Внеклассная деятельность на уроках изобразительного искусства

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Сибирский институт непрерывного дополнительного образования»



Внеклассная деятельность

по изобразительному искусству

Выпускная аттестационная работа

по программе профессиональной переподготовки «Профессиональное образование: учитель изобразительного искусства»





Слушатель: Лукасевич Надежда Викторовна

Руководитель: Анна Викторовна



Омск-2015

ОГЛАВЛЕНИЕ





ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Эстетическое воспитание детей средствами искусства, воспитание их художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству одна из основных задач работы внеклассной работы в кружках по изобразительному искусству. Занятия в ИЗО кружках способствуют более полноценному и разностороннему развитию детей. На таких занятиях дети имеют возможность полнее проявить свои творческие способности и углубить познания в области изобразительного искусства.

Внеклассная работа по изобразительному творчеству - это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Ее разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к изучению предмета.

Цель работы - изучить особенности внеклассной деятельности по изобразительному искусству.

Объект - внеклассная работа по изобразительному искусству.

Предмет - процесс совершенствования в практике работ внеклассной работы по изобразительному искусству в школе.

Проблема исследования: Как правильно организовать учебный процесс (внеклассную деятельность)? Какие принципы и методы лучше использовать при изучении декоративной композиции на внеклассных занятиях по изобразительному искусству для эффективного усвоения знаний и умений?

Гипотеза исследования: процесс формирования системы знаний и умений по изобразительному искусству, на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе будет проходить более эффективно, если:

- будут разработаны конспекты внеклассных занятий;

- подобранны рациональные формы организации процесса обучения;

- подобранны средства обучения (ТСО, компьютер, наглядные пособия).

Объект, предмет и цель исследования, определили постановку и решение следующих задач:

- определить задачи внеклассной работы по изобразительному искусству;

- выявить особенности организации и методики проведения внеклассной работы по изобразительному искусству;

- описать особенности развития творческих способностей учащихся во внеклассной деятельности.

Методы исследования: изучение научной методической литературы, опыта учителей - новаторов в данной области, освоение новых технологий данной работы, наблюдение за деятельностью учащихся.

Методология исследования: теоретическая базой исследования явились труды по изобразительному искусству для 5-6 класса Б. М. Неменского В. Г. Горяева, Г. Е. Гуровой, А. А. Кузина. Теоретическая база исследования рассмотрена в трудах Логвиненко Г.М. и др.

Практическая значимость, заключается в возможности применения подобранных занятий по изобразительному искусству на внеклассных занятиях в школе.

Структура работы: введение, две главы с параграфами, раскрывающие основные задачи работы, заключение, список используемой литературы.



ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ


1.1. Задачи внеклассной работы по изобразительному искусству

В общеобразовательной школе учитель изобразительного искусства, кроме поурочной организации занятий, проводит с детьми внеклассную и внешкольную работу.

Внеклассные (факультативные занятия, кружки, студии, выставки, конкурсы), внешкольные (домашняя самостоятельная изобразительная деятельность, экскурсии, кружки, студии, выставки, конкурсы) занятия - формы организации учебных занятий во внеурочное время. Целью которых является расширение, углубление и повышение познавательной деятельности, а также коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностью, запросами, способностями и склонностями.

Организацию и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству разрабатывает методика внеклассной работы по изобразительному искусству (раздел, изучающий возможности и эффективность занятий по изобразительному искусству вне урока и вне обязательных программ).

Методика внеклассной работы разрабатывает основы организации внеклассной работы в школе, ее содержание, методы, межпредметные связи и связи с классными занятиями по изобразительному искусству[3.c.41].

Внеклассная работа по изобразительному искусству решает:

- задачи развития эстетических интересов школьников, развития их изобразительных творческих умений;

- вопросы занимательности при углубленном изучении изобразительного искусства,

- вопросы искусствоведческого краеведения и пр.

Рассматриваются также конкретные вопросы: методика кружковой работы, выставок, конкурсов, предметных праздников, олимпиад, недель изобразительного искусства и др.

Разработки внеклассных мероприятий требуют от педагогов временных затрат для подготовки данного вида деятельности, ведь необходимо найти интересный, актуальный материал по заданной теме, который не только заинтересует учащихся, но и не оставит их равнодушными. Кроме того, нужно четко распланировать все части мероприятия, выбрать методы и приемы подачи материала, определиться с формой проведения занятия и необходимым оборудованием, наглядным и дидактическим материалом для проведения внеклассного мероприятия[16.c.12].

