Статья Культура речи - наше будущее

Речь – это основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации, это ведущее средство и форма общения. Чем лучше развита речь, тем легче подростку стать полноправным членом социума. Чем ярче и образнее его речь, тем больше шансов найти отклик в душе другого человека. Поэтому обучение должно строиться с учетом необходимости формирования речевой компетентности, т.е. развития таких видов деятельности, как слушание, чтение, говорение, письмо. Одна из задач учителей гуманитариев, в частности ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Культура речи - наше будущее.

Сохраним язык вместе.


В молчанье человек не может

И в этом речь ему поможет.

Дано нам слово не напрасно

Язык богат наш и прекрасен.

В нем сила прошлых поколений

И мощь открытий и свершений.

Но к сожаленью день за днем

Мы убиваем силу в нем

Засели в речи сленгинизмы,

И в интернете все сидят.

Вот и мышленья механизмы

Остановились и молчат

А если нет у нас мышленья,

То нет и жизни продолженья.

И зверю мы подобны будем

Коли язык свой позабудем.

Давайте вспомним, что дано нам

И эту данность сохраним.

И в будущее без изъянов

С достоинством передадим.

Михалева И. Е.

Культура речи - понятие многозначное. Одна из основных задач культуры речи - это охрана литературного языка, его норм. Следует подчеркнуть, что такая охрана является делом национальной важности, поскольку литературный язык - это именно то, что в языковом плане объединяет нацию. Владение литературным языком - дело непростое. Русский литературный язык сложился ещё в 19 веке. Он не может появиться сам по себе. Ведущую роль в этом процессе на определенном историческом этапе развития страны играет обычно наиболее передовая, культурная часть общества.

Язык - зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни. Но и общественное самосознание народа. Его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира.

Язык - сокровищница, кладовая, копилка культуры. Он хранит культурные ценности - в лексике, в грамматике, в идиоматике, в пословицах, поговорках, в фольклоре, в художественной и научной литературе, в формах письменной и устной речи.

Если же рассматривать язык с точки зрения его структуры, функционирования и способов овладения им (как родным, так и иностранным), то социокультурный слой, или компонент культуры, оказывается частью языка или фоном его реального бытия.

В то же время компонент культуры - не просто некая культурная информация, сообщаемая языком. Это неотъемлемое свойство языка, присущее всем его уровням и всем отраслям. Язык и общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Их влияние друг на друга взаимное. Культура речи есть показатель культуры, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Чем бережнее будет отношение к культурному наследию, накопленному человечеством, в том числе отношение к русскому языку, тем дольше сохранится культура национальная.

Язык называют сегодня одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Дар слова... Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять людей. Каждое наше слово, хотим мы того или нет, - это поступок. И только от нас зависит, будет этот поступок добрым или злым. Недаром же в народе сложено множество мудрых поговорок о роли слова в человеческих взаимоотношениях: «От одного слова - да навек ссора», «Бритва скребёт, а слово режет», «Слово пуще стрелы разит!». «Ласковое слово - что вешний день». [«Русские пословицы и поговорки» М., 2007. Стр. 97-98].

Хранители родной речи - учителя, писатели, представители духовенства и собиратели народных традиций - обеспокоены засорением нашего языка.
Молодое поколение с удовольствием осваивает иностранные языки. Для открытия зарубежных горизонтов им необходимы такие знания. Однако интерес к родному языку угасает. На сегодняшний день русский язык, фактически освобождённый от цензурных рамок, переживает свой собственный кризис. В период 20-ых годов в наш родной язык влилось очень много слов из преступного мира. Нынче же идёт большое употребление слов из языка наркоманов. Например, повсеместно слышащиеся слова: кайф, тусовка, крыша поехала и др. Жаргонизмы проникают во все слои общества, средства массовой информации, кино и даже литературу. Жаргонный тип речевой культуры является сегодня одним из самых влиятельных и экспансивных. Последствием этого становится то, что школьники не осознают жаргон как таковой. Речевая дезориентация детей ведет и к речевой некомпетентности.

При анализе художественных произведений вышедших за последние 10 лет очень ярко улавливается тенденция использования арготических слов. Говоря о литературе нельзя не заметить, что в последнее время не было издано ни одного качественного художественного произведения, которое стало бы современным российским бестселлером. В современной моде ходят маленькие «детективчики», опять же пестрящие арготизмами.

