• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Реферат «Воспитание эмоциональных качеств личности на уроках изобразительного искусства»

Реферат «Воспитание эмоциональных качеств личности на уроках изобразительного искусства»

Воспитание эмоциональных качеств личности на уроках изобразительного искусства - реферат для аттестации на 1 категорию. Мои наработки, эксперементы и результаты. В эпоху развития компьютерных, сотовых технологий и доступа к всемирной информационной «паутине» - интернету, как средству общения людей, человечество постепенно утратило некоторые эмоциональные и эстетические качества. Сегодня особенно важным считается лаконичность, четкость, простота и доступность. Такие деловые качества человека по...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

37

Управление образованием г. Глазова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»







Реферат

«Воспитание эмоциональных качеств личности на уроках изобразительного искусства»

Выполнил: Гаврилова Елена Алексеевна

Учитель изобраз. искусства

Рецензент: Попова Татьяна Викторовна

Учитель высшей категории, руководитель ШМО







Глазов, 2011 г.

Оглавление



1. Введение. 3 ст.

2. Сущностные характеристики методической темы 4 ст.

3. Планирование 6 ст.

5. Этапы работы 7 ст. - 18 ст.

5.1. Аналитический. 7 ст.

5.2. Изучение теоретических вопросов и передового педагогического

опыта 13 ст.

5.3. Практическая работа по теме. 14 ст.

6. Заключение 19 ст.

7. Приложение 20 - 33 ст.

8. Список используемой литературы 34 ст.









Развитие эмоциональных качеств личности на уроках ИЗО

Введение

Актуальность темы.

В эпоху развития компьютерных, сотовых технологий и доступа к всемирной информационной «паутине» - интернету, как средству общения людей, человечество постепенно утратило некоторые эмоциональные и эстетические качества. Сегодня особенно важным считается лаконичность, четкость, простота и доступность. Такие деловые качества человека постепенно из рабочей жизни перешли в обычную бытовую. Родители, воспитывая своих детей, уделяют мало времени на простые, но очень важные моменты.

Многие не знают и порой никогда не испытывали простых, необходимых в нашей человеческой жизни чувств - искренняя любовь, преданность, благодарность, чувство прекрасного, одухотворенность и т.д.

Сегодня с экранов телевизоров наши дети воспринимают негативные эмоции - страх, ужас, отвращение, злость и другие. Если не противостоять такому напору негативизма мы получим злое, бесчувственное, жаждущее насилия поколение. Поэтому нам, педагогам, необходимо особенно уделить внимание на правильное воспитание эмоций и чувств у подрастающего поколения. Ну а где, как не уроках искусства мы можем целиком и полностью отдать предпочтение эмоционально-чувствительному воспитанию. Что же такое эмоциональность?

Эмоциональность это - свойство человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Одна из основных составляющих темперамента. Свойства эмоциональности как одной из сфер проявления темперамента - впечатлительность, чувствительность, импульсивность и пр. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом: направленностью сферы мотивационной, мировоззрением, ориентациями ценностными и пр. Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям внешнего мира и выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности появления, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения. Эмоциональность является одной из основных составляющих темперамента. Эмоциональность - особенность протекания эмоций, чуств, настроений и их качество: знак (положительный и отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев и т.д.).1

Сущностные характеристики методической темы

Характеристики методической темы

Содержание

  1. Тема работы

Развитие эмоциональных качеств личности на уроках ИЗО


  1. Источник изменений

Внедрение в УОП на уроках ИЗО курса по воспитанию эмоциональных чувств.

  1. Цель методической темы

Найти и применить новые технологии для эмоционально-чувствительной подготовки учащегося на уроках ИЗО.


  1. Задачи методической темы

1. Рассмотреть ошибки в привитии ранних знаний, навыков и умений у учащихся.

2. Проанализировать опыты работы ведущих учителей-стажистов.

3. Изучать и применять нетрадиционные методы и технологии на уроках ИЗО. Находить и использовать более интересную и новую информацию на уроках.

4. Проследить результаты проведенной работы.

Предполагаемый результат

  1. Субъектный результат для ученика

Для учащихся открываются новые умения и навыки: видеть и чувствовать передаваемые высокой культурой эмоции и чувства, вживаться в урок и быть соавтором с учителем, чувствовать, запоминать и применять эмоции в своей жизни.

  1. Субъективный результат для педагога

Умение правильно находить подход к каждому ученику используя эмоциональный тип урока. Умение находить и развивать у учащихся эмоции.



Планирование.

