• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Проект урока по изобразительному искусству Линия и ее выразительные возможности, разработанный по учебнику Л. А. Неменской Изобразительное искусство, 6 класс

Проект урока по изобразительному искусству Линия и ее выразительные возможности, разработанный по учебнику Л. А. Неменской Изобразительное искусство, 6 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шелипова Анжела Валерьевна учитель изобразительного искусства МБОУ "Шипуновской СОШ им. А.В.Луначарского Шипуновского района" . Шипуново.

Конспект урока

Класс 6 , четверть I .

Тема урока:

Линия и ее выразительные возможности.

Цель урока:

Познакомить с выразительными свойствами линии, видами и характером линии.

Задачи урока:


  • сформировать понятие о линии как основном средстве выразительности в графике, развивать умение различать свойства линий, виды и характер, ритм, условность и образность линейного изображения, способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений;

  • развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности;

  • совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать информацию, планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности;

  • формировать коммуникативные компетенции; активировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал учащихся;

  • создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;

  • продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности.

Образовательные ресурсы:

ru.wikipedia.org/wiki artsait.ru

П.И. Чайковский «Времена года»

Наглядно- демонстрационный материал:

Презентация «Линия и ее выразительные возможности»

Репродукции картин:

«Женщина с распущенными волосами» А.Матисс.

«Голубь мира» П.Пикассо.

«Портрет балерины Т.Карсавиной» В.Серов.

«Танец» П.Пикассо.

УМК по которому работает учитель:

Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс :учеб. Для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского.-М.:Просвещение,2012;

Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс/ Л.А.Неменская, И.Б.Полякова, Т.А.Мухина, Т.С.Горбачевская; под ред. Б.М.Неменского.

Этапы урока

Цели, задачи этапа

Художественно-педагогическая деятельность учителя (ХПД)

Художественно-эстетическая деятельность ученика (ХЭД)

Результаты ХЭД учащихся на каждом этапе урока

I. Организационный момент.

Этап мотивации и актуализации знаний.











Учитель организовывает художественно-эстетическую деятельность учащихся (ХЭД)

Проверка готовности учащихся к уроку.

Ребята, сейчас я прочитаю несколько строк стихотворения, а вы с помощью карандаша выполните «быстрый рисунок» Напомните мне, как называется такой рисунок.

Правильно, набросок.

Вот старый дуб-листва из звонкой меди,

Могучий стан в извилинах коры-

Он весь гудит, рокочет о победе,

Как некогда на струнах гусляры.

Вс. Рождественский.

-Рассмотрим ваши рисунки.

-Что является их основным элементом? (Основной элемент рисунка - линия)

Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Постановка учебной задачи. - Чтобы точнее сформулировать тему, обратим внимание на эпиграф.

Слайд 2. Художник Анри Матисс

говорил: «Путь к конечной цели идёт не через нагромождение деталей, а через отбор их. В рисунке, например, художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью».

Сообщение темы урока.

-Действительно, сегодня мы будем говорить о линии. Тема урока так и называется - «Линия и её выразительные возможности».

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?


Учитель выносит планирование на доску.

1.Линия-начало всех начал в рисунке.

2.Разнообразие линий.

3.Линия в творчестве художников.

4.Использование выразительных возможностей линий в художественном творчестве.

Какие действия необходимы для решения поставленных задач?

Дети настраиваются на эмоциональное настроение урока, которое создает учитель.



Выполняют творческое задание



-Основной элемент рисунка - линия.







Определяют тему урока.

Определение учебной цели осуществляется учащимися под руководством учителя.

-Что это такое-линия?

-Что я о линиях знаю?

-Что я о линиях не знаю? Не понимаю?

-От чего зависит впечатление от рисунка?

-Чему буду учиться?

Участвуют в планировании работы.



Внимательно слушать, анализировать, выделять главное, проявить свои умения в практической работе.

Учатся настраиваться на одну «эмоциональную волну» с учителем.

Проявляют способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Осознают свои интересы (основной элемент рисунка его значение и основная задача).


Проявляют интерес к изучаемому материалу.







Формируемые умения:

умение понять мысль автора, заключенную в высказывании, навыки устного выступления и сравнительного анализа


Определяют цель, проблему в учебной деятельности

II.

Изучение нового материала






























Первичное закрепление































Творческая практическая деятельность.

Учитель переходит к теме урока. Учитель излагает теоретические основы темы. Учитель организует восприятие художественного произведения.

Для какого вида изобразительного искусства линия является основным выразительным средством? ( Для графики)

Слайд 3.

- Что такое графика?

(Вид изобразительного искусства, где отражение действительности решается с помощью рисунка)

Слайд 4.

- Какие виды рисунка вы знаете?-(Набросок, зарисовка, эскиз.)

