Рабочая программа по изо 6 коасс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области

Рассмотрена и рекомендована Утверждаю

к утверждению методическим советом Директор МБОУ

«Первомайская средняя

Председатель МС _______ общеобразовательная школа»

_________________

от 29.08.2013 г.№1 от 30.08.2013г. №128


Рабочая программа


по изобразительному искусству

для 6 класса

на 2013-2014 учебный год








Составитель:

Каштанова Вера Васильевна

.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Структура документа

Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; содержание рабочей программы; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения.

Общая характеристика учебного предмета

В 6 классе обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значение искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

Ц е л и и задачи художественного образования:

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Нормативные правовые документы

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».

2.Приказ Министерства образования России от 09.03.2004 №1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

3.Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 10.04.2009 № 936 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования».

4.Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 09.09. 2009 №2461 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Тамбовской области от 10.04.2009 № 936 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования».

5.Приказ МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» «Об утверждении положения, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» № 169 от 31.08.2011 г.

6.Приказ МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» «Об утверждении плана работы школы, образовательной программы, учебного плана, рабочих программ, элективных курсов, календарного учебного графика, расписания учебных занятий и внеурочной деятельности» № 128 от 30.08.2013

Сведения о программе

Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство », разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2013 год издания).

Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:учебники: Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 6 кл. / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2013.

Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся

Изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Изобразительное искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Информация о количестве учебных часов

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения «Изобразительного искусства» на этапе основного общего образования в 6 классе - 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Рабочая программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 35 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 1 учебного часа для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Используемые формы организации образовательного процесса

-урок-лекция;

-урок-пресс-конференция;

-комбинированный урок;

-урок праздник

Используемые технологии обучения

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  4. Тестирование

Механизмы формирования ключевых компетенций.

Содержание обучению изобразительного искусства структурировано на основе компетентностного подхода. В связи с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, музыкальная и художественно-эстетическая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Художественно-эстетическая компетенция определяет стратегию отбора произведений для чтения, предполагающая активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.

Изобразительная компетенция - освоение рисования на основе художественного образа, монографический принцип изучения репродукций художников, формирование и развитие у обучающихся навыков рисования.

Виды и формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Планируемый уровень подготовки обучающихся

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Содержание тем учебного курса 6 класса (35 часов)

Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека»

Тема 1 четверти: «Виды изобразительного искусства»(9 часов)

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Рисунок - основа изобразительного творчества

Линия и ее выразительные возможности

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Цвет. Основы цветоведения

Цвет в произведениях живописи

Объемные изображения в скульптуре

Основы языка изображения

Основы языка изображения

Знать: жанры и виды изобразительного искусства и их развитие в культуре;

-особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров;

-произведения выдающихся художников.

Уметь: изобразить с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений;

-создать иллюстрации к литературным произведениям.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для самостоятельного изучения репродукций художников;

-организации личного и коллективного досуга;

-проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки;

-посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Тема 2 четверти: «Мир наших вещей. Натюрморт» (7 часов)

Реальность и фантазия в творчестве художника

Изображение предметного мира - натюрморт

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Освещение. Свет и тень

Натюрморт в графике

Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта

Знать: художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства;

-навыки плоского и объемного изображения.

Уметь: использовать язык графики, скульптуры, дизайна в собственной художественно-творческой деятельности;

-создать композицию на плоскости и в пространстве.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для самостоятельного изучения репродукций художников;

-организации личного и коллективного досуга;

-навыки плоского и объемного изображения формы предметов, моделировка светотенью и цветом;

-посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства

- выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).

Тема 3 четверти: «Вглядываясь в человека. Портрет» (10 часов)

Образ человека - главная тема искусства

Конструкция головы человека и ее пропорции

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Портрет в графике

Портрет в скульптуре

Сатирические образы человека

Образные возможности освещения в портрете

Портрет в живописи

Роль цвета в портрете

Великие портретисты

Знать: ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета;

-общие правила построения головы человека;

-основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива.

Уметь: описать и анализировать художественные произведения;

-определить традиции и новаторство в искусстве, художественные направления и течения;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для самостоятельного изучения репродукций художников;

-организации личного и коллективного досуга;

-самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи;

-посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства

- выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).

Тема 4 четверти: «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9 часов)

Жанры в изобразительном искусстве

Изображение пространства

Правила линейной и воздушной перспективы

Пейзаж - большой мир. Организация пространства

Пейзаж - настроение. Природа и художник

Городской пейзаж

Городской пейзаж

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

Резервный урок

Знать: о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

-русских художников - пейзажистов

Уметь: пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

-использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-создавать художественно-декоративные проекты предметной среды;

-владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций

-организации личного и коллективного досуга;

-посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства

- выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).

Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Виды изобразительного искусства

9ч.

Мир наших вещей. Натюрморт

7 ч.

Вглядываясь в человека. Портрет

10 ч.

Человек и пространство в изобразительном искусстве

8 ч.

Резервный урок

1

По программе - 35 часов

Планируемый уровень подготовки обучающихся

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

 основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

 основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

 выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

 наиболее крупные художественные музеи России и мира;

 значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь:

 применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

 анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

 ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для восприятия и оценки произведений искусства;

 самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти);

 иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия.

Список методической литературы

1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.

2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

3. Великие тайны. Мифы древности. - Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд - Волгоград», 1995.

4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. - Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.

5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. - М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.

6. Искусство первобытного общества // Педсовет. - № 8. - 1998.








© 2010-2022