• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования Детей «Детская школа искусств»

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования Детей «Детская школа искусств»

"Описание материала: Глина - уникальный, наиболее благоприятный для творчества детей материал, наверняка один из древнейших материалов, который использует человек в своей жизнедеятельности. Исходя из того, что художественная керамика России за всю историю своего развития накопила богатые традиции, структура образовательной программы «Лепка» включает в себя элементы основных художественных промыслов и производств керамики России. Программа составлена на основе федеральных государственных требован...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»











Предметная область

ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО





Программа по учебному предмету

ПО.01.УП.01. РАБОТА В МАТЕРИАЛЕ. ЛЕПКА.










подготовила преподаватель лепки

Волкова Алина Аркадьевна





Кунгур

2013 год

Структура программы учебного предмета


  1. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения аудиторных учебных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

  1. Учебно-тематический план

  2. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам.

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся.

  2. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки.

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

  1. Списки рекомендуемой литературы

- список рекомендуемой методической литературы.

-интернет-ресурсы.

































I. Пояснительная записка

Глина - уникальный, наиболее благоприятный для применения в детском творчестве природный материал, наверняка один из древнейших материалов, который использует человек в своей жизнедеятельности. Шло время, технология обработки глины совершенствовалась, керамика прочно вошла в наш быт, строительство, промышленность. Как видим, производство керамики разного назначения востребовано и ведется на высоком уровне современных технологий. Но глина с древнейших времен остается глиной и не теряет своей способности содействовать развитию творчества юного человека от новичка к мастеру, способному чувствовать тенденции нового искусства и вносит в него свою индивидуальность.

Исходя из того, что художественная керамика России за всю историю своего развития накопила богатые традиции, структура образовательной программы «Лепка» включает в себя элементы основных художественных промыслов и производств керамики России.

Программа составлена на основе федеральных государственных требований и рассчитана на 3 года обучения. Возраст детей 9-14 лет.

Максимальный объем учебного времени для реализации программы составляет 297 часов, из них 99 часов отводится на самостоятельную работу и 198 часа на аудиторные занятия. Для аудиторных занятий используется мелкогрупповая форма урока.

Формы обучения

  • Учебное занятие - практическое или комбинированное

  1. Экскурсия - посещение выставок, ярмарок, музея по тематике народного творчества и изобразительного искусства, посещение образовательных учреждений художественного профиля с целью профориентации и знакомства с условиями поступления и обучения;

  2. Игры (интеллектуальные, тематические, ролевые и др.)

Формы организации деятельности обучающихся на учебном занятии:

в группах, в парах, фронтальная и индивидуальная работа.

Программа вариативна, т.е. педагог в зависимости от возникших потребностей (конкурсы, выставки, пожелания детей) может менять темы местами, вводить новые темы, видоизменять учебный материал и учебные задачи.

Цель программы:

Создание условий для творческой самореализации и профессионального самоопределения обучающихся через формирование компетентностей в области художественной керамики и технологии ее производства.

Задачи:

Обучающие

Познакомить:

  • с историей дымковской, филимоновской, каргопольской, тверской, абашевской игрушки;

  • с русским изразцом;

  • с основными технологическими приемами изготовления изделий из глины, их декорированием (ручная лепка, формовка, литье, гончарное дело, многочисленные методы лепного и гладкого декора);

с профессиями, связанными с художественной керамикой;

  • с историей и особенностями керамики г. Кунгура.

Развивающие

Развить:

  • самостоятельное творческое мышление, воображение, память;

  • коммуникативные способности;

  • сферы личности ребенка: эмоциональную, волевую, мотивационную, интеллектуальную, индивидуальность в творчестве;

  • навыки профессионального мастерства и исследования;

  • художественный вкус;

  • познавательный интерес.

Воспитательные

Воспитать:

  • настойчивость, целеустремлённость, наблюдательность, аккуратность;

  • чувство сопричастности к культуре, современному искусству через участие в выставках, конкурсах различного уровня;

  • умение видеть и ценить красоту.