Кроме того, нужно четко распланировать все части мероприятия, выбрать методы и приемы подачи материала, определиться с формой проведения занятия и необходимым оборудованием, наглядным и дидактическим материалом для проведения внеклассного мероприятия.

Сам сценарий внеклассного мероприятия - это подробная разработка содержания мероприятия, оформленная литературно и раскрывающая все элементы и действия внеклассного мероприятия, изложенные в четкой логической последовательности. В сценарии должна быть раскрыта тема и цель, оформлены все логические переходы от одной части мероприятия к другой. Самое главное при написании сценария - конкретизировать общую тему, найти и осветить проблемный аспект поднятого вопроса, который волнует коллектив большего всего. Каждое внеклассное мероприятие, как правило, приурочено к какому-то конкретному празднику, значимому дню или личности, либо же проблемной теме. Важно, чтобы сценарий внеклассного мероприятия соответствовал возрастным особенностям учащихся. Оно может быть посвящено, к примеру, творчеству А. Пушкина, Ф. Шаляпина или А. Ахматовой. Также может быть поднята проблемная тема, важная для детей того или иного возраста: вред наркотиков, человек в обществе, дети и деньги, правила безопасности в общении с животными.

Сценарий мероприятия должен содержать в себе развитие какого-то конкретного сюжета, причем наличие конфликта обязательно. Сценарий без конфликта не настолько ярко раскрывает все идеи занятия. После проведения внеклассного мероприятия любой формы, учителю необходимо провести анализ внеклассного мероприятия. Существует два разных вида анализа внеклассного мероприятия: предметно-содержательный и психолого-педагогический. В первом типе анализируется содержательная часть мероприятия, его воспитательная направленность. Второй тип в первую очередь рассматривает занятие с педагогической точки зрения. Схема анализа внеклассного мероприятия следующая: Первый пункт: оценить обоснование темы заданного мероприятия. Далее - проанализировать цели и задачи мероприятия и то, насколько они были достигнуты в ходе проведения урока. Далее рассмотреть место проведения и форму самого занятия и обратить внимание на то, насколько они соответствовали выбранной теме[16.c.34].

Активность учеников на занятии помогает оценить то, насколько педагогу удалось донести материал до учащихся и правильно ли были выбраны методы и приемы ведения мероприятия. Самый последний пункт анализа - выявить педагогическую ценность мероприятия и значение его для дальнейшего развития каждого ученика в отдельности и коллектива в целом.

Каждый учитель должен также выполнить и самоанализ проведенного мероприятия. Это дает возможность оценить насколько внеклассное мероприятие удалось, оценить собственное педагогическое мастерство и выявить моменты, которые стоит подкорректировать или уделить им особое внимание при подготовке следующего занятия. Самоанализ способствует самосовершенствованию и мотивирует на дальнейшее развитие всех, в том числе и учителей. Проведение внеклассного мероприятия -важная часть работы педагога. Это одна из наиболее интересных составляющих школьной жизни. Внеклассное мероприятие требует большой подготовительной работы перед самим проведением мероприятия для того, чтобы занятие было эффективным, заинтересовало учащихся и не оставило их равнодушными к поднятой теме занятия а, наоборот, мотивировало к дальнейшему изучению, обсуждению и осмысливанию проблемы. Внеклассное мероприятие всегда способствует развитию творческих способностей детей и личностному росту учащихся. Проведение внеклассного мероприятия -важная часть работы педагога. Это одна из наиболее интересных составляющих школьной жизни. Внеклассное мероприятие требует большой подготовительной работы перед самим проведением мероприятия для того, чтобы занятие было эффективным, заинтересовало учащихся и не оставило их равнодушными к поднятой теме занятия а, наоборот, мотивировало к дальнейшему изучению, обсуждению и осмысливанию проблемы. Внеклассное мероприятие всегда способствует развитию творческих способностей детей и личностному росту учащихся. Проведение внеклассного мероприятия - важная часть школьной жизни учителя и учащихся, которая способствует раскрытию потенциала обеих сторон, а анализ проведенного мероприятия часто помогает выявить, устранить и скоординировать существующие проблемы в коллективе. Внеклассное мероприятие - это всегда интересно как для учителя, так и для учащихся. Ученики узнают новую полезную информацию, проявляют активность, а учитель получает возможность взглянуть на своих учеников с другой стороны[24.c.48].

