Разработуа урока по МХК Общие представления о культуре

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Синенко-Панченко И.В.

Дата проведения_______________________

9 класс

Урок № 15


Тема: Общие представления о культуре и ее роли в обществе.

Цель: познакомить со структурой культуры, повышать

общий интеллектуальный уровень.

2.

Термин «культура» обозначает обработка, воспитание, образование. В наше время насчитывается много толкований , общим для них является то, что под понятием «культура» подразумевается то, что создано человеком.

В разных обществах понимание культуры как «воспитания» приобрело разных оттенков:

- эллины в совокупности норм поведения, определенном способе жизни видели свое главное отличие от варваров;

- европейское средневековье приближает термин «культурность» к цивилизованности - то есть к обустройству городской жизни;

- в эпоху Возрождения культурность начинают рассматривать как соответствие гуманистическим идеалам человечества;

- в домарксистской философии культура определяет прежде всего духовную жизнь людей, направленность общественного строя на достижения науки и искусства;

- советская философия объясняет культуру как совокупность результатов человеческой деятельности.

Каждый из выше перечисленных взглядов имеет позитивные стороны. Ядро понятия «культура» составляет не способы, какие она использует, а жизненное содержание, которое реализуется при помощи тех или иных средств - в каждом акте и результате человеческой деятельности обязательно присутствует культурный аспект, особая форма нашей жизнедеятельности.

По определению английского ученого-этнографа Э.Б.Тайлора культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении его существования.

В развитии человечества можно выделить 3 этапа:

  1. Дикарство

  2. Варварство

  3. Цивилизация.

Развитие культуры совпадает с переходом от жизни дикой через варварство к жизни цивилизованной. В идеале культуру можно рассматривать как обобщенное усовершенствование человечества путем высшей организации отдельного человека и целого общества.

Цивилизация - это этап развития человеческого общества и характера самого общества. Чем выше развито общество, тем более весомы в нем общечеловеческие ценности.

Процесс становления общечеловеческих ценностей - главное что мы наблюдаем в истории культуры.

Короткий диспут с учащимися: цивилизация может служить культуре, а может отрываться от нее.

Как вывод:

Суть культуры не в уровне технического процесса, а в качестве духовно-морального общества. В современном мире существует много глобальных проблем - одна из них культурная катастрофа, но ни какие экономические успехи и политические свободы нельзя считать устойчивыми если существует опасность снижения культурного уровня людей, упадка духовных и моральных ценностей.

Субъекты процесса развития культуры:

- общество

- разные социальные группы

- отдельные личности, их взаимодействие часто вызывает противоречия в развитии культуры.

Культурная деятельность - это деятельность человечества, характеризующаяся необходимостью - определяя цель человек учитывает не только личные потребности, но и общественные.

Противоречия в развитии культуры - вещь закономерная, поскольку субъектами могут выступать и общество в целом, и определенные социальные группы и отдельные личности.

Исторические типы культур.

Мировая культура - определяется собственной системой общечеловеческих ценностей и объединяет разные типы культур:

  1. Культурные эпохи

  2. Национальные культуры - синтез культур разных классов, социальных прослоек и групп определенной нации.

  3. Этнические культуры - созданные отдельным этносом (это древнейшая прослойка национальных культур, которая охватывает сферу быта, мораль, язык, религию, фольклор, мифологию, обычаи).

  4. Региональные культуры - конгломерат разных культур, созданных разными народами, живущих в определенном географическом ареоле. Схожесть природных условий жизни, экономические, культурные связи между народами обеспечивают родственность культур ареола.

  5. Классовые культуры - присущи определенному классу общества.

  6. Профессиональные культуры.

  7. Особенности культуры разных психологических типов отдельных людей.

  8. Народные культуры.

Выделяют также следующие виды культур характерные для общества:

- локальная - культура конкретного, исторически сложившегося общества. Каждая из этих локальных культур имеет свои специфические черты и особенности которые зависят от географических и социально-исторических условий;

- массовая - разновидность культуры, которая ориентирует духовные и материальные ценности, распространяя их на «усредненный» уровень развития массового потребителя;

- доминирующая - совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества;

- элитарная - культура привилегированных групп общества, характеризуемая принципиальными отличиями, духовным аристократизмом и ценностно-содержательной самодостаточностью;

- политическая - сфера культуры, вырабатывающая представления о цивилизованных формах политического прогресса, оценки уровня его развития; включает в себя политическую мысль, связь культуры и политической философии; оценку политических структур с точки зрения культуры, политического самосознания и политического поведения общества.

Вывод урока.

На любом уровне своего существования культура не просто пребывает рядом с другими сферами жизни, а проникает во все его сферы, проявляя себя и в политической деятельности, и в отношении к труду; в искусстве - создании его произведений и понимании их.

Культура - это цепочка от жизненного смысла к воплощению его в действие.

Развитие культурных ценностей, их влияние на жизнь общества и личности необходимо рассматривать во всех сферах жизнедеятельности человека, а это возможно только при условии владения соответствующими знаниями. Но даже обладать знаниями по истории искусства мало, необходимо учится осмысливать их с философской точки зрения.

Вопросы для контроля

1. Назовите три этапа развития человечества

2. На каком этапе начинается развитие культуры

3. В чем состоит суть культуры, как духовного явления?

4. Кто является субъектом процесса развития культуры?

5. Почему в развитии культуры всегда существуют противоречия?

6. Назовите исторические типы культур, какие объединяет в себе мировая культура ( 8 пунктов)

7. Назовите основные виды культур, характерных для общества (5 пунктов)



© 2010-2022