• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Социально - педагогические эффекты реализации инновационных образовательных моделей эстетического воспитания

Социально - педагогические эффекты реализации инновационных образовательных моделей эстетического воспитания

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ БСОШ №1



Доклад

Социально - педагогические эффекты

реализации инновационных образовательных моделей эстетического

воспитания



Выполнила Шилина Л.Р.


2015

«Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым

сделать что-то новое»

Питер Друкер

Согласно данным последних социологических исследований,«современные дети и подростки практически постоянно находятся в информационной среде со значительным эстетическим наполнением. Эстетический уровень содержания этих сред («контент»), к сожалению, чаще всего невысок, ценность традиционной культуры, в том числе художественно-эстетической педагогики, мало представлены в этих новых информационных мирах».

Поэтому, «нужны модели и сценарии эстетически мотивированного информационного взаимодействия в новых средах между учителями и учениками и между самими детьми, необходимо найти новые способы вовлечения их в общение с искусством «на их собственной территории». Чтобы уже на этой основе применить наработанный десятилетиями богатый дидактический арсенал средств художественно-эстетической педагогики к новому информационному быту».

Возникает необходимость использования новых информационных сред для художественного образования и эстетического воспитания. Среди них отдельно можно выделить - новую инновационную технологию в образовании «мобильное обучение»

Мобильное обучение - новая для многих тема. Пока на российском образовательном поле она практически не представлена

Что такое мобильное обучение (m-learning)?

В нем есть 2 аспекта, связанных с его названием:

Во-первых, мобильное обучение - это обучение с помощью мобильных устройств (планшетов, смартфонов). То есть используются уже весьма всеми любимые и безусловно удобные устройства.

Во-вторых, мобильное обучение - это обучение, которое можно взять с собой, изучать и использовать там, где возникла в этом потребность или например, выдалось свободное время. Таким образом, учащиеся не привязаны к стационарному компьютеру для прохождения обучения и при помощи собственного мобильного устройства они могут выйти в Интернет, скачать учебные материалы, ответить на вопросы по изучаемой теме на форуме или в комментариях к уроку (в системе Ucoz) или пройти тест.

Цель мобильного обучения - сделать процесс обучения гибким, доступным и индивидуальным.

В настоящий момент насчитывается около 4,5 миллиардов мобильных телефонов во всем мире, это в три раза больше чем ПК. По мере технического прогресса, мобильные устройства получают новые технические возможности, растет скорость и надежность при передаче данных в каналах беспроводной связи. Мобильные телефоны становятся основной частью цифровой жизни человека.

Наиболее эффективной формой подачи теоретического материала по предметам художественная культура и музыкальное искусство станет комплекс уроков, размещенных на платформе персонального сайта педагога vospitatel.ucoz.ua/ , который в 2011 году стал победителем Всеукраинского конкурса сайтов образовательной тематики по версии издательства «Школьный мир» (г.Киев). В процессе реализации проекта пришлось категорически отказаться от формата традиционно лекционной формы обучения, так как это вызывает отторжение у учеников, снижает (до исчезновения) познавательный интерес и перечеркивает все возможности и преимущества изложения материала при помощи мультимедиа технологий. Поэтому за основу каждого Интернет-урока выбран видеоряд, т.е. чередование видеофрагментов общей продолжительностью от 1 до 13 минут с текстовым материалом, флеш-анимацией, тестированием и выполнения домашнего задания с возможностью обсуждения, комментирования и оценивания как своей работы, так и работы других участников обучения . Таким образом, в рамках мобильного обучения складывается рейтинговая система оценивания и систематического объективного контроля. Уроки предусматривают и здоровьесберегающие технологии. В каждом уроке размещены видеогимнастика для глаз и видеоразминка. Предложенные уроки представляют собой информативно сжатую, структурированную дидактическую единицу, включающую чередование текстового пояснения, иллюстраций, 3D-анимаций, аудио- и видеофайлы. Мультимедиа средства были подобраны таким образом, чтобы повысить познавательную активность учащихся путем разнообразия подачи материала, при этом стояла задача индивидуализировать и интенсифицировать учебный процесс.

