Урок по изобразительному искусству. Вазопись. Хохломская роспись

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по изобразительному искусству

в 5-м классе

Тема: "Хохломская роспись"

Вид: декоративное рисование.

Форма урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ

Межпредметные связи: изобразительное искусство, история, литература

Цели:

Познакомить обучающихся с историей промысла Хохломы;

Формирование графических умений и навыков в рисовании кистью декоративных элементов хохломской росписи;

Способствовать развитию эстетического восприятия произведений народного искусства.

Оборудование:

для учителя: методические таблицы, репродукции, презентация;

для обучающихся: бумага, карандаш, гуашь, кисти, салфетка;

Зрительный ряд: изображения произведений декоративно- прикладного искусства (хохломская роспись), посуда с хохломской росписью.



Ход урока

1. Организационный момент.

2. Беседа.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из народных промыслов нашей страны.

- Вы, наверное, уже видели необыкновенную на вид посуду, которая удивляет нас сказочной росписью?

«Золотая хохлома» называют его в народе.

Расписная деревянная посуда очень древняя. Вот уже 200 лет делают из дерева хохломские блюда, ложки, плошки, вазы, солонки и удивительные ковши-утицы .

Урок по изобразительному искусству.Вазопись.Хохломская росписьУрок по изобразительному искусству.Вазопись.Хохломская росписьУрок по изобразительному искусству.Вазопись.Хохломская роспись

Слайд 2.

3. Введение в тему.

Словесно-иллюстративный рассказ о хохломской росписи.

Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих, заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи. Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в употреблении: ковши, братины, миски, ложки найдены в археологических раскопках еще в X - XIII веков.

Урок по изобразительному искусству.Вазопись.Хохломская роспись

Слайд 3

Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя грязь и быстро загрязняется. Заметили, что промаслившиеся стенки моются легче. Тогда, видимо, и возникла мысль покрывать посуду олифой - вареным льняным маслом. Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы. Изделия этого промысла привлекали своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента.

Урок по изобразительному искусству.Вазопись.Хохломская роспись

Урок по изобразительному искусству.Вазопись.Хохломская роспись

Слайд 4

Урок по изобразительному искусству.Вазопись.Хохломская роспись

Слайд 5

Все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодами и цветами обегают стенки сосуда, придавая предмету неповторимо яркий облик. На одних вещах стебли цветков вытягиваются вверх, на других завиваются или бегут по кругу.«В памяти старожилов края сохранились легенды о происхождении хохломской росписи, подтверждающие, что она была занесена иконописцами-старообрядцами. Беседуя с ними, можно в разных вариантах услышать рассказы о бежавших сюда сподвижниках атамана Разина, о приезде мастеров иконописного дела, спасавшихся от церковных гонений. Одна из легенд рассказывает о том, что среди скрывавшихся иконописцев был знаменитый мастер. Он построил дом в лесу на берегу реки и в нем начал красить посуду. Похожими на золотые были его узорные чаши. Верные люди помогали их продавать. Однако дознались в Москве, откуда привозят золоченые чаши, догадались, кто их расписывает. И вот двинулись на поиски мастера царские солдаты... Узнав об этом, призвал мастер мужиков из соседних деревень, показал им свое умение, отдал краски, кисти и исчез. Одни говорят, что это было на берегу Керженца, другие - на берегу Узолы. Может быть, такова была судьба не одного, а нескольких мастеров. Вместе с техникой окраски в Хохлому проникли и рисунки орнамента, известные иконописцам».

Народный промысел сохранился и по сей день , он прежнему радует яркими красками и удивительным узором. Центром художественного промысла является город Семёнов.

4. Практическая работа.

- Сегодня на уроке вы будете рисовать посуду (вазу) с хохломской росписью. Задача перед вами стоит не простая, так как необходимо будет не только передать форму предмета, но и выполнить ее роспись, соблюдая традиционную для этой росписи палитру и орнамент. При этом очень важно передать свое настроение, отношение к изображаемому предмету.

- Будем работать по следующему плану:

  1. Ограничить плоскость легкой карандашной линией.

  2. Находим высоту и ширину предмета.

  3. Определяем форму предмета.

  4. Работа над деталями предмета.

  5. Намечаем узор (хохломской).

  6. Работа в цвете (палитра Хохломы).

- Ваши работы будут оцениваться по следующим критериям:

  1. Аккуратность работы;

  2. Компоновка на листе, соответствие рисунка теме урока;

  3. Завершенность работы.

Для изделий Хохломы характерно сочетание красного и черного с золотым.

Слайд 6

Урок по изобразительному искусству.Вазопись.Хохломская роспись Урок по изобразительному искусству.Вазопись.Хохломская росписьУрок по изобразительному искусству.Вазопись.Хохломская роспись
Урок по изобразительному искусству.Вазопись.Хохломская роспись

Используют два типа росписи:
«Верховая» - красным и черным цветом

«Под фон» - золотистый силуэтный рисунок на цветном (красном или черном) фоне.

Урок по изобразительному искусству.Вазопись.Хохломская роспись

Слайд 9

7. Итог урока

Стоит студёная зима,

Снежинки крутит буйный ветер,

А солнечная Хохлома

Напоминает нам о лете.

В тарелочках не полутьма

Не сумрак в вазах и солонках,

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку!

Слайд 10

Урок по изобразительному искусству.Вазопись.Хохломская роспись

1.Выставка лучших работ учащихся.

2. Заключительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы с вами побывали в роли мастера - умельца: придумали интересную форму предмета и расписали его травным орнаментом с ягодами и цветами.

- Что вам на уроке больше всего понравилось?

- Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание: подготовить сообщение по темам: «хохломская роспись»


© 2010-2022