ЭТАПЫ

СРОКИ

РЕЗУЛЬТАТ

  1. Анализ данной проблемы.

Первая учебная четверть (1.09.11 - 1.11.11)

Выявление проблемы, постановка цели, задач

  1. Изучение передового педагогического опыта.

В течении года

Составление сборника методических рекомендаций по данной проблеме

  1. Применение приемлемых методических форм для выявления и устранения проблемы.

В течении года

Сбор результатов

  1. Анализ результатов.

Конец учебного года (май 2012)

Выявление качества проведенной работы

  1. Разработка методических советов, упражнений.

Март 2012 - сентябрь 2012

Составление сборника приемлемых методических рекомендаций

  1. Выпуск методической брошюры.

Октябрь 2012

Использование данного сборника при преподавании ИЗО в школе





Этапы работы

1 этап. Аналитический.

Урок изобразительного искусства - это 45 минут полезного удовольствия. Тогда, когда я приступила к преподаванию ИЗО основным моим затруднением в работе было столкновение с нежеланием учащихся работать на уроке. Проведя анкетный опрос, выяснилось, что урок изобразительного искусства не относится к числу приоритетных предметов. (Прил. 1). Многие учащиеся не имеют эмоциональной и эстетической подготовки. Это показал проведенный тест «Что я чувствую» (Прил. 2)

Основной и главной причиной пассивного отношения к моему предмету послужили, возможно, скучное без эмоциональное преподавание ИЗО. К сожалению в МОУ «СШ № 7» сложилась такая ситуация: долгое время в кадровом составе не было учителя ИЗО - профессионала. Из-за этой проблемы возникли затруднения в моей работе. Многие не знают элементарные основы (цветовой круг, пропорциональное построение фигуры человека, представление художественного образа); отсутствуют необходимые навыки (изображение природы, человека, построение композиции, сопоставление образа изучаемой темы и передачей своих мыслей в практической работе). У многих детей не приобретем необходимый набор инструментов и материалов для уроков.

Урок ИЗО по учебному плану запланирован 1 раз в учебную неделю. За 45 минут учитель должен проверить остаточные знания прошлой темы, дать новый материал, привить новые умения и навыки при выполнении практической работы. Урок должен быть продуктивным, эмоционально окрашен. Единственное противоречие: большой объем информации с ограниченным ресурсом времени. Что в большинстве случаев и приводит к формальному проведению уроков ИЗО и уменьшению интереса к ним у учащихся.

Для более глубокого изучения вопроса необходимо проанализировать данный вопрос с точек зрения разных наук, способствующих развитию эмоциональности на уроках.

С точки зрения психологии.

Эмоциональность обычно рассматривается в психологии как устойчивая интегральная характеристика человека, описывающая особенности его эмоциональной сферы. Можно выделить качественный аспект эмоциональности, описывающий преобладание тех или иных эмоций, и динамический аспект, описывающий особенности протекания и выражения человеком эмоций. Под особенностями протекания эмоций обычно понимают длительность, интенсивность и частоту эмоций.2

Эмоции - это (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции человека являются продуктом общественно-исторического развития. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведения.3

Эмоции рождаются на основе чувств и ощущений.

Чувство - это одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.4 Для взрослого индивида осознанные чувства несут информацию сразу из нескольких источников: 1) телесные ощущения, экспрессия; 2) знаковая эмоциональная система памяти, содержащая информацию о прошлом эмоциональном опыте; 3) вербальная система концептов. Т.е. эмоции состоят из того, что мы ощущаем на телесном уровне, какие эмоциональные убеждения и схемы мы интегрировали в процессе развития, и что мы думаем относительно эмоциогенного события. Вся эта информация в результате сложных интегративных процессов дает в результате переживаемую эмоцию. При этом связи между эмоциями, физиологией и мышлением взаимные. Сложные эмоции, такие как зависть, раскаяние, обида, гордость, обладают большей когнитивной составляющей, чем простые, и гораздо больше зависят от культурных особенностей.5

Эмоциональность личности - качество личности, характеризующее содержание, качества и динамику её эмоций и чувств.

Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности: направленностью личности, мотивацией, ценностными и мировоззренческими ориентациями.

Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям окружающего мира и находят выражение в знаке и модальности доминирующей эмоции. У конкретных личностей могут доминировать либо положительные, либо отрицательные эмоции. В структуре эмоциональности могут преобладать одна или несколько эмоций одновременно. Если преобладает эмоция радости, то такие люди, как правило, жизнерадостны, отзывчивы на любое приятное возбуждение, спокойно относятся к отрицательным явлениям, оптимистичны. Если же господствует эмоция страха, то человека характеризуют подавленность, замкнутость, тревожность, нервозность, напряженное беспокойство, низкий эмоциональный фон. В случае господства эмоции гнева человек характеризуется агрессивностью, раздражительностью, возбудимостью.

