Методическая разработка занятия по предмету Изобразительное искусство

Методическая разработка открытого занятия по предмету "Изобразительное искусство" по дополнительной программе "Изобразительное искусство" для детей 7-14 лет. Тема занятия: Выполнение упражнения "Бабочка - красавица" акварелью. Цель:  Формирование умений изображать бабочку в технике акварели новыми приёмами, с учётом разного возраста обучающихся. Задачи: Познакомить обучающихся с приёмаими письма акварелью "по-сырому", "по - сухому" на примере изображения бабочки и дать понять разницу акварельной...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»



Методическая разработка открытого занятия

по предмету «Изобразительное искусство»

Тема: «Бабочка-красавица» 1 г. о.

Автор: Галашова Вера Николаевна

Педагог дополнительного образования







Апрель, 2015 г.





Тема: Выполнение упражнения «Бабочка - красавица» в цвете акварелью

Цель: Формирование умений изображать бабочку в технике акварели новыми приёмами, с учётом разного возраста обучающихся

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить обучающихся с приёмами письма акварелью «по - сырому», «по-сухому» на примере изображения бабочки и дать понять разницу акварельной техники от гуаши.

  2. Учить соотносить пропорции изображения. Дать инструктаж по выполнению практической работы

  3. Повторить правила работы акварелью.

  4. Совершенствовать навык самостоятельного определения способов и приёмов письма акварелью

Развивающие:

  1. Способствовать концентрации внимания, наблюдательности.

  2. Развивать мелкую моторику, глазомер, кругозор у детей в области изобразительного искусства через просмотр слайдов и словесный их комментарий.

  3. Развивать художественные способности, творческое воображение, ассоциативно-образное мышление в процессе принятия решений и выполнения практических задач.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру;

  2. Воспитывать аккуратность, экономичность, трудолюбие, эстетический вкус, художественную инициативу.

  3. Работать в коллективе, помогая друг другу в коммуникативном общении

  4. Прививать культуру поведения и бесконфликтного общения.

  5. Вести подготовку к осознанному выбору профессии при выполнении профессиональных проб.

Ожидаемый результат: изображение бабочки, выполненное в технике акварели с использованием новых приёмов

Формирование УУД:

Регулятивные УУД - умение сохранить свою цель; умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с учебной задачей и условиями её решения; умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие, применяя различные критерии оценки; умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

Познавательные УУД - выполнять универсальные логическое действие «анализ», «сравнение»; умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение); находить способы решения творческих задач.

Коммуникативные УУД: Умение формулировать точку зрения; умение определять общую цель и пути её достижения; умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослыми) в ходе решения совместной учебной задачи; умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослыми) в ходе решения учебной задачи.

Личностные УУД - самостоятельно мыслить, проявить желание и применить умение выполнять практическую работу акварельными красками, проявление взаимопомощи. Выражение любви к природе, прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности.

Оборудование: компьютер, мольберты, наглядные пособия, акварель, баночки с водой, кисти, листы бумаги, палитра, скотч.

Возраст детей: 7 -14 лет



Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

УУД

Анализ занятия

Организационный этап

Здравствуйте ребята, внимательно посмотрите готовность ваших рабочих мест к занятию.

Обучающиеся проверяют, все ли есть в наличии для работы на занятии (старшие контролируют готовность младших) Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к занятию.

Л.: самоорганизация.

Р.: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на занятии.

На данном этапе осуществлялась готовность рабочего места обучающихся.

Форма учебного взаимодействия - фронтальная

Мотивация к учебной деятельности

Сегодня на занятии мы продолжаем путешествовать по миру изобразительного искусства, который нас ведёт в сказочную страну, которая называется…

Нанесет она узор

Очень трепетный и нежный

Будь то небо или бор,

Иней тонкий белоснежный,

Зеленеющий апрель -

Всё раскрасит...

Педагог демонстрирует слайды с акварелями.

- Поднимите правую руку те, кому понравились акварели?

- Теперь поднимите левую руку те, кто хочет научиться писать акварелью?



- акварель.

Обучающиеся поднимают правую руку

Обучающиеся поднимают левую руку

Создаются условия для возникновения у обучающих внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»), актуализируются требования к обучающемуся со стороны учебной деятельности(«надо») и устанавливаются тематические рамки («могу»).

Постановка темы и цели занятия

- Внимательно рассмотрите оформление доски и попробуйте сформулировать тему занятия:

- Чтобы научиться писать акварелью надо много, что делать?

- Правильно. Теперь сформулируйте цель занятия:

- Молодцы. Какие задачи мы будем решать, достигая поставленной цели?

Перед тем как дать ответ обучающиеся совещаются в группах, обсуждая варианты ответа.

- Бабочка - красавица

- Упражняться.

- Выполнить упражнение акварелью на примере изображения бабочки.

- Познакомиться с техникой акварели;

- Узнать поэтапность выполнения практической работы;

- Повторить технику безопасности работы с акварелью;

- выполнить упражнение;

- Оценить

Л.: осознание своих возможностей.

Р.: умение регулировать свои действия

П.: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Обучающиеся формулируют собственную точку зрения; определять общую цель и пути её достижения, общаются в группах, каждый высказывает своё мнение.

Конкретно определяют цель, строят логическую цепочку задач, предполагают решение этих задач.

Изучение нового материала

Акварель (французское aquarelle, от итальянского acquerello, от латинского aqua - вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками.

