• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Связь времен в народном искусстве»

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Связь времен в народном искусстве»

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Связь времен в народном искусстве» составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Включает в себя не только цели, задачи, но и предполагаемые предметные и метапредметные результаты, формируемые универсальные учебные действия. Каждому этапу урока (мотивации, целеполаганию, актуализации знаний, формированию умений, рефлексии) определены соответствующие действия учителя, учащегося и формируемые УУД. В конспекте предст...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


СХЕМА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 5 КЛАССА

Фамилия, имя. отчество педагога

Андреева Ирина Анатольевна

Учебное заведение

МБОУО лицей №22 г. Иваново

Тема урока

«Северная птица счастья»

Тип урока

Актуализация знаний и умений

Методы обучения

Обучение основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения, личностно - ориентированный подход

Цель урока:

Образовательные.

Воспитательные.

Формировать УУД.

-Расширить представления учащихся о многообразии видов народного творчества.

-Закрепить знания о специфике русского народного ДПИ.

-Научиться выполнять птицу в технике бумажной пластики.

-Способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народной художественной культуры.

-Воспитывать культуру поведения при фронтальной и парной работе

Планируемые результаты

Предметные: базовый уровень

Повышенный уровень

Метапредментые результаты

- ЛичностныеУУД:

- Регулятивные УУД:

- Коммуникативные УУД:

- Познавательные УУД:

-Умение видеть форму, декор щепной птицы и передавать единство этих качеств в объемных работах.

-Умение выполнять вариации прорезных композиций на основе гофрированной бумаги.

-Представление о народном промысле - Архангельская щепная птица.

- Умение моделировать и декорировать формы.

-Анализировать и оценивать роль символов в русском народном искусстве

- Понимать роль искусства в жизни человека.

- Умение эстетически подходить к любому виду деятельности.

-- Умение работать в паре.

- Умение организовать инициативное сотрудничество

- Умение поиска и выбора информации.

-Умение грамотно излагать свои мысли и внимательно слушать других.

-Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность с позиций творческой задачи урока.

Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР)*

Электронные музыкальные носители, компьютер - видеопроектор.

Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)

Учителю: Оригинальный образец щепной птицы, цветные иллюстрации с изображением Архангельских птиц.

Ученику: Текст легенды, опорные таблицы с этапами сборки птиц в технике бумогопластики, бумажные гофрированные полоски и заготовка-квадрат на каждого ребенка, ножницы, клей.

УМК

Мультимедийная презентация

План урока


Этапы и цели урока

Содержание материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Личностные -Л

Коммуникативные - К

Регулятивные -Р

Познавательные -П

1.Самоопределение готовности к деятельности.

( 2 мин)

-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль.

Слайд 1.Музыкальный ряд -звуки пения птиц

Организует ситуацию самооценки учащихся готовности к предстоящей деятельности. контролирует готовность.

Подготовка учащихся к уроку.

Л - самоопределение и нравственно-эстетическое оценивание

Р - концентрация внимания и установка на продуктивную деятельность

2.Актуализация знаний и мотивация

( 2 мин.)

-обобщение изученного в связи с предстоящей темой.

Сказочная птица, горделивый конек, женская фигура, диковинное дерево, лучистые круги, волны и завитки... Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами из геометрических фигур. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному.

Учитель задает вопросы:

В чем особенность народного искусства, его основное назначение?

Кто и когда создавал знаки-символы?

В каких видах народного творчества мы уже встречали символ птицы?

Слайды2-3

Вводное слово.

Подготовка к обобщению и осуществлению связи с предыдущими темами.

Отвечают на вопросы.

Обобщают, концентрируют внимание на материале.

Л: уважительное отношение к истории и культуре нашего народа, самоопределение и самооценка.

Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

К: умение формулировать свои мысли и слушать других,

3. Целеполагание.

( 3 мин.)

-подведение учащихся к формулированию темы урока и постановке учебной задачи.

Птица - один из древнейших образов в народном искусстве - участвовала в сотворении мира и была олицетворением солнца, плодородия и счастья. С глубокой древности человечество связывало изображение птиц с мыслью о небе, птицу считали посредницей между землей и небом. Эти представления дошли до нашего времени в народных песнях, сказках и других видах народного творчества.Дивные изображения птиц встречаются в резном декоре и крестьянских изб и белокаменных соборов Владимира и Суздаля. Изображения украшали предметы крестьянского обихода и костюма В народном календаре, обычаях и обрядах народа образ птицы неотделим от начала весны (печь «жаворон­ки»,выпускали на волю птиц, проживших в доме челове­ка зиму, петь песенки про птиц. с деревянной ласточкой - символом счастья и благополучия - ходили в пору Красной горки). В народе издавна считали, что своим громким щебетом птицы прогоняли с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье.

Через строки стихотворения определить тему урока.

Слайд 4

После стихотворения, ставит вопрос:

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока?

Почему именно птица стала символом счастья?

А какая она - северная птица-счастья?

Учащиеся определяют тему, выдвигают проблему, ставят познавательную цель урока.

П -умение выделять главную мысль, ставить проблему

К - умение строить логику своих рассуждений и понимать речь других

Р - целеполагание, планирование своей деятельности

4. Получение новых знаний

(13 мин.)