Мотивационные:

Побудить:

  1. интерес к изобразительному искусству и народному творчеству;

  • интерес к занятиям в детском объединении;

Повысить мотивацию достижения успеха, ослаблять мотивацию избегания неудач.

Кроме того, педагог ставит перед собой задачу выявления талантливых детей, оказания им помощи в самореализации, организации полноценного досуга.

.

Материально-техническое обеспечение глина , акриловые краски, краски для эскизов (акварель, гуашь), бумага, картон, стеки, поролоновые губки, кисти, карандаши, муфельная печь, турнетка, рабочий стол, палитра, клеёнка, компьютер, CD-диски, мультимедийный проектор.

II. Учебно-тематический план

Первый год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени

Максимальная учебная нагрузка

Самосто

ятельная работа

Аудиторные занятия

1

Вводное занятие.

урок

6

2

4

2



Курс знакомства с предметом.

урок

36

12

24

4

Лепка игрушек в свободном стиле.

урок

39

13

26

5

Итоговая работа.


урок

15

5

10

6

Итоговые просмотры

контрольный

урок

3

1

2


Всего


99

33

66








Второй год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени

Максимальная учебная нагрузка

Самосто

ятельная работа

Аудиторные занятия

1


Вводное занятие.

урок

3

1

2

2



Народная игрушка.

урок

57

19

38

3

Итоговая работа.

урок

36

12

24

4

Итоговые просмотры

контрольный урок

3

1

2


Всего


99

33

66


Третий год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени

Максимальная учебная нагрузка

Самосто

ятельная работа

Аудиторные занятия

1

Вводное занятие.

урок

3

1

2

2



Рельефные изображения.

урок

54

18

36

3

Итоговая работа.

урок

39

13

26

4

Итоговые просмотры

контрольный

урок


3

1

2


Всего


99

33

66


III. Содержание учебного предмета.


1 год обучения

Максимальный объем учебной нагрузки 99 часов.

  1. Вводное занятие (4 часа).

Знакомство с программой, основными темами, просмотр иллюстраций, демонстрация готовых изделий.

Необходимые инструменты (стеки, губки) и материалы (глина, краски, бумага и другие принадлежности).

Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с коллективом.

Лепка на свободную тему. Адаптационные игры «Знакомство», «Вот я какой», «Все мы чем-то похожи».

  1. Курс знакомства с предметом (24 часа).

Занятия, физкультпаузы, физкультминутки, подвижные игры проводятся с использованием музыки.


  • Знакомство с лепкой и понятием "керамика" (2 часа).

Теоретическая часть - беседы «Каждой вещи свое место», «Керамика. Ее применение в строительстве и быту». Разновидности керамики: фарфор, фаянс, майолика, демонстрация иллюстраций и готовых изделий.

Практическая часть - решение кроссворда или сбор мозаики для закрепления материала.

  • Лепка игрушек под роспись (12 часов).

Теоретическая часть - основные приемы ручной лепки игрушек: лепка из общего куска и методом присоединения деталей. Знакомство с особенностями лепки игрушек под роспись - обобщенность их формы.

Практическая часть - сбор иллюстративного материала (открытки, иллюстрации книг, журналов и т.д.), выбор персонажей для лепки. Возможные варианты: колобок, черепашка, птичка, лошадка, собачка, котенок и т.д. Эскизирование росписи игрушек, правила смешивания красок, отработка приемов росписи на бумаге: точка, горошина, полоса, пятно, волнистая линия. Лепка игрушек. Отработка основных методов ручной лепки - раскатывание деталей на столе или в ладонях, соединение деталей (смачивание, прижатие, примазывание, заглаживание игрушки пальцами, оправка губкой). Роспись игрушек по разработанным эскизам. Просмотр, коллективное обсуждение результата, мини-выставка.

  • Лепка игрушек под лепной декор (12 часов).

