Урок из цикла «Живопись авангарда» 7класс. «Искусство видеть звуки»

  Тема урока:  «Искусство видеть звуки» 7класс.  Урок - ознакомление с беспредметным искусством XX века через творчество композитора и художника А. Н. Скрябина и В. В. Кандинского. Целью урока является воспитание культуры восприятия разнообразных по характеру  эстетических объектов, расширение эстетического кругозора учащихся и формирование на этой основе представлений о важнейших процессах и закономерностях мировой художественной культуры; развитие творческих способностей учащихся, ассоциативно...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок из цикла «Живопись авангарда» 7класс. «Искусство видеть звуки».Урок из цикла «Живопись авангарда» 7класс. «Искусство видеть звуки».Урок из цикла «Живопись авангарда» 7класс. «Искусство видеть звуки».Урок из цикла «Живопись авангарда» 7класс. «Искусство видеть звуки».Урок из цикла «Живопись авангарда» 7класс. «Искусство видеть звуки».Урок из цикла «Живопись авангарда» 7класс. «Искусство видеть звуки».Урок из цикла «Живопись авангарда» 7класс. «Искусство видеть звуки».Урок из цикла «Живопись авангарда» 7класс. «Искусство видеть звуки».Урок из цикла «Живопись авангарда» 7класс. «Искусство видеть звуки».Урок из цикла «Живопись авангарда» 7класс. «Искусство видеть звуки».Урок из цикла «Живопись авангарда» 7класс. «Искусство видеть звуки».Урок из цикла «Живопись авангарда» 7класс. «Искусство видеть звуки».

Урок из цикла «Живопись авангарда». 7класс.

Тема урока: «Искусство видеть звуки»

Цели:

-ознакомление с беспредметным искусством XX века через творчество композитора и художника А. Н. Скрябина и В. В. Кандинского.

-воспитание культуры восприятия разнообразных по характеру эстетических объектов.

-расширение эстетического кругозора учащихся и формирование на этой основе представлений о важнейших процессах и закономерностях мировой художественной культуры;

-развитие творческих способностей учащихся, ассоциативного мышления.

Дети развивают умение слушать и запоминать, анализировать и сопоставлять.

Формы работы: слушание музыки, стихов, создание учащимися абстрактной композиции под музыку, работа акварелью (по сырому и сухому листу), подбор красок, соответствующих музыке, аппликация, выставка.

Техника: акварель, аппликация.

Материалы: К. Бальмонт «Гимн огню», репродукции картин В.В. Кандинского, цветные заготовки геометрических фигур, акварель, кисти, бумага А3, клей.

Аудиозапись произведений: А. Н. Скрябин «Прометей».

цветовая "клавиатура" А.Н.Скрябина, рисунки семи нот, радуги.

ХОД УРОКА

Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы будем слушать и рисовать музыку. Но как же это сделать? Как нарисовать музыку в цвете? Для этого нам необходимо кое-что узнать.

1. Почему человек задумался над воздействием света и звука на его настроение и состояние? Может быть, явления природы, такие как молния и летящий за ней удар грома, вызывающие ощущения ужаса, или шуршание грибного дождя и нежные краски радуги, формирующие в душе восторг и необъятное чувство умиротворения, побудили человека к этому?

(называем и показываем ноты и цвета спектра)

2. Многие художники и музыканты веками пытаются найти общее в их искусствах, найти палитру или цветное отображение того или иного звука, а в музыке отразить произведения живописи, палитру красок.

В конце 19 века, эти попытки стали зримыми, а в начале 20 века найти общее в этих двух видах творчества пытались Кандинский, Шенберг, Чюрленис и многие другие. Например, современный художник Нахшоли Барака рисует абстрактные полотна - портреты композиторов через их симфонические произведения и самую музыку.

Русский основоположник цветомузыки композитор-новатор А.Н. Скрябин, от природы обладавший цветным слухом, построил спектр, отличный от ньютоновского, в котором нота «ре» была желтой, «ми» - голубой, «соль» - оранжевой, «ля» - зеленой, «си» - синей.

(показываем цветную клавиатуру Скрябина и проигрываем на пианино)

Александр Николаевич Скрябин (1871-1915) - композитор и пианист -впервые в мировой практике использовал светомузыку.

В партитуру поэмы «Прометей» («Поэма огня», 1910) для большого симфонического оркестра, фортепиано, органа и смешанного хора он ввел нотную строку цветового сопровождения Luce (свет), предназначенную для воспроизведения с помощью особого инструмента - «светового клавира» («tastier per luce»). Цветовая партия была обращена к «цветному слуху» (синестезии) и основывалась на аналогии между цветами спектра и тональностями кварто-квинтового круга (согласно ей, красный цвет соответствует тону «до», оранжевый - «соль» и так далее). «Поэма огня» должна была прожектов погружать концертный зал в сияние того или иного цвета согласно меняющемуся тонально-гармоническому строю.