К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения. Среди динамических свойств эмоциональности можно выделить, по крайней мере, три следующие черты:

1. Впечатлительность - способность человека воспринимать различные ситуации как эмоциональные. Одни и те же события одного человека оставляют равнодушным, другого слегка возбудят, а у третьего вызовут сильные переживания.

2. Эмоциональная устойчивость -- качество личности, которое характеризует скорость перехода от одного эмоционального состояния к другому, тесно связано с темпераментальными особенностями личности.

3. Эмотивность - черта личности, характеризующая силу эмоциональных реакций, присущих человеку.

Развитие эмоций

Нельзя ответить однозначно на вопрос о том, развивается эмоциональная сфера человека в течение жизни или нет. Существует несколько точек зрения.

1. Согласно первой точке зрения, эмоции - это врожденные характеристики организма, поскольку они связаны с его функционированием, нервными, гуморальными и экспрессивными процессами.

2. Другая точка зрения выражает противоположное мнение о том, что эмоциональная сфера человека, как и все психические процессы, развивается.

3. Современные исследования показывают, что эти точки зрения совместимы друг с другом. Элементарные эмоции как субъективные проявления органических состояний действительно врожденные и в течение жизни человека изменяются мало. Однако уже в отношении высших эмоций и чувств это утверждение неверно.

Развитие высших эмоций и чувств происходит по мере социализации и становления личности в нескольких направлениях:

Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей.

Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля чувств со стороны личности.

В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т. д. 6

Эмоции выполняют следующие функции в жизни человека:

Сигнальная (коммуникативная) - мимика, пантомимика, изменение голоса, они позволяют передавать свои ощущения, переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

Регулятивная - направление поведения, преодоление препятствий. Когда эмоции достигают крайнего напряжения происходит плач.

Отражательная - определение полезности или вредности воздействующих факторов и реакция на них.

Побудительная - побуждение на основе пережитых эмоций к действию.

Подкрепляющая - закрепление в памяти сильных эмоций пережитых во время значимых событий и воспроизведение этих эмоций на похожее событие.

Переключательная - переключение в результате борьбы противоположных мотивов (чувство страха и чувство долга).

Приспособительная - возникновение подходящих эмоций данному событию.7

Эмоции - это одна из важных составляющих нашей повседневной жизни Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Эмоционально окрашенные факты запоминаются быстрее и прочнее. Зная психологическую сущность эмоциональности, учителю будет понятно, на какие факторы необходимо уделять пристальное внимание. Ученики - это отражение учителя. Чем эмоциональнее сам учитель (артист), чем эмоциональнее урок, который он проводит, тем эмоциональнее ученик (зритель).

С точки зрения этнопсихологии (наука, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер и т.д.)

В современном мире происходит смешение национальностей, смешение этносов (народов). Сегодня в школе могут обучаться дети разных национальностей. У каждого народа, национальности за многовековую историю сложились свои национально-психологические особенности характера.

В городе Глазове проживают удмурты, татары, русские, грузины, армяне, азербайджанцы, чеченцы, немцы, евреи, украинцы, белорусы и другие национальности. Учитель необходимо знать особенности национального характера своего ученика, чтоб достичь понимания, знать на что и как воздействовать, правильно развивать эго эмоции и чувства не разрушая уже сложившиеся. Для этого надо знать особенности национального характера.

Удмурты - природно-сообразительны, доброжелательны, терпимы, скромны, деликатны, музыкальны и поэтичны, чрезвычайно дорожат своей репутацией.

Татары - сильно привержены к национальной культуре, традициям, быту, гордые, с ярко выраженным чувством национального самосознания и собственного достоинства, настойчивы, старательны.

Представители народов Закавказья (грузины, армяне, азербайджанцы) - обладатели высокоразвитым чувством национальной гордости, самолюбием, самоуважением, наделены чертами холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям.8

Зная о том, к какому народу относится ученик, зная об особенностях национального характера урок нужно построить так, чтоб у каждого ученика возникли эмоциональные переживания.

