Конспект урока изо 6 класс Натюрморт

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Кировская средняя общеобразовательная школа»



Конспект урока изобразительного искусства

Изображение предметного мира - натюрморт.

6 класс.



Разработала учитель

изобразительного искусства

Бухтоярова И.А.





2015год.

Тема урока: Изображение предметного мира - натюрморт. (6 класс)

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ;

Цели урока:

  • обучающая - познакомить обучающихся с понятием «натюрморт», научить различать стили художественного произведения;

  • развивающая - развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом;

  • воспитательная - воспитание культуры рисования, самостоятельности в работе.

Задачи урока:

  • дать учащимся знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства;

  • учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;

  • узнать о понятии «колорит», «ньюанс».

  • развивать творческую и познавательную активность.

Оборудование: Изобразительный ряд: репродукции картин натюрмортов (презентация), образец педагогического рисунка ,рисунки детей ,видеоролик натюрмортов Сергея Андрияки, видеоролик последовательности рисования натюрморта. Проектор для показа слайдов (ИКТ)

Для учащихся: альбом, графитный карандаш, ластик.

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, творческий, дифференцированный подход.

Основные понятия:

  • Натюрморт

  • Колорит

  • Ньюанс

Учащиеся должны:

  1. Знать понятия «Натюрморт», «Колорит», «Ньюанс». «Контраст».

  2. Уметь анализировать художественное произведение и определять его стиль;

  3. Уметь творчески изобразить в соответствии с идейным замыслом.

Реализация основной дидактической цели урока:

  • проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении самостоятельной работы - у каждого ученика;

  • дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе самостоятельной работы.

План урока.

  1. Организационный момент - 1 мин.

  2. Объяснение нового материала - 15 мин.

  • Сообщение темы урока.

  • Беседа.

  1. Практическая работа - 20 мин.

  • Постановка художественной задачи.

  • Самостоятельная работа учащихся.

  1. Подведение итогов - 4 мин.

  • Экспресс - выставка.

  • Анализ работ.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Приветствие класса.

2. Проверка готовности к уроку.

II. Беседа о жанре натюрморта с использованием мультимедийной презентации.

Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш урок. Вы наверно уже обратили внимание на оформление доски .Мы видим здесь работы наших учеников ,очень сильно различающиеся по технике работы ,стилю, Но что объединяет эти работы? Что в них общего?

Ученик. Это натюрморты.

Слайд №1.

Слайд№2.Давайте познакомимся с целями и задачами нашего урока.(зачитать)

Слайд №3. Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить, мы называем их - предметами быта, т .к. они необходимы для нашего удобства и комфорта. Многие художники в своих произведениях стараются передать красоту различных предметов. Эти картины называются натюрмортами.

Учитель. Что такое натюрморт? Что означает слово и как оно переводится?

Ученик. Слово «натюрморт» означает «мертвая натура» , «неживая природа».Оно пришло из французского языка.

Слайды №4,5

Учитель. Верно .А вот в переводе с голландского ,немецкого и английского название этого жанра означает «тихая жизнь» , «неподвижная жизнь».Звучит очень поэтично .Как же возник и развивался этот жанр? Давайте посмотрим.

Слайд№6

Учитель. Еще художники античности проявляли интерес к предметному миру.Одни из самых древних натюрмортов найдены на фресках из Помпей.НО долгое время изображение предметов играет второстепенную вспомогательную роль.

Слайд №7

Учитель. Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии. Художников, работавших в этом жанре называли «малыми голландцами».Их исключительная особенность- удивительная материальность предметов в натюрмортах ,тщательность передачи деталей. Посмотрим ,как развивался ,как менялся натюрморт.

Слайд№8,9

Учитель. Особенно яркие и заметные изменения начинают проявляться в конце XIX в. Давайте рассмотрим эти произведения .Перед вами работы знаменитых художников Ван Гога и П .Гогена .

В чем же выразились изменения? Передана ли столь же тщательно материальность предметов, их фактура?

Ученик. Нет. Художник изображает предметы ,передает впечатление, свое восприятие красоты.

Слайд№10,11.

Учитель .А что вы можете сказать о характере этого натюрморта? Что он напоминает?

Ученик. Словно его рисовал ребенок.

Учитель .Ставил ли себе ,художник цель передать сходство с натурой ,точно изобразить предметы?

Ученик. Нет. Художник передал свое впечатление.

Слайд№12.

Учитель. А теперь перед вами натюрморты, созданные в XX веке. Здесь мы видим еще больший уход от материальности ,естественности. Перед нами не сами предметы ,а восприятие их художником. Натюрморт стал более декоративным.

Мы увидели как менялось отношение художника к изображаемому ,как развивался жанр натюрморта. А теперь давайте попробуем выразить ,о чем же рассказывает натюрморт? Рассмотрим работы.

Слайд№13.

Учитель. Перед вами картины Р. Дюфи «Натюрморт со скрипкой» ,и Ж.-Б. Шардена «Натюрморт с атрибутами искусства».Какие вещи мы здесь видим? Кому они принадлежат?

Ученик. Скрипка и ноты на одном из натюрмортов принадлежат музыканту. Палитра , кисти бумага и другие вещи принадлежат художнику.

Учитель. Так о чем же рассказывает натюрморт?

Ученик. О человеке .

Учитель. Что могут вещи рассказать о человеке?