При организации любой формы занятий по изобразительному искусству планирование осуществляется по дидактической схеме:

- цели, задачи преподавания изобразительного искусства в той или иной форме организации занятий;

- содержание курса изобразительного искусства, соответствующее этим целям;

- принципы, подходы, направления обучения (учитывающие, как правило, искусствоведческие, психологические, педагогические теории, положенные в основу курса);

- методы, способы, приемы, средства (с учетом формы учебной деятельности педагога и учащихся).

Планирование занятий представляется в нормативных документах по предмету концепции, для факультатива в виде таблицы, включающей в себя сквозную нумерацию уроков на учебный год, темы уроков и практической работы, формат работы, перечень художественных материалов и техник, цели и задачи занятий. Формулировки тем уроков и практической работы могут в случае необходимости корректироваться учителем. Также он имеет право на изменение последовательности изучения тем занятий

В процессе ознакомления учащихся с произведениями искусства, особенностями выполнения определённых видов художественных работ мульти - медийные презентации могут быть заменены показом репродукций картин художников, творческих работ учащихся и т. д.

«Примерное календарно-тематическое планирование» ставит цель помочь учителю изобразительного искусства правильно организовать работу, но не должно сдерживать его инициативу и творческий подход к преподаванию факультатива. Учитель может распределить учебный материал по-другому, учитывая особенности каждого класса.

Таким образом, внеклассное мероприятие - важнейшая часть работы учителя. Проведение этих занятий всегда имеет воспитательное воздействие на учеников всех возрастов. Внеклассные мероприятия - занятия или события в коллективе, которые должны быть организованы непосредственно учителем или же самим общеобразовательным учреждением и нести воспитательный характер. К таким мероприятиям также можно отнести игру, экскурсии, походы в музеи и т.д. Успешность и результативность обучения во многом зависит от выбора методов и приемов обучения, но, в то же время, важность влияния правильной организации и проведения внеклассного мероприятия нельзя не отметить. Каждый учитель знает, что очень часто интерес к какому-либо предмету можно вызвать именно при проведении внеклассного мероприятия, или же каким-то образом повлиять, к примеру, на выбор будущей профессии[3.c.21].

Наиболее распространенные мероприятия: творческая деятельность, внеклассные кружки, студии и творческие объединения, научные сообщества и предметные кружки, выставки, массовые праздники, экскурсии, конференции, конкурсы и олимпиады. Любое внеклассное мероприятие включает в себя три основных этапа: подготовительный этап, этап самого проведения мероприятия и анализ (или самоанализ) проведенного занятия.

1.2. Особенности организации и методики проведения внеклассной работы по изобразительному искусству

Внеклассную работу нужно строить таким образом, чтобы дети продолжали развиваться, совершенствовали свои знания, умения и навыки по предмету.

Основными формами внеклассной работы с детьми являются кружки, факультативные занятия по изобразительному искусству.

В школьной практике широкое распространение получили кружки рисунка и живописи, графики, композиции, декоративно-прикладного искусства, оформительского искусства, скульптуры.

Основная задача кружков по изобразительному искусству - развитие художественных способностей школьников в процессе обучения средствам выразительности различных видов изобразительного искусства, формирование у учащихся эстетических потребностей, вкуса, воспитание интереса к искусству, понимания его роли в жизни народа[27.c.36].

Как правило, в кружке одновременно занимаются 12-15 учащихся. Меньшее количество учащихся в кружках по сравнению с их количеством на уроке изобразительного искусства дает возможность педагогу больше времени уделить индивидуальной работе.

Большинство учебных заданий в кружке рассчитано на относительно длительное время - 3-6 часов. Кроме того, в кружках значительно шире применяются такие материалы, как гуашь, темпера, черная тушь, сангина, соус, пастель, уголь, мелки. В кружке скульптуры дети учатся лепить из пластилина, глины.

Эти особенности организации процесса занятий в кружках позволяют успешно выполнять учебно-воспитательные задачи кружковой работы по изобразительному искусству:

а) воспитать у учащихся эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающей действительности, к произведениям изобразительного искусства;

б) развить художественные способности каждого учащегося, исходя из его индивидуальных особенностей;

в) научить школьников рисовать с натуры, по памяти и по представлению, грамотно передавая особенности формы, конструктивного строения, пространственного расположения, светотени и цвета изображаемых объектов; научить рисовать фигуру человека;

г) сформировать у учащихся умение самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию;

д) воспитать у школьников стремление использовать полученные в кружке знания, умения и навыки в общественно полезной работе - оформлении стенных газет, школьных выставок, праздничных вечеров;

е) научить анализу произведений искусства[24.c.51].

