Конспект по музыке на тему Особенности духовной музыки. М. Березовский 6 класс

Предлагаю коллегам-музыкантам и учителям МХК конспект урока с доп. статьей и ссылкой на тему Духовная музыка, в модуле "Особенности духовной и светской музыки" для 6 класса по программе Г. Сергеевой и Е. Критской. Это мой подход к подаче материала, через призму не очень счастливой судьбы М.Березовского, учитывая что многие учащиеся слышат храмовую музыку. Но восприятие ее у них разное- кто-то бывает в храмах по случаям праздничным или наоборот, кто-то посещает воскресные школы или даже по...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образы русской духовной музыки. Березовский М.С.

План - конспект урока в 6 классе.

Тема урока: Судьба и творчество М. Березовского.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • Предметная - закрепление навыков пения 2 -х голосия;

знакомство с жизнью и творчеством М.С. Березовского.

  • Метапредметная : закрепление навыка осознанного слушания музыки; расширение культурологического кругозора учащихся; воспитание уважения к национальным духовным корням

  • Коммуникативная: формировать грамотное эмоциональное восприятие услышанного; умение формулировать оценку ответов одноклассников, диалога с учителем

Оборудование: фортепиано, компьютер, видеотехника, муз.центр, репродукции картин Ф. Грека, доска.

Музыкальный материал: русская песня «Вечерний звон», М.Березовский « Не отвержи мене во время старости» - фрагменты хорового концерта.

youtube.com/watch?v=kQZR4F5fCXE мужской хор Свято-Троицкой Сергиевской Лавры

Конспект этапов урока.

  • Организационный момент - обозначение общей цели урока и цели каждого раздела.

Приветствие - распевка, хоровые упражнения (мажорное и минорное трезвучия, Гамма в унисон, в терцию - переход к

  • Хоровая работа - Песня Вечерний Звон, работа над чётким дыханием, артикуляцией: и интонированием

( 1 этап оценивания - за работу)

  • Переход к теме урока- Ввод в тему

У. - мы продолжаем знакомиться с музыкальной классикой.

Традиционно она делится на светскую ( мирскую, звучащую в жизненном обиходе, разнообразную по содержанию, направленности своей, инструменарию) и Духовную.

Так называется музыка, звучащая в храмах, требующая особого внимания и тишины для восприятия. Такая музыка - строгая, возвышенная и всегда очень гармоничная, красивая. Она сопровождает человека и в праздники, и в часы горя.

Православная церковная музыка - явление многогранное. Она возникла в эпоху становления православия, восточного христианства - Византии, и продолжает исполняться и создаваться по сей день. Музыкальная культура Византии вобрала в себя особенности музыки тех народов, которые составили православие: греков, болгар, сербов, русских, белорусов, восточных украинцев. Национальные особенности этих народов, яркие и узнаваемые, были в церковной православной музыке сглажены, поскольку подчинялись строгим правилам - канонам, которые строго соблюдались музыкантами, авторами псалмов, литургий. С середины XVII века в музыкальном православии окончательно закрепились основные жанры: кант, псалом, хоровой концерт.

Наша беседа сегодня посвящена одному из выдающихся композиторов XVIII века - Максиму Созонтовичу Березовскому.

Рассказ о жизни и творчестве М. Березовского.

Слушание фрагмента Хорового концерта «Не отвержи мене..»

Рассказ учителя.

Слушание.

Д/з -Письменный отзыв по выбору: а) о прослушанной музыке; б) о судьбе композитора; в) Свободная тема «Мои впечатления от услышанной храмовой музыки»

( Вариант - рисунок)

Оценки.

Прощание.

Приложение

Березовский Максим Созонтович

Максим Созонтович Березовский родился в 1745 году в городе Глухове (ныне город областного значения в Сумской области), где в то время при дворе гетмана Кирилла Разумовского процветала культурная и, особенно, музыкальная жизнь.

