионные жанры
2
25.02.14
04.03.14
26.
Игровой ( художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме
1
11.03.14
27.
Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм
1
18.03.14
4 четверть Раздел «Художник-зритель-современность» 8(ч).
28.
О природе художественного творчества
1
01.04.14
29.
Связи искусства с жизнью каждого человека
1
08.04.14
30.
Искусство среди нас. Каждый народ Земли - художник
1
15.04.14
31.
Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры
1
22.04.14
32.
Синтетические искусства, их виды и язык
1
29.04.14
33.
Современные проблемы пластических искусств
1
06.05.14
34.
Вечные истины искусства.
2
13.05.14
20.05.14
Всего
34
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать:
- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- об историческом многообразии художественных культур и о месте отечественной художественной культуры в мировом историко- культурном пространстве;
- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
- о роли пространственных и синтетических искусств в жизни человека и общества;
- об основных направлениях и стилях в искусстве, стилевой и временной принадлежности характерных примеров из наследия мирового искусства;
- о декоративных искусствах как способе организации социального общения и социальной среды;
- об изобразительном искусстве как форме художественного исследования реальности и построения мира в определенной системе ценностей;
- о характере связей пространственных и синтетических искусств (кино, телевидение и т.д.), специфике их образного языка;
- о конструктивных искусствах как средстве организации окружающей нас среды жизни;
- основные этапы истории развития русского и зарубежного искусства, национальные традиции в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве ,традиции и новаторство; основные художественные музеи и их сохранении и развитии культуры России и человечества.
Учащиеся должны уметь:
- понимать художественно- образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;
- работать цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты;
- творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;
- использовать язык пластических искусств и художественные материал на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ, фотографии и работ в синтетических искусствах;
- высказывать аргументировать суждения о произведениях искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства;
- владеть первичными навыками изображения предметного мира (натюрморт, интерьер), природа(пейзаж), фигуры и лица человека.
Учащиеся должны:
-
освоить элементарную азбуку фотографирования;
-
развивать навыки создания собственных композиционных работ;
-
уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;
-
усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
-
усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
-
быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
Перечень литературы и средств обучения
-
Примерные программы основного общего образования. Искусство.-М.: Просвещение,2010.- 48 с.
-
Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд.1-9 кл.- М.: Просвещение, 2011г.- 6-е изд.
-
Сергеева Г.П. Искусство. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение,2011.- 191 с.
9 класс
Итоговая контрольная работа
(1 полугодие)
-
Назови пять видов пластических искусств.
-
На каком языке «говорят»:
А) живопись
Е) графика
Б) скульптура.
-
Как называется жанр, посвящённый изображению животных?
-
Композиция - это…
А) изображение предметов
Б) конструирование объектов
Г) изучение закономерностей
-
Назовите цвета цветового круга.
-
Назовите ахроматические цвета:
А) белый, синий, красный;
Б) серый, белый, чёрный;
Г) чёрный, серый, жёлтый.
9 класс
Итоговая контрольная работа
(2 полугодие)
1. Изображение человека в живописи, скульптуре, графике называется………
2. Изображение исторических событий называется……………………жанром.
-
Изображение военных событий называется ……………………...….. жанром.
-
В произведениях, какого художника часто можно встретить сказочных героев?
А) В.И. Баженов,
Б) Ф.С. Рокотов;
Г) В. Ван Гог;
Е) В.М. Васнецов.
6.Соотнесите название картины и автора:
И. Репин «Троица»
К. Брюллов «Бурлаки на Волге»
А.Рублёв «Сикстинская мадонна»
Рафаэль Санти «Последний день Помпеи»