Формы и методы работы в изокружках должны быть несколько иными, чем в классе, приближенными к художественной школе.

Руководя работой учащихся, надо не ограничиваться объяснениями, а больше показывать на практике, как работать кистью, как разводить краску, подбирать нужные тона и цвета. Желательно, чтобы на этих занятиях сам преподаватель выполнил в присутствии учащихся основной процесс работы над частью постановки.

Законченные работы полезно просмотреть коллективно, с тем, чтобы учащиеся отметили достоинства и недостатки своих рисунков. В конце просмотра надо суммировать их высказывания и дать указания к исправлению рисунков.

В школьных кружках изобразительного искусства при комплектовании групп не следует разбивать детей по их художественной подготовке, так как это приведет к созданию нескольких параллельных групп. Однако педагогу необходимо учитывать индивидуальные склонности и способности каждого члена кружка, помогая их развитию.

Важным видом занятий в кружках является ознакомление учащихся с выдающимися произведениями изобразительного искусства. В отличие от аналогичного вида занятий на уроках в кружке педагог имеет возможность более подробно рассказать о демонстрируемом произведении, о творческом пути художника, шире привлечь для сравнения произведения мастеров живописи, графики, скульптуры[24.c.54].

Необходимо отметить, что возможности использования местных художественных промыслов практически имеются в любой сельской местности (резные украшения наличников, или вышивка, кружева, или резные деревянные поделки.

Успешная работа кружка во многом зависит от правильной организации занятий и четкого планирования. Планируя работу кружка, педагог должен учитывать количество часов, тематику заданий, местные условия, индивидуальные особенности детей, их интересы.

Основные задачи факультативных курсов - дальнейшее расширение и углубление знаний учащихся по изобразительному искусству, активное развитие художественного вкуса и художественно-творческих способностей школьников, а также умений и навыков самостоятельно анализировать содержание и художественные достоинства произведений мастеров живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Эти курсы должны вызвать живой интерес учащихся к занятиям живописью, рисунком, гравюрой, керамикой, к изучению истории искусств.

В отличие от уроков, а также кружковых занятий по изобразительному искусству факультативные занятия носят ярко выраженный проблемный характер. Они рассчитаны на повышенную активность и самостоятельность учащихся в восприятии материала, в выполнении заданий. На факультативных занятиях особенно важен дифференцированный подход к учащимся, внимание к их интересам, склонностям. Это будет способствовать удовлетворению их потребности заниматься изобразительным искусством, попробовать себя в художественном творчестве.

Один из сложных вопросов, стоящих перед учителем,- разработка методики проведения факультативных занятий. Прежде всего, следует разнообразить методику занятий, сочетая лекции учителя с творческой работой школьников, с сообщениями, с анализом художественных произведений, шире использовать совместные (коллективные) обсуждения рисунков, скульптур. Очень важно разнообразить технику художественных работ - выполнять рисунки карандашом, углем, цветными карандашами, пастелью, акварелью, гуашью, в линогравюре, монотипии; создавать скульптуры в глине, пластилине; выполнять изделия из керамики и папье-маше.

На длительные практические работы школьников (натюрморты, тематические композиции, скульптуры и т.д.) в условиях факультатива, как правило, отводится б-8 часов. Это позволяет глубоко и всесторонне изучить закономерности композиции, перспективы, цветоведении, раскрыть законы изображения объемных (трехмерных) предметов на плоскостном (двухмерном) листе бумаги[28.c.42].

В качестве объектов изображения па факультативных занятиях учащимся предлагаются отдельные предметы сложной формы (чучела зверей, птиц, античные вазы и т.н.), Тематические натюрморты; рекомендуется выполнение зарисовок пейзажного характера, памятников архитектуры, фигуры человека, отдельных частей фигуры человека (голова, кисти рук и т.п.). В отличие от изображения аналогичных натурных постановок на уроках и в кружке, на факультативных занятиях школьники должны изобразить их но возможности во всей совокупности действительных характеристик. Отличительной особенностью факультативных занятий является обязательное сочетание практических занятий с анализом репродукций с произведений мастеров живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (кроме специальных занятий по истории искусств).

На факультативных занятиях учащиеся фактически кратко изучают историю искусств с древнейших времен до наших дней.

