Работа на тему: Актуальность введения системно-деятельностного подхода

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

12

Выпускная работа по разделу «Психолого - педагогические основы формирования учебных действий и понятий при реализации ФГОС, концепции СФГОС».


Тема: «Деятельностный метод в обучении по изобразительному

искусству».


Актуальность введения системно-деятельностного подхода.

"Великая цель образования -
это не знания, а действия"

Герберт Спенсер

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

Задача школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. «Развивающемуся обществу, - подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования»,- нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью… способны к сотрудничеству…обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание».

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Выбор системно - деятельностного подхода при разработке концепции стандартов обще­го образования второго поколения обуслов­лена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

■ придание результатам образования со­циально- и личностно-значимого характера;

■ более гибкое и прочное усвоение зна­ний учащимися, возможность их самостоя­тельного движения в изучаемой области;

■ возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

■ существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

■ обеспечение условий для общекуль­турного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только ус­пешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области по­знания.

Таким образом, практические приложения педагогических подходов - системного, деятельностного и личностно ориентированного - вновь приобретают актуальность.

Сущность деятельностного подхода в обучении

Под системно - деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».

Как пишет Л.С. Выготский «в основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика…» В деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в процессе этой деятельности. kipk.ru/

Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия. Для обучающегося его деятельность есть не просто и не столько учебная. Это настоящая жизнедеятельность.

Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.

Из вышесказанного следует, что системный плюс деятельностный образуют системный подход. Соединение этих подходов и является основой ФГОС ООО.

Системно-деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

- от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

- от "изолированного" изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов);

- от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;

- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения"

Согласно Л.Г. Петерсон метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.

При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, irost45.ru/uploads/content/file/materialy_internet_konferencii.pdf

как компетентностный, личностно-ориентированный и др., не только не про

тиворечат, но отчасти и "поглощаются", сочетаются с системно-деятельностным подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.

Реализация деятельностного подхода обучения опирается на следующие методы:

- проектный

- ролевые \ деловые игры

- проблемный метод

- исследовательский метод

- метод решения практических задач

- коллективной творческой деятельности

- поисковый метод

- дискуссионный метод

- коммуникативный

Предпочтение, однако, отдается проектному методу как самому интегративному из всех названных (включает в себя всевозможные виды деятельности, назван самым развивающим и самым перспективным методом обучения). К сожалению в нашей школе очень и очень мало, да и не всегда грамотно используется данная технология в обучении учащихся на уроках и в организации воспитательной работы с ними.

Теперь рассмотрим технологию системно-деятельностного подхода. Как и любая другая технология, она состоит из следующих элементов: целеполагания, определенного содержания образования, учета конкретных условий, предпочтительных форм и методов обучения и выхода на результат.

Технология системно-деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:

1.​ Мотивацию к учебной деятельности;

2.​ Актуализацию знаний;

3.​ Выявление причины затруднения и постановка цели.

4. Проблемное объяснение нового знания;

5.​ Первичное закрепление во внешней речи;

6.​ Самостоятельную работу с самопроверкой

7.​ Включение нового знания в систему знаний и повторение;

8.​ Рефлексия.

Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:

​ урок открытия нового знания;

​ урок рефлексии;

​ урок построения системы знаний;

​ урок развивающего контроля.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:

1.​ Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2.​ Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3.​ Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4.​ Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5.​ Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6.​ На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7.​ Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8.​ Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9.​ Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10.​ Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11.​ Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12.​ На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

irost45.ru/uploads/content/file/materialy_internet_konferencii.pdf

Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизиующегося образования.

Введение системы ФГОС в обучающий процесс, позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с учетом их индивидуальных потребностей. Инновация в преподавании изобразительного искусства заключается в прочном синтезе нескольких учебных программ, которые позволяют обеспечить углубленное изучение предмета.

Культура, мораль и нравственность - это управляющие, долгоживущие параметры порядка, которые «держат» социум, именно они лежат в основе грамоты изобразительного искусства, независимо от того, с применением они классических или инновационных техник преподавания.

От педагога будет зависеть, каким видом деятельности он займет воспитанников для достижения той или иной цели.

Рассмотрим как используется деятельностный метод на конкретном уроке : изобразительное искусство, 6 класс, тема : «Натюрморт» по программе Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство. 5-7 классы», тип урока - урок открытия нового знания. Приложение №1.

Актуальность этой темы заключается в том, что на уроках рисования необходимо обучить школьника видеть главное в предмете, разбираться в красоте простых вещей, которые нас окружают. При рисовании натюрморта задача учителя объяснять детям, что нельзя механически копировать предмет с натуры, а нужно выделить характерное в форме, цвете, пропорциях, которое определяет функциональность предмета и его эстетическое содержание. С этой целью на уроках изобразительного искусства должны осваиваться законы формообразования, цветоведения, композиции.

Роль композиционного мышления средствами декоративного натюрморта на уроках изобразительного искусства велика. А значит, развитие композиционных умений является одной из главных задач в системе эстетического обучения, т.к. рисунок является источником мыслительной деятельностью.
На этапе мотивации к учебной деятельности организуется осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке

На этом этапе происходит настрой детей на работу, ограничиваются тематические рамки ( «как вы думаете, в каком жанре мы будем работать?…») Работая над темой «Натюрморт», я подвожу ребят к проблеме (т.е. перехожу от известного к неизвестному), обращаясь к опыту детей,

: 5fan.ru/wievjob.php?id=30188

задаю вопрос «Что вы знаете о натюрморте?». предлагается детям подумать, достаточно ли у них знаний по теме натюрморт («…»)

С этой целью на данном этапе организую его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (Надо выяснить, что не знаем, и самостоятельно открыть новый способ, новые знания.)

