Урок по изобразительному искусству

Методическая разработка  внеклассного мероприятия по предмету изобразительное искусство «Русский пряник»   Изо, 1-4класс  НИКОНЕНКОВА ОКСАНА ВАСИЛЬЕВНА,  учитель изобразительного искусства соответствие занимаемой должности МКОУ «Боровска СОШ», Иркутская область, Братский район, п. Боровской.   Цель: развитие толерантности в межличностном общении и взаимодействии в коллективе.  Предметные   Познакомить   ребят с историей возникновения пряничного дела на Руси,   с разнообразными видами пряников....
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету изобразительное искусство

«Русский пряник»

Изо, 1-4класс

НИКОНЕНКОВА ОКСАНА ВАСИЛЬЕВНА, учитель изобразительного искусства соответствие занимаемой должности МКОУ «Боровска СОШ», Иркутская область, Братский район, п. Боровской.

Цель: развитие толерантности в межличностном общении и взаимодействии в коллективе.

Предметные

Познакомить ребят с историей возникновения пряничного дела на Руси, с разнообразными видами пряников.

Научить ребят играть в народные игры.

Способствовать развитию мышления, памяти, реализации творческих способностей;

Воспитывать культуру общения, эстетический вкус детей.

Предварительная работа:

Ученики готовят сообщения по видам пряников.

Оборудование:

1. Музыкальное сопровождение. Русская народная музыка.

2. Заготовки загадок, тексты заданий для игр, заготовки к играм, наборы пряников.

3.Презентация

Предполагаемые результаты:

Познавательные УУД

- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

- умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

Коммуникативные УУД

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

- формирование вербальных и невербальных способов коммуникации

- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Регулятивные УУД

- удерживать цель деятельности до получения ее результата

- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной(неуспешной) деятельности

- оценивать результаты деятельности

Личностные УУД

- проявлять понимание и уважение к ценностям культуре русского народа

-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь

Ход праздника

Ведущий - Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня с вами вместе. Глубоко вдохните в себя свежесть морозного утра и выдохните обиду и злость. Я желаю вам хорошего настроения и удачи

Ведущий выставляет муку, воду.

- Назовите эти продукты? (мука, вода)

- Что получится при их смешивании? (тесто) - достаёт тесто

- Что делают из теста? (пекут хлеб, пироги, печенье и т.д)

- Русские люди издавна отметили пластические свойства теста и лепили из него самые разные фигурки. - фигурки из теста.

- Самые известные из них - русские пряники

Ученик

Русские, сладкие, мятные,

К чаю ароматному

Угощенье знатное.

Ведущий - Предположите о чем сегодня пойдет речь? (беседа с учащимися)

Мы познакомимся сегодня с историей появления пряников, поиграем в народные игры. И вы ребята побываете в роли мастеров - пряничников, которые продемонстрируют нам своё творчество и умение.

Дети исполняют песню «Русские пряники»

I. «История появления пряника»

Пря́ник - мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального теста; для вкуса могут добавляться мёд, орехи, изюм, фруктовое или ягодное повидло, пряности. На вид пряник - пластина фигурной, прямоугольной или овальной формы, на верхней части которой выдавлен рисунок.

История пряников уходит в глубь веков. Его возникновение неразрывно связано с таким величайшим открытием человечества, как хлеб.

Первое письменное упоминание о приправленных специями медовых лепешках - около 350веков до н. э. Уже древние египтяне знали о них. Римляне изготовляли намазанные медом лепешки, которые с медом же и выпекались.

Пряники - древнейшее лакомство многих народов. История приготовления пряничных изделий стара как мир. О том, насколько древнее это изделие, свидетельствует такой факт: при вскрытии египетской гробницы в ней были обнаружены выпечные изделия из меда. У древних греков был обычай в дни торжеств одаривать лакомствами из меда. При раскопках в Италии были обнаружены глиняные формы для изготовления выпечных изделий из меда - медовники.

II. Игровая программа

Ведущий: Внимание, внимание! Начинаем пряничное состязание.

«Пряничные загадки»

Хоть задрал он кверху нос, но это не всерьёз.

Ни перед кем он не гордится,

Кто пить захочет - убедиться (чайник).