Теоретическая часть - знакомство с особенностями лепки игрушек под лепной декор. Приемы и методы выполнения декора: декоративный налеп, тиснение, гравировка, офактуривание, резьба. Демонстрация образцов в материале. Возможные варианты игрушек: козлик, барашек, петушок, индюк.

Практическая часть - эскизирование работ, лепка и декорирование по эскизам. Итоговая выставка работ по теме, обсуждение. Контрольная интеллектуальная игра «Ты счастливчик».

Методический и дидактический материал к теме:

  1. Памятка для обучающихся - руководство для успешной лепки.

  2. Схемы последовательности лепки игрушек, шаблоны игрушек для эскизирования росписи.

  3. Наглядность - готовые работы, иллюстрации из книг, журналов, открытки, эскизы работ старших обучающихся.

  4. Методические рекомендации по проведению адаптационных и контрольных игр.

  5. Перечень понятий с определениями.

  6. Аудиозапись детских мелодий.

  1. Лепка игрушек в свободном стиле (26 часов).

Тема предполагает проведение беседы «Будешь опрятным, станешь и нарядным», просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок ,о динозаврах.

  • Коллективная работа "Репка" (6 часов).

Теоретическая часть - сбор иллюстративного материала по теме, распределение персонажей сказки «Репка» между обучающимися.

Практическая часть - выполнение эскиза персонажа. Лепка и роспись персонажей в соответствии с эскизом. Составление общей композиции, выставка работ, обсуждение.

  • Коллективная работа "Динозавры" (10 часов).

Теоретическая часть - сбор иллюстративного материала.

Практическая часть - работа над эскизами. Лепка и роспись персонажей. Составление общей композиции, выставка работ по теме, обсуждение. Викторина для закрепления материала.

Методический и дидактический материал к теме:

1. Памятка «Руководство для успешной лепки».

2. Схемы последовательности лепки игрушек.

3. Шаблоны игрушек.

4. Наглядность - готовые работы, иллюстрации из книг, журналов, открытки, эскизы работ старших обучающихся.

5. Рекомендации по проведению викторины.

6. Перечень понятий с определениями.

7. Видеофильмы.

8. Методические рекомендации по проведению бесед.

  1. Итоговая работа (10 часов).

    • Подготовительная часть (2 часа).

Выбор темы, сбор иллюстративного материала, пробные зарисовки. Возможные варианты тем: сюжетная композиция на тему народных сказок, свободная тема.

  • Практическая часть (6 часов).

Эскизирование проекта на основе зарисовок, выбор способов декорирования (лепной декор, роспись). Лепка изделия, декорирование.

  • Выполнение письменной работы для сопровождения практической части (2 часа).

В письменной работе обучающийся 10-11 лет обобщает и описывает свои знания, которые он использовал в работе над своим изделием (описание способов лепки и росписи, стилистических особенностей, если это народная игрушка), сообщает, почему им выбрана эта тема, описывает сюжет, возможно в творческом варианте - стихотворение, рассказ, сказка. Работа выполняется на альбомных листах, с оформлением титульного листа, который содержит информацию об авторе и названии работы, к письменной работе прилагается эскиз проекта. По окончании работы проводится просмотр, обсуждение, выставка для родителей.

Методический и дидактический материал к теме:

  1. Иллюстративный материал по темам всего года, годовые работы старших обучающихся.

  2. Схемы лепки изделий по всем темам года.

  3. Перечни понятий по темам с определениями.

  1. Заключительное занятие (2 часа).

Просмотр итоговых работ учащихся, обсуждение. Подведение итогов за год. Проведение выставки лучших работ, приглашение родителей. Беседа «Пусть добрые традиции живут». Задание на лето.

2 год обучения

Максимальный объем учебной нагрузки 99 часов

  1. Вводное занятие (2 часа).

Знакомство с программой на год. Проведение инструктажа по технике безопасности и правилам поведения в клубе. Последовательность приготовления рабочей массы из глины (разведение водой, процеживание раствора, отстаивание, слив воды, подсушивание в гипсовой форме, перемешивание готовой массы). Повторение пройденного материала - игра «Поле чудес».