2 этап. Изучение теоретических вопросов и передового педагогического опыта

Мною были просмотрены методические материалы по действующей программе Б.М. Неменского «Художественный труд 1 - 9 классы, Так же просмотрены и изучены методики преподавания других действующих программ: Т.Я Шпикалова, В.С. Кузин, В.С. Мухиной (Изучение психолого-социальной природы детского рисования), изучение влияния национального компонента на уроках ИЗО (Изобразительное искусство Удмуртии).

Были посещены уроки ИЗО коллег в начальной школе, изучены их конспекты уроков, их методика преподавания. Посещены интернет сайты учителей ИЗО9 и использован методический материал.

Полезным и необходимым материалом для проведения уроков послужил передовой опыт учителей-коллег Поповой Т.В., Еремеевой Ж.Ф., Курниковой Н.П. Богатыревой Г.Е. Использование мониторингов изучения художественно-творческого развития учащихся на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Получение колоссального опыта и применение его методических находок (новые технологии, методы, приемы, инновационные технологий на уроках) в своей работе. Интересным и важным опытом для работы послужила методика интегрированного урока.



3 этап. Практическая работа по теме.

Диагностическая работа

В процессе изучения передового педагогического опыта были использована диагностика (прил. 3):

  • для изучения эмоционального настроя

  • интуитивного природного мышления

  • вложенных знаний, умений, навыков учителей предметников художественно-творческих способностей учащихся

  • эстетического восприятия учащихся

Включены в школьный предметный план уроки-образы, интегрированные уроки, уроки на природе. Был выявлен результат по диагностическим исследованиям , составлен мониторинг «Я рисую дерево» (прил. 5)

Особенный интерес представляет УРОК-ОБРАЗ.

Урок искусства - это своеобразное "педагогическое произведение", "мини-спектакль", художественно-педагогическое действо (имеющий свой замысел, свою завязку, кульминацию, развязку и т.д.), но внутренне связанный с другими "педагогическими действиями" - уроками-звеньями одной целостной системы, определенной в программе.

Виды урока образа:

  • Уроки с измененными способами организации: урок-лекция, лекция-парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок- встреча.

  • Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок творчества: урок-сочинение, урок изобретательства, урок-творческий отчет, комплексно-творческий отчет, урок выставка, урок изобретательства, урок-"удивительное рядом", урок фантастического проекта, урок-рассказ об ученых: урок-бенефис, урок портрет, урок сюрприз, урок - подарок от Хоттабыча

  • Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, поездка на поезде, урок-экспедиция, защита туристических проектов.

  • Уроки с игровой состязательной основой: урок-игра, урок-"домино", проверочный кроссворд, урок в форме игры "Лото", урок типа:"Следствие ведут знатоки", урок - деловая игра, игра-обобщение, урок типа КВН, урок:"Что? Где? Когда?", урок-эстафета, конкурс, игра, дуэль, соревнование и т.д.

  • Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения, урок - общественный смотр знаний, урок-консультация, итоговое собеседование, ученическая конференция.

Выделяются 3 периода проведения необычного урока - урока-образа: подготовительный, собственно урок, и его анализ.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т. п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимо дидактического материала и т. д.

2. СОБСТВЕННО УРОК (выделяется 3 основных этапа):

Первый этап.

Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.

Второй этап.

Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных "нестандартных" формах организации их мыслительной активности.

Третий этап.

Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а "растворяется" в каждом из предшествующих этапов.



  1. АНАЛИЗ УРОКА

В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения - эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.10

Такой урок - урок-образ был разработан и проведен для 5 класса по теме «Народный праздничный костюм» (прил. 4)

Итог: разработаны учебно-методические пособия для уроков (иллюстративный материал), составлена презентация для урока.

При использовании учителем на уроках новых методически грамотных разработок возможно формирование новых качеств молодой, подрастающей личности:

  • вживание или применение способа художественно-эстетического взаимодействия с миром - воображаемый перенос с урока в другую реальность;

  • сотворчество - коллективное решение и создание работы;

  • умение свободно интегрировать и использовать опыты других видов художественной деятельности на уроке.

Будут формироваться и развиваться

  • эмоциональность,

  • пространственное воображение

  • увеличится качество знаний за счет углубленной работы над материалом,

  • разовьется самостоятельность,

  • выразительность,

  • умение сочетать разные материалы при практической работе,

  • трепетное отношение к своей работе.

  • выдержка, самокритичность, любовь к своему труду.

Для учителя:

При внедрении в свою работу следующих принципов:

  • художественно педагогической драматургии построения урока искусства;

  • принцип вариативности типа и структуры урока-образа в зависимости от характера содержания деятельности учителя;

Учитель в первую очередь получит отличный эмоциональный заряд, огромное удовольствие от правильно построенного урока искусства.

