Урок по мировой художественной культуре на тему И. Шишкин. Зимний пейзаж (5 класс)

Конспект урока МХК по теме "И.Шишкин. Русский пейзаж". В ходе занятия учащиеся знакомятся с творчеством русского художника И.Шишкина, анализируют его "зимние" работы. Учитель знакомит учащихся с другими произведениями, близкими по тематике (из литературы, музыки). Школьники пробую постигнуть суть творчества художника-пейзажиста, понять его жизненную философию
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок мировой художественной культуры, 5 класс

Тема урока: «И. Шишкин. Русская зима на полотнах художника»

Цели и задачи:

  1. знакомство с выдающимися произведениями искусства, творчеством выдающихся деятелей искусства;

  2. развитие познавательного интереса, творческих способностей, формирование у учащихся основ целостного анализа произведений искусства, развитие навыков устной речи;

  3. приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям, памятникам культуры, шедеврам классического искусства.

Оборудование: Карточки с стихотворением и планом анализа, презентация, музыкальный фрагмент Чайковский «Времена года (ноябрь) либо видеофрагмент «Зима по полотнах художника»».

Учитель: Человек всегда выражает восторженное отношение к миру окружающей природы, несмотря на смены погоды, сезонов. Он чувствует себя частью природы, и он живет вместе с ней. Древние греки и римляне почитали природу как божество, населяя леса, воды, горы и недра различными мифологическими существами - наядами, дриадами, панами, нимфами и гениями. «Все полно богов», - писал древнегреческий мыслитель Фалес Милетский. А сколько прекрасных строк было сложено и сколько полотен написано под вдохновением, навеянным природой... Еще древнегреческий философ Платон говорил, что высшим идеалом искусства является «мимесис» - подражание природе. Древнегреческий поэт Авсоний так писал о изменениях в природе:

Кто угадает: Аврора румянец ли роз похищает

Или дает, и заря алостью красит цветы?

Та же роса, тот же цвет и утро то ж у обеих,

У звезды и цветов; мать их, Венера, одна!

Может быть, сходен и их аромат? но в далях воздушных

Свой развевает заря, ближний нам легче вдыхать.

Общая им - цветам и звездам - богиня Киприда

Повелела иметь тот же пурпуровый плащ! («Рождение роз»)

Скажите имена каких богинь вы здесь услышали? Чьими были покровительницами? (Аврора - богиня утренней зари, Венера(Киприда) - богиня любви и красоты) Как вы думаете почему именно имена этих богинь использует автор в своем стихотворении, описывая природу? (Природа красива как богини, природа равна богиням, природа прекрасна и др.)

Обращали на природу внимание не только древние греки, взгляните, пожалуйста, за окно, что вы там видите? (ответы детей: зима, снег, голые деревья, здания и др). вы видите, окружающую вас природу. И дома, и дороги - это тоже природа, но созданная руками человека. Скажите, а вы любите гулять по улице, на природе зимой? Вспомните свою ощущения, когда вы сегодня шли до школы или в выходные, когда вы прогуливались по городу, какие чувства, эмоции вы испытывали, глядя на то, что вас окружает? (радость, веселье, восторг, холодно и др. ), а вы гуляли когда-нибудь по зимнему лесу или парку? Отличается ли он от весеннего или летнего леса? Чем? (Зимой в лесу тихо, нет птиц, холодно, пустой, заснеженный и т.д. в отличии от шумного, яркого, наполненного птицами и животными летнего леса). Но как вы думаете, если зимой лес тихий, спящий, не наполнен песнями птиц, значит ли это, что лес не живой??? (нет) О таком зимнем лесе в предновогоднюю ночь русский поэт Федор Иванович Тютчев написал следующие строки . давайте прочтем вместе (дети читают по строфе):

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

31 декабря 1852 (Федор Иванович Тютчев)