  1. Народная игрушка (38 часов).

Данная тема предполагает более развернутое (по сравнению с прошлым годом) сообщение о каждом из промыслов. История промысла (где зародился, каково первоначальное значение игрушки, народные мастера, возродившие промысел). Современное значение народной игрушки. Кроме того, в тематику каждой подтемы вводится лепка зверюшки-свистульки по предложенной педагогом схеме. Занятия, физкультпаузы, физкультминутки, подвижные игры проводятся с использованием музыки.

  • Филимоновская игрушка (8 часов).

Теоретическая часть - повторение техники лепки, росписи игрушек, их стилистических особенностей (символика, культовое значение, колорит росписи, пропорции игрушки, фон). История промысла. Символика росписи (полоса, елочка, снежинка). Орнамент, его виды (растительный, геометрический, животный, ленточный, замкнутый, сетчатый). Беседа «Среди сверстников».

Практическая часть - зарисовка ленточного орнамента для украшения юбки филимоновской дамы. Повторение приемов лепки (вытягивание из куска). Выбор персонажей лепки, эскизирование работ, проектирование росписи, лепка. Возможные варианты игрушек: дама, солдат, зверюшка-свистулька.

  • Каргопольская игрушка (8 часов).

Теоретическая часть - повторение техники лепки, росписи игрушек, их стилистических особенностей (символика, культовое значение, колорит росписи, пропорции игрушки, фон). История промысла. Символика росписи (древнее значение каждого элемента орнамента: точки, полосы, зигзаги, ромбы и т.д.).

Практическая часть - усложнение элементов росписи (соединение отдельных элементов в орнамент), их отработка для изготовления более сложных работ. Подбор персонажей лепки, эскизирование работ, пректирование росписи, лепка. Возможные варианты игрушек: дама, мужичок, зверюшка-свистулька.

  • Дымковская игрушка (8 часов).

Теоретическая часть - спектр, холодные и теплые цвета, хроматические и ахроматические цвета. Повторение техники лепки, росписи игрушек, их стилистических особенностей. История промысла. Символика росписи, значение элементов орнамента: кольцо, горошина, полоса, клетка, точка и т.д.

Практическая часть - изображение радуги, эскиз игрушек в теплых и холодных тонах. Введение декоративного налепа (жгут, рюша), усложнение росписи игрушек (клетка, волна, кольцо). Подбор персонажей лепки, эскизирование работ, проектирование росписи, лепка. Возможные варианты игрушек: барыня, мужичок, индюк, зверюшка-свистулька.

  • Тверская игрушка (6 часов).

Теоретическая часть - знакомство с историей промысла, стилевыми особенностями лепки и росписи (фоном является коричневый цвет глины). Практическая часть - выбор персонажей для лепки, эскизирование работ и росписи игрушек, лепка. Возможные варианты игрушек: птица-свистулька, рыбка, петух, лебедь, дама.

  • Малая пластика в традициях кунгурских мастеров (8 часов).

Теоретическая часть - история возникновения промысла и производства на заводе художественных изделий. Демонстрация образцов (фигурки животных, людей, посуды). Особенности кистевой росписи (заимствована от Урало-сибирской), росписи ангобами (цветными глинами). Красочность и нарядность кунгурского орнамента.

Практическая часть - зарисовки (копирование иллюстраций или готового образца) изделий кунгурской керамики, лепка. Варианты: кувшин, кружка, декоративная тарелка, фигурки животных и людей.

Итоговое экспонирование работ по всей теме, просмотр-обсуждение. Тестирование по итогам темы. Проведение контрольной игры «Крестики-нолики».

Методический и дидактический материал:

  1. Иллюстрации народных игрушек, готовые работы, эскизы и проекты старших обучающихся, зарисовки элементов росписи с описанием ее символики.

  2. Схемы последовательности лепки игрушек.