Использование в своей работе следующих методов и приемов:

  • сочетание работы с толпой и с каждым индивидуально,

  • метод проектной деятельности,

  • аналитический метод и др.

  • Интересным и новым в работе оказался прием игры голосом

  • прием сопоставления работы учителя и ученика (учитель рисует то же что и ученик - параллельно),

  • прием сравнения работ художника-профессионала, учителя и ученика.

Такие интересные методы и приемы помогают учителю увеличить свой профессиональный опыт, помогут выбрать правильное направление в своей работе.



Заключение.

Данная тема особенно интересна для меня. Я заинтересована в изучении этой проблемы как учитель ИЗО. Моя работа находиться на первом этапе изучения - анализе поставленной проблемы.

Особо важным в работе является глубокое изучение природы эмоциональности. Чем больше знаний о проблеме, тем легче с ней работать. Эмоции - это сложный механизм. Используя нужные методы и приемы на уроке возможно воспитание на уроках искусства положительных эмоций у учащихся.

Я столкнулась в работе с огромной проблемой - отсутствием эмоционального компонента в проведении уроков. Дети не хотели вживаться и прочувствовать урок. Им не интересно находится на простом уроке, их работы были скучными, однообразными, похожими.

По итогам проведенных диагностик можно сделать такой вывод - современные дети умеют чувствовать, но не умеют об этом говорить. Урок ИЗО - один из главных уроков в формировании эмоций современной личности и именно на этом уроке надо учить чувствовать и учить излагать свои чувства.

Основной и главной целью в дальнейшей работе я вижу внедрение и укоренение в уроках ИЗО эмоционального компонента как главного: применение новых методик, использование разных типов урока, уделение особого внимания индивидуальным и этнонациональным чертам характера.





Приложение 1.

Анкета «Мои предпочтения»

Анкетируемым было предложено перечислить школьные предметы по их значимости. Такие результаты показала анкета.

Реферат «Воспитание эмоциональных качеств личности на уроках изобразительного искусства»





Приложение 2.

Диагностика чувства формы. «Что я чувствую»

(Тест «Геометрия в композиции»).

Среди принципов формообразования (принцип отражения, принцип целостности, принцип соразмерности и пропорциональности) в данном тесте выделяется принцип геометрического подобия. Геометрическое строение - одно из свойств материи. Геометрические фигуры и тела - это обобщенное отражение формы предметов. Они являются эталонами, с помощью которых человек ориентируется в окружающем его мире.

Стимульный материал теста «Геометрия в композиции» включает три репродукции: (А. Шалаев. «Портрет жены в голубом сарафане»; Д. Стаббс «Лев, терзающий лошадь»; А. Шалаев «Натюрморт со шторами») и четыре нейтральные по цвету, одинаковые по фактуре и примерно соответствующие по размерам композиционным праформам картин геометрических фигуры: треугольник («Портрет жены в голубом сарафане» - пирамидальная композиция), круг («Лев, терзающий лошадь» - сферическая композиция), квадрат («Натюрморт со шторами») и фигура неправильной формы (лишняя).

Инструкция: найти, какая геометрическая фигура подходит к каждой из картин. Недопустимы пояснения вроде «Где ты тут видишь круг?», поскольку они провоцируют на фрагментарное видение, прямо противоположное решению задачи, предполагающей целостнообразное видение картины.

  1. А. Шалаев. «Портрет жены в голубом сарафане»

Правильную форму назвали 2 человека из 21 опрашиваемых (9%)

  1. Д. Стаббс «Лев, терзающий лошадь»

Правильную форму определили 7 человек из 21 опрашиваемых (33%)

  1. А. Шалаев «Натюрморт со шторами»

Правильную форму определили 7 человек из 21 опрашиваемых (33%)

Тест «Громкий - тихий»

Материал задания состоит из цветных репродукций. Исследователь может подобрать свои примеры и проверить их «звучание» экспертной оценкой.

Например, в диагностике могут быть использованы репродукции следующих картин: А. Шалаев. «Портрет жены в голубом сарафане»; Д. Стаббс «Лев, терзающий лошадь»; А. Шалаев «Натюрморт со шторами»

Инструкция: скажи, какая картинка из трех - тихая, какая - громкая, какая - средняя не громкая и не тихая. Можно спросить: каким «голосом говорит» картина - громким, тихим, средним?