"Вода" - первое ключевое слово, на которое необходимо обратить внимание. В более широком смысле слово "вода" означает одну из четырех стихий, существующих в природе. От стихийности и непредсказуемости воды, соединенной с красками, и от умения мастера управлять влажностью живописного пространства и происходят все возможные варианты понимания акварели и способы владения ею. Это обстоятельство и выявляет настроение, темперамент и характер мастера в его произведении. Логика этой взаимосвязи проста. Если мы не можем справиться с акварелью, с ее текучей природой, то стараемся избавить ее от "лишней" воды. Так появляется необходимость пользоваться небольшими лессировками и маленькими мазками, чтобы путем сложения, наслоения "слепить" изображение по-сухому. Если же "водное пространство" не пугает и возникает желание подчиниться водной стихии цвета или вступить с ней в борьбу, тогда работу можно вести в состоянии живого движения воды. Для такой живописи несомненно потребуются определенная смелость, изобретательность и проворность. Так получаются эффектные работы по-мокрому. (Просмотр иллюстраций)

- Какими способами мы будем пользоваться?

- Чем техника акварельная отличается от гуаши?

Во время рассказа педагога дети просматривают иллюстрации наблюдают за цветом, формами изображений бабочек.









- «По-сухому?», «По-сырому»

Акварель прозрачная, а гуашь густая, легко можно исправить ошибку.

выполнять универсальные логическое действие «анализ», «сравнение»; умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение); находить способы решения творческих задач.

Создание педагогических ситуаций коллективного общения на уроке, позволяющих каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Повторение ТБ

- Прежде чем приступить к практической работе назовите правила работы с акварелью.

Обучающиеся перечисляют правила.

Обучающиеся демонстрируют знания правил работы с акварелью

Физкультминутка

Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.

Обучающиеся по желанию делают упражнения

Практическая работа

Педагог даёт инструктаж практической работы (показ педагога)

- Растворяем красный цвет в воде. Берём большую кисть, наносим крупные мазки с правой и левой стороны, определяя на глаз простую форму крыльев. Растворяем в воде черный цвет. Проводим по сырому краю крыльев, уточняя его границы. Подсушиваем. Берём тонкую кисть №1. Наносим тоненькие линии, создавая контурный рисунок на крыльях бабочки чёрным цветом. Берём белила и добавляем узор на тёмные места крыльев. Прорисовываем голову туловище, усики. Колируем фон. В своей практической работе вы можете взять другие контрастные цвета, используя таблицу.

Я вижу, что работа завершается.

Большинство ребят приводят рабочие места в порядок.

Обучающиеся слушают, наблюдают, анализируют, запоминают способы письма акварелью

Л.: проявление интереса и активности в выборе решения;

установление личностного смысла знания.

Р.: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

П.: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства красок, ориентироваться в средствах и технологиях акварели; умение подбирать размер кисти и пользоваться палитрой.

Показ педагога нацеливает на правильную самоорганизацию группы. Обучающиеся коллективно анализируют процесс показа, запоминают алгоритм практической работы. Самостоятельно выполняет каждый своё задание. В завершении идёт просмотр работ в группах и обмен мнениями на выявление ошибок в выполнении упражнения

Рефлексия

Вспомните, какой была тема занятия?

-Чему мы хотели научиться?

-Зачем нам этому учиться?

-Как вы всё делали, расскажите



-Оцените свою работу.

У кого были затруднения?

Какие?

-Выполнение упражнения «Бабочка -красавица» в акварельной технике.

-Писать акварелью

Можно свои работы дарить или украсить комнату, участвовать в выставках, конкурсах.

Растворяли цвет водой, сначала работали большими мазками «по-сухому», затем маленькими мазками «по-мокрому» и применяли белила.

Все работы красивые и разные, но для лучшего эффекта нужно ещё потренироваться.

Р.: умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие, применяя различные критерии оценки; умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

Анализируя выполненную работу, обучающиеся пришли к выводу, что акварельная техника сложнее чем гуашевая и следовательно одного упражнения недостаточно для приобретения необходимого навыка письма акварелью. Хотя работы получились интересные.

Итог занятия

Наше занятие завершилось. Я благодарю вас за творческую активную деятельность и жду на следующем занятии

Обучающиеся приводят в порядок рабочие места. И выполняют правила личной гигиены.

Все этапы занятия, были соблюдены.

Цели занятия удалось реализовать: формировались у учащихся новые понятия и закреплялось изученное раннее. На этом занятии воспитывалось бережное отношение к природе и определённые качества личности.





ПРИЛОЖЕНИЯ

Правила техники безопасности при работе c красками, кистью и карандашом.

  1. К работе с кисточкой и красками приступать только с разрешения педагога

  2. Перед началом работы надеть спецодежду (фартук, нарукавники и т.п.)

  3. Внимательно выслушать объяснение педагога и проследить за показом приемов, которые необходимо использовать при реализации поставленной задачи.

  4. При работе с кисточкой и красками строго запрещается:

  • Брать их в рот,

  • Засовывать в ухо, нос, глаза себе или соседу,

  • Размахивать

  • Ломать, вытаскивать ворсинки из кисточки,

  • Класть в непредназначенное для них место,

  • Рисовать на теле или одежде как своей, так и соседа,

  • Бросаться ими.

  1. В случае не исправностей у кисточки обратиться за помощью к педагогу

  2. Во время работы с кисточкой и красками стараться сохранять правильную позу и осанку.

  3. После работы с красками, поместить их в предназначенное для хранения место.

  4. После работы с кисточкой, ее вымыть и поставить в предназначенное место ворсинками вверх.

  5. Убрав кисточку и краски, снять спецодежду.

  6. После окончания работы тщательно вымыть руки, вытереть насухо.





© 2010-2022