- формирование совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

- подведение детей к самостоятельному выводу способа решения учебной проблемы

Исследование проблемной ситуации.

Побуждающий диалог по домашнему опережающему заданию в группах

( историков, филологов, герольдов, краеведов)

Слайды 5-7

Страна наша богата талантами, глубоки её исторические и культурные корни. Во многих её уголках - селениях, деревнях, аулах - продолжают жить интереснейшие ремёсла, уходящие корнями в глубокую древность. В изделиях народных мастеров оживают образы, пришедшие из легенд, народного эпоса. Сохранились легенды, рассказывающие о чудесных птицах.

Смысловое чтение легенды.

Ответы на вопросы:

Где родина щепной птицы?

Из чего делали птицу?

Почему она стала символом семейного счастья?

Знакомство с новым термином и щепным промыслом .

Слайд 8

Создает эмоциональный настрой на восприятие домашнего задания групп и ситуации успешности, ощущение самостоятельного открытия нового знания.

Акцентирует внимание на конечном результате учебной деятельности .

Разбирает новые понятия - дранка, щепа, технология изготовления, символическое значение птицы.

Выбирают роли в группе и докладывают по теме домашнего задания.

Читают легенду и отвечают на вопросы. Участвуют в диалоге

Определяют достаточно ли знаний для решения задачи урока

К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, оценка действий партнера, умение строить логику рассуждений и оформлять свои мысли в устной форме

Р: - умение контролировать и оценивать свои действия определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

П: нахождение связи темы с различными областями искусства и жизни человека.

Л: самоопределение, нравственно-эстетическое оценивание, осознание ответственности за общее задание и роли искусства в жизни человека

5.Использование новых знаний для решения учебной задачи. Практическая работа в группах

( 20 мин.)

- применить новые знания в самостоятельной деятельности

-закрепление умений работы с бумагой

-умение работать в парах

Работа самостоятельно и в парах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.

Щепная птица - резное деревянное изделие. Оперение и хвост этих птиц вырезались из расщепленной сосны - дранки, отчего птицы и назывались "щепными или драночными". Птица традиционно не окрашивается и не покрывается лаком: считается, что живое дерево благотворно действует на человека. У нее есть и другие имена В форме щепной птицы заложено много символики, например, крест и круг, означает вечность, напоминает солнце - символ животворящего начала. Издавна птица считалась связующим звеном между землей и небом, проводник души. По христианской мифологии символ духа - голубь. Не удивительно, что щепная птица приобрела его очертания.

Слайд 9.

У нас тоже красуется щепная птица. Привезла её я из одной поездки. Это ли ни чудо! Сегодня на уроке мы попробуем сделать своё чудо - птицу счастья из доступного нам материала - бумаги . если мы сделаем ее с любовью, с душой, может она принесет нам счастье, радость, обережет нас от неприятностей.

Слайд 10.

Перед вами на столе лежат листы бумаги, и поэтапный чертеж изготовления птицы. Я буду вам показывать, а если кто - то отстанет или не увидит, вы сможете в качестве подсказки пользоваться этой таблицей.

Давайте вспомним правила по технике безопасности при работе с ножницами.

Подумайте, в какой технике мы будем сегодня работать.

Этапы работы.

Музыкальный фрагмент.

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одноклассников. Контролирует выполнение работы.

Составляют план и определяют средства достижения цели.

Выполняют практическую работу в парах.

П: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания.

К: умение согласованно работать в группе, распределять и планировать работу, понимать общую задачу.

Р: контроль и внесение необходимых корректив в способ действия , осознание качества и уровня выполнения работы

Л: личностное и жизненное самоопределение и построение планов во временной перспективе, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в практической деятельности.

6.Рефлексия деятельности.

( 3 мин.)

-осознание обучающимися степени овладения полученными знаниями, фиксация нового знания и постановка дальнейших целей

Определение уровня овладения знанием, способом деятельности, соотнесение результата собственной деятельности с работой партнера, анализ и осмысление своих достижений. Выявление затруднений.

Слайд 11-12.

Какая же она - птица-счастья с Русского Севера? (Знак - символ, оберег в народном искусстве. Символ согласия, любви, мира. Это голубь. Ее родина Архангельская область

Щепная( драночная) .Имен у птицы много)

Мы с вами сделали птицу - символ добра, мира, любви! Возьмите птицу своими руками, чтоб она слышала биение вашего сердца, читала помыслы вашей души. Вдохните в нее жизнь и она принесет вам счастье

Беседа по вопросам:

- Для чего люди украшали своё жилище?

Кто же она - птица счастья?

Оцените результаты своей работы, способы их достижения. Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение

Осуществляют: самооценку; самопроверку; предварительную оценку.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Л: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. Положительная мотивация на дальнейшую деятельность

7.Домащнее задание

( 2 мин.) Исследовательское, поисковое задание (требующее высокой степени самостоятельности учащихся).

Выбор домашнего задания в соответствии целью следующего урока.

Дифференцированный и индивидуальный характер домашнего задания, учёт способностей учащихся и возможностей.

Слайд13.

Дает комментарий к домашнему заданию

Записывают домашнее задание

Л:самоопределение, личностный выбор

П: отбор источников информации




© 2010-2022