  3. Карточки для копирования элементов росписи, для тренировки приемов росписи.

  4. Памятка для обучающегося - руководство для успешной лепки.

  5. Дидактические настольные игры для закрепления знаний о народной игрушке (лото, мозаика).

  6. Тесты для контроля теоретических знаний.

7.Перечень терминов и понятий.

  1. Годовая итоговая работа (12 часов).

Нововведение темы - защита реферата, как форма контроля знаний, полученных за год.

  • Подготовительный этап (2 часа)

Выбор тем. Сбор материала. Составление композиций. Зарисовки. Эскизирование.

  • Теоретическая часть (2 часа).

Правила оформления реферата, работы с литературой, сбора, анализа, обобщения информации.

  • Практическая часть (8 часов).

Лепка, декорирование, роспись, выполнение эскиза проекта на листе А 4. Выполнение письменной работы (реферата) для сопровождения практической части. Описание сюжета, возможно в творческом варианте - стихотворение, рассказ, сказка. Просмотр и защита работ выступление с докладом.

На данное контрольное мероприятие приглашаются родители.

Методический и дидактический материал к теме:

1. Иллюстративный материал по темам всего года, годовые работы старших обучающихся.

2. Схемы лепки изделий по всем темам года.

3. Перечни понятий по темам с определениями.

4. Аудиокассеты с записями инструментальной музыки.

  1. Заключительное занятие (2 часа).

Подведение итогов за год. Организация выставки работ по итогам года, приглашение художника-керамиста Е.Малькова, проведение тематической игры по итогам всего года. Краткий обзор содержания программы на следующий год. Домашнее задание: приготовить самостоятельно глину для лепки. Беседа «Спорь, да не вздорь».


3 год обучения

Максимальный объем учебной нагрузки 99 часов

  1. Вводное занятие (2 часа).

Знакомство с программой на год, инструктажи по технике безопасности. Проверка задания на каникулы (самостоятельное приготовление рабочей массы для лепки). Повторение пройденного материала - игра «Может - не может».

  1. Рельефные изображения (36 часов).

Новый материал - понятие стилизации, декоративная переработка реалистичных элементов, взятых из природы. Занятия, физкультпаузы, физкультминутки, подвижные игры проводятся с использованием музыки.

  • Цветочная композиция (12 часов).

Теоретическая часть - рельеф. Виды рельефа (барельеф, горельеф, контррельеф). Техника лепки рельефа. Повторение разновидностей рельефного декора (резьба, гравировка, сграффито, офактуривание, тиснение, декоративный налеп).

Стилизация. Этапы стилизации (наблюдение природного элемента, натуралистичная зарисовка, вычленение типичных признаков (цвет, форма, контуры), удаление несущественных деталей.

Практическая часть - копирование стилизованных элементов с карточек. Самостоятельная стилизация природных растительных элементов (лист, цветок, стебель), эскизирование композиций. Изготовление шаблона мотивов композиции. Лепка рельефов с элементами росписи. Эскизирование и лепка рельефов с натуралистичным изображением цветочных композиций. Демонстрация приемов лепки розы, ромашки, листьев. Просмотр работ, обсуждение результатов.

  • Пейзажная композиция (12 часов).

Теоретическая часть - виды и жанры искусства. Пейзаж. Русские художники-пейзажисты (Саврасов А. К., Шишкин И.И. Васильев Ф.А., Левитан И.И.). Демонстрация репродукций. Знакомство с особенностями лепки пейзажной композиции. Беседа «Природа и человек».

Практическая часть - эскизирование стилизованных и натуралистичных пейзажных композиций в двух вариантах: ландшафтный пейзаж, архитектурный пейзаж. Изготовление шаблона мотивов композиции. Лепка рельефов по эскизам с применением скульптурного (без росписи) и живописного (под роспись) методов. Просмотр работ и обсуждение результатов.

  • Композиции с изображением рыб, птиц (12 часов).