Одна из широко распространенных форм внеклассной работы - беседы об изобразительном искусстве. Их проведение вызвано желанием учащихся подробнее узнать о творчестве того или иного художника, основательнее познакомиться с техникой живописи и графики. Учитель должен так построить работу, чтобы в беседе активно участвовали все школьники.

Для учащихся V классов можно организовывать лекции, которые проводит или учитель, или приглашенный специалист (искусствовед, художник). Лекция строится с учетом возраста и подготовленности учащихся, материал излагается в простой и занимательной форме.

Обычно лекции носят характер обзора творчества того или иного художника, скульптора, достижений архитектуры конкретной исторической эпохи, мастеров искусства, произведения которых широко рекомендуются учебной программой для I-ХI классов Обобщающий характер должны носить лекции по видам и жанрам изобразительного искусства, по технике живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства[3.c.24].

Особую актуальность приобретают лекции, раскрывающие вопросы, не предусмотренные программой. Это, прежде всего, техника лепки, техника обжига и покрытия глазурью изделий (керамика), художественное конструирование (дизайн) и др.

Доклады об изобразительном искусстве, готовят наиболее подготовленные и способные ученики. Тему доклада и список литературы преподаватель предлагает докладчику за месяц до выступления.

Экскурсии, призваны расширять и углублять знания детей, получаемые на уроке и факультативных занятиях. Они углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками.

Для того чтобы экскурсия прошла с пользой для учащихся, оказала на них эстетическое воздействие и расширила их кругозор, педагог должен проявить внимание к ее организации. Необходимо на очередном уроке предварительно познакомить школьников с целью экскурсии, с ее планом и организационными требованиями, связать содержание экскурсии с учебной работой. После экскурсии необходимо провести итоговую беседу.

Во время экскурсий педагог обращает внимание детей на живописные и композиционные особенности городского или сельского пейзажа, предлагает им сделать быстрые наброски как с целью изучения натуры, так и в качестве подготовительного материала для композиций. Простым и полезным приспособлением на экскурсиях могут служить рамки-видоискатели разного формата из плотной бумаги, позволяющие вычленять отдельные куски пейзажа при решении композиционных задач.

Там, где возможно, следует организовать экскурсии в художественные музеи и на выставки. Желательно, чтобы педагог заранее познакомился с экспозицией выставки. Это позволит ему при осмотре с учащимися обратить их внимание на нужные экспонаты, решая определенные методические задачи[28.c.47].

Многие внеклассные мероприятия (например, доклады, встречи с художниками, экскурсии в музеи, на выставки и т. д.) проводятся в тесном контакте с классными руководителями, учителями литературы, истории, географии.

Организация общешкольных выставок рисунков. Такие выставки обычно устраиваются в конце учебного года как творческий отчет о работе кружков. Выставки оформляются или в кабинете изобразительного искусства и черчения, или в зале, коридорах школы. При оформлении выставки надо помнить о важном значении, для развития эстетического вкуса детей распределения рисунков и подписей к ним на стендах.

Конкурсы по изобразительному искусству. Обычно проводятся тематические конкурсы - конкурс на лучший рисунок по различным темам.

Большая работа проводится в школьных музеях изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Непосредственное участие школьников в сборе экспонатов для выставки, в оформлении экспозиции, в проведении бесед, лекций в музеях способствует развитию у учащихся интереса и любви к искусству, формированию у них эстетического вкуса. С организацией школьных музеев тесно связан другой вид внешкольной работы по эстетическому воспитанию учащихся - походы. Их целью является изучение памятников архитектуры, сбор предметов декоративно-прикладного искусства[28.c.61].

Особенно сложной формой внеклассного руководства является наблюдение за домашней работой учащихся. Педагогу необходимо регулярно просматривать, кроме домашних заданий, еще и рисунки учащихся, выполненные ими по собственной инициативе. Это даст ему возможность сохранить творческий подход школьников к работе, направлять ее и оберегать от влияния дурного вкуса, фотографичности, натурализма.

Просматривая самостоятельные работы учащихся, преподаватель в нужном случае подскажет новую тему, пути ее решения, внушит ученику, что с этой задачей он справится, напомнит, что авторы известных картин - большие художники-реалисты - всегда использовали натуру.

Для успешного руководства внеклассной работой необходимо заранее составить план всех мероприятий, наметить их тематику. Внеклассная работа преподавателя рисования согласовывается с классным руководителем и с учащимися. Необходимо также учитывать время внеклассных занятий, количество мероприятий и возрастные особенности учащихся.

