- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Методическая разработка занятия по предмету Изобразительное искусство
Методическая разработка занятия по предмету Изобразительное искусство
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Галашова В.Н. |
Дата | 18.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
Методическая разработка открытого занятия
по предмету «Изобразительное искусство»
Тема: «Бабочка-красавица» 1 г. о.
Автор: Галашова Вера Николаевна
Педагог дополнительного образования
Апрель, 2015 г.
Тема: Выполнение упражнения «Бабочка - красавица» в цвете акварелью
Цель: Формирование умений изображать бабочку в технике акварели новыми приёмами, с учётом разного возраста обучающихся
Задачи:
Образовательные:
-
Познакомить обучающихся с приёмами письма акварелью «по - сырому», «по-сухому» на примере изображения бабочки и дать понять разницу акварельной техники от гуаши.
-
Учить соотносить пропорции изображения. Дать инструктаж по выполнению практической работы
-
Повторить правила работы акварелью.
-
Совершенствовать навык самостоятельного определения способов и приёмов письма акварелью
Развивающие:
-
Способствовать концентрации внимания, наблюдательности.
-
Развивать мелкую моторику, глазомер, кругозор у детей в области изобразительного искусства через просмотр слайдов и словесный их комментарий.
-
Развивать художественные способности, творческое воображение, ассоциативно-образное мышление в процессе принятия решений и выполнения практических задач.
Воспитательные:
-
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру;
-
Воспитывать аккуратность, экономичность, трудолюбие, эстетический вкус, художественную инициативу.
-
Работать в коллективе, помогая друг другу в коммуникативном общении
-
Прививать культуру поведения и бесконфликтного общения.
-
Вести подготовку к осознанному выбору профессии при выполнении профессиональных проб.
Ожидаемый результат: изображение бабочки, выполненное в технике акварели с использованием новых приёмов
Формирование УУД:
Регулятивные УУД - умение сохранить свою цель; умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с учебной задачей и условиями её решения; умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие, применяя различные критерии оценки; умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.
Познавательные УУД - выполнять универсальные логическое действие «анализ», «сравнение»; умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение); находить способы решения творческих задач.
Коммуникативные УУД: Умение формулировать точку зрения; умение определять общую цель и пути её достижения; умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослыми) в ходе решения совместной учебной задачи; умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослыми) в ходе решения учебной задачи.
Личностные УУД - самостоятельно мыслить, проявить желание и применить умение выполнять практическую работу акварельными красками, проявление взаимопомощи. Выражение любви к природе, прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности.
Оборудование: компьютер, мольберты, наглядные пособия, акварель, баночки с водой, кисти, листы бумаги, палитра, скотч.
Возраст детей: 7 -14 лет
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
УУД
Анализ занятия
Организационный этап
Здравствуйте ребята, внимательно посмотрите готовность ваших рабочих мест к занятию.
Обучающиеся проверяют, все ли есть в наличии для работы на занятии (старшие контролируют готовность младших) Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к занятию.
Л.: самоорганизация.
Р.: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на занятии.
На данном этапе осуществлялась готовность рабочего места обучающихся.
Форма учебного взаимодействия - фронтальная
Мотивация к учебной деятельности
Сегодня на занятии мы продолжаем путешествовать по миру изобразительного искусства, который нас ведёт в сказочную страну, которая называется…
Нанесет она узор
Очень трепетный и нежный
Будь то небо или бор,
Иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель -
Всё раскрасит...
Педагог демонстрирует слайды с акварелями.
- Поднимите правую руку те, кому понравились акварели?
- Теперь поднимите левую руку те, кто хочет научиться писать акварелью?
- акварель.
Обучающиеся поднимают правую руку
Обучающиеся поднимают левую руку
Создаются условия для возникновения у обучающих внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»), актуализируются требования к обучающемуся со стороны учебной деятельности(«надо») и устанавливаются тематические рамки («могу»).
Постановка темы и цели занятия
- Внимательно рассмотрите оформление доски и попробуйте сформулировать тему занятия:
- Чтобы научиться писать акварелью надо много, что делать?
- Правильно. Теперь сформулируйте цель занятия:
- Молодцы. Какие задачи мы будем решать, достигая поставленной цели?
Перед тем как дать ответ обучающиеся совещаются в группах, обсуждая варианты ответа.
- Бабочка - красавица
- Упражняться.
- Выполнить упражнение акварелью на примере изображения бабочки.
- Познакомиться с техникой акварели;
- Узнать поэтапность выполнения практической работы;
- Повторить технику безопасности работы с акварелью;
- выполнить упражнение;
- Оценить
Л.: осознание своих возможностей.
Р.: умение регулировать свои действия
П.: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.
Обучающиеся формулируют собственную точку зрения; определять общую цель и пути её достижения, общаются в группах, каждый высказывает своё мнение.
Конкретно определяют цель, строят логическую цепочку задач, предполагают решение этих задач.
Изучение нового материала
Акварель (французское aquarelle, от итальянского acquerello, от латинского aqua - вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками.