Теоретическая часть - повторение понятий «Орнамент» и «Стилизация».

Практическая часть - стилизация природных элементов (рыбы, птицы), составление замкнутого зооморфного (животного) орнамента. Эскизирование стилизованных и реалистичных композиций в двух вариантах: с птицами, с рыбками с применением элементов пейзажа. Изготовление шаблонов мотивов композиций. Лепка рельефов по эскизам с применением скульптурного и живописного методов. Итоговое экспонирование работ по теме. Просмотр-обсуждение, тестирование по теме или проведение игры «Ты счастливчик».

  1. Итоговая работа (26 часов).

Во время занятий, физкультпауз, физкультминуток используется музыкальное оформление. Выбор темы.

  • Теоретическая часть (2 часа)

Правила оформления реферата, работы с литературой, сбора, анализа, обобщения информации.

  • Практическая часть (24 часа).

Сбор материала, эскизирование проекта. Изготовление шаблона, трафарета, выкройки. Лепка изделия, декорирование.

Работа с литературой. Выполнение письменной работы для сопровождения практической части. Защита проекта, выставка с приглашением родителей.

Методический и дидактический материал к теме:

  1. Иллюстрации из журналов, книг, открытки, эскизы и проекты, готовые работы старших обучающихся с изображением животных, пейзажей, цветов.

  2. Схемы последовательности изготовления рельефов.

  3. Памятка в помощь обучающемуся для успешной лепки.

  4. Список терминов и понятий с определениями.

  5. Карточки для копирования и творческих работ для освоения понятия и процесса стилизации.

  6. Тесты для проверки знаний.

  7. Рекомендации по проведению контрольной игры «Ты счастливчик», сценарий.

  8. Аудиокассеты с записями детской или инструментальной музыки.

  9. Рекомендации по проведению бесед.

  10. Иллюстрации из журналов, книг, открытки, эскизы и проекты, готовые работы старших обучающихся с изображением животных, пейзажей, цветов.

  11. Схемы последовательности изготовления рельефов.

  12. Памятка в помощь обучающемуся для успешной лепки.

  13. Список терминов и понятий с определениями.

  14. Карточки для копирования и творческих работ для освоения понятия и процесса стилизации.

  15. Тесты для проверки знаний.

  16. Рекомендации по проведению контрольной игры «Ты счастливчик», сценарий.

  17. Аудиокассеты с записями детской или инструментальной музыки.

  18. Рекомендации по проведению бесед.

  1. Заключительное занятие (2 часа).

Организация выставки. Приглашение родителей. Просмотр и обсуждение работ за весь год. Краткий обзор тематического плана на следующий учебный год. Задание на летние каникулы.

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся:

Результатом освоения программы является воспитание высоконравственной личности, способной усваивать богатства духовной и материальной культуры, сохранять и развивать народные художественные традиции родного края.

По окончании курса обучающийся должен

знать:

  • основные сведения из истории народных художественных промыслов (Дымковская, Каргопольская, Филимоновская, Тверская, Абашевская игрушки, русский изразец), особенности кунгурской керамики;

  • основные сведения из истории и теории изобразительного искусства (виды, жанры, творчество русских художников);

  • методы изготовления и декорирования керамических изделий - ручная работа (спиральная навивка, из пласта, выбирание глины), рельефный декор (резьба, гравировка, сграффито, тиснение, налеп), гладкий декор (роспись, , ангобирование,);

  • материалы и оборудование (глина, инструменты, стеки, турнетки, печь для обжига, оборудование для приготовления рабочей массы - сита, мешалки, материалы );

  • разновидности керамики - майолика, фарфор, терракота, фаянс, бисквит;

  • основную технологическую цепочку изготовления керамики - лепка, сушка, обжиг, глазуровка, второй обжиг, надглазурная роспись, третий обжиг;

  • термины и понятия керамического производства - шликер, рабочая масса, модель, названия методов лепки и декорирования и т.д.;

  • профессии и учебные заведения, связанные с художественной керамикой;

  • методы ученического проектирования;

  • выполнение реферативных работ.