Оценивается задание плюсами и минусами, число которых складывается, и ребенок получает общий балл за все ответы. Абсолютно верный ответ: ++; относительно верный, +-; совсем неверный -. Логика такой оценки в том, что ребенок вынужден выбирать из трех «звучаний» и оценить три изображения как бы по сравнительной шкале.

Картина тихая.

Реферат «Воспитание эмоциональных качеств личности на уроках изобразительного искусства»

Картина громкая

Реферат «Воспитание эмоциональных качеств личности на уроках изобразительного искусства»

Картина средняя

Реферат «Воспитание эмоциональных качеств личности на уроках изобразительного искусства»







Тест «Лица»

Выявляет умение ребенка смотреть и видеть (художественное восприятие) на материале графических рисунков человеческого лица. Наличие у ребенка навыков понимания, интерпретации изображенного человека выявляется на основе его способности по выражению лица определить внутреннее состояние человека, его настроение, характер и т. п.

В качестве стимульного материала детям предлагаются три портрета И. Репин «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698г.». Это портрет властной женщины, несимпатичной, обозленной на свою судьбу и всех окружающих, запертую насильно в заточении. Д. Левицкий «Портрет Урсулы Мнишек». Это обычный типичный портрет молодой придворной дамы, выполненный на заказ, не выражающий особых трепетных чувств. М. Шагал «Клоун с цветами». Этот портрет не реалистичен, но манера исполнения и переданное чувство художника говорит о доброте данного персонажа, искренности, детской наивности.

Рисунки предлагаются детям с такой инструкцией: «Перед тобой иллюстрации работ художников, рассмотри их и скажи, какие эмоции вызывает каждый портрет? Почему? Ты, наверно, знаешь, что по выражению человеческого лица можно многое узнать о человеке, о его настроении, состоянии, характере, качествах. Люди изображены на этих рисунках в разном состоянии. Посмотри внимательно на выражение их лиц и попытайся представить себе, что это за люди. Вначале давай рассмотрим портрет, который вызвал у тебя положительные эмоции. Как ты думаешь, в каком настроении, состоянии изображен этот человек? Какой у него характер? Это человек добрый, приятный, хороший, или он плохой, злой, чем-то неприятен? А что еще можно сказать про этого человека? Теперь рассмотрим портрет, который вызвал у тебя отрицательные эмоции. Расскажи, пожалуйста, все, что можешь, про этого человека. Какой он, в каком настроении, каков его характер?»

Затем то же самое ребенок рассказывает про человека, изображенного на третьем портрете. Максимальная выраженность способности к социальной перцепции (т. е. восприятию другого человека) оценивается пятью баллами.

Вот что получилось в итоге.

  1. И. Репин «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698г.»

Реферат «Воспитание эмоциональных качеств личности на уроках изобразительного искусства»



  1. Д. Левицкий «Портрет Урсулы Мнишек»

Реферат «Воспитание эмоциональных качеств личности на уроках изобразительного искусства»





  1. М. Шагал «Клоун с цветами»

Реферат «Воспитание эмоциональных качеств личности на уроках изобразительного искусства»











Приложение 4.

Урок - образ.

(по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 5 класс)

Тема: Народный праздничный костюм.

Цель урока: приобретение нового опыта художественно-эстетического взаимодействия с миром, художественно-творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений.

Задачи урока:

  1. Повторить прошлые знания, умения и навыки.

  2. Приобрести новые ЗУН при помощи взаимного соавторства (учитель-ученик).

  3. Развивать и применять на практике прочувствованные эмоционально-эстетические чувства.

  4. Получить результат «прожитого» на уроке.

Материалы и оборудование:

Для проведения урока нам понадобится праздничный народный костюм, платок, каравай хлеба, полотенце, солонка; музыкальное сопровождение (русские, удмуртские народные песни), репродукции картин, фотографии; краски (акварель, гуашь), альбомы, кисти, ватман, клей, ножницы. Ассистент (если учитель сам не имеет возможности играть роль)

Распределение времени:

2 мин. - Орг. момент.

8 мин. - Проверка остаточных знаний.

12 мин - Новая тема.

20 мин. - Практическая работа.

3 мин. - Домашнее задание.



Краткий план урока.

Орг. момент:

  1. Приветствие.

  2. Задачи урока.

Проверка остаточных знаний.

Беседа «Вопрос - ответ»

Новая тема.

  1. Рассказ о происхождении костюма. И почему он стал праздничным.

  2. Просмотр репродукций с изображением народных костюмов.

  3. Прослушивание народных песен.

Практическая работа

  1. Индивидуальная работа (Фигуры человека в народном костюме)

  2. Коллективная работа (изображение внутреннего убранства избы, создание коллективной композиции)

Домашнее задание.

Полный план урока.

Звучит народная музыка, у дверей в класс стоит Хозяйка. В руках у нее каравай хлеба с солью на полотенце. Она встречает гостей.

Работа учителя

Работа учащихся

Результат

Принципы, приемы, методы

-Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь.

Звучит гостевая песня.

Рассаживаются на места

Прослушивание песни.

Получение настроя на урок

ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ - ПОСТРОЕНИЕ УРОКА ИСКУССТВА

Метод БЕСЕДА

Прием ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ И ТРАДИЦИОННОГО ПРИВЕТСТВИЯ: хлеб да соль, использование наглядного материала

- Знаете ли вы кто я такая?

- А знаете ли вы что у меня в руках?

- Полотенце - один из самых необходимых предметов в хозяйстве. Расскажите мне о его функциях.


- Посмотрите, какое красивое полотенце я достала из своего сундука для встречи гостей. И какая интересная и важная вышивка на нем. Скажите, пожалуйста, а что же она означает и зачем она вообще нужна?

- А вы сможете рассказать об этом полотенце? (показывает полотенце).

-А теперь, гости дорогие, отведайте моего хлеба, и запейте из ковша-конюха квасом.

-Да, Вы хозяйка деревенского дома (Деревенская женщина)

- Хлеб, соль и полотенце.

-Полотенце служило для вытирания рук, лица в хозяйстве. Большую роль полотенце играло на праздниках: проводы в армию, рождение ребенка, свадьба, даже когда человек умирал, ему в гроб клали полотенце.

- Вышивка на полотенце выполнялась ранней весной, тогда, когда начинаются пахотные работы. Основным мотивом для вышивки были весенние сюжеты (пахота, цветы, птицы счастья, птицы-защитники). Это было пожеланием удачного года, хорошего урожая. Главной фигурой в вышивке было женское изображение. Женщина - символ плодородия.

Отламывают кусочек хлеба, макают в соль, запивают квасом

Сохранение остаточных знаний у учащихся

ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ - ПОСТРОЕНИЕ УРОКА ИСКУССТВА

Метод: беседа, рассказ

Приемы: использование наглядного пособия, использование,

- Вы мои гости и по этому поводу я надела ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ, о котором вам хочу рассказать.

Записывают и зарисовывают в тетрадь.

Рубаха, сарафан, епаничка, кичка, кокошник.

Получение новых знаний, навыков, навыков, умений

ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ - ПОСТРОЕНИЕ УРОКА ИСКУССТВА

Метод: беседа, иллюстрированный рассказ.

Приемы: работа с доской (зарисовка на доске), использование иллюстраций, игра голосом, рассказ из жизни.

Практическая работа.

-Сегодня вам предстоит изобразить фигуру человека в праздничном костюме.

Изображение фигуры человека

-Вспоминаем как пропорционально правильно построить схему-опору фигуры человека.

-А теперь одеваем ее в праздничный народный костюм.

Работа в альбомах с учителем. (Учитель показывает, ученик записывает)


Самостоятельная работа.

Закрепление знаний, умений, навыков полученных на уроке

ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ ТИПА И СТРУКТУРЫ УРОКА-ОБРАЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА СОДЕРЖАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

Методы: объяснение, показ на доске.

Приемы: работа индивидуально с учеником, сравнение со своей фигурой и со своим костюмом.

- Вот и готовы ваши «человечки» в нарядных костюмах. Теперь самое время им отправится на народное гулянье!

- А чтоб это гулянье появилось необходимо его изобразить.


-Теперь наши фигуры мы поместим в праздничную атмосферу и у нас получится самое настоящее народное гулянье!


Коллективная работа (по рядам) На бумаге форматом А3 изображается фон народного праздника (внутреннее убранство избы, улица, рынок и т.д.)

Вырезают и приклеивают свои работы в готовый интерьер, пейзаж.

Получение умения работать в коллективе;

Развитие навыка составления композиции

ПРИНЦИП АВТОРСКОЙ СВОБОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Метод: коллективная работа, проектная деятельность

Приемы: игра в куклы - составление композиции

Звучит праздничная народная музыка.

-Ну а сейчас, дорогие друзья, расскажите о своей работе, пригласите нас на праздник!

Презентация своей работы.

Рассказ о своей работе (один или несколько человек): какой праздник, какие костюмы надеты на их героев.

