Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербы

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Верхнетуровская СОШ»









«О чём рассказывают гербы и эмблемы»

(Урок изобразительного искусства в 6 классе)








Разработала: учитель 1КК

искусства и технологии

Макина Ланита Станиславовна




Верхнее Турово


Предмет: искусство (изо)

Класс: 6

Раздел: « Декор- человек, общество, время»

Тема: « О чем рассказывают гербы и эмблемы»

урока: 21

Форма урока: индивидуально-групповая работа.

Практическое задание: декоративная работа в технике аппликации.

Зрительный ряд: изображения старинных и современных гербов, герб России, гербы Астрахани и астраханской области.

Музыкальный ряд: гимн России

Оборудование для учителя: проектор, компьютер, экран, презентация, заготовки-шаблоны используемых в геральдике и необходимые для выполнения задания урока, варианты выполнения практического задания.

Оборудование для учащихся: бумага, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.

Цель урока:

- ознакомить с разнообразием гербов, правилами составления и историей возникновения их на Руси;

- ознакомить с историей гербов города Воронеж, села Нижнедевицк;

- выполнить макет герба своего класса.

Задачи урока:

- образовательные: продолжить формирование понятия о символическом характере декоративно-прикладного искусства на примере гербов, эмблем;

- развивающие:

* развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами;

* развивать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру искусства;

* способствовать формированию эстетического вкуса;

- воспитательные:

* прививать такие качества как толерантность, навыки работы в команде;

* воспитывать интерес к истории, уважение к культуре, и символике своей страны, своего города, края

Ход урока. I.Организационный момент.
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Садитесь!

(Звучит гимн, ученики встают.)

Учитель: Ребята, какая музыка сейчас звучала?

Дети: Это гимн России.

Учитель: Правильно. Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Символ - это условный знак.

Гимн - это символ нашей страны.

Автором текста нашего гимна является Сергей Владимирович Михалков - писатель, Герой социалистического труда, председатель Союза писателей, член Академии педагогических наук, Лауреат государственной премии (Слайд 2).

Автор музыки-Александр Васильевич Александров - композитор, хоровой дирижер, народный артист СССР, Лауреат государственной премии (Слайд 3).

Учитель: Ребята, а какие ещё государственные символы вы знаете?

Дети: Герб, флаг (Слайд 4).

Учитель: Правильно, молодцы. Наш сегодняшний урок посвящён гербам.

Попробуйте сформулировать цели нашего урока: ( ученики формулируют цели)

*ознакомиться с разнообразием гербов, правилами составления и историей возникновения их на Руси;

*ознакомиться с историей гербов города Воронеж, села Нижнедевицк;

*выполнить макет герба своего класса (Слайд 5).

Учитель: Слово "герб" пришло в русский язык в XVI-XVII веках.

Герб - немецкое слово. В переводе на русский язык обозначает «наследство».

Герб - это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину- рода или отдельного лица,

отражающее исторические традиции владельца (Слайд 6).

Учитель: Как вы думаете, когда появились первые гербы?

Дети: В период Средневековья, когда строились рыцарские замки и устраивались турниры.

Учитель: правильно. (Слайд 7).В начале изображения на рыцарских доспехах были случайными, но потом они стали более осмысленными, их целью было увековечить ратные подвиги владельцев, ими стали дорожить и передавать по наследству (Слайд 8). Тогда и появились специальные люди - герольды, которые были распорядителями на рыцарских турнирах, они стали описывать и составлять гербы.

Так возникла геральдика - наука о гербах (Слайд 9).

Учитель: А теперь давайте рассмотрим, какую форму имели гербы.

1-й ученик: Основой всякого герба считается щит - как поле для изображения эмблемы. Известно пять основных форм западноевропейских щитов: овальную форму имел итальянский щит, треугольную - варяжский, прямоугольную - испанский, прямоугольную с заострением внизу - французский, неправильную резную - немецкий (Слайд 10).

2-й ученик: Существовало и определённое число цветов, каждый цвет имел своё значение:

золотой - богатство, сила;

серебряный - благородство, чистота;

красный - храбрость, мужество;

синий - верность, честь;

зелёный - свобода, надежда;

чёрный - смелость, печаль (Слайд 11).

Учитель: Первоначально на многих гербах присутствовали изображения листьев, цветов, ветвей растений. Позднее на гербах появляются башни, животные, небесные светила, предметы быта. Каждое изображение несёт в себе определённый смысл (Слайд 12). У вас на столах лежат памятки. Обратите внимание, какое изображение что обозначает.

Учитель: В рыцарском гербе обязательно присутствовал девиз - краткая надпись.

Шло время, не стало рыцарей, но гербы остались. Каждое государство в мире имеет свой герб.

А теперь давайте познакомимся с историей Российского герба.

3-й ученик: Герб России - двуглавый орёл, более пяти столетий олицетворял нашу державу. Немного найдётся в мире таких долговечных гербов.

Принятие этого рисунка связано с именем Ивана III Васильевича, великого князя московского (Слайд 13). После смерти первой жены Иван женился на иноземке - наследнице византийского престола Зое Палеолог (в России - Софья). Иван решил сделать к свадьбе сюрприз. Так как на гербе Византии был нарисован орёл, Иван III приказал придумать изображение нового российского герба, в содержание которого входил бы рисунок орла.

