• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Духовно - нравственное воспитание школьников через уроки изобразительного искусства и внеурочной деятельности

Духовно - нравственное воспитание школьников через уроки изобразительного искусства и внеурочной деятельности

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно- нравственное воспитание

в условиях сельской школы.


Слайд - дождь

Осенний сад. Промокшая скамейка…

И листья подметает не спеша

Усталый дворник в ветхой телогрейке,

А под скамейкой съежилась душа

Да, да, душа.

Обычная, вот только

Промокла и от холода дрожит

И вспоминает, как хозяин колко сказал:

«Душа, ты мне мешаешь жить,

Болишь по каждой убиенной мошке,

Сжимаешься от плача малыша.

Мой завтрак отдаешь бездомной кошке-

Я больше не могу с тобой, душа,

Мои слова давно устали плакать.

Прошу тебя, как друга: уходи»

Она ушла в сырую слякоть,

И с нею вместе плакали дожди.

Блуждала долго мокрыми дворами,

Заглядывая в окна и глаза.

Над нею осень хлопала ветрами

И вслух с судьбою спорила гроза

Осенний сад. Промокшая скамейка

И листья снова падают шурша.

Работу кончил дворник в телогрейке,

А под скамейкой умерла душа…


Пауза - музыка

Всего один раз живет человек на земле, но как же по - разному использует он свои годы. Для одних это время взлета в высочайшие области человеческого духа, время горения и предельной самоотдачи, напряженного созидательного труда. Для других - бесцельное, бессмысленное времяпровождение в барах и подворотнях, бесконечная погоня за вещами, которая в конечном счете приводит к духовному краху…

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания сформулировано основополагающее положение для организации воспитательной работы, это определение воспитательного идеала: «Современный национальный воспитательный идеал-это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ».

Приятно сознавать, что начало нового тысячелетия в России связано с возвращением духовно - нравственных ориентиров в политику государства с осознанием того, что возрождение страны, решение экономических и социальных проблем неразрывно связано с воспитанием человека высокой духовной культуры.

- А что же такое духовность?

- Это устремленность человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу и таким образом одухотвориться.

В.И.Даль считал, что духовность обозначает все, относящееся к человеческой душе, духу, богу, церкви, вере.

- Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, на основе гармонии с окружающим миром.

- А что есть нравственность?

- Нравственность - компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом.

поэт О.Рубежов

Что есть духовность?

Синтез совершенства,

Стремленье духа к новой высоте.

Путь к Богу,- утверждает духовенство.

Мудрец ответит просто: путь к себе

Поэт с художником подскажут: «Вдохновенье»

Певец и композитор - песнь души

Политик - совесть, физик - убежденье

И все они по - своему правы

Духовность - это творчества начало

Полет души. Что ввысь устремлена

В которой звонкой песней зазвучала

Космической гармонии струна

Духовность не имеет постулатов

В ней дух святой, лишь с нею мы богаты.

В.А.Сухомлинский сказал: «Настоящий человек начинается там, где есть святыня души».

Так где - же у человека формируются святыни души? Чтобы найти ответ на этот вопрос я разработала программу « Экология и душа» . Первый ответ на мой вопрос мне подсказали мои ученики . В семье - ответили они.

СЕМЬЯ - корни

Россия начинается с российской семьи. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми:

  • Любовь и верность;

  • Здоровье и благополучие;

  • Почитание родителей;

  • Забота о старших и младших;

  • Продолжение рода;


  • Семейная культура

  • бережное отношение к жизни человека,

  • приобщение к ценностям и традициям российской семьи

  • сформированность отношения к семье как к основе российского общества;

Семейное воспитание. ствол

Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития школьника.

Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей.

СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

Социальная солидарность - возможность личности развиваться в неагрессивной, благоприятной социальной среде. Социальная солидарность раскрывается в ценностях:

  • Свобода личная и национальная;

  • Доверие на всех уровнях общества;

  • Справедливость;

  • Милосердие;

  • Доброта;

  • Честь и честность;

  • Достоинство.

Структура программы

Духовно-нравственное развитие российских школьников в общеобразовательной школе обеспечивается программами воспитания и социализации. Их может быть восемь, в соответствии с теми источниками человечности, которые были определены выше:

  1. ПАТРИОТИЗМ;
    2. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ;
    3. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ;
    4. ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ;
    6. ТРУД И ТВОРЧЕСТВО;
    7. ПРИРОДА И ИСКУССТВО;
    8. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования

Источники человечности открываются на российской почве как сокровищницы национальных и общечеловеческих духовных ценностей:

ПАТРИОТИЗМ

- чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан - богаче и счастливее. Патриотизм - это источник силы народа. Он выражается в ценностях:

  • Любовь к России;

  • Любовь к своему народу;

  • Любовь к своей малой родине;

  • Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

ТРУД И ТВОРЧЕСТВО

Нет средства более важного, чтобы стать человеком, личностью, семьянином и гражданином, сделать себя и окружающий мир лучше, чем свободное творчество и каждодневный труд. Это возможно, если человек принимает ценности:

  • Познание и истина;

  • Креативность и инновационность;

  • Целеустремленность и настойчивость;

  • Трудолюбие;

  • Бережливость

ПРИРОДА И ИСКУССТВО

Россияне вправе гордиться своей страной, ее славной историей, великой культурой, традиционной духовностью, великолепной природой. Открыть для себя красоту российской земли, ее уникальные природные и культурные ландшафты школьники могут, приобщаясь к ценностям:

  • Жизнь;

  • Родная земля;

  • Красота;

  • Гармония

ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ

Традиционные российские религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм, - это источники национальной духовности.

В общеобразовательной школе ценности российских религий представлены как духовные основы российской культуры, как традиционные жизненные ценности. В таком, культурологическом, контексте школьники могут усваивать системные представления о:

  • Вере в Бога;

  • Религиозных организациях;

  • Святости и благочестии

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

У россиянина необходимо воспитывать способность к духовно-нравственному развитию через обращение к другим национальным культурам и мировому культурному наследию. В то же время он сам должен быть понятен представителям других народов, открыт и дружелюбен по отношению к ним, что возможно через принятие ценностей:

  • Планета Земля;

  • Мир во всем мире;

  • Многообразие культур и народов;

  • Прогресс человечества;

  • Международное сотрудничество

В заключении я хочу рассказать вам притчу.

Притча о двух соседях: один человек построил красивый дом, посадил сад, развел цветы и прекрасно чувствовал себя в своей обители. Рядом жил бедный ленивый человек в покосившемся домике с упавшим забором и завидовал соседу. Пытаясь вывести его из себя, тот устраивал скандалы, бросал мусор во двор, а однажды, встав утром и выйдя во двор, увидел ведро с помоями на пороге. Он вылил нечистоты, вычистил до блеска ведро, наложил в него крупных яблок и пошел к завистнику. Тот, увидев в окно идущего, обрадовался: «Наконец я его достал,» предвкушая радость ссоры. Сосед поставил яблоки на порог и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится»

Уважаемые коллеги! Я желаю вам и всем вашим ученикам быть духовно богатыми!

Спасибо за внимание!

© 2010-2022