Развитие умения говорить, презентовать свою работу

ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПРИНЦИП ОЦЕНКИ САМООЦЕНКИ ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ

Метод: объяснение, рассказ

Прием: учитель становится зрителем, таким же как и остальные ученики

-Домашним заданием будет: приготовление сценки-нароного обряда из народного праздника (выкуп невесты из свадьбы; смотрины при знакомстве родственником с младенцем; забивание гвоздя при проводах в армию)

Записывают в тетрадь и дневник.

Развитие осознанности, стремления и интереса к следующему занятию.

- Вот и подошел к концу на небольшой день в гостях у радушной хозяйки. Я надеюсь, что вам все понравилось и вы еще не раз посетите скромный деревенский домик, Достанете из старого бабушкиного сундука народный праздничный костюм и без труда назовете его аксессуары. А вы их запомнили?







Приложение 5.

Мониторинг «Я рисую дерево»

Детям предлагается нарисовать дерево, любое по желанию.

Затем лист переворачивается и откладывается в сторону.

Детям предлагается поиграть в игру.

«Представьте, что сейчас мы с вами маленькие семена тех деревьев, которые вы нарисовали (садятся на корточки, имитируют семена). Вот наступила весна и семена стали проклевываться (имитируют руками рост дерева). Солнышко греет все жарче, и у дерева появляются веточки. Они растут в разные стороны: и вперед, и назад, и влево, и вправо, так много веточек, что почти не видно ствола. А теперь на веточках появляются листочки (имитируют ладонями). Листьев много, они формируют крону дерева. Вдруг подул ветерок, и листочки зашумели! (имитируют ветер и шум листвы)».

После проделывания упражнения детям опять предлагается нарисовать дерево.

Выяснилось, что после проделывания упражнения учащиеся более грамотно изобразили дерево.

Реферат «Воспитание эмоциональных качеств личности на уроках изобразительного искусства»



Список используемой литературы

1 .Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. С краткими методическими рекомендациями 1 - 9 классы. Под руководством Б.М. Неменского, М.,»просвещение», 2005 год

2. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.А. Горяева; под ред. Б.М. Неменского, Просвещение, 2010 год

3. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского, Просвещение, 2010 год

4. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство - 5 - 9 классы. Составители В.С.Кузин, В.И.. - М., «Дрофа», 1998 год.

5. Шпикалова Т.Я.. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Пособие для учителей, М., «Просвещение»1985 год.

6. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.- М., «Педагогика», 1981 год.

7. Психология. Словарь/ под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского- М.:Политиздат, 1990

8. Психология и педагогика: Учебное пособие/Николаенко В.М., Залелов Г.М., Андрюшкина Т.В. и др. - М.:ИНФРА - М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000

9. Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 г.

10. Поляк А.И. Изобразительное искусство Удмуртии. Библиографический справочникю Ижевск, «Удмуртия» 1990 год.

11. Сайты Интернета: rusedu.ru/detail_1361.html;

natalij.ucoz.ru/publ/2-1-0-1

12. chetvericov.ru/zametki/vzglyad-na-emocionalnost-s-pozicij-razlichnyx-psixoterapevticheskix-shkol/#more-864

13. chetvericov.ru/zametki/vzglyad-na-emocionalnost-s-pozicij-razlichnyx-psixoterapevticheskix-shkol/7/#.TuOKqlaMpto

14. cito-web.yspu.org/link1/metod/met121/node40.html

15.rusedu.ru/detail_1361.html;

16.natalij.ucoz.ru/publ/2-1-0-1

17. uroki.net/docdir/docdir15.htm

1 Психология. Словарь/ под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - М.:Политиздат, 1990, с. 394, с. 460

2 chetvericov.ru/zametki/vzglyad-na-emocionalnost-s-pozicij-razlichnyx-psixoterapevticheskix-shkol/#more-864

3 Психология. Словарь/ под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - М.:Политиздат, 1990, с. 461

4 Психология. Словарь/ под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - М.:Политиздат, 1990, с. 445

5 chetvericov.ru/zametki/vzglyad-na-emocionalnost-s-pozicij-razlichnyx-psixoterapevticheskix-shkol/7/#.TuOKqlaMpto

6 cito-web.yspu.org/link1/metod/met121/node40.html

7 Психология и педагогика: Учебное пособие/Николаенко В.М., Залелов Г.М., Андрюшкина Т.В. и др. - М.:ИНФРА - М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000

8 Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 г.

9 rusedu.ru/detail_1361.html;

natalij.ucoz.ru/publ/2-1-0-1

10 uroki.net/docdir/docdir15.htm


© 2010-2022