"Вода" - первое ключевое слово, на которое необходимо обратить внимание. В более широком смысле слово "вода" означает одну из четырех стихий, существующих в природе. От стихийности и непредсказуемости воды, соединенной с красками, и от умения мастера управлять влажностью живописного пространства и происходят все возможные варианты понимания акварели и способы владения ею. Это обстоятельство и выявляет настроение, темперамент и характер мастера в его произведении. Логика этой взаимосвязи проста. Если мы не можем справиться с акварелью, с ее текучей природой, то стараемся избавить ее от "лишней" воды. Так появляется необходимость пользоваться небольшими лессировками и маленькими мазками, чтобы путем сложения, наслоения "слепить" изображение по-сухому. Если же "водное пространство" не пугает и возникает желание подчиниться водной стихии цвета или вступить с ней в борьбу, тогда работу можно вести в состоянии живого движения воды. Для такой живописи несомненно потребуются определенная смелость, изобретательность и проворность. Так получаются эффектные работы по-мокрому. (Просмотр иллюстраций)
- Какими способами мы будем пользоваться?
- Чем техника акварельная отличается от гуаши?
Во время рассказа педагога дети просматривают иллюстрации наблюдают за цветом, формами изображений бабочек.
- «По-сухому?», «По-сырому»
Акварель прозрачная, а гуашь густая, легко можно исправить ошибку.
выполнять универсальные логическое действие «анализ», «сравнение»; умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение); находить способы решения творческих задач.
Создание педагогических ситуаций коллективного общения на уроке, позволяющих каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Повторение ТБ
- Прежде чем приступить к практической работе назовите правила работы с акварелью.
Обучающиеся перечисляют правила.
Обучающиеся демонстрируют знания правил работы с акварелью
Физкультминутка
Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
Обучающиеся по желанию делают упражнения
Практическая работа
Педагог даёт инструктаж практической работы (показ педагога)
- Растворяем красный цвет в воде. Берём большую кисть, наносим крупные мазки с правой и левой стороны, определяя на глаз простую форму крыльев. Растворяем в воде черный цвет. Проводим по сырому краю крыльев, уточняя его границы. Подсушиваем. Берём тонкую кисть №1. Наносим тоненькие линии, создавая контурный рисунок на крыльях бабочки чёрным цветом. Берём белила и добавляем узор на тёмные места крыльев. Прорисовываем голову туловище, усики. Колируем фон. В своей практической работе вы можете взять другие контрастные цвета, используя таблицу.
Я вижу, что работа завершается.
Большинство ребят приводят рабочие места в порядок.
Обучающиеся слушают, наблюдают, анализируют, запоминают способы письма акварелью
Л.: проявление интереса и активности в выборе решения;
установление личностного смысла знания.
Р.: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
П.: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства красок, ориентироваться в средствах и технологиях акварели; умение подбирать размер кисти и пользоваться палитрой.
Показ педагога нацеливает на правильную самоорганизацию группы. Обучающиеся коллективно анализируют процесс показа, запоминают алгоритм практической работы. Самостоятельно выполняет каждый своё задание. В завершении идёт просмотр работ в группах и обмен мнениями на выявление ошибок в выполнении упражнения
Рефлексия
Вспомните, какой была тема занятия?
-Чему мы хотели научиться?
-Зачем нам этому учиться?
-Как вы всё делали, расскажите
-Оцените свою работу.
У кого были затруднения?
Какие?
-Выполнение упражнения «Бабочка -красавица» в акварельной технике.
-Писать акварелью
Можно свои работы дарить или украсить комнату, участвовать в выставках, конкурсах.
Растворяли цвет водой, сначала работали большими мазками «по-сухому», затем маленькими мазками «по-мокрому» и применяли белила.
Все работы красивые и разные, но для лучшего эффекта нужно ещё потренироваться.
Р.: умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие, применяя различные критерии оценки; умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.
Анализируя выполненную работу, обучающиеся пришли к выводу, что акварельная техника сложнее чем гуашевая и следовательно одного упражнения недостаточно для приобретения необходимого навыка письма акварелью. Хотя работы получились интересные.
Итог занятия
Наше занятие завершилось. Я благодарю вас за творческую активную деятельность и жду на следующем занятии
Обучающиеся приводят в порядок рабочие места. И выполняют правила личной гигиены.
Все этапы занятия, были соблюдены.
Цели занятия удалось реализовать: формировались у учащихся новые понятия и закреплялось изученное раннее. На этом занятии воспитывалось бережное отношение к природе и определённые качества личности.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Правила техники безопасности при работе c красками, кистью и карандашом.
-
К работе с кисточкой и красками приступать только с разрешения педагога
-
Перед началом работы надеть спецодежду (фартук, нарукавники и т.п.)
-
Внимательно выслушать объяснение педагога и проследить за показом приемов, которые необходимо использовать при реализации поставленной задачи.
-
При работе с кисточкой и красками строго запрещается:
-
Брать их в рот,
-
Засовывать в ухо, нос, глаза себе или соседу,
-
Размахивать
-
Ломать, вытаскивать ворсинки из кисточки,
-
Класть в непредназначенное для них место,
-
Рисовать на теле или одежде как своей, так и соседа,
-
Бросаться ими.
-
В случае не исправностей у кисточки обратиться за помощью к педагогу
-
Во время работы с кисточкой и красками стараться сохранять правильную позу и осанку.
-
После работы с красками, поместить их в предназначенное для хранения место.
-
После работы с кисточкой, ее вымыть и поставить в предназначенное место ворсинками вверх.
-
Убрав кисточку и краски, снять спецодежду.
-
После окончания работы тщательно вымыть руки, вытереть насухо.