- С чего начинается рисунок?

( Рисунок начинается с линии. Линия является началом всех начал в рисунке.)

- Какие линии вы знаете? Какими могут быть линии по начертанию? -(Длинные, короткие, прямые, кривые, волнистые, отрывистые, тонкие, толстые и т.д.)

Слайд 5.Известный художник - график В.А.Фаворский говорил: «Всякую линию - и кривую и прямую - мы можем представить себе как остановившуюся и как движущуюся…».

-Как вы понимаете слова художника?

(Художник относится к линии как к живой - она может двигаться, а может и остановиться.)

А какими ещё чертами мы можем наделить линию?

Сможем ответить на этот вопрос, выполнив задание.

Каждому учащемуся группы (класс заранее разделен) необходимо написать слово «линия». К какому выводу вы пришли? (Одно и то же слово каждый написал по - своему).

Известно, что по почерку можно многое сказать о характере человека. У человека, рисующего линией, как и пишущего, есть свой почерк- своя манера вести линию, обрисовывать контуры предмета. Из всего сказанного можно сделать вывод, закончите мою мысль: «Каждая линия имеет свой …». Правильно, каждая линия имеет свой характер.

А какой характер может быть у линии?

Давайте наделим линию теми же чертами характера, что и у человека. Придумаем лирические эпитеты, чтобы обозначить её характер (линия может быть уверенной, лихой, смелой или строгой, обстоятельной, мягкой, жесткой, нежной, грубой и т.д.) Линия может звучать как струна: случайно задетая, выразительно звучащая или надрывно кричащая.

-Предлагаю вам немного поиграть:

Первый ряд- все вместе слегка стучат ладошками по столу. Второй ряд- потирает ладошкой о ладошку. Третий ряд - хлопает в ладоши. Все движения начинаем одновременно по моей команде. Прислушайтесь: выдерживая определенный ритм, мы создали шум дождя. Дождливые капли, течение речки - быстрое или плавное движение воды, движение на ветру травы или веток деревьев передается ритмом линий, длинных или коротких, создавая тревожное или радостное настроение, пасмурную или солнечную погоду. Согласование ритма линий и цвета создает настроение. Ритмы могут быть быстрыми плавными, спокойными и тревожными.

(Слайд 6.)

-Что мы обозначаем линией? (Найти ответ на вопрос, задание выполнить самостоятельно, используя учебник с.30)

(Линией мы обозначаем контур предмета, его край. Линия - это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения. Ведь и буквы тоже линии. Только писать буквы мы стараемся аккуратно, правильно, а в изображении подход другой: здесь на первый план выходит интерес к выразительности линии.)

- Зачем художнику столько разных линий? Для чего он их использует?

(линия - это средство создания образа; чтобы образ был выразительнее).

Учитель излагает теоретические основы темы.

Интерес к выразительности линии рождает её характер. Характер линии выражает эмоции, чувства художника.

Магия творческого акта - явления линии - безукоризненно передана в работе А.Матисса и П.Пикассо, выполненных одной линией на белом фоне.

Первичное закрепление .

Учитель организует восприятие и анализ художественных произведений, запланированных на урок.

Учитель дает задания на восприятие произведения.

Слайд 7 . «Женщина с распущенными волосами» А.Матисс.

- Какие впечатления у вас от этого женского образа? (предполагаемые ответы учащихся: нежная, загадочная, задумчивая, добрая молодая женщина).

Сам А.Матисс сказал: «Я не могу ничего прибавить к этой линии, ни отнять от неё».

Слайд 8.«Голубь мира» П.Пикассо.

- Что видите вы в рисунке Пикассо? Может быть, что-то необычное? (очень лаконично передан женский образ, плавно переходящий в изображение голубя).

Здесь линия, созданная как бы одним взмахом руки художника.

Поэт Всеволод Рождественский к рисунку «Голубь мира» написал стихотворение, которое так и называется «Рисунок Пикассо» (прочитать отрывок)

«Певучим медленным овалом

Пленительно обведена,

Встаёт виденьем небывалым

Белее лилии - она.

Голубки нежной трепетаньем

Её лицо окаймлено,

И вся она - любви сиянье,

Зарёй вошедшее в окно…»

Слайд 9. «Портрет балерины Т.Карсавиной» В.Серов.

Сам процесс рождения линии запечатлён В.Серовым в «Портрете балерины Т.Карсавиной» - линейный рисунок тела переходит в штриховое пятно головы. Такую линию называют «живой». Вот линия напряглась, как струна, или мягко расплылась, раскрывая пластичность прекрасного тела балерины.

Слайд 10. «Танец» П.Пикассо.

- А что вы можете сказать про рисунок П.Пикассо «Танец»?

Множество линий передают экспрессию танца в рисунке П.Пикассо «Танец».