Кроме расширения ассоциативно-зрительного спектра музыкального восприятия, в «Прометее» Скрябин применил новый гармонический язык, не опирающийся на традиционную тональную систему. Композитор мечтал о движущихся линиях и формах, громадных «огненных столбах», «текучей архитектуре», о небывалом доселе синтетическом жанре, где сольются не только звуки и цвета, но также запахи и пластика танца. Однако при жизни Александра Николаевича реализовать эксперимент не удалось: проект заключал в себе серьезные противоречия, обусловленные сведением в партии Luce изощренных визуальных фантазий Скрябина к крайне схематичному виду. Из-за технических трудностей премьера «Прометея» в 1911 году (дирижер С. А. Кусевицкий, партия фортепиано - А. Н. Скрябин) прошла в Москве без светотехнического оборудования. Отзывы публики были противоречивы: от абсолютного неприятия до полного восторга. В 1915 году в нью-йоркском Карнеги-холле Русский симфонический оркестр под управлением Модеста Альтшулера впервые исполнил поэму за рубежом, но в силу аналогичных причин до конца воплотить замыслы автора тоже не смог.

Впоследствии светомузыка - так было названо изобретение Скрябина - получила широкое распространение. Конструировались все новые свето-проекционные аппараты, постоянно расширяя горизонты синтетического звуко-цветового искусства. К примеру, в России В. Д. Баранов-Россинэ изобрел оптофоническое фортепиано. В 1958 году офицер Советской Армии Е. А. Мурзин спроектировал первый в мире электронный оптический синтезатор звука АНС (Александр Николаевич Скрябин). А студенческое конструкторское бюро «Прометей» при Казанском авиационном институте в 1962 году создало одноименный стационарный светомузыкальный инструмент, на котором в Казани было осуществлено первое в СССР концертное исполнение поэмы Скрябина со световым сопровождением по авторской партитуре. В 1975 году в США оркестр университета штата Айова под управлением Джеймса Диксона исполнил «Поэму огня», использовав специально сконструированную лазерную установку.

«Прометей» в переводе с древнегреческого означает «провидец». Для музыканта Прометей был символом творческого начала, преодолевающего все муки на пути к идеалу. Прометей - это огонь, свет, жизнь, борьба, мысль. Духовным и творческим импульсам человека противостоит необъятный мир тьмы и хаоса. Скрябин хотел зримо воссоздать образ пламени - очистительного огня, способного привести человечество в царство красоты.

3. В русском искусстве начала века образ огня часто ассоциируется с заревом, красным цветом, приобретает значение приближающегося буйства стихии, символа «мирового пожара» («Зарево в красной пыли» Блока, «Гимн огню» Бальмонта, «Пламенное чудо» Ходасевича).

(читаем поэму «Гимн огню» Константина Бальмонта)

4. Стержень поэмы - идея активности человеческого разума в монументальной философской космогонии. Кандинский и Скрябин интересовались теософией, модной в начале 20 века, оба являются представителями «космизма» в искусстве. Скрябин был новатором гармонии, добился эффекта космической полетности и светоносности звучаний. Кандинский исключил из живописи предмет и вышел в «космос» неподвластных «тяжести» абстрактных форм и красок.

«Прометей» - это одночастная симфония (симфоническая поэма), состоящая из следующих тем: «Прометей», «Воля», «Разум», «Игра», «Томление», «Наслаждение» и т.д.

Мы прослушаем тему «Прометей» с одновременным просмотром картин Василия Васильевича Кандинского.

«Черные формы» 1924

«Маленькая мечта в красном» 1925

«В синем» 1940

«Черный и фиолетовый»

«Композиция 8» 1923

«Композиция 7»

«Импрессия»

«Композиция 10» 1939

Изобразительное искусство рождено любовью к вещи.

Беспредметное искусство рождено любовью к цвету.

Мы предлагаем освободить живопись от рабства

перед готовыми формами действительности

и сделать ее прежде всего искусством творческим,

а не репродуктивным.

Ольга Розанова.

"Кубизм. Футуризм. Супрематизм". 1917 г.

5. Начинаем сами рисовать под музыку в свободной манере не то, что видят глаза, а то чего хочет воображение, не ноты, не скрипичный ключ, а игру пятен, красок, форм, линий, складывающихся в определенную мелодию, абстрактные пятна различных цветов, невиданные конфигурации плавно переходящие одна в другую, подчиненные музыкальным правилам.

Абстрактное искусство потому и абстрактное, что окончательно размывает рамки, уходит от привычной изобразительности, превращая картину в причудливую композицию, состоящую из геометрических фигур различных цветов.

Из вырезанных геометрических фигур выстраиваем ритм.

Список литературы

Тарасов Л. Музыка в семье муз. Л., 1985

Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1992

Блохина Л.В. Мировая художественная культура: Пособие для учителя / Л.В.Блохина, Т.А.Вазинская. - Мн.: ООО «Юнипресс», 2002.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 2000.

Искусство. Энциклопедия для детей. М., 2005.

История зарубежного искусства / Под ред. М.Т.Кузьминой. М., 1983.

Искусство: Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. - М., 1987. - 632с.

История зарубежного искусства / Под ред. Я.Г. Кузьмина, Н.Л.Мальцева. - 2 -е изд. - М., 1980. - 517с.

Лихачев Д. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1993.

Орлов В.Н. Поэт и город. Л, 1980.

Дроздова О. «Искусство раскрашивать звуки».Журнал "Компьютерра" №46 от 16 ноября 1999.

Платонов Н. Энциклопедический словарь юного художника. М., 1983.

Платонов Н. Энциклопедический словарь юного художника. М., 1983.

Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. М., 1994


© 2010-2022