Конспект урока ИЗО 5 класс

  Конспект урока ИЗО "Синие цветы Гжели" в 5 классе, II четверть .  Используемое оборудование:   Компьютер, медиапроектор,  рисунки, шаблоны- заготовки посуды,   глиняная  посуда, образцы элементов росписи, гуашь, кисти, палитры, фрагменты классической музыки; Цель урока: 1.Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи 2.Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре. 3.Развивать творческую активно...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : Синие цветы Гжели.


5 класс , II четверть, урок№4

Липатникова Татьяна Викторовна

Место работы, должность:

МБОУ «Логовская сош», Первомайский район, Алтайский край, учитель ИЗО

Используемое оборудование:

Компьютер, медиапроектор, рисунки, шаблоны- заготовки посуды,

глиняная посуда, образцы элементов росписи, гуашь, кисти, палитры, фрагменты классической музыки;

Организационный этап урока, слайды

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид обратной связи (проверки)

Время

1.Организация начала занятия.

Сообщение задач урока в действиях учащихся. Нацеливание учащихся на рефлексию деятельности в течение урока.

Цель:

  1. Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи

  2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение кмиру, любовь к Родине, ее истории и культуре.

  3. Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель)

1 мин

2.Возникновение проблемной ситуации

Конспект урока ИЗО 5 класс

Конспект урока ИЗО 5 класс

- Ребята, а вы знаете, что изображено на слайде ?

- Как называется роспись на этой необыкновенной посуде, в которой завораживает сочетание белого и синего цветов?

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с Гжельской керамикой, особенностью росписи керамических изделий.

Отвечают на вопросы

Нет

2 мин

3.Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

Конспект урока ИЗО 5 класс

Конспект урока ИЗО 5 класс

Конспект урока ИЗО 5 класс

Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из нее делай! И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени и люди додумались для прочности обжигать их на огне.

Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим.

Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы…

Маленькие, большие подчас такие большие, что в них мог поместиться человек. Форма была то простая, то замысловатая.

- А вы встречали у себя дома, видели у бабушек глиняные кувшины, посуду?

Демонстрация

керамических изделий.

Рассказ учителя.

Беседа.

3 мин

4. Изучение новых знаний и способов действий.

Конспект урока ИЗО 5 класс

Конспект урока ИЗО 5 класс

Конспект урока ИЗО 5 класс

Как вы уже догадались тема нашего сегодняшнего урока «Синие цветы Гжели». Мы познакомимся с одним из видов изобразительного искусства и попробуем сами создать своими руками новое изделие из заготовок, которые находятся на ваших столах.

. Словарь:
- керамика - изделия из обожженной глины, греческ. «керамос»- глина
- майолика - художественная керамика, покрытая непрозрачной глазурью
- квасник (с отверстием в центре)
- кумган - сосуд, в котором подавали напитки на праздничный стол, S образный носик. Кумганы - кувшины похожие на птицу с округленным туловом плоским, с выгнутым носиком, ручкой-хвостом.
- Агашка Гжельская - Роза.

Фаянсовая посуда - из белой глины

Фарфор - тонкий, звучащий - делают из необыкновенно белой глины. Фарфор является высшим достижением керамического искусства. Он вобрал в себя лучшие качества, доступные всем другим керамическим материалам. Просвечиваемый, белоснежный, легкий, прочный, способный принять тончайшую живопись. В России он появился в 19 веке. Этот гон­чарный район Подмосковья издавна славился хорошей керамикой. Большие запасы качественных глин, удобное расположение дере­вень у Касимовского тракта и близость к Москве создали благо­приятные условия для развития в Гжели керамического промысла.

Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды - край богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закалялась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной. Вслушайтесь в слово «гжель» - ты уловишь в его звучании что-то общее с со словами «жечь», «обжигать». Гжель снабжала Москву, Петербург, Урал, Сибирь кирпичом, из­разцами, аптекарской посудой, бытовой керамикой, глиняными игрушками. На протяжении XVIII-XIX веков гжельскими мастерами были освоены все основные виды художественной керамики - майолика, полуфаянс, фаянс, фарфор.

В наше время художественные традиции старинного промысла успешно развиваются.

Производственное объединение «Гжель» экспортирует в зару­бежные страны - Чехословакию, Францию, США и другие более 40 наименований изделий.

Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенных синей росписью. Роспись отличалась большой яркостью, сочетанием контрастных красок, преобладанием растительных орнаментов.

Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.

Живопись на гжельском фарфоре была чрезвычайно разнообразна, большое место занимала сюжетная и портретная роспись.

7 мин

Конспект урока ИЗО 5 класс

Роспись выполнялась на белом фоне с изобилием кобальта и золота, в сочетании с разбросанными мелкими цветами, букетами, гирляндами, вертикальными и горизонтальными полосами.