За поиском современного сленга нынче далеко ходить не надо. Нужно просто включить радио на высоких частотах, где ведущие, или как они себя называют - ди-джеи, соперничают между собой в «остром» слове. С появлением криминальной хроники на телевидении всепроникающие арготизмы получили доступ и туда. Либерализация языка принимает дикие формы в отношение к ругательствам, «матерному языку», который, вопреки всем грозным протестам, извечно живуч в русском устно-речевом быту. Это традиционно даже по названию «непечатное слово» сегодня появляется на страницах газет, современных произведений спектаклей. А ужаснее всего то, что урок русского языка сейчас школьниками воспринимается, скорее, как неизбежность, а не встречу с прекрасным и великим. А ведь так было не всегда. Сегодня же встает вопрос о том, как защитить нашу уникальную языковую культуру, как привить детям любовь к своему родному языку и как воспитать грамотного человека, умеющего четко, ясно и логично выражать свои мысли. Русский язык - одно из богатств, которое им передали предшествующие поколения. И что это богатство просто необходимо беречь, развивать и преумножать.

Речь - это основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации, это ведущее средство и форма общения. Чем лучше развита речь, тем легче подростку стать полноправным членом социума. Чем ярче и образнее его речь, тем больше шансов найти отклик в душе другого человека. Поэтому обучение должно строиться с учетом необходимости формирования речевой компетентности, т.е. развития таких видов деятельности, как слушание, чтение, говорение, письмо.

Одна из задач учителей гуманитариев, в частности учителей МХК состоит в том, чтобы постоянно совершенствовать основные речевые умения учащихся на основе осмысления речевого назначения разнообразных языковых средств, помогать им в овладении нормами литературного языка, навыками речевого поведения, культурой речевого общения. Специфика урока МХК заключается в необходимости активного привлечения школьников к диалогу, к различным формам творческой деятельности, и потому именно на этом уроке лучше всего развивать речевую компетенцию учащихся. Активизация взаимосвязи развития речевой компетенции с искусством на уроках призваны формировать высокую языковую культуру и художественно-эстетическое сознание современного школьника.

Для достижения необходимого уровня развития речевой компетенции учащихся надо работать над выработкой следующих речевых умений:

  1. Умение писать и говорить на тему.

  2. Умение подчинять высказывания основной мысли.

  3. Умение собрать материал.

  4. Умение систематизировать, подчинить текст логике.

  5. Умение подчинить высказывание определённым типам речи.

  6. Умение сказать точно, образно, выразительно, ярко.

  7. Умение совершенствовать написанное.

Для обеспечения высокого качества обучения и развития речевой компетенции в школе используются следующие современные педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, использование проектов, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), развитие критического мышления учащихся, игровые технологии и другие.

Отчуждение, возникающее в обще­стве, делает болезненным для многих сам процесс общения. Необходимо неустанно работать над совершенствованием и обогащением нашей речи. Пусть напутствием для каждого станут слова Д.С Лихачёва: «Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать». [«Земля родная» М.: Просвещение, 1983.Стр.21].

ИЗУЧАТЬ РОДНОЙ ЯЗЫК НЕОБХОДИМО…

ЧТОБЫ УМЕТЬ УПОТРЕБЛЯТЬ ЕГО

ДЛЯ ВЫРАЖЕНИЯ СВОИХ МЫСЛЕЙ.

Н.Г. Чернышевский

…БОГАТСТВО ЯЗЫКА ЕСТЬ

БОГАТСТВО МЫСЛЕЙ…

Н.М. Карамзин


СЛОВО ДАНО ДЛЯ ТОГО ЧЕЛОВЕКУ,

ЧТОБЫ СВОИ ПОНЯТИЯ

СООБЩАТЬ ДРУГОМУ.

М.В. Ломоносов

Литература.

  1. 10. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.,1982.

  2. 11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

  3. 15. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов/ Под ред. О.Я.Гойхмана. - М., 1997.

  4. 16. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи: Учебник для вузов. М., 2009.

  5. 34. Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1973.



ГБОУ СОШ №2089

Учитель ИЗО и МХК

Михалева Ирина Евгеньевна

© 2010-2022