4-й ученик: Новый герб, принятый Иваном III, не просто повторил очертания герба, привезённого Софьей, русский двуглавый орёл превратился в могучую грозную птицу, зорко смотрящую на Запад и на Восток. Но Иван не расстался и со старым гербом Великого княжества Московского - изображением исконно русского Святого Георгия Победоносца.

Учитель: Российский герб часто изменял свой облик. Разница между гербами царской России и современной России заключается в цвете орла. До 1917 года он был чёрным, а в наше время - жёлтый (Слайд 14).

30 ноября 1993 года президент Российской Федерации подписал указ, в котором даётся описание нового герба (Слайд 15).

«Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённого на красном геральди-

ческом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над

головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите всадник, поражающий копьём дракона». Автором современного герба является Е.Ч.Ухналёв.

Учитель: Каждое государство в мире, каждый город имеет свой герб (Слайд 16). Посмотрите, какие они все разные. Каждый из них подчёркивает особенность и неповторимость своего города.

Конечно, и наш Воронеж имеет свой герб (Слайд 17).

Ученик: "В червлёном (красном) поле с золотой главой, обременённой чёрным двуглавым орлом с золотыми клювами, лапами и глазами, с червлёными языками, увенчанным тремя золотыми императорскими коронами и держащим в правой лапе золотой скипетр, а в левой - золотую державу, выходящая справа золотая сложенная из валунов гора, на склоне которой - опрокинутый серебряный кувшин, изливающий серебряную воду.

Щит увенчан золотой башенной короной о пяти видимых зубцах, окружённой по обручу золотым лавровым венком. Щитодержатели - витязи в серебряных кольчугах, зерцальных доспехах, шлемах со стрелками и несомкнутыми спереди бармицами, в червлёных плащах, заколотых на правом плече серебром, в рубахах и сапогах той же финифти и портах того же металла; правый витязь держит в правой руке золотой меч, направленный книзу, а на поясе его - золотые ножны; левый - держит в левой руке перед собой золотой старинный (миндалевидный) щит, а на поясе его - меч в ножнах того же металла. Подножие - зелёная земля. Щит обрамлён орденскими лентами: справа - ордена Ленина, а слева - ордена Отечественной войны I степени».

Учитель: А теперь, давайте посмотрим на герб Воронежской области (Слайд 18). Что между ними общего и чем они отличаются? (Слайд 19).

Учитель: В состав нашей области входит 31 муниципальных районов. Каждый район также имеет свой герб (Приложение 1). Наш Нижнедевицкий район граничит с городской чертой города Воронеж. Нижнедевицкий муниципальный район расположен на северо-западе Воронежской области. Центр района село Нижнедевицк - возник как село Нижняя Девица на реке Девица в конце XVII века. В 1779 году город Нижнедевицк становится центром обширного уезда, включавшего территории современного Нижнедевицкого района, частично Хохольского, Репьёвского районов Воронежской области, а также Белгородской и Курской областей.В 1781 году Екатериной II был утверждён план города, а 21 сентября 1781 года был Высочайше утверждён герб Нижнедевицка, подлинное описание которого гласит: «Въ верхней части щита гербъ Воронежскiй. Въ нижней - ржаная былина, на которой многiе находятся колоссы» . Сейчас это одно из красивейших мест нашей области. (Слайд 20).

Ученик: Описание гербаКонспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербы:«В серебряном поле - идущая влево и обернувшаяся вправо девица с золотыми расплетёнными на концах косами, в лазоревом (синем, голубом) платье, подол которого уходит за край щита, и таковой же ленте на челе, простёршая в сторону правую руку, на левой же её руке лежит пук золотых колосьев». (Слайд 21)

III. Самостоятельная работа учащихся.

Работать будете в группах. Постарайтесь придумать герб своего класса. На экране подсказка, какую форму имели щиты (Слайд 22). Выполняется групповая работа учащимися.

IV. Демонстрация и защита выполненных работ( определение лучших)

V. Подведение итогов, анализ урока, домашнее задание.

Вопросы для закрепления пройденного материала.

Дома вам предлагается придумать и выполнить эскиз герба своей семьи (Слайд 23,24). Можно нарисовать, выполнить в технике «Аппликация», сделать на компьютере.

Сегодняшний урок мне хотелось бы закончить словами ( Слайд 25)

Когда задумаюсь о жизни,

Что мне дороже и родней,

Я обращаю взор к Отчизне,

России, Родине моей.

Она, я знаю, не покинет

И злому духу не предаст,

Она меня любого примет

И руку в трудный час подаст.

Спасибо за урок









Приложение1

Гербы муниципальных районов Воронежской области

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербыАннинский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербыБобровский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербыБогучарский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербыБутурлиновский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербыВерхнемамонский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербы

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербы

Воробьевский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербы

Грибановский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербы

Калачеевский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербы

Каменский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербы

Кантемировский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербы

Каширский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербы

Лискинский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербы

Нижнедевицкий район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербы

Новоусманский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербы

Новохопёрский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербыОльховатский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербыОстрогожский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербыПавловский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербыПанинский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербыПетропавловский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербы

Поворинский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербы

Подгоренский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербы

Рамонский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербы

Репьевский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербы

Россошанский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербы

Семилукский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербы

Таловский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербы

Терновский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербы

Хохольский район

Конспект урока по Искусству (ИЗО) 6 класс тема: О чем рассказывают гербы

Эртильский район


© 2010-2022