Особенности методики преподавания по предметам художественная культура и музыкальное искусство с использованием технологии m-learning состоят в доступности учащихся к учебному материалу в любое свободное время в любом удобном месте, что невозможно было сделать ранее из-за ограниченного времени работы на уроке в школе и зачастую отсутствия учебной литературы в достаточном количестве. Технологияm-learning позволила решить проблему оперативного изменения и дополнения учебного материала, реализации мультимедийных технологий для прогрессивного представления материала (особенно это касается восприятия произведений искусства), доступа к учебному материалу учащихся с ограниченными возможностями, а также появились неограниченные по времени условия хранения и использования информации. Наличие текстовых пояснений и видео- и ауди-файлов с пояснениями учителя по поводу организации процесса обучения одушевляет учебный процесс, что было не возможно при использовании учебников в электронной форме в виде текста с гиперссылками. И еще одна особенность заключается в краткости изложения материала, компактными логическими блоками, которые наиболее удобны при подготовке к итоговым обобщающим урокам и контрольным тестам.

Научные исследования возможностей мобильных технологий в системе образования активно продолжаются, и на сегодняшний день в России начинает развиваться их практическое применение. Так, издательство «Дрофа» занимается разработкой проекта m-learning, в основе которого лежит разработка учебных материалов для изучения различных дисциплин, а также подготовки к ЕГЭ с помощью специальных программ для мобильных телефонов.

M-learning - технология будущего, которая должна и будет развиваться, так как ее простота и доступность использования неоспорима и призвана превращая учебный процесс в увлекательное занятие, насыщать учащихся прочными, качественными знаниями, которые перерастая в компетенции формируют будущего высококомпетентного выпускника, конкурентного на рынке труда.

Таким образом, положительные результаты в области мобильного обучения заключаются в следующих факторах:

- Мобильное обучение помогает улучшить как групповой опыт обучения; обучение основано на сотрудничестве, так как люди учатся друг у друга. В мобильном учебном сообществе, когда учащемуся необходима информация, он может получить ее путем совместной работы с другими учащимися. С этой точки зрения обучение представляет собой не столько получение новой информации, сколько контакты с людьми, которые помогают поместить эту информацию в контекст и предлагают новые пути ее осмысления. Этот социальный аспект является центральным в том, каким образом происходит обучение в мобильном учебном сообществе. Фактически это - центральное свойство образовательной культуры.

- Мобильное обучение индивидуально. Каждый учащийся выбирает род деятельности из персонального меню учебных возможностей, наиболее соответствующих его уровню на данный момент.

- М.о. помогает самому обучаемому определить уроки и темы, в которых ему требуется дополнительное интенсивное обучение;

- Мобильное обучение многогранно. Оно предлагает учебные мероприятия из многих источников, предоставляя учащимся возможность выбрать желаемый формат, или метод обучения, или организатора обучения.

- Мобильное обучение создает учебные сообщества, члены которых настойчиво продвигаются вперед.

- М.о. может служить мостиком между традиционным обучением и обучением с помощью ИКТ;

- М.о. позволяет повысить интерес к обучению у учащихся, активно использующих мобильные устройства коммуникации;

- М.о. позволяет заинтересовать обучаемого на более длительный период. В

рамках игрового обучения сбор QR-кодов с подсказками и линками по текущей теме превращается в игру-квест (своего рода, образовательные «Дозоры») и вносит момент здорового азарта в обучение, возрождая постоянно угасающую мотивацию школьников. Тот, кто соберет все линки с заданиями и образовательными источниками и первым выполнит задание, получает приз. Эта небольшая образовательная инновация получила название Treasure Hunt - «Охота за сокровищами».

- М.о. экономит средства и время на получение знаний по предмету: даже в домашней обстановке и в каникулярное вакационное время ученик может получать доступ к интересующим его учебным материалам.

-М.о. повышает компетентность учащихся, улучшает и поддерживает качество их работы благодаря всплывающим подсказкам, возможности оперативной связи с учителем.

-Учащиеся могут взаимодействовать друг с другом и с преподавателем, а не прятаться за большими мониторам

- Гораздо проще разместить в классе несколько мобильных устройств, чем несколько настольных компьютеров.

-Карманные или планшетные ПК (КПК) и электронные книги легче и занимают меньше места, чем файлы, бумаги и учебники, и даже ноутбуки.

- Существует возможность обмена заданиями и совместной работы; учащиеся и преподаватели могут посылать текст по электронной почте, вырезать, копировать и вставлять, передавать устройства внутри группы, работать друг с другом, используя инфракрасные функции КПК или беспроводной сети, например, Bluetooth.

- Мобильные устройства могут быть использованы в любом месте, в любое время

Например, Вы идете по лесу, встречаете растение и тут же получаете о нем дополнительные сведения.

Или Вы идете по городу, встречаете интересное здание и хотите получить об этом здании дополнительную информацию.