Ученик. Вещи могут рассказать о профессии человека, его интересах.

Учитель. К тому же предметы в натюрморте могут иметь символическое значение .Так было еще в XVII веке , в работах «малых голландцев».

Слайд № 14. Например ,наполовину пустой кубок символизирует хрупкость человеческой жизни ,ее скоротечность. А еще какие из предметов имеют сходное значение ,так же говорят о скоротечности жизни?

Ученик. Череп ,огарок свечи.

Учитель. Разное значение придавали цветам в натюрморте .Например ,гвоздика символизировала доблесть и отвагу ,белая лилия -чистоту. А как вы думаете, что могло означать изображение подсолнуха? С чем мы связываем этот цветок?

Ученик. С солнцем.

Учитель. Верно. Подсолнух символизировал верность ,так как все время поворачивается к солнцу.

А теперь давайте вместе сформулируем ,что же помогает художнику сделать натюрморт выразительным?

Ответы учащихся.

Учитель. А сейчас я предлагаю вам просмотреть небольшой фильм о натюрмортах Сергея Андрияки.

Андрияка Сергей Николаевич, Народный художник Российской Федерации, действительный член Российской Академии художеств, ректор Академии акварели и изящных искусств, основатель и художественный руководитель Школы акварели...

Просмотр видеоролика с натюрмортами из цикла «Краски и звуки».

Учитель. С чего начинается работы над натюрмортом ? Например ,мы решили создать натюрморт под названием «Музыка» .

Ученик. Надо выбрать предметы в соответствии с замыслом.

Учитель. А что мы делаем дальше?

Ученик. Размещаем предметы на листе.

Учитель. Как мы выделим главное в натюрморте ,его композиционный центр?

Ученик. Размером, положением на листе.

Учитель. А что помогает передать настроение в натюрморте?

Ученик. Цвет.

Учитель. Верно. Художники используют понятие «колорит», что означает соотношение

цветов ,цветовой строй. Колорит может быть теплым и холодным. Приведите пример «теплых» цветов, «холодных».(дети приводят примеры).Цвета могут резко различаться и тогда мы называем их контрастными, противоположными. Приведите примеры контрастных цветов. Так же цвета могут быть сближенными, и тогда мы используем понятие «ньюанс».Приведите примеры «ньюанса».Рассмотрим такую ситуацию. Мы хотим передать состояние бурного восторга. Какие цвета будут преобладать : теплые или холодные? Построим ли мы работу на цветовом контрасте или на ньюансе цветов?

Ученик .Будут преобладать теплые, яркие цвета ,контрастное сочетание.

Учитель. А если мы хотим передать сдержанную грусть?

Ученик. Мы выберем холодное сочетание, ньюансное сочетание цветов.

Учитель. Передать ощущение энергии или ,наоборот спокойствия мы можем не только с помощью цвета ,но и располагая предметы на листе . Мы можем создать ощущение движения -такая композиция будет динамичной (понятие «динамика» как раз образовано от слова «движение».)А можем создать ощущение устойчивости ,спокойствия- такая композиция называется статичной.(от понятия «статика»).

Итак, в работе над натюрмортом мы используем следующие средства выразительности :отбор элементов изображения ,композиционное решение (определение композиционного центра ,динамичная или статичная композиция ), колорит (теплый или холодный, построенный на контрасте или ньюансе).

III. Практическая работа.

Учитель. А теперь -задание: сегодня мы создадим натюрморт из разнородных предметов и выполним первые два этапа работы -это набросок и детальная прорисовка .С чего начинаем работу? Правильно ,с отбора элементов изображения. Начинаем .

Учащимся предлагается для составления натюрморта: драпировка, различные по цвету, размеру, форме фрукты ,геометрические тела(призма, куб, цилиндр).Дети сами составляют композицию ,высказывая свое мнение о целесообразности и месте того или иного предмета.(необязательно использовать все предметы ,должен быть выбор ).

Учитель. Ребята, вам нравится созданная вами композиция? Прежде чем приступить к наброску я предлагаю вам проследить последовательность работы.

Просмотр ролика «Последовательность рисования натюрморта».(комментарии учителя об этапах работы)

Учитель. Ребята, как будем располагать лист, горизонтально или вертикально? Давайте разберем пропорции предметов (дети сравнивают и отвечают). Не забывайте о том что вы видите по- разному композицию ,находясь на различном от нее расстоянии и месте. Как можно чаще сравнивайте свой рисунок с натурной установкой . Вспомним памятку работы карандашом.



ПАМЯТКА 1

- Сиди за столом правильно, спину держи ровно.

- Не сжимай сильно карандаш, не держи у самого кончика.

- Не дави сильно на карандаш, чтобы легко можно было исправить ошибки.

- Перед тем, как раскрашивать рисунок, сотри все лишние линии.

Самостоятельная работа учащихся.

Итог урока. Обобщение материала

- Над каким изображением на картинах вы сегодня работали? (Над натюрмортом)

- Что представляет собой натюрморт? (Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари, фруктов, овощей, то есть предметов неживой природы)

б) заключительное слово.

Учитель. Покажите свои наброски, проанализируйте изображённое на них, полагаясь на правила выполнения натюрморта.

Экспресс -выствка. Анализ работ. Оцениваются работы учащимися ,отмечаются удачные, а так же ошибки.

Учитель. Спасибо. Урок окончен.





© 2010-2022