Березовский, проявив очень глубокий музыкальный талант, обучался поначалу в Киеве, а после, став хористом придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге, у капельмейстера Цописа. В 1766 году при царском дворе был исполнен написанный им Концерт для хора, ноты которого не сохранились. Успех концерта обусловил дальнейшую учебу М.Березовского в Италии, в студии Падре Мартини (учителя самого В.А.Моцарта) в Болонской музыкальной академии, которую он закончил в 1771 году. В Италии Березовский написал оперу «Домофонт», она была с успехом поставлена в тамошнем театре в 1755 году, за год до его возвращения в Санкт-Петербург.

Несмотря на талант, успешную учебу с наилучшими рекомендациями самого Падре Мартини, в России его ждала печальная участь. В придворной капелле молодой музыкант столкнулся с проявлениями зависти, интриг, в результате которых ему не нашлось соответствующей должности, да и достойной работы вообще. К этому добавились личные неудачи, одиночество. Так и не дождавшись обещанного ему места директора в якобы проектируемой музыкальной консерватории в Кременчуге Полтавской губернии, в порыве расстройства он свел счеты с жизнью… Это случилось в 1777 году, когда композитору было всего 32 года.

Творческое наследие М.С.Березовского невелико. Кроме упомянутой оперы «Домофонт» и второй, «Ифигения», не законченной им (обе оперы написаны были в духе и стиле итальянских опер XVIII в.), нескольких итальянских арий и написанных на латыни мотетов, Березовский оставил такие хоровые церковные произведения: концерт «Не отвержи мене во время старости», «Верую», и «Четыре причастия»: «Творяй Ангела своя», «Чаша спасения», «В память вечную», «Во всю землю».

Все эти произведения были изданы. В рукописях остались «Литургия», «Три концерта»: «Отрыгну сердце», «Милость и суд воспою», «Слава во вышних Богу», «Два причастия»: «Хвалите Господа с небес», «Блаженни якже избрал», наконец, «Не имамы иныя помощи».

В произведении «Не отвержи мене» появилось название «Концерт», которое в православной церковной музыке появилось, как упомянуто, в «Богогласнике», впервые. Его также употребляли, А. Ведель и Д. Бортнянский, хотя оно использовано неточно, так же как и название «мотет».

То была музыкальная форма древнего происхождения, еще с ХІІІ века. Со временем она стала, пожалуй, самой популярной из полифонических музыкальных форм хоровой музыки a capella. В XVIII веке, в эпоху этих трех мастеров, западноевропейский мотет был, в основном, 8-миголосный и многочастный (более 4-х и количество выбиралось по количеству библейских текстов, свободно). Каждая часть начиналась тематической экспозицией - фугато.

Восьмиголосие давало композиторам возможность использовать способы построения форм, аналогичных инструментальному концерту. Таким образом, мотет существовал, но именно своеобразную форму и название «концерт» для хоров a capella выбрали для своих произведений М.Березовский, А. Ведель и Д.Бортнянский, не смотря на то, что в западной церковной музыке концерт не применялся. Без сомнения, на выбор собственно формы мотета (как и концерта) у трех отечественных композиторов оказала влияние церковная музыка соседней Польши. И придворные петербургские итальянские приглашенные композиторы (Сарти, Галуппи и др.), активно писали мотеты даже на церковнославянские тексты и форму эту достаточно быстро сделали популярной.

Несмотря на столь короткую жизнь, трагически и несправедливо завершенную, М. Березовский оставил шедевр - Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости». Это 4-хголосное произведение в четырех частях Adagio, Allegro, Adagio, Moderato (Fuga). Его музыка проникновенна, очень душевная, что удивительно при относительно юном возрасте автора. Эффект кратковременного раздвоения звучащих партий достигается особой техникой полифонического письма: расхождение на двухголосие внутри одной партии, при паузе в других голосах, либо при унисоне в другой партии голосов. Такое «мерцательное» трехголосие внутри двухголосия - исследователи относят как к таланту и мастерству М.Березовского, так и его глубинному знанию особенностей православного хорового пения, русского и украинского.

По материалам А.Рудницкого.

3

© 2010-2022