- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербы
Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербы
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Макина Л.С. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МКОУ «Верхнетуровская СОШ»
«О чём рассказывают гербы и эмблемы»
(Урок изобразительного искусства в 6 классе)
Разработала: учитель 1КК
искусства и технологии
Макина Ланита Станиславовна
Верхнее Турово
Предмет: искусство (изо)
Класс: 6
Раздел: « Декор- человек, общество, время»
Тема: « О чем рассказывают гербы и эмблемы»
№ урока: 21
Форма урока: индивидуально-групповая работа.
Практическое задание: декоративная работа в технике аппликации.
Зрительный ряд: изображения старинных и современных гербов, герб России, гербы Астрахани и астраханской области.
Музыкальный ряд: гимн России
Оборудование для учителя: проектор, компьютер, экран, презентация, заготовки-шаблоны используемых в геральдике и необходимые для выполнения задания урока, варианты выполнения практического задания.
Оборудование для учащихся: бумага, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.
Цель урока:
- ознакомить с разнообразием гербов, правилами составления и историей возникновения их на Руси;
- ознакомить с историей гербов города Воронеж, села Нижнедевицк;
- выполнить макет герба своего класса.
Задачи урока:
- образовательные: продолжить формирование понятия о символическом характере декоративно-прикладного искусства на примере гербов, эмблем;
- развивающие:
* развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами;
* развивать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру искусства;
* способствовать формированию эстетического вкуса;
- воспитательные:
* прививать такие качества как толерантность, навыки работы в команде;
* воспитывать интерес к истории, уважение к культуре, и символике своей страны, своего города, края
Ход урока. I.Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь!
(Звучит гимн, ученики встают.)
Учитель: Ребята, какая музыка сейчас звучала?
Дети: Это гимн России.
Учитель: Правильно. Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
Символ - это условный знак.
Гимн - это символ нашей страны.
Автором текста нашего гимна является Сергей Владимирович Михалков - писатель, Герой социалистического труда, председатель Союза писателей, член Академии педагогических наук, Лауреат государственной премии (Слайд 2).
Автор музыки-Александр Васильевич Александров - композитор, хоровой дирижер, народный артист СССР, Лауреат государственной премии (Слайд 3).
Учитель: Ребята, а какие ещё государственные символы вы знаете?
Дети: Герб, флаг (Слайд 4).
Учитель: Правильно, молодцы. Наш сегодняшний урок посвящён гербам.
Попробуйте сформулировать цели нашего урока: ( ученики формулируют цели)
*ознакомиться с разнообразием гербов, правилами составления и историей возникновения их на Руси;
*ознакомиться с историей гербов города Воронеж, села Нижнедевицк;
*выполнить макет герба своего класса (Слайд 5).
Учитель: Слово "герб" пришло в русский язык в XVI-XVII веках.
Герб - немецкое слово. В переводе на русский язык обозначает «наследство».
Герб - это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину- рода или отдельного лица,
отражающее исторические традиции владельца (Слайд 6).
Учитель: Как вы думаете, когда появились первые гербы?
Дети: В период Средневековья, когда строились рыцарские замки и устраивались турниры.
Учитель: правильно. (Слайд 7).В начале изображения на рыцарских доспехах были случайными, но потом они стали более осмысленными, их целью было увековечить ратные подвиги владельцев, ими стали дорожить и передавать по наследству (Слайд 8). Тогда и появились специальные люди - герольды, которые были распорядителями на рыцарских турнирах, они стали описывать и составлять гербы.
Так возникла геральдика - наука о гербах (Слайд 9).
Учитель: А теперь давайте рассмотрим, какую форму имели гербы.
1-й ученик: Основой всякого герба считается щит - как поле для изображения эмблемы. Известно пять основных форм западноевропейских щитов: овальную форму имел итальянский щит, треугольную - варяжский, прямоугольную - испанский, прямоугольную с заострением внизу - французский, неправильную резную - немецкий (Слайд 10).
2-й ученик: Существовало и определённое число цветов, каждый цвет имел своё значение:
золотой - богатство, сила;
серебряный - благородство, чистота;
красный - храбрость, мужество;
синий - верность, честь;
зелёный - свобода, надежда;
чёрный - смелость, печаль (Слайд 11).
Учитель: Первоначально на многих гербах присутствовали изображения листьев, цветов, ветвей растений. Позднее на гербах появляются башни, животные, небесные светила, предметы быта. Каждое изображение несёт в себе определённый смысл (Слайд 12). У вас на столах лежат памятки. Обратите внимание, какое изображение что обозначает.
Учитель: В рыцарском гербе обязательно присутствовал девиз - краткая надпись.
Шло время, не стало рыцарей, но гербы остались. Каждое государство в мире имеет свой герб.
А теперь давайте познакомимся с историей Российского герба.
3-й ученик: Герб России - двуглавый орёл, более пяти столетий олицетворял нашу державу. Немного найдётся в мире таких долговечных гербов.
Принятие этого рисунка связано с именем Ивана III Васильевича, великого князя московского (Слайд 13). После смерти первой жены Иван женился на иноземке - наследнице византийского престола Зое Палеолог (в России - Софья). Иван решил сделать к свадьбе сюрприз. Так как на гербе Византии был нарисован орёл, Иван III приказал придумать изображение нового российского герба, в содержание которого входил бы рисунок орла.