уметь:

  • изготавливать и декорировать керамические изделия с применением различных методов (ручная лепка, лепной декор, тиснение, роспись, и т.д.).

  • применять весь спектр знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, при создании творческих композиций;

  • самостоятельно работать с литературой, оформлять рефераты, тезисы докладов;

  • определять вид, жанр изобразительного искусства, произведения русских художников, народные художественные промыслы;

  • свободно выражать свое мнение и оценку относительно того или иного предмета изобразительного творчества;

  • свободно ориентироваться в технологии изготовления керамики - самостоятельно приготовить рабочую массу для лепки;

  • выступать перед публикой (на конференциях, родительских собраниях, открытых занятиях и т.д.).

владеть:

  • техниками декорирования керамических изделий (лепной декор, гравировка, тиснение, и т.д).

  • методами изготовления керамических изделий (ручная лепка, из пласта , из куска, и т.д).

  • различными видами росписи в керамике.

  • различными способами декорирования изделия. Рельефный декор (резьба, гравировка, сграффито, тиснение, налеп), гладкий декор (роспись, мраморизация, ангобирование);

  • По окончании курса обучающийся должен также проявить следующие результаты воспитанности: вежливость, культура речи в общении со сверстниками, педагогами и сотрудниками школы, взаимопомощь между членами детьми, умение приводить в порядок рабочее место, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, дисциплинированность.

  1. Формы и методы контроля, система оценок

Контроль знаний и навыков позволит определить эффективность обучения по программе, внести изменения в образовательный процесс. Контроль может быть текущим (на каждом занятии), тематическим (по окончании учебной темы), итоговым (по окончании учебного года или всего курса обучения). В основном на занятиях используются методы контроля и самоконтроля:

  • наблюдение педагога (за учебной и трудовой деятельностью, поведением и манерами общения);

  • опрос;

  • выполнение творческой работы для выставки;

  • выступление с докладом, защита реферата;

  • участие в конкурсах различного уровня;

  • тестирование ;

  • анализ готовых работ педагогом;

  • просмотр-обсуждение готовых работ обучающимися, оценка собственных работ;

  • тематическая игра;

  • решение и составление кроссвордов, головоломок, ребусов.

При оценивании результатов обучения используется пятибалльная система оценок.

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

6.1. Методические рекомендации педагогическим работникам.

Программа построена от простого к сложному с учетом возрастных особенностей обучающихся. Каждый из разделов (со 2 года обучения) включает региональный компонент: традиции керамики г. Кунгура Пермского края.

Теоретическая информация с каждым годом пополняется, повторяется и обобщается, тематика композиций расширяется. Этот прием многократного возвращения к пройденному материалу, его повторению и обобщению, дальнейшему усложнению заданий позволяет обучающимся возвращаться к любимым темам в новом качестве, с более развитыми навыками и умениями, выполнить задания, стоя с каждым разом на ступень выше. Это позволяет развить устойчивый интерес к предмету, когда обучающиеся видят свой творческий рост воочию, наблюдая и сравнивая предыдущие работы с новыми. Также повышается мотивация к дальнейшему творческому росту. В процессе обучения также поэтапно вводится основная терминология производства керамики, сведения о последовательности технологических процессов.

Данная программа компенсирует отсутствие аналогичной в общеобразовательной школе, когда дети практически не занимаются лепкой (за исключением, возможно, уроков труда в начальной школе), однако занятия лепкой очень важны для развития мелкой моторики, развития высших психических функций ребенка - речи, памяти, воображения, мышления, восприятия.

Дидактическое обеспечение: опорные схемы, чертежи, зарисовки, эскизы, шаблоны, настольные игры, головоломки, иллюстрации, книги, готовые образцы, раздаточный материал и т.д.

Методическое обеспечение: памятки обучающимся для успешной лепки, тесты для проверки знаний, планы-конспекты занятий, сценарии тематических игр, карточки учета результатов обучения по образовательной программе, анкеты т.д.