2. В поле родился, на заводе варился.

На столе растворился (сахар).

3. Он пыхтит как паровоз, важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится - пригласит чайку напиться (чайник).

4. Мнут и катают, в печи закаляют,

А потом за столом нарезают (тесто).

5. В воде родится, а воды боится (соль).

6. В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь да вода (самовар).

Первые пряники на Руси назывались «медовым хлебом» и появились еще около IX века, они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед в них составлял почти половину от всех других ингредиентов. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII-XIII веках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, приведенные из Индии и с Ближнего Востока, пряник получил свое название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам.

Ведущий .

А теперь давайте с вами поиграем

1. Игра «Пряник» ( под мелодию песни «Посею лебеду на берегу»)

В центре площадки очерчивается круг, в центре стоит табуретка, на которой сидит водящий. В кругу разложены пряники. Задача девушек - собрать пряники, а водящий, не вставая с табуретки, должен поймать девушку себе в «невесты». Игра может повториться с другим водящим.

Ведущий.

Особенно большой интерес вызывали пряники у детей. В XVIII в. В России выпекалась специальная пряничная азбука, с помощью которой детей обучали грамоте.

2. Игра «Сложи слово» пряник (работа в парах, группах)

Ведущий.

С пряниками было связано много народных обычаев и традиций. Пряники разделялись по назначению: подарочные, прощальные, свадебные, поминальные, лечебные, игровые…

Ведущий. Пряникам приписывали лечебные свойства. Считалось, например, что пряники, специально изготовленные в монастырских пекарнях, обладают целебными свойствами и помогают в лечении некоторых тяжких недугов.

Ведущий.

Был и еще обычай: ловить пряники. На второй день Пасхи девушки в лучших нарядах выстраивались в круг на площадке около церкви, а парни кидали в них пряники, баранки, конфеты, причем каждый старался попасть в свою избранницу.

3. Игра «Попади в невесту» (под мелодию песни «Барыня, ты моя»)

Ведущий .

А еще пряники небольшого размера использовали для игры. Побеждал тот, чей пряник летел дальше всех и при падении не разбивался. Хорошо известное выражение «как пряник ломается» возникло на ярмарочных играх, когда одним движением руки нужно было пряник на три равные части разломить.

4. Игра «У кого дальше»

5.Игра «Пряник по кругу» (под песню «Конфеты, бараночки»)

Пока звучит мелодия, участники передают друг другу пряник в красивой упаковке. В центре - водящий. Музыка останавливается, и если пряник оказывается в руках у девушки, а в центре круга - юноша, то они должны спеть хором или станцевать парный танец.

Ведущий .

В XVII-XIX веках пряничное дело было распространенным народным промыслом. В каждой местности выпекали свои пряники по традиционным рецептам, а секреты изготовления передавались из поколения в поколение. Мастеров, которые занимались пряничным производством, называли прянишники.

Ведущий .

По способу изготовления пряники делят на три вида: печатные, вырезные и лепные.

Ученик 1

Мама вафельку даёт,

Бабушка кладёт пирог,

Дедушка кусок торта,

Мне ненужно, ерунда!

Я мотаю головой,

Дайте пряник мне - лепной.

Ученик 2

Лепной пряник - самый древний Лепной пряник пришел к нам из языческой Руси. Сегодня лепные пряники - это большая редкость. Их традиционные персонажи - конь, олень, коровка, коза, утица, тетерка с птенцами Тесто состоит из грубой ржаной муки, соли и воды).

Лепят из теста прямо руками так же, как обычно лепят глиняные игрушки.

1.Задание. Из пластилина « Слепить лепной пряник».

Ученик 3

Если хочешь сладко жить

И остаться статным

Надо чай зеленый пить

С пряником печатным

Печатный пряник

Ученик 4

Печатный - самый известный. Печатные пряники печатали на тесте деревянными формами - так называемыми пряничными досками или «пряницы »,.

Пряники делались самой разнообразной формы - фигурные, круглые, но чаще всего квадратные или прямоугольные, размером от нескольких сантиметров до метра и более,

2.Задание «Сложите печатный пряник»

Ученик 5 .Силуэтные пряники

Пряники-пряники

Что за чудо - пряники!