4-й ученик: Новый герб, принятый Иваном III, не просто повторил очертания герба, привезённого Софьей, русский двуглавый орёл превратился в могучую грозную птицу, зорко смотрящую на Запад и на Восток. Но Иван не расстался и со старым гербом Великого княжества Московского - изображением исконно русского Святого Георгия Победоносца.
Учитель: Российский герб часто изменял свой облик. Разница между гербами царской России и современной России заключается в цвете орла. До 1917 года он был чёрным, а в наше время - жёлтый (Слайд 14).
30 ноября 1993 года президент Российской Федерации подписал указ, в котором даётся описание нового герба (Слайд 15).
«Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённого на красном геральди-
ческом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над
головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите всадник, поражающий копьём дракона». Автором современного герба является Е.Ч.Ухналёв.
Учитель: Каждое государство в мире, каждый город имеет свой герб (Слайд 16). Посмотрите, какие они все разные. Каждый из них подчёркивает особенность и неповторимость своего города.
Конечно, и наш Воронеж имеет свой герб (Слайд 17).
Ученик: "В червлёном (красном) поле с золотой главой, обременённой чёрным двуглавым орлом с золотыми клювами, лапами и глазами, с червлёными языками, увенчанным тремя золотыми императорскими коронами и держащим в правой лапе золотой скипетр, а в левой - золотую державу, выходящая справа золотая сложенная из валунов гора, на склоне которой - опрокинутый серебряный кувшин, изливающий серебряную воду.
Щит увенчан золотой башенной короной о пяти видимых зубцах, окружённой по обручу золотым лавровым венком. Щитодержатели - витязи в серебряных кольчугах, зерцальных доспехах, шлемах со стрелками и несомкнутыми спереди бармицами, в червлёных плащах, заколотых на правом плече серебром, в рубахах и сапогах той же финифти и портах того же металла; правый витязь держит в правой руке золотой меч, направленный книзу, а на поясе его - золотые ножны; левый - держит в левой руке перед собой золотой старинный (миндалевидный) щит, а на поясе его - меч в ножнах того же металла. Подножие - зелёная земля. Щит обрамлён орденскими лентами: справа - ордена Ленина, а слева - ордена Отечественной войны I степени».
Учитель: А теперь, давайте посмотрим на герб Воронежской области (Слайд 18). Что между ними общего и чем они отличаются? (Слайд 19).
Учитель: В состав нашей области входит 31 муниципальных районов. Каждый район также имеет свой герб (Приложение 1). Наш Нижнедевицкий район граничит с городской чертой города Воронеж. Нижнедевицкий муниципальный район расположен на северо-западе Воронежской области. Центр района село Нижнедевицк - возник как село Нижняя Девица на реке Девица в конце XVII века. В 1779 году город Нижнедевицк становится центром обширного уезда, включавшего территории современного Нижнедевицкого района, частично Хохольского, Репьёвского районов Воронежской области, а также Белгородской и Курской областей.В 1781 году Екатериной II был утверждён план города, а 21 сентября 1781 года был Высочайше утверждён герб Нижнедевицка, подлинное описание которого гласит: «Въ верхней части щита гербъ Воронежскiй. Въ нижней - ржаная былина, на которой многiе находятся колоссы» . Сейчас это одно из красивейших мест нашей области. (Слайд 20).
Ученик: Описание герба:«В серебряном поле - идущая влево и обернувшаяся вправо девица с золотыми расплетёнными на концах косами, в лазоревом (синем, голубом) платье, подол которого уходит за край щита, и таковой же ленте на челе, простёршая в сторону правую руку, на левой же её руке лежит пук золотых колосьев». (Слайд 21)
III. Самостоятельная работа учащихся.
Работать будете в группах. Постарайтесь придумать герб своего класса. На экране подсказка, какую форму имели щиты (Слайд 22). Выполняется групповая работа учащимися.
IV. Демонстрация и защита выполненных работ( определение лучших)
V. Подведение итогов, анализ урока, домашнее задание.
Вопросы для закрепления пройденного материала.
Дома вам предлагается придумать и выполнить эскиз герба своей семьи (Слайд 23,24). Можно нарисовать, выполнить в технике «Аппликация», сделать на компьютере.
Сегодняшний урок мне хотелось бы закончить словами ( Слайд 25)
Когда задумаюсь о жизни,
Что мне дороже и родней,
Я обращаю взор к Отчизне,
России, Родине моей.
Она, я знаю, не покинет
И злому духу не предаст,
Она меня любого примет
И руку в трудный час подаст.
Спасибо за урок
Приложение1
Гербы муниципальных районов Воронежской области
Аннинский район
Бобровский район
Богучарский район
Бутурлиновский район
Верхнемамонский район
Воробьевский район
Грибановский район
Калачеевский район
Каменский район
Кантемировский район
Каширский район
Лискинский район
Нижнедевицкий район
Новоусманский район
Новохопёрский район
Ольховатский район
Острогожский район
Павловский район
Панинский район
Петропавловский район
Поворинский район
Подгоренский район
Рамонский район
Репьевский район
Россошанский район
Семилукский район
Таловский район
Терновский район
Хохольский район
Эртильский район