В ходе реализации программы дети участвуют в различных конкурсах, выставках. Проделывая эту работу ,учащиеся приобретают навыки, не только исполнительскую ,но и просветительную деятельности. Они выступают перед аудиторией своих сверстников с беседами и сообщениями на текущие темы. Это положительно сказывается на поведении, внешнем виде, в манере общения, речи и формирует сомосознание учащихся.


6.2.Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

Самостоятельная работа - планируемая учебная, работа учащихся выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой учащихся).

Самостоятельная работа учащихся в ДШИ является важным видом учебной деятельности учащегося. Самостоятельная работа учащегося играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Государственным стандартом предусматривается, как правило, 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу.

Самостоятельная работа приобщает учащихся к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.

Целью самостоятельной работы учащихся является овладение знаниями, умениями и навыками деятельности по дисциплине, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного уровня.

Этапы выполнения самостоятельной работы учащегося:

- сбор иформации;

-анализ собранного материала;

- эскизирование.




  1. Списки рекомендуемой литературы

7.1. Методическая литература.

1. Кузин М.К. Изобразительное искусство. Программы общеобразовательных школ РСФСР. Москва: «Просвещение», - 1991. - 27 с.

2. Оборина О.Г. Традиционное декоративно-прикладное искусство народов Прикамья. Сборник образовательных программ дополнительного образования детей. Ч.1 Пермь: областной центр художественного творчества учащихся «Росток», 2003.-59 с.

7.2. Учебная литература (сюда входят словари, справочники, учебные пособия и т.д.)

1. Акунова Л.Ф., Крапивин В.А. Технология производства и декорирования керамических изделий. - М.: «Высшая школа», 1984. - 207 с.: ил.

2. Бардина В.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры.- М., 1986.

3. Блинов Г. Чудо-кони, чудо-птицы. - М.:«Детская литература», 1977.- 87 с.: ил.

4. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. - Ленинград: Издательство «Художник РСФСР», 1988. - 336 с.: ил.

5. Богуславская И.Я. Художественная керамика Гжели и Скопина в собрании Государственного Русского музея. Каталог. - Ленинград: изд. «Искусство», 1987. - 150 с.: ил.

6. Горилёва В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1998. - 192 с.: ил.

7. Долорос Р. Керамика: техника, приёмы, изделия. Москва: «АСТ - ПРЕСС КНИГА», 2003. - 144 с.: ил.

8. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. - Ленинград: «Художник РСФСР», 1986. - 248 с.: ил.

9. Маслик С.А. Русское изразцовое искусство XV - XIX веков. - Москва, издательство «Изобразительное искусство», 1976. - 300 с.: ил.

10. Оборин В.А. Древнее искусство народов Прикамья. - Пермь: Книжное издательство, 1976. - 190 с.: ил.

11. Поверин А.И. Чёрно-лощёная керамика. М.: «Культура и традиции», 2002. - 96 с.: ил.

14. Стародуб К., Ткаченко Т. Поделки из природных материалов для начинающих. Подарки и сувениры для начинающих. - Ростов на Дону: издательский дом «Владис», 2006. - 192 с.: ил.

12. Федотов Г.Я. Послушная глина. Основы художественного ремесла. - М.: АСТ - ПРЕСС, 1997. - 144 с.: ил.

13. Чавирра Х. Ручная лепка. - М.: ООО «Издательство АСТ№, «Издательство Астрель», 2003. - 64 с.: ил.

7.3. Интернет-ресурсы.

1.coolreferat.com/Творчество_учителя_как_активный_элемент_художественного_образования_на_занятиях_керамикой.

2..redov.ru/medicina/obuchenie_osnovam_remesla_i_razvitie_obshenija_na_zanjatijah_v_keramicheskoi_masterskoi/p2.php

3.jcc.ru/

4. refsbank.infoworks.ru/











































© 2010-2022