Форма и характер планов внеклассной работы могут быть весьма разнообразными.

Вывод

Итак, внеклассные и внешкольные занятия развивают интерес и любовь к изобразительному искусству, более полно знакомят учащихся с замечательными произведениями выдающихся художников, содействуют идейному и эстетическому воспитанию. Содержание внеклассных занятий должно быть как можно более разнообразным и увлекательным.

Кружок - наиболее распространенный вид внеклассной работы. Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, «юных искусствоведов», мозаики.

Успех работы кружка зависит от увлеченности учителя, хорошей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирования. При планировании работы необходимо учитывать количество членов кружка, количество часов, тематику заданий, их сложность, методику проведения занятий и организацию итоговых выставок.

К началу каждого занятия необходимо заранее подготовить соответствующие объекты натурной постановки, муляжи или свежие плоды, подобрать их композиционно по окраске и величине, сообразуя с ними цвет драпировки, с тем, чтобы в организационной части занятия установить натуру в короткий срок.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по ИЗО

Мы часто сталкиваемся с ошибочным мнением об изобразительной деятельности - люди относятся к ней, как к чему-то не нужному, не серьезному и бесполезному.

Очень часто идей - много, а выразить их не могут не только дети, но и большинство взрослых людей. И здесь нам на помощь приходит изобразительная грамота. Ведь как в русском языке есть правила писания, так и в изобразительном искусстве есть правила изображения. Они помогают передать на плоском листе бумаги глубину пейзажа, объемные формы посуды в натюрморте, пропорции и особенности строения тела человека в портрете.

Чтобы изображение соответствовало замыслу автора, нужны развитые общеинтеллектуальные умения: сравнивать, анализировать, синтезировать и моделировать.

Творчество - есть создание чего-то нового, своего, личного, индивидуального; представляет собой комбинацию тех элементов, которые были взяты из действительности, и которые наш мозг переработал и выдал в новой интерпретации.

Важно и то, как ребенок воспринимает окружающий мир. Пассивность, страх и творчество - понятия взаимоисключающие. Поэтому так важна по-особенному доверительная атмосфера на занятии.

Зрительный ряд, должен работать на идею и цели занятия.

Для создания у детей приподнятого настроения советуем использовать интеграцию. Проще всего объединиться с учителями музыки, литературы и технологии.

Еще одна очень важная предпосылка творческой деятельности -вариативность задания. Если мы работаем над тематической картиной, то и сюжеты и средства выразительности могут быть различными.

Занятия искусством положительно сказываются на здоровье детей. Повышается эмоциональный тонус детей, возникает положительное отношение к школе, снижается невротизация, тревожность и утомляемость детей, повышается общая креативность человека, развивается воображение.

Особое внимание во внеклассной работе необходимо уделить следующим особенностям организации образовательного процесса:

- организация обучения на добровольных началах: дети-родители - педагоги;

- комфортный, неформальный характер психологической атмосферы, не регламентированной обязательствами и стандартами;

- возможность для учащихся сочетать различные направления и формы занятий с учетом свободного времени;

- возможность для детей перехода из одной группы в другую (по тематике, способностям, возрасту)[32.c.18].

Из выше указанного следует, что во внеклассной работе заложены огромные возможности для развития творческих способностей.
Реализовать задачу развития творческих способностей можно используя следующие формы внеклассной работы

- индивидуальная работа учащихся;

- групповые занятия в кружках, клубах, студиях, обществах и других творческих объединениях по интересам;

- массовые мероприятия.

Ниже приведем примеры разработанных и проведенных нами внеклассных занятий с детьми 6 класса.

Внеклассные мероприятия

«МЫ И МАСКИ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Цель: создание мотивации к работе в проективных техниках рисования.

Образовательные задачи:

- первичное знакомство с приемами проекции личностных переживаний на рисунок;

- знакомство с приемами невербального общения с помощью игры «Пойми другого»;

- первичное знакомство с проецированием с помощью техники образного самовыражения «Кто я?» (работа с масками);

- знакомство с групповым упражнением «Мы» (прием сотворчества педагога с учащимися), упражнением на рефлексию «Клубок».

