- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Открытый урок по теме СИЛУЭТ
Открытый урок по теме СИЛУЭТ
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Телешева Л.А. |
Дата | 26.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый урок
Тема: Силуэт
Анималистический жанр.
Силуэт как вид упражнений в рисовании.
Цель: развитие навыков художественного творчества.
Задачи: развития восприятия, формирование образного мышления, формирование техники овладения основами аппликации, формирование практических знаний, умений, необходимых для творческого самовыражения.
Оборудование: зрительная опора, зрительный ряд, дидактический материал, цветная бумага, картон, клей, ножницы, ветошь, музыкальный фон.
План
-
Организационный момент.
-
Повторение изученного: что известно о силуэте, охарактеризовать как технику изображении.
-
Углубление знаний. Лекция «История появления силуэта». Знакомство с художниками-силуэтистами Е.С. Кругликовой и Ф.П.Толстым XIX, XX веков, Е.Каменева «Какого цвета радуга», М.А. Гусакова «Аппликация» (Популярная художественная энциклопедия).
-
Создание творческой атмосферы.
-
Задача к практической работе: самостоятельное творческое решение.
-
Практическая работа: изображение силуэтов животных, сценка из сказки, презентация авторской работы.
-
Подведение итогов: выставка лучших работ.
И.С. Тургенев
Роман «Новь»
«И действительно: восемнадцатый век встретил гостей уже в передней, в виде низеньких синеньких ширмочек, оклеенных вырезанными чёрными силуэтками напудренных дам и кавалеров…»
Работа с силуэтом имеет огромное значение для гармонического развития. Занятия способствуют развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение.
Что же такое силуэт?
В XVIII веке при французском короле Людовике XV министром финансов был некий Этьен де Силуэт. О нём ходило много анекдотов, а однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру. Она была выполнена необычно - как тень. Этот способ изображения стали называть СИЛУЭТОМ по фамилии министра. И если бы не это обстоятельство, то о самом Силуэте, возможно, давно бы забыли.
В силуэте фигуры или предметы рисуются сплошным чёрным пятном. В таком рисунке невозможно показать черты лица или какие-нибудь детали, поэтому внещние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительными.
Силуэтные портреты обычно делаются в профиль.
Силуэты можно не только рисовать, но и вырезывать ножницами из чёрной бумаги.
В России конца XVIII- начала XIX веков силуэты были очень модны. Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников-профессионалов, но и дворянства.
В это время в России работали два специалиста по силуэтам, обладающие европейской славой: Ф.Сидо и Ф.Антинг. В 1799 году была издана книга «Екатерина II и её окружение». В ней более 180 силуэтов выполнены Ф.Сидо. Это портреты вельмож, представителей великосветской знати.
Ф.Антинг - адъютант и первый биограф полководца А.В.Суворова - оставил серию силуэтных портретов выдающихся людей своего времени: деятелей русской культуры, учёных, дипломатов. Искусство чёрного силуэта стало использоваться как укрвшение в домах русских дворян. И.С. Тургенев в романе «Новь» писал: «И действительно: восемнадцатый век гостей уже в передней, в виде низеньких синеньких цирмочек, оклеенных вырезанными чёрными силуэтками напудренных дам и кавалеров». Широко бытовали профильный портрет и жанровые сценки. Техника изображения была различной: либо рисунок тушью, либо вырезка из однотонной бумаги. В первой половине XIX века крупнейшим мастером силуэта был граф Ф,П, Толстой (1783 - 1873). За свою долгую жизнь Ф.П.Толстой сделал свыше 2000 разнообразных работ: он медальер, скульптор, рисовальщик, живописец, гравёр. В Эрмитаже хранятся пятьдесят силуэтов Ф.П. Толстого, в Государственном Русском музее двадцать, столько же в Историческом музее Москвы.
В молодости ему пришлось выдержать серьёзную борьбу с родственниками, которые возражали против того, чтобы Ф.П. Толстой стал художником-профессионалом. Но он всё же стал им. Е.Ф.Юнге, дочь Ф.П.Толстого, тепло вспоминала об отце. Сидя в детской, Толстой вырезал из бумаги для забавы детям лошадок и других животных, занятные сценки. Увлечение Ф.П.Толстого силуэтными вырезками, начавшееся в детстве, осталось у него на всю жизнь. Одна из важнейших тем в творчестве Ф.П.Толстого - тема Отечественной войны 1812 года. Художник изображает реалистические сцены: «Наполеон у костра», «Гибель Понятовского». Тема моря не случайна в творчестве Толстого: он воспитывался в морском корпусе. Морю посвящены работы: «Буря на море», «Рыбаки». Толстой любил природу и отразил её в своём творчестве: «Жуки, раки и стрекозы».
Силуэты Ф.П.Толстого отличаются высоким художественным мастерством, выполнены с ювелирной точностью. Зачастую художник прибегает к таким техническим приёмам как прорези и накалывание в изображении воды и листвы деревьев.
В начале XX века в России создавала силуэты художница Елизавета Сергеевна Кругликова. После революции она выполнила серию силуэтных портретов советских писателей и художников.
Практическая часть урока.
Итог урока: презентация работ, выставка лучших работ.