И с начинкой, и простые,

Облитые, расписные.

Ученик6 .

Силуэтные пряники вырезались ножами, тесто украшали окрашенным цветным сахарным сиропом.

Самые замечательные силуэтные пряники под названием "козули" выпекали и выпекают до сих пор в Архангельске.

"Козули" - название условное, чаще всего северные пряники изображали коня или оленя, ведь олень всегда был у разных народов символом Солнца, оберегом от зла.

3. Задание «Раскрасьте силуэтный пряник»

III.Заключение. Подведение итогов. Рефлексия

Ведущий

- Я хочу пригласить вас на выставку наших пряников.

- Какие красивые пряники у вас получились!

- Вам нравятся ваши пряники? Где бы вы их хотели разместить?

- Оказывается, вы тоже можете быть художниками и мастерами своего дела, вы можете творить и создавать вот такую красоту. Но этому, конечно, нужно учиться.

Оцените свои работы сами. Кто считает, что сегодня хорошо поработал, узнал много нового, вылепил красивый пряник - ВСТАНЬТЕ.

- Посмотрите на правую ладонь и мысленно положите на неё те знания и умения, с которыми вы пришли на урок; на левую - те, что получили на уроке. Хлопком объедините эти знания. Скажите «Спасибо» себе и окружающим за работу на уроке.

- Ребята, вы сегодня все потрудились отлично. Этому способствовала ваша дружная и слаженная работа в мастерских.

Надеемся, что вам понравился наш сегодняшний праздник, и он стал для вас познавательным.

Ведущий .

Главное помнить - русские традиции не умирают, они будут жить в веках.

А наша задача - эти традиции сохранять, оберегать и передать своим потомкам!

Литература:

С. Жегалова и др. "Пряник, прялка и птица Сирин", М.: "Просвещение", 1983 г. Конышева Н.М. Секреты мастеров: Учебник для 4 класса Издательство «Ассоциация 21 век»,2003

И.Малахин "Пряники". Журнал "Вокруг света" №2/2002 г.

(Интернет-ресурс:pryanik33.narod.ru/STATJA/Trditions.html)

Новая детская энциклопедия. Москва « Махаон», 2010

Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера /Под ред. Шпикаловой Т.Я..- М.: Туманит. изд. центр ВЛАДОС,2001













Народные игры

«Знай свой номер»

Каждой девушке по секрету от юношей присваивается какой-то номер. У одного юноши на скамейке свободное место. Водящий называет какой-то номер, и девушка под этим номером должна пересесть на свободное место. Задача юношей - удержать своих девушек на месте. Игра повторяется несколько раз.

«Конфеточка»

В центре площадки очерчивается круг, в центре стоит табуретка, на которой сидит водящий. В кругу разложены конфеты. Задача девушек - собрать конфеты, а водящий, не вставая с табуретки, должен поймать девушку себе в «невесты». Игра может повториться с другим водящим.

«Платок по кругу»

Пока звучит мелодия, участники передают платок друг другу. В центре - водящий. Музыка останавливается, и если платок оказывается в руках у девушки, а в центре круга - юноша, то они должны спеть хором или станцевать парный танец.

«Маша и Яша»

Участники, взявшись за руки, стоят в кругу. В центре - юноша и девушка с завязанными глазами. Яша должен поймать Машу. Для этого он время от времени кричит: «Маша, ты где?». А Маша отвечает: «Яша, я здесь». (Маша может звонить в колокольчик)





Народные игры

«Золотые ворота»

Часть участников становятся в круг, взявшись за руки и подняв их над головой. Под музыку остальная часть участников двигается по кругу, обходя стоящие «Ворота» то спереди, то сзади - «вьюнком».

Золотые ворота

Пропускают не всегда,

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустят вас!

После слов «не пропустят вас» стоящие опускают руки - «закрывают ворота». Кто из бежавших оказался внутри круга, считается пойманным и ждёт в центре круга. Игра проводится несколько раз.

«Сбей горшок»

На детский стульчик или другое возвышение устанавливается горшок. Участнику игры завязывают глаза платком и дают в руки палку. Задача играющего - сбить горшок с возвышения.

9


© 2010-2022