Развивающие задачи:

- формирование умения передавать информацию (логического и чувственного плана) с помощью изобразительных средств (линии, цвета);

- развитие логического мышления на основе отработки логических операций:

- анализа (в процессе организации бесед по теме урока, выполнения психологических упражнений),

- синтеза (в процессе выполнения творческой работы),

- сравнения (в процессе игр и упражнений),

- обобщения (при формулировке выводов);

- развитие творческого мышления (гибкости, беглости, оригинальности) в процессе решения поставленных творческих задач;

- развитие психических процессов (внимания, воображения, зрительной и слуховой памяти) в процессе психологических игр и упражнений и организации дискуссий по теме урока.

Воспитательные задачи:

- воспитание толерантного отношения к личностным особенностям людей;

- воспитание внимательного отношения к другим;

- развитие умения работать в группе, коллективе;

- развитие коммуникативной активности, умения слушать.

Методы работы: исходя из заявленных задач урока были отобраны методы, которые способны максимально содействовать их решению. Ведущим стал метод арттерапии, поскольку именно он позволяет снимать напряжение, развивать коммуникативные умения, помочь самовыражению.

Возраст учащихся: 10-12 лет.

Оборудование и материалы

Для проведения игр и упражнений использовался раздаточный материал:

- карточки для игры «Интересные вопросы»,

- карточки для игры «Пойми другого»,

- бумажные маски.

Для выполнения упражнения «Кто я?» была изготовлена авторская маска. Для выполнения этого же упражнения детьми были подготовлены изобразительные материалы и инструменты: листы, гуашь, ластик, салфетки, баночки с водой, клей ПВА, кисть для клея, ножницы.

Для упражнения на рефлексию «Клубок» подготовлен клубок ниток.

Первый этап - организационный

Задачи этапа: создание психологической комфортности в группе, положительного психологического климата.

Участники сидят в классе. Педагог называет тему и делает акцент на важности называть людей по именам (одно из известных психологических правил общения). Имя - это лишь одна из характеристик личности. Хотелось бы узнать еще несколько характеристик ребят.

Игра «Интересные вопросы»

Каждому участнику дается карточка с вопросом. Педагог обращает внимание на то, что вопросы необычные. Отвечая на некоторые из них, нужно активизировать фантазию и воображение.

Вопросы игры:

1. Вообразите, с каким цветком вы можете себя сравнить?

2. Каким предметом, вещью вы можете себя представить?

3. Каким сказочным героем?

4. Каким зверем?

5. Каким временем года?

6. Каким природным явлением?

7. С каким деревом вы можете себя сравнить?

8. Каким магазином вы можете себя представить?

9. Какое, по вашему мнению, у вас самое яркое качество?

10. Какое качество в себе вы хотели бы развить?

11. Какое качество в людях вам больше всего нравится?

12. Какое качество противоположного пола вы особенно цените?

13. Что вам нравится в собеседниках, рядом с которыми вы сейчас находитесь?

14. С чем вы не можете мириться?

15. Чем вы увлекаетесь?

Каждому участнику предоставляется возможность ответить на вопросы игры. По ходу игры учащиеся знакомятся с личностными качествами друг с друга.

Работа с масками

- Мы немного узнали о себе, в искусстве существует способ передачи своего внутреннего мира через рисование определенного изображения - маски. Маска в символической форме изображает личностные качества человека.

- презентация о масках

Педагог, чтобы рассказать о себе, своих качествах, предлагает рассмотреть маску, сделанную им самим.

Учащиеся высказываются, пытаются определить, какие качества личности педагог пытался передать, используя маску «Кто я?»:

- любовь к рисованию - на маске брови изображены в виде карандаша и кисточки;

- пунктуальность - на щеке изображены часы;

- любовь к путешествиям - на другой щеке маски нарисован компас;

- музыкальные способности - волосы изображены в виде скрипичных ключей.

Игра «Кто я?»

Далее работа с масками проводится следующим образом: детям предлагается в символической форме рассказать о себе, о своих особенностях - линиями, цветными пятнами, знаками оформить бумажные маски (5 минут).

Затем происходит обсуждение готового творческого продукта, при этом каждый участник может не только представить свой продукт, но и высказаться о том, что хотел передать каждый учащийся.

Анализ работ проходит в свободной форме в доброжелательной атмосфере.

Второй этап

Задачи: знакомство учащихся с невербальными техниками, включение их в совместную творческую деятельность, развитие коммуникативных умений, обобщение имеющихся и полученных на занятии знаний и представление их в символическом виде.