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (Как вы думаете, есть ли что-то, что вам не известно о натюрморте?) 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). Здесь происходят процессы самоопределения в учебной деятельности и осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации исходя из поставленных условий. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

На этапе актуализации знаний подготавливается мышление детей к изучению нового материала, воспроизведению учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового («урок начинаем с повторения материала, необходимого для открытия нового», «обобщим, что повторили»), указываю ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний. Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы («задание на пробное действие…», «я не могу…(что именно)»). Одновременно проводится работу над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Работая над темой «Композиция натюрморта», я подвожу ребят к проблеме (перехожу от известного к неизвестному), обращаясь к опыту детей, задаю вопрос: «Являются ли данные предметы неодушевленными предметами?» Далее идет наблюдение, детям предлагается рассмотреть предложенные предметы и следует постановка проблемного вопроса: «Являются ли они натюрмортом?», в ходе которого выясняется недостаточность знаний и потребность их приобрести.

На этапе выявления причины затруднения внимание детей обращается на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение ( «я не знаю…»). , Учащиеся выявляют и озвучивают проблему, отвечая на вопрос «Почему у нас нет четкого ответа натюрморт это или нет?». Происходит формулирование выявленной проблемы: «Не достаточные знания о свойствах натюрморта.».

Гончаров А. О композиции // Художник. 1981, № 6.

На этапе проекта выхода из затруднения формулируется цель («узнать чем отличается натюрморт от хаотично расположенных предметов….») и тема урока («Что является основой натюрморта »). Составляется план открытия нового (подбираются «ключи» для открытия нового(эксперемент,поиск знаний в источниках) и пути их применения, составляется план действий).

Этап проблемное обьяснение нового материала. - предлагается проблемная ситуация (изменение в постановке) с последующим анализом,

Где, опираясь на знания учеников учитель выводит их на выводы, позволяющие открыть новые знания ( понятия композиции, средств композиции(равновесие, цельность, ритм и др.)), обосновать их и систематизировать, новый материал фиксируется вербально, и с помощью схем. Здесь тренируются регулятивные действия - учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

На этапе первичного закрепления ученики выполняют тренировочные упражнения (предлагается проанализировать картину по группам с точки зрения средств композиции) с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных средств композиции Так же предлагается вспомнить этапы работы над композицией и проследить какие средства композициина каком этапе мы тренируем.

При проведении самостоятельной работы с самопровекой используется индивидуальная форма работы. Ученики самостоятельно выполняют эскизы к натюрморту в карандаше с применением изученных средств композиции, проверяют их в классе пошагово, сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать. Во время работы создается доброжелательная атмосфера, позволяющая вселить уверенность в положительный результат.

Следующий этап - включение в систему знаний и повторение. Здесь, при переходе к работе в цвете дети определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с раннее изученным материалом о работе с объемом и светотенью, и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках правила работы с цветными карандашами художественных материалов), правил (композиции, построения предметов), в совокупности с полученными знаниями выстраивая систему действий для получения конечного результата :»Посмотрите как можно работать цветными карандашами, чтобы усилить выразительность первого плана, контраст.»

irost45.ru/uploads/content/file/materialy_internet_konferencii.pdf

При подведении итога (рефлексия) урока фиксируем изученное новое знание и его значимость. Организуется самооценка учебной деятельности («Достигли цели? Докажите. Оцените вашу работу с точки зрения новых знаний). Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.

Систематическое и методически правильное применение деятельностного метода развивают не только общеучебные навыки обучающихся, но и повышают качество образования, так как характерной чертой технологии деятельностного метода обучения в образовательном процессе является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.

Деятельностный метод обучения школьников, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.

Использование деятельностного метода обучения на уроках позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное - сделать учёбу в школе единым образовательным процессом, формирующим метапредметные результаты.

В результате использования технологию деятельностного детьми было выяснено, что композиционные умения - это сознательное владение приемами художественной деятельности, основанной на изобразительно-выразительных средствах. В процессе развития композиционных умений происходит совершенствование навыков, которые зависят от сложности, индивидуальных особенностей психического состояния личности, от методики проведения упражнений, обучения в ходе практических работ, обстановки, знания обязанностей, и деятельностный метод позволил повысить эмоциональный отклик на процесс познания, что привело к положительной динамике учебного процесса, повышению интереса к самостоятельному овладеванию знаниями и уверенности в положительном результате деятельности.



Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»; mon.gov.ru/

  2. Изобразительное искусство: Примерная программа основного общего образования. window.edu.ru/window/catalog?p_rid=37191

  3. Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система занятий. 5-8 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / И.Э. Кашекова, Е.П. Олесина; под ред.Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой.- М.: Просвещение, 2013.

  4. Кондаков A.M. и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. - М.: Просвещение, 2008.

  5. Концепция модернизации российского образования edu.ru/

  6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года ifap.ru ›

  7. Кондаков A.M. и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. - М.: Просвещение, 2008.

  8. Кондаков, А.М. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова // Педагогика. - 2008.- №10.- С.9-28.

  9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;президент.рф

  10. Гончаров А. О композиции // Художник. 1981, № 6. С.34-37

  11. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения А.Г. Асмолов; kipk.ru/

  12. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.

  13. Фундаментальное ядро содержания общего образования под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М. : Просвещение, 2011

  14. irost45.ru/uploads/content/file/materialy_internet_konferencii.pdf

  15. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Колякина В.И. и др. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство: 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2009.

  16. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. - М., Просвещение, 2013.





© 2010-2022