Третий случай - Вы попадаете в незнакомый город и хотите за ограниченное время узнать о нем самое интересное. Теперь достаточно сообщить электронным советникам свое местоположение и время и они в свою очередь предложат Вам варианты расписания.

Сильной стороной мобильного обучения является его способность немедленно придать мысли форму. Можно получать идеи от других людей и в считанные секунды делиться ими со всем миром; получать ответную реакцию, уточнения, материалы и так далее. Также между мобильными учащимися без труда устанавливаются соединения и кросс-линки, образуя учебные сообщества. Преподаватели-новаторы поощряют учащихся создавать классные и персональные мобильные веб-сайты. Энтузиазм возрастает, когда учащиеся сами распоряжаются информационными материалами, которые они пишут, редактируют, рецензируют и публикуют. В будущем обучение сможет осуществляться путем формирования персональных цифровых наборов проектов.

Любое обучение - процесс социальный. В прошлом люди узнавали, каким образом можно добиться желаемого эффекта, посредством бесед друг с другом в повседневной жизни. Мобильное обучение предоставляет учащимся свободу, нерегламентированное время и таким образом стимул учиться. Предоставляются способы познания и множественный интеллект. Мобильное обучение не определяет единственно правильного метода преподавания данного конкретного урока данному человеку. Однако оно увеличивает шансы на успех, предоставляя несколько возможных путей для обучения. Его кредо - сосредоточенность на учащемся, ориентированность на учащегося и одержимость учащимся.

Управление знаниями включает в себя способность собирать, архивировать, организовывать, оценивать и распространять информацию по всему учебному сообществу. При этом задействуется техническое оборудование, но успех зависит в основном от взаимодействия с человеком. При поиске учащимся какой-либо информации или суммы знаний центральным является человеческий компонент, то есть потребность в получении каких-либо знаний.

Учащиеся в учебном сообществе имеют прагматический подход и хотят изучать то, что им нужно для выполнения определенных заданий. У каждого ученика имеется свой персональный стиль или система предпочтений, каждый учится в своем собственном темпе. Не все учатся одинаково. Интерес к познанию нового может сильно различаться. Учащиеся предпочитают сами руководить своим обучением, а не подчиняться в этом вопросе преподавателю. Передача знаний в учебном сообществе в значительной степени является функцией качества и прочности личных отношений.

Сложности и проблемы:

- Высокая стоимость оборудования и низкая покупательная способность родителей учащихся, обусловленная постоянным экономическим кризисом в стране.

- Малый размер экрана и ограниченность клавиатуры

- Батареи должны работать регулярно, и данные могут быть потеряны, если это не будет сделано правильно.

Все нововведения, включая использование средств ИКТ, должны только дополнять традиционные и новые практики художественного образования, оптимизируя обработку информации (делая ее более доступной, полной, своевременной и т.д.) и способствовать облегчению коммуникациям всех субъектов процесса». Необходимо использовать ИКТ по их прямому назначению, зафиксированному в самом понятии: только как средство обработки и передачи информации, но не в качестве универсального инструмента создания «новой педагогики» или «нового искусства».


«Разница между культурным и некультурным человеком может определяться несколькими способами.

Но есть один практический критерий - человек сталкивается с непонятным; он может заинтересоваться или же обозлиться. Культурный человек заинтересуется, некультурный раздражится… Невежды пугливы, подозрительны, им кажется, что весь мир в заговоре против них. И особенно они боятся людей, которых не понимают, которые чем-то не похожи на них, которые почему-то что-то там на скрипке играют… А чёрт его знает, чего он там на скрипке играет?» (Ю.М. Лотман, с.284).

ПРИТЧА

«Есть люди, которые не понимают. И не знают, что они не понимают. Это глупцы. Обойди их.
Есть люди, которые не понимают. И знают, что они не понимают. Это простодушные. Вразуми их.
Есть люди, которые понимают. И не знают, что они понимают. Это спящие. Разбуди их.
Есть люди, которые понимают. И знают, что они понимают. Это мудрецы. Иди за ними».

Литература


  1. muz-urok.ru/uroki_lit.htm

  2. youtube.com/watch?v=VYV4sFpT_yA

3. excellencegateway.org.uk/page.aspx?o=135556 (дата обращения 17.01.2011)

4. Kumari Madhuri, Vikram Singh, Mobile Learning: An Emerging Learning Trend - HiTech Whitepaper ,11,2009.

5. Traxler John. Current State of Mobile Learning. International Review on Research in Open and Distance Learning (IRRODL) 8,no. 2007. irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/ 346/875 (дата обращения 17.01.2011).

© 2010-2022