Учитель организует практическую художественную деятельность учащихся, определяя основные цели и этапы этой работы

Каждой группе необходимо выполнить творческое задание

Любым удобным графическим материалом изобразить линиями различного характера добро и зло. Чтобы легче было справиться с заданием, возможно передать эти качества через образ дерева.

Чтобы понять суть задания, посмотрим учебные рисунки на эту тему.

Учитель организует восприятие художественного произведения .

Слайды11-15. Учебные рисунки с передачей разных состояний и черт характера через образ дерева.

Учитель следит и консультирует учащихся, по ходу выполнения работы, создает необходимый эмоциональный фон, используя музыкальный ряд.

(Во время практической работы звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)

Учитель делает целевые обходы:

- контроль организации рабочего места;

- контроль правильности выполнения рисунка;

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.




-Для графики

Вид изобразительного искусства, где отражение действительности решается с помощью рисунка.

-Набросок, зарисовка, эскиз.

«Открытие» обучающимися нового знания.

-Рисунок начинается с линии.

-Длинные, короткие, прямые, кривые, волнистые, отрывистые, тонкие, толстые и т.д.





-Одно и то же слово каждый написал по - своему.







В игровой приходят к понятию «ритм».









Работа по учебнику

-Линией мы обозначаем контур предмета, его край. Линия - это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения. Ведь и буквы тоже линии. Только писать буквы мы стараемся аккуратно, правильно, а в изображении подход другой: здесь на первый план выходит интерес к выразительности линии.

-линия - это средство создания образа; чтобы образ был выразительнее.






Дети рассматривают произведение, пытаются определить внутреннее содержание авторского замысла.





Ученики дают ответы на вопросы учителя, анализируют художественное произведение.

Учащиеся, воспринимая произведение, высказывают свое отношение к нему.








Учащиеся воспринимают, анализируют произведение.


При выполнении практической работы дети принимают композиционные решения, пытаясь воплотить свой авторский образ.





Находят решение поставленных учебных задач

Формируемые умения:

Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии.

Формируют понятие о линии как основном средстве выразительности в графике.




Учатся высказывать свое мнение




Сформируют понятие о линии как об условности и образности линейного изображения.





Развивают умение различать свойства линий.


Формируемые умения: умение иллюстрировать свои мысли примерами;

навыки устного выступления.


Дети учатся определять для себя главное, происходящее на

уроке.


Развивают умение различать характер, ритм линии.










Совершенствуют умения в работе с текстом, обобщают информацию.












Проявляют способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений;

Сформируют понятие о линии как об условности и образности линейного изображения.


Дети учатся анализировать настроение, характер произведения, средствами изобразительного языка











Дети получают и развивают навыки изобразительной деятельности, согласно художественному образу.

Создание художественного образа по заданной теме.

Умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в художественной деятельности.

III. Итоги урока.

Рефлексия.

Учитель организовывает обобщение урока,

акцентирует внимание детей на теме урока.

Рефлексия деятельности

1).Выставка работ учащихся.

2). Рефлексия.

Теперь вы можете ответить на вопрос:

-От чего будет зависеть впечатление от рисунка?

( От свойства, характера, вида линий. Ритма линий.)

Ваше впечатление будет зависеть от того, каким образом линия управляет движением вашего взгляда.

Закончить фразу:

-Я знаю…

-Я понимаю…

-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

3).Заключительное слово учителя.

Главное выразительное средство рисунка - линия. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной.

Вернёмся к эпиграфу: «В рисунке художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью».

Сегодня на уроке вы на практике убедились, что изображая что - либо, можно ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями и вместе с тем передать (достичь) выразительность образа.

Дети участвуют в обобщении содержания урока.

Активно принимают участие в представлении коллективных творческих работ

Дети с повышенным вниманием и переживанием анализируют представленные на выставку работы одноклассников.


-От свойства, характера, вида линий. Ритма линий

Отвечают на поставленный вопрос.

Выражают свои эмоции. Достигают цели, поставленной в начале урока.



Обобщают свои мысли впечатления, и т.д.


Учащиеся развивают навыки самооценки и взаимооценки.

Аргументированно оценивают работы товарищей.

Совершенствуют умения анализировать, сравнивать, обобщать информацию. Делают вывод.


Формируется умение:

формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии.

Оценивают свои достижения на уроке.

IV.

Домашнее задание

Учитель предлагает на выбор задания, связанные с темой урока.

Домашнее задание: подготовить графические материалы, повторить виды рисунка. Выполнить набросок, зарисовку или эскиз, используя разные линии по своему характеру.

Дети самостоятельно выбираю домашнее задание, связанное с темой урока.

Учащиеся формируют навык самоопределения.




© 2010-2022