• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 5 класса школы-интернат

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 5 класса школы-интернат

"Описание материала:  Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание типовой программы, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ИЗО. Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ,включающий: пояснительную записку; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки учащихся; перечень контрольно-измерительных материалов. Программа...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Хакасия

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Согласовано: «Утверждаю»

Руководитель ШМО Директор

М.Н.Евпатова Н.А.Доценко

ЗДУР « » 2013 г.

И.В.Кижапкина

Протокол №

от « » 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ


(5 КЛАСС)













Составила:

учитель Василенко О.М.





Черногорск, 2013 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по изобразительному искусству создана для 5 класса создана на основе Положения ОУ о рабочей программе, базисного учебного плана ОУ, типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 - 9кл.». Сборник 1 под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Гуман. изд. центр «Владос», 2009.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание типовой программы, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ИЗО.

Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки учащихся; перечень контрольно-измерительных материалов.

Программа по изобразительному искусству является компенсаторно-адаптационной.

  • детализирует и раскрывает содержание учебного предмета;

  • определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся

средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного

искусства;

  • направлена на формирование навыков социально-адаптированного поведения к условиям современного общества у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В целях социализации и адаптации ребенка к жизни программа построена так, чтобы дать обучающимся представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Для развития этнокультурных образовательных потребностей обучающихся в рабочую программу заложены темы: «Рисование узора в полосе с использованием элементов хакасских узоров»; «Иллюстрирование отрывка из хакасских народных сказок», беседы «Народно-декоративное творчество» (знакомство с традициями разных народов). Темы реализуются через наполнение познавательной и практической части занятий содержанием, которое отражает краеведческую направленность, изучение и осознание мира в единстве с природой, освоение мирового художественного наследия, сохранение культуры.

В рамках системы олимпийского образования в программный курс ИЗО включён материал спортивной и олимпийской тематики. Отбор теоретического материала олимпийских уроков осуществлялся с учётом возрастных особенностей обучающихся с нарушением интеллекта, с учётом структуры учебного предмета за счёт резервного времени, не меняя основную программу курса. Включение данного материала в содержание курса расширяет знания обучающихся об истории олимпийского движения, олимпийских ценностях, значении физической культуры и спорта в современных условиях развития России. Разработана и включена тема «Составление эскиза значка для Параолимпийских и Олимпийских игр на предложенной учителем форме (по выбору учащихся)».

Программой заложены возможности овладения обучающимися общеучебными умениями и навыками (умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств; осуществлять поиск и обработку информации, планировать и организовывать свою деятельность и др.).

Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков изобразительного искусства в 1-4 классах (преемственность).

Программа рассчитана на 34 часа учебного времени.

Класс

Количество

часов в неделю

Количество часов в четверть

Количество часов в год

I

II

III

IV

34

5

1

9

7

10

8

Для комплексного изучения основ традиционной культуры, построения рисунка, умения пользоваться художественными принадлежностями, передаче формы, пропорции фигур, правильного сочетания цвета и оттенков, составления композиции осуществляется интеграция с предметами чтения и русского языка, математики, трудового обучения, музыки, природоведения.

Программа изобразительного искусства направлена на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к ИЗО.

Цель - формирование эстетического отражения действительности, овладение техническими и изобразительными навыками и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями.

Задачи:

  • корректировать недостатки развития познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

  • развивать у обучающихся аналитико-синтетическую деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;

  • улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

  • формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

  • развивать у обучающихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

  • знакомить обучающихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;

  • расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;

  • развивать у обучающихся художественный вкус, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.

Основной принцип реализации программы - обучение в процессе конкретной практической, коррекционной деятельности, которая учитывает познавательные потребности школьников. Коррекционно-развивающая работа включает несколько направлений.

Коррекционная работа включает следующие направления.

  • Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие восприятия, представлений, ощущений;

- развитие памяти;

- развитие внимания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации.

  • Коррекция различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.

  • Коррекция основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать;

- выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по инструкциям, алгоритму;

- планировать деятельность.

  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

  • формирование адекватности чувств;

- формирование умения анализировать свою деятельность.

  • Коррекция - развитие речи:

- коррекция монологической речи;

- диалогической речи;

- обогащение словаря.

  • Коррекция мелкой моторики.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы.- М., Просвещение, 1975.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


  1. Времена года. Пейзаж в творчестве русских художников XIX- начала XX века.

  2. М., Просвещение, 1983.

  3. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. -М., Педагогика, 1974.

  4. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. М.,

  5. Дрофа, 2008.

  6. Мозговая В.М. Основы олигофренопедагогики. - М., ACADEMA, 2006.

  7. Народно-художественные промыслы под общ. ред. Поповой О.С. М., Легкая и

пищевая промышленность, 1984.

  1. Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. М., Совхуд, 1966.

  2. Пикулев И.И. Русское изобразительное искусство.М.,1977.

  3. Платонова Н.И., Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. М., Педагогика, 1983.

  4. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в школе. М., Просвещение, 1984.

  5. Художники Ленинграда в годы Блокады. Ленинград, 1965.


ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ


В системе учёта знаний используются следующие виды контроля:

  • Выполнение самостоятельных практических работ.

Контроль и учёт теоретических знаний обучающихся по отдельным разделам осуществляется учителем путём бесед, устного опроса, практических навыков и умений осуществляется путём наблюдения.

В программу включены следующие разделы.

  1. Рисование с натуры.

  2. Декоративное рисование.

  3. Рисование на тему.

  4. Беседы об изобразительном искусстве.

Каждый раздел состоит из нескольких тем (4 - 6) и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, варьируется в зависимости от степени её усвоения обучающимися и материально-технического обеспечения кабинета.

Темы занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов обучающихся.

Содержание программы предусматривает обучение обучающихся по 1-2 и 3-4 уровням в соответствии с возможностями каждого ребёнка.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ


РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ (12 часов)

Рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан). Рисование с натуры объёмного предмета симметричной формы (ваза керамическая). Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»). Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (пирамидка). Рисование с натуры фигуры человека. Рисование с натуры цветочного горшка с растением. Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор). Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (чемодан). Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета, повёрнутого к учащемуся углом (аквариум с рыбками). Рисование с натуры предмета, расположенного выше уровня глаз (скворечник). Рисование с натуры игрушки. Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.

Основные требования к знаниям и умениям.

Обучающиеся должны знать:

Для 1-2 группы

  • Речевой материал 1 - 5 класса;

  • Тёплые и холодные цвета, называть их;

  • Способы передачи глубины пространства (уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов).

Для 3-4 группы

  • Речевой материал 1 - 5 класса* (***);

  • Тёплые и холодные цвета, называть их*;

  • Способы передачи глубины пространства (уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов)***.

Обучающиеся должны уметь:

Для 1-2 группы

  • Анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей);

  • Сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой;

  • Устанавливать последовательность выполнения рисунка;

  • Передавать в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов;

  • При рисовании предметов симметричной формы использовать средней (осевой) линии;

  • Передавать объём предметов доступными средствами, ослабление интенсивности цвета путём добавления воды в краску.

Для 3-4 группы

  • Анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей*;

  • Сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой*;

  • Устанавливать последовательность выполнения рисунка*(***)

  • Передавать в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов**;

  • При рисовании предметов симметричной формы использовать средней (осевой) линии**;

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ (9 часов)

Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья). Рисование геометрического орнамента в круге. Рисование симметричного узора по образцу. Изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм. Оформление новогоднего пригласительного билета. Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий. Декоративное рисование плаката «8 Марта». Декоративное рисование узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся). Составление узора в круге с применением осевых линий и использованием декоративно переработанных природных форм (например: стрекозы и цветка тюльпана).

Основные требования к знаниям и умениям.

Обучающиеся должны знать:

Для 1-2 группы

  • Речевой материал 1 - 5 класса;

  • Способы построения предметов в круге, квадрате, полосе;

Для 3-4 группы

  • Речевой материал 1 - 5 класса*(***);

  • Способы построения предметов в круге, квадрате, полосе*;

Обучающиеся должны уметь:

Для 1-2 группы

  • Составлять узор из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии;

  • Соблюдать последовательность при рисовании узоров;

  • Ровно выполнять закраску элементов орнамента с соблюдением контура.

Для 3-4 группы

  • Составлять узор из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии**(***);

  • Соблюдать последовательность при рисовании узоров**(***);

  • Ровно выполнять закраску элементов орнамента с соблюдением контура**.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ (8 часов)

Волшебный мир красок. Форма и цвет предметов. Рисование новогодних карнавальных очков. Лес зимой. Зимние развлечения. Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (2 часа). Рисование симметричных форм (насекомые).

Основные требования к знаниям и умениям.

Обучающиеся должны знать:

Для 1-2 группы

  • Речевой материал 1 - 5 класса;

  • Способы передачи глубины пространства (уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов).

Для 3-4 группы

  • Речевой материал 1 - 5 класса*(***);

  • Способы передачи глубины пространства (уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов)**.

Обучающиеся должны уметь:

Для 1-2 группы

  • Отражать свои наблюдения в рисунке;

  • Передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе - дальше);

  • Передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного;

  • Выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке;

  • Работать акварельными и гуашевыми красками.

Для 3-4 группы

  • Отражать свои наблюдения в рисунке*;

  • Передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе - дальше)**;

  • Передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного**;

  • Работать акварельными и гуашевыми красками**.

БЕСЕДЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (5 часов)

Беседа «Декоративно-прикладное искусство (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура)». Беседа « Народно-декоративное искусство (Богородская деревянная игрушка)». Беседа « Картины художников о школе, товарищах и семье». Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победители».

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему о Вов.

Обучающиеся должны знать:

Для 1-2 группы

  • Речевой материал 1 - 5 класса;

  • Виды изобразительного искусства;

  • Понятие о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета.

Для 3-4 группы

Обучающиеся должны уметь:

Для 1-2 группы

  • Высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства;

  • Определять эмоциональное состояние изображённых на картинах лиц;

  • Чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.

Для 3-4 группы

  • Высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства*;

  • Определять эмоциональное состояние изображённых на картинах лиц*;

  • Чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства*.

Примечание: Для 2-го уровня градация помощи учителя при актуализации знаний и умений обучающихся представлена в программе в виде условных обозначений:

* - обозначены те знания и умения, которые обучающиеся способны использовать (актуализировать) с помощью наводящих вопросов учителя, применение наглядности;

** - обозначены те умения, которые обучающиеся способны осуществлять после дополнительного индивидуального показа способа изображения, использования метода дорисовывания начатого учителем изображения;

*** - обозначены изобразительные умения обучающихся, которые актуализируются в совместной деятельности с учителем. Когда он поэтапно демонстрирует способ наблюдения и изображения, а ученик его повторяет.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО В.В.ВОРОНКОВОЙ

(Метод наблюдения)

I группа. Это ученики, успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняют, как правило, самостоятельно. Программный материал усваивают сознательно. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

П группа. Это ученики, также успешно обучающиеся в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал, но затрудняются сделать элементарные выводы и обобщения. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ.

III группа. Это ученики, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в помощи учителя. Для учащихся характерно недостаточное понимание вновь изучаемого материала. Они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко второй группе. Значительно снижены у школьников данной группы способности к обобщению.

IV группа. Это ученики, которые овладевают программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем остальные школьники.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематическое планирование составлено с учётом возможностей обучающихся по уровням педагогической дифференциации.

1 уровень (для обучающихся 1-2 группы) - это базовый, предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала.

2 уровень (для обучающихся 3-4 группы) - скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного материала.


© 2010-2022