Каким увидел лес Ф. Тютчев, совпадает его представления о лесе с нашими? Какой представляется поэту зима? (зима- чародейка, лес спит, лес очарован, погружен в сон). А скажите, пожалуйста, везде ли зима выглядит одинаково - со снегом, с голыми деревьями, со спящей природой (нет. Есть места без снега, где тепло зимой и др.) Верно, именно многообразие природы подвигло талантливых художников переносить красоты природы на свои полотна. Темой нашего урока станет - «Русская зима на полотнах художника»(жирным шрифтом выделено то, что дети должны в обязательном порядке занести в тетради). Знаете как называется жанр живописи, где предметом изображения становится природа? (пейзаж). Пейзаж - (от франц. «местность», «природа») - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

Пейзаж - сравнительно молодой жанр живописи. Веками образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, портретов.

Только к 16-17 веку природа стала полноценным предметом изображения, а не только фоном.

показать работы (презентация) - Моление Прокопия и ИоаннаУстюжских иконе Благовещения и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи .

Учитель: скажите, к чему или кому обращено пристальное внимание творцов в первую очередь? Какая роль у изображаемой природы? (главная роль отдана именно людям, они на первом плане, природа только фон. Она ничего конкретно не указывает, создает декоративную фунцию или символическую). Действительно, на этих работах видно, что природа несет в себе скорее функцию фона у Джоконды, например, а в иконе, как сакральном предмете, природа несет в себе еще и символы, здесь, например, изображенные горы - символ трудной дороги по достижению цели, тяжесть сохранения веры и трудность спасения души и др.

В Россию пейзаж как жанр пришел в 18 веке, от европейских мастеров, и особо ярко был выражен в 19 веке. Сегодня мы поговорим об одном из талантливых пейзажистов России 19 века. А узнать его имя нам поможет кроссворд(рисуется на доске).

Кроссворд:

1 гуашь

2 палитра

3 карандаш

4 краски

5 картина

6 художник

Вопросы:

  1. Мы рисуем, красим тоже,

Каждый делает, что может.

Начнет рисунок карандаш,

А завершит его... (гуашь)

  1. Краски я на ней мешаю,

Получаю новый цвет.

Не всегда она большая,

Но удобна, спору нет.

С красками она дружна.

Ну, скажите, кто она? (Палитра)

  1. Острый нос чертеж выводит

Аккуратно, не спеша.

Ровно линии проводит

Тонкий нос... (карандаша)

4 . Руки красные и рот,

Разноцветный я, как в сказке.

Не лентяй, не обормот, -

Просто постарались... (краски)

5. В картинной галерее

Их очень-очень много.

На этой море видим,

А вон на той - дорогу.

Маслом, акварелью

Художников творенья. (Картины)

6. У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще - мольберт-треножник,

Потому что я …(Художник)

Какое же главное слово в нашем кроссворде? (Шишкин) Знакомы ли с творчеством этого художника? Если нет, то сегодня на уроке мы познакомимся с его «зимними»работами. Одним из самых важных художников пейзажистов по праву считается И.И. Шишкин. Знакомы ли вы с какими - нибудь его работами? Наверняка вам приходилось видеть репродукции его картины «Утро в сосновом бору». Это считается одной из самых известных картин художника. Ивана Ивановича Шишкина(1832 - 1898) по праву называют певцом русского леса. Во всей мировой живописи вряд ли найдется другой художник, который бы так ясно и величаво, спокойно и строго показал в своих картинах сокровенную красоту необъятных лесных просторов. До Шишкина в живописи никогда так ярко не звучал мотив богатырской силы русского леса, его качеств, созвучных характеру русского человека.

Главная и любимая тема творчества Шишкина - поэтическое изображение леса, деревьев группами или поодиночке, в разные времена года.

Войдем вместе с художником в царство сказочного русского леса, прислушаемся к его таинственной тишине, вдохнем аромат хвои и попробуем вглядеться в жизнь зимнего леса.

