• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Использование кейс-технологии как новой формы интерактивного обучения на уроках изобразительного искусства

Использование кейс-технологии как новой формы интерактивного обучения на уроках изобразительного искусства

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К искусству нет готового пути.
Будь небосвод и море только сини,
Ты мог бы небо с морем в магазине,
Где краски продают, приобрести.

С.Маршак

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления «Использование кейс-технологии как новой формы интерактивного обучения на уроках изобразительного искусства»

Позвольте начать с небольшого экскурса в историю.

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом

В др. Египте возникла и укрепилась специальная художественная школа. Метод и система обучения у всех педагогов были едиными, ибо утвержденные каноны предписывали строжайшее соблюдение установленных норм. Обучение рисованию строилось на заучивании выработанных правил и канонов. Каноны облегчали изучение приемов рисования, но они сковывали художника, не давали ему изобразить мир таким каким он его видит.

Греческие художники-педагоги установили новый метод обучения рисованию, в основе которого лежало рисование с натуры. Они призывали внимательно изучать земную жизнь, а не загробную.

Изобразительное искусство античного мира по сравнению с египетским обогатилось новыми принципами и методами построения изображения, а вместе с тем и новыми методами обучения.

В Риме же педагога больше интересовала ремесленно-техническая сторона дела - это была скорее подготовка художника-ремесленника (больше мастера для оформления своих домов).

Науки, искусства и ремесла того времени не были отделены друг от друга. Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противоставлялись друг другу.

В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному, и оно объединило все виды художественного творчества, отделив его от других видов человеческой деятельности. Рисунок должны были изучать все, кто занимался искусством.

С момента зарождения искусства прошли тысячи лет, но и сегодня культуре в равной мере нужны и наука и искусство. И ученый и художник воссоздают мир во имя главной цели - постижения истины, красоты и добра. Для того, чтобы наука приносила людям пользу и радость, а не вред и горе, она должна быть тесно связана с искусством. В связи с этим, вопрос эстетического воспитания будет актуальным всегда.

На сегодняшний день основной целью эстетического воспитания и обучения школьников в России в соответствии с ФГОС является направленность на создание «единства образовательного пространства Российской Федерации; на сохранение и развитие культурного разнообразия многонационального народа Российской Федерации, на реализацию права обучающихся на овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

Конкретные же цели изучения предметной области "Искусство", сформулированные в стандарте, заключаются: в формировании осознания значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; в развитии эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами; в развитии индивидуальных творческих способностей обучающихся; в формировании интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

Содержание учебного предмета помогает учащимся формировать художественную компетентность зрителя, приобретать умения воспринимать и анализировать произведения различных видов и жанров искусства.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.

На уроках изобразительного искусства осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: научность, систематичность, сознательность, доступность, прочность, наглядность, связь теории с практикой.

Подробнее остановлюсь на реализации принципа научности, так как чаще всего на уроках изо дети стремятся сразу перейти к практике, избегая теории. Но минуя освоение азбуки и грамматики изобразительного искусства, строя занятия только на приобщении учащихся к «самовыражению», будет прослеживаться тенденция, заимствованная из басни Крылова «Квартет», с персонажами, обладающими музыкальными инструментами, но не имеющими представления об элементарной грамоте музыкального искусства.

Принцип научности как активный фактор развития творческих способностей заключается, прежде всего, в усвоении системы научных знаний, которые помогают правильно понять закономерности строения форм природы и явления реальной действительности, а тем самым и овладеть методом реалистического искусства.

Научить ребенка учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать огромный поток научной информации - помогает интерактивное обучение, очень популярное на сегодняшний день. Одной из новых форм интерактивного обучения является кейс-технология (case-study).

Название технологии произошло от латинского casus - запутанный необычный случай; а также от английского case - портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Непосредственная цель метода case-study - совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение.

Особенно хорошо применим этот метод для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности, где очень много информации. Другими словами, в изучении предмета «Искусство» - эта технология может стать бесценной.

Кейс по предмету «Искусство» своей структурой ничем не отличается от кейсов по другим дисциплинам и представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

Кейс обычно содержит:

1 - описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров - к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций;

2 - набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся для самостоятельной работы.

Кейс-технологии - это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

(Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.)

Классификация кейсов может производиться по различным признакам.

Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным для учащихся. В последнее время все популярнее становятся мультимедиа представление кейсов.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

-индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

-презентация и экспертиза результатов малых групп (в рамках учебной группы).

На уроках кейс-технологии можно применять при изучении новых тем, практических занятиях, на повторительно-обобщающих уроках, индивидуально и в группе.

Таким образом, использование метода case-study имеет множество преимуществ.

Результатом применения метода являются знания и практические навыки. Его суть также состоит в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений, а обучение становится как бы необходимым условием выживания. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление.

Вот только подборки кейсов по искусству пока не существует, поэтому учитель сам должен разработать кейс к уроку. В будущем планирую разработать сборник кейсов по разным темам изобразительного искусства.



© 2010-2022