• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Урок по изобразительному искусству на тему Народные промыслы «Сказочная Гжель», 5 класс

Урок по изобразительному искусству на тему Народные промыслы «Сказочная Гжель», 5 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Скоробогатова Г.П. МБОУ Игримская СОШ№1


Урок по изобразительному искусству , 5 класс

Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

Тема: «Сказочная Гжель».

Цель: Познакомить учащихся с народным промыслом России - Гжель, сформировать навыки составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка соблюдая цветовую гамму.

Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием её посудных форм, особенностью росписи. 2. Воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре. 3. Развивать творческую активность, навыки работы с художественным материалом.

Методы: Демонстрация презентации, наглядных учебных пособий. Практическая работа.

Оборудование: Альбом, акварельные краски, кисточки, непроливашка с водой.

План урока: 1. Организационная часть.

2. Вступление

3. Объяснение последовательности выполнения задания с помощью презентации.

4. Самостоятельная работа учащихся «Сказочная птица»

5. Подведение итогов работы.

6. Домашнее задание

Ход урока:

Урок начинаю с проверки готовности класса к работе.

Давайте мысленно перенесёмся в прошлое и поразмышляем, почему появились промыслы, зачем люди им предавали большое значение в своей жизни? Оказывается промысел, обретал своё направление от природного материала данной местности. Например, недалеко от Москвы в деревне Гжель были большие залежи глины, поэтому здесь славилось гончарное дело. Гончарное дело было прибыльное и приносило хороший доход. Но просто глиняная посуда ничем не превлекательна, а на праздник хотелось нарядной и красивой посуды для застолья. По сказаниям в один прекрасный зимний день на белом фоне появились цветы да птицы красоты неописуемой цвета синего как небо в разные времена года синего-синего. Назвали такую диковинную роспись по названию села - гжель. И с тех пор чтят и помнят роспись и передают из поколения поколению. Изделия Гжельских мастеров полюбились людям так, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только по нашей стране, но далеко за её пределами.

Расписывалась посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становиться пронзительно синим или голубым. Давайте посмотрим на посуду, расписанную мастерами Гжели < Слайд 1,2,3,4,5>. Вы видите, что посуда разнообразна по форме и назначению: чашки, чайники, декоративные доски, декоративные скульптурки людей, квасники, кумган, маслёнки, кувшины, блюда, тарелки.

Декоративно оформляются все части предмета, каждый элемент росписи имеет своё название: гжельская роза, бордюр, капелька, мазок с тенью, точка и прямые линии и т.д. замкнутым орнаментом расписывают основание и горлышко. Ручку и носик украшают узором точка и прямые линии, или закрашивают голубым цветом. Мастера часто используют широкий мазок, он называется «мазок на одну сторону» или «мазок с тенью», наносится мазок круговым движением. В нем виден переход от светлого синего к тёмно синему цвету.

Настало время и нам познакомимся с техникой росписи Гжель. У каждого из вас на парте лежит конверт, в нём находятся три каточки для работы. Достаньте карточку №1 и положите перед собой. Посмотрите на экран <Слайд 6> давайте, и мы выполним несколько наклонных линий в секторе блюда сначала в одну сторону затем в противоположную сторону. В заключении мы соединим линии там, где они пересекаются точками либо снежинками кому как больше нравиться. Элемент росписи, который мы с вами выполнили, называется «точка и прямая линия»

Следующим нашим шагом в постижении росписи будет карточка №2 , внимание на экран < Слайд 7> перед вами элемент росписи «бордюр» их существует более двенадцати видов. Выберите любой из предложенных, и укрась фрагмент блюдца бордюром.

Задача усложняется < Слайд 8 > нам необходимо в центре блюдца изобразить цветок, но не простой, а необыкновенный который состоит из элемента росписи «капелька». С помощью примакания можно составить множество вариантов цветов несколько из них вы видите. Попробуйте придумать свой цветок, а завершите композицию листочком техникой «капелька». И с этим заданием вы справились, молодцы!

Мы с вами познакомились с техникой росписи: бордюр, капелька, точка с прямой, а сейчас настало время увидеть «мазок с тенью» < Слайд 9>. С помощью незамысловатых линий можно получить замечательный пейзаж «Терем» но написание этой техникой представляет особую трудность. Мазок с тенями - это особый тональный мазок, в котором отчётливо виден переход от светлого к тёмному. Для получения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти - к краю её должно быть больше, а к середине меньше

Мазковая роспись «гжельская роза» < Слайд 10> один из главных мотивов гжельской керамики. Рассмотрите внимательно репродукцию основой изображения служит, как правило, мазок с тенью или тонированный мазок, ещё этот элемент называют «агашка». Мазок сначала наносят в одну сторону, потом в другую широкой кистью. Роспись цветка начинается с середины, затем наносят два мазка сверху вниз справа и слева заканчивают маленькими лепестками (мазками) внизу.

Наши пальчики отдохнули пора им снова приняться за работу. Из конверта достанем карточку под цифрой три. Смотрим на экран. < Слайд 11 >. Перед вами последовательность росписи «синяя птица». Птица на Руси один из любимых персонажей в росписи, так как она несла в себе символ счастья. Мастера гжели тоже придумали свою «синюю птицу», которая украсила керамику гжельских мастеров. Давайте и мы попробуем изобразить сказочную птицу счастья. < Слайд 12 >

Подведение итога: У каждого из вас получилась действительно птица счастья, вы замечательно сегодня поработали. Давайте подведем итог нашей изодеятельности на уроке, ответьте пожалуйста на вопросы: 1) С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? Как называется роспись и почему у неё такое название? 2) Из каких элементов состоит данная роспись? 3) Как называются изделия?

Домашнее задание < Слайд 13> выполнить роспись маслёнки росписью гжель, используя карточки - подсказки выполненные вами на уроке изобразительного искусства. Раздаточный материал для домашнего задания раздадут дежурные по классу. Урок закончен, до свидания.

Литература, используемая для разработки урока

Учебно - наглядное пособие для детей «Детям о народном искусстве», Грибовская А.А., Москва «Просвещение», 2002 год

Учебник изобразительное искусство «Декоративно прикладное искусство в жизни человека 5 класс», Горяева Н.А., Островская О.В., под редакцией Неменского Б.М., Москва «Просвещение», 2008 год

Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Сказочная Гжель», Межуева Ю.А., Москва-Синтез, 2007 год



Карточка №1

Урок по изобразительному искусству на тему Народные промыслы «Сказочная Гжель» , 5 класс






Карточка №2 Карточка№3

Урок по изобразительному искусству на тему Народные промыслы «Сказочная Гжель» , 5 классУрок по изобразительному искусству на тему Народные промыслы «Сказочная Гжель» , 5 класс

© 2010-2022