- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Разработуа урока по МХК Общие представления о культуре
Разработуа урока по МХК Общие представления о культуре
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Синенко-Панченко И.В. |
Дата | 13.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Синенко-Панченко И.В.
Дата проведения_______________________
9 класс
Урок № 15
Тема: Общие представления о культуре и ее роли в обществе.
Цель: познакомить со структурой культуры, повышать
общий интеллектуальный уровень.
2.
Термин «культура» обозначает обработка, воспитание, образование. В наше время насчитывается много толкований , общим для них является то, что под понятием «культура» подразумевается то, что создано человеком.
В разных обществах понимание культуры как «воспитания» приобрело разных оттенков:
- эллины в совокупности норм поведения, определенном способе жизни видели свое главное отличие от варваров;
- европейское средневековье приближает термин «культурность» к цивилизованности - то есть к обустройству городской жизни;
- в эпоху Возрождения культурность начинают рассматривать как соответствие гуманистическим идеалам человечества;
- в домарксистской философии культура определяет прежде всего духовную жизнь людей, направленность общественного строя на достижения науки и искусства;
- советская философия объясняет культуру как совокупность результатов человеческой деятельности.
Каждый из выше перечисленных взглядов имеет позитивные стороны. Ядро понятия «культура» составляет не способы, какие она использует, а жизненное содержание, которое реализуется при помощи тех или иных средств - в каждом акте и результате человеческой деятельности обязательно присутствует культурный аспект, особая форма нашей жизнедеятельности.
По определению английского ученого-этнографа Э.Б.Тайлора культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении его существования.
В развитии человечества можно выделить 3 этапа:
-
Дикарство
-
Варварство
-
Цивилизация.
Развитие культуры совпадает с переходом от жизни дикой через варварство к жизни цивилизованной. В идеале культуру можно рассматривать как обобщенное усовершенствование человечества путем высшей организации отдельного человека и целого общества.
Цивилизация - это этап развития человеческого общества и характера самого общества. Чем выше развито общество, тем более весомы в нем общечеловеческие ценности.
Процесс становления общечеловеческих ценностей - главное что мы наблюдаем в истории культуры.
Короткий диспут с учащимися: цивилизация может служить культуре, а может отрываться от нее.
Как вывод:
Суть культуры не в уровне технического процесса, а в качестве духовно-морального общества. В современном мире существует много глобальных проблем - одна из них культурная катастрофа, но ни какие экономические успехи и политические свободы нельзя считать устойчивыми если существует опасность снижения культурного уровня людей, упадка духовных и моральных ценностей.
Субъекты процесса развития культуры:
- общество
- разные социальные группы
- отдельные личности, их взаимодействие часто вызывает противоречия в развитии культуры.
Культурная деятельность - это деятельность человечества, характеризующаяся необходимостью - определяя цель человек учитывает не только личные потребности, но и общественные.
Противоречия в развитии культуры - вещь закономерная, поскольку субъектами могут выступать и общество в целом, и определенные социальные группы и отдельные личности.
Исторические типы культур.
Мировая культура - определяется собственной системой общечеловеческих ценностей и объединяет разные типы культур:
-
Культурные эпохи
-
Национальные культуры - синтез культур разных классов, социальных прослоек и групп определенной нации.
-
Этнические культуры - созданные отдельным этносом (это древнейшая прослойка национальных культур, которая охватывает сферу быта, мораль, язык, религию, фольклор, мифологию, обычаи).
-
Региональные культуры - конгломерат разных культур, созданных разными народами, живущих в определенном географическом ареоле. Схожесть природных условий жизни, экономические, культурные связи между народами обеспечивают родственность культур ареола.
-
Классовые культуры - присущи определенному классу общества.
-
Профессиональные культуры.
-
Особенности культуры разных психологических типов отдельных людей.
-
Народные культуры.
Выделяют также следующие виды культур характерные для общества:
- локальная - культура конкретного, исторически сложившегося общества. Каждая из этих локальных культур имеет свои специфические черты и особенности которые зависят от географических и социально-исторических условий;
- массовая - разновидность культуры, которая ориентирует духовные и материальные ценности, распространяя их на «усредненный» уровень развития массового потребителя;
- доминирующая - совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества;
- элитарная - культура привилегированных групп общества, характеризуемая принципиальными отличиями, духовным аристократизмом и ценностно-содержательной самодостаточностью;
- политическая - сфера культуры, вырабатывающая представления о цивилизованных формах политического прогресса, оценки уровня его развития; включает в себя политическую мысль, связь культуры и политической философии; оценку политических структур с точки зрения культуры, политического самосознания и политического поведения общества.
Вывод урока.
На любом уровне своего существования культура не просто пребывает рядом с другими сферами жизни, а проникает во все его сферы, проявляя себя и в политической деятельности, и в отношении к труду; в искусстве - создании его произведений и понимании их.
Культура - это цепочка от жизненного смысла к воплощению его в действие.
Развитие культурных ценностей, их влияние на жизнь общества и личности необходимо рассматривать во всех сферах жизнедеятельности человека, а это возможно только при условии владения соответствующими знаниями. Но даже обладать знаниями по истории искусства мало, необходимо учится осмысливать их с философской точки зрения.
Вопросы для контроля
1. Назовите три этапа развития человечества
2. На каком этапе начинается развитие культуры
3. В чем состоит суть культуры, как духовного явления?
4. Кто является субъектом процесса развития культуры?
5. Почему в развитии культуры всегда существуют противоречия?
6. Назовите исторические типы культур, какие объединяет в себе мировая культура ( 8 пунктов)
7. Назовите основные виды культур, характерных для общества (5 пунктов)