Не меньшей популярностью, чем посуда, пользовалась и гжельская скульптура. Типичные фигурки бытового характера создавались чаще, чем другие.

Конспект урока ИЗО 5 класс

Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

Конспект урока ИЗО 5 класс

Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Это квасники - декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокий, куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках;

Конспект урока ИЗО 5 класс

Конспект урока ИЗО 5 класс

Конспект урока ИЗО 5 класс

кумганы - подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи («напейся-не облейся»), блюда, тарелки и др.





Сколько художников, столько и разных форм.
И всегда они необычные- веселые, красивые. Вот масленка Рыба - кит.

Конспект урока ИЗО 5 класс

Конспект урока ИЗО 5 класс

Конспект урока ИЗО 5 класс

Самый излюбленный узор- гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки.

А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.

5. Первичная проверка понимания изученного.

Конспект урока ИЗО 5 класс

За что гжель нравится всем?

- Чем она отличается?

2 мин

Конспект урока ИЗО 5 класс

Да прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий.

Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Всего одна краска…

А какая нарядная и праздничная получилась роспись!

Отвечают на вопросы учителя.

Беседа о Гжели

Конспект урока ИЗО 5 класс

Конспект урока ИЗО 5 класс

Какой узор был самым любимым в гжельской росписи?

(гжельская роза)

Какие изделия изготавливали гжельские мастера?

(квасники, кумганы, кувшины, рукомои, блюда, тарелки, чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, сервизы)

6. Знакомство с особенностью гжельской росписи.

Конспект урока ИЗО 5 классКонспект урока ИЗО 5 класс

Конспект урока ИЗО 5 класс

Конспект урока ИЗО 5 класс

Представьте себя гжельскими мастерами, работы которых вы посмотрели, пофантазируйте, придумайте свои узоры росписи любого предмета кухонной утвари, опираясь на основные принципы использования стилизованных цветов, растений и т. п.

- Давайте вспомним, какие краски применяются в гжельской росписи?

В отличие от других росписей в гжельской росписи применяются все оттенки синего (голубой, синий, фиолетовый).

Для того, чтобы подготовить краску для работы, в каждую краску, которую вы будете использовать (голубую, синюю, фиолетовую) капните по одной капельке воды. Это сделают те ребята, которые пользуются акварельной краской.

- Элементы Гжельской росписи вы видите на доске: цветы - розы, тюльпаны, астры, гвоздики, листья, штриховка - сеточка, жилка, завитки.

- Из этих элементов вы составите узор. Прежде чем начать расписывать посуду ( заготовки-шаблоны), надо потренироваться в изображении некоторых отдельных элементов на чистом листе.

- Концом кисти наносят жилки, штриховку, завитки и прихотливо изогнутые стебельки и усики. Чёткие мазки лепестков и листьев тёмно - синего цвета и мазки с мягкими размытыми краями наносят всей кистью. Форма цветков упрощённая, но живописная и декоративная.

Краску нужно набирать только на одну сторону кисти и широким движением класть мазок на поверхность сосуда.

Один мазок -лепесток, другой, третий- и роза готова. В ней можно различить оттенки черного, переход от светлого к темному.

Такой прием росписи называют «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями».

Мазок-пятно дополняет тонкая решительная линия:прямая, волнистая, спиралевидная, округлая.

Она то подчеркнет форму цветка, листика, а то вдруг весело побежит по краю горловины сосуда или рассыплется стебельками, завьется спиралью усиков.












































Учитель объясняет правила рисования отдельных элементов (на листке, прикреплённом к доске - 3 мин.)





5 мин

7. Применение новых знаний и способов действий.

Конспект урока ИЗО 5 класс

Физкультминутка.

Для выполнения узора шаблона посуды можно применить следующие элементы. Это и предстоит нам сегодня выполнить. Перед вами заготовки подносов. Вам необходимо составить узор , выполняя его в бело-синем изображении. Это могут быть растительные элементы, изображения птиц, сцены из жизни людей. У каждого на столе карточки с элементами росписи. Они помогут вам выполнить узор.

Мысленное отвлечение, взмахи руками, снятие напряжения с мелких мышц руки.

Выполнение росписи.








20 мин

8. Контроль и самопроверка знаний и способов действий.

Проверка готовности задания

9.Подведение итогов урока.

Анализ и выставка работ.

Самоанализ и анализ других.

3 мин

10.Рефлексия деятельности.

Конспект урока ИЗО 5 класс

Метод незаконченного предложения.

  • Самым интересным на уроке для меня было…

  • Я научился…

  • Мне понравилось…

  • Я был бы рад…

  • Я буду вспоминать о…

  • Роспись на керамических изделиях называется…

  • Глиняная посуда в росписи которой присутствуют белый и синий цвета, называется…

Учащиеся продолжают предложения.

2 мин

9.Информация о домашнем задании.

Сообщение искусство Городца

1 мин


© 2010-2022