Показ на презентации зимних картин Шишкина под музыку «Времена года» (ноябрь) Чайковского.

После показа, последней в видео фрагменте предстает картина, которую дети и будут анализировать. ,

учитель:

- Саврасов, современник Шишкина и тоже талантливый пейзажист говорил, -"Пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку ". Согласны ли вы с его словами? Аргументируйте (небольшие размышления детей)

Учитель: Давайте остановимся на этой картине художника. И попробуем немного поговорить о ней.

Как бы вы ее назвали? (зима, зимний лес, лес зимой и тд). Эту картину художник называет «Зима» 1890 г.,(размеры - 125х204) как вы думаете, почему он не конкретизирует свое название? (хочет показать какой может быть русская зима, изображение на картине - это обобщенный образ страны зимой и др.) Скажите, что изображено на картине?(лес, деревья, небо) Какие цвета выбрал художник? Почему? (светлые, холодные оттенки, показывает, что холодно, зима). Изображение создает видимость движения? (нет, все словно замерло, погрузилось в сон, снег на ветках не сыплется, птица не шевелится, деревья статичны). Но несмотря на холод, картина очень светлая, верно? Откуда идет свет, если солнце не изображается? (свет идет от снега, он серебрится) Разве мы видим мертвый лес? (нет, он погружен в сон). Какое ощущение у вас возникают, когда вы рассматривайте эту картину? (благоговение, спокойствие, умиротворение, слышно тишину и др. ) Скажите, вы смогли почувствовать душу русского леса? Какая она? (великая, могучая, сейчас спит, впечатляет). Картина по размерам практически соотнесена с человеческим ростом, как вы думаете, зачем Шишкин выбрал такие размеры? (хотел пригласить зрителя в лес, чтобы зритель мог почувствовать мощь русского леса). Захотелось ли вам войти в этот спящий лес Шишкина?(положительные ответы детей).

Давайте запишем в тетради, чтобы запомнить слова Алексея Кондратьевича Саврасова: Пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нём должна быть история души.

Учитель: Давайте обобщим впечатления, полученные на уроке, и вспомним, с чем мы сегодня познакомились на уроке? Что делали? (дети кратко резюмируют ход урока).

Учитель: Сегодня мы смогли увидеть образ зимы, который создали в своих художественных произведениях поэт Тютчев, художник Шишкин и композитор Чайковский , жившие в XIX век. Мы убедились в том, что природа является неисчерпаемым источником вдохновения для творческих личностей.

В суматохе современного мира, мы часто не успеваем оглянуться вокруг, и не замечаем красоты природы, которая нас окружает. А Завершить урок хотелось бы словами великого немецкого писателя Гёте.

"Природа - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания"

Д.з. Внимательно рассмотрите картину И.И. Шишкина «на севере диком…(Сосна)» и письменно ответьте на вопросы:

1. Почему картина так называется?

2. Что изображено на картине?

3. Какие цвета использует художник? Почему?

4. Прочитайте стихотворение М.Ю, Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…» и ответьте на вопрос, какие чувства хотел показать Шишкин в картине, удалось ли ему передать настроение поэта?

5. Опишите ваше впечатление от картины.

Спасибо за урок!





Приложение 1

Федор Иванович Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

31 декабря 1852

(по одному экземпляру на парту)



Приложение 2

Карточка с домашним заданием (раздается каждому ученику):

Д.з. Внимательно рассмотрите картину И.И. Шишкина «на севере диком…(Сосна)» и письменно ответьте на вопросы:

1. Почему картина так называется?

2. Что изображено на картине?

3. Какие цвета использует художник? Почему?

4. Прочитайте стихотворение М.Ю, Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…» и ответьте на вопрос, какие чувства хотел показать Шишкин в картине, удалось ли ему передать настроение поэта?

5. Опишите ваше впечатление от картины.



© 2010-2022