Игра «Пойми другого»

- Мы успешно можем общаться и знакомиться друг с другом через слова, т.е. вербально, а какой еще вид общения существует между людьми? (дети отвечают - мимикой, жестами)

- Да, правильно, такой вид общения называется невербальным.

Наша задача - придумать, как в невербальном виде продемонстрировать свое желание. Предлагаются карточки с желаниями:

1. Я хочу посмотреть телевизор.

2. Я мечтаю о лете.

3. Я хочу на море.

4. Я хочу покататься на машине.

5. Я собираю букет ромашек.

6. Я хочу кусочек торта.

7. Я хочу летать на самолете.

8. Я играю на скрипке.

9. Я хочу рисовать картину.

10. Я - артист.

11. Я плаваю.

12. Я в космосе.

13. Я мечтаю о золотой медали.

14. Я учу детей.

15. Я играю в компьютерные игры.

Во время этой игры участники активно взаимодействуют, смеются, проявляют в себе и видят в окружающих находчивость и смекалку, узнают друг друга.

В качестве обобщения всем участникам предлагается вместе с педагогом на листах ватмана выполнить коллективную творческую работу «Мы». Для выполнения этого задания предлагается набор изобразительных материалов и инструментов. Форму и смысл коллективного выражения придумывают учащиеся совместно с педагогом (одна большая маска).

- Сегодня мы многое узнали о себе, мы любим и умеем общаться друг с другом, мы дружный и сплоченный коллектив, мы все разные, но нас многое объединяет: мы любим учиться, мы активные, веселые и добрые, любим животных, своих близких и гордимся своей Родиной.

Мы разделимся на группы и каждая группа нарисует одно наше общее качество (дается задание по группам).

Дети выполняют маску в виде пазлов на контурном изображении.

По окончании коллективной творческой работы происходит ее обсуждение:

- Что изобразили?

- Почему?

Третий этап - рефлексия занятия

Задачи: определить степень удовлетворенности занятием, совместной деятельностью; выяснить наличие интереса к изучению программы, перспективы совместной деятельности.

Упражнение на рефлексию «Клубок»

Педагог предлагает образовать круг. С помощью упражнения подводятся итоги занятия. Каждый участник называет то, что ему сегодня понравилось, дает краткий отзыв, говорит, что нового узнал на занятии, после чего передает клубок соседу, и так, пока не замкнется круг.

Последним участником, которому передают клубок, является педагог, он говорит слова благодарности учащимся за их активность, дает краткий отзыв об их деятельности.

В качестве заключения представляем свое педагогического кредо: в каждом ребенке есть искорка прекрасного, ее нужно суметь увидеть. Этому, с нашей точки зрения, способствуют творчество и фантазия.

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВИКТОРИНА»

Цели: Развитие познавательного интереса к предмету, творческой активности, наблюдательности, внимания, творческих способностей, умения работать в коллективе.

Организационная часть.

Психологический настрой учащихся на работу.

Вступление учителя.

Стихотворение «А кто умеет рисовать?»

- Хотелось бы, чтобы ваши творческие способности и любовь к рисованию никогда вас не покидали, что бы чувство прекрасного было всегда с вами.

(Раздавая цветные полоски бумаги красного и зеленого цвета, формируются две команды. Придумывают название команды, выбирают командира)

Основная часть.

I. Художественная викторина (на доске стилизованное изображение палитры с разными красками-кружочками с вопросами)

1. Мяли, мяли пластилин,

Получился круглый блин.

Блин на части разрываем

Снова в пальцах разминаем.

Скоро стали получаться

Лапы, туловище, пасть.

Страшно будет повстречаться,

Если вздумает напасть

Этот тигр, на льва похожий,

Этот лев, точнее рысь!

Ягуар! Пантера тоже!!!

Кто бы ни был - берегись!

- Как называют художника, который занимается этим? (скульптор-анималист)

Б) - Как зовут художника, который изображает людей? (портретист)

Г) - Как называется произведение, в котором изображаются неживые

предметы? (натюрморт)

Д) - Какой художник чаще других рисует карандашами и фламастерами?

(художник-график)

Е) - А какой цвет дружит красным и оранжевым цветом? (желтый)

Ж) - С какими цветами дружит больше всего фиолетовый цвет? (синим и красным)

II. Выставка-продажа произведений искусства

«Покупатели» - участники программы. Если «покупателю» понравилась какая-то работа, он может ее «купить». «Плата» за работу следующая - «покупатель» должен определить вид и жанр работы (полным ответом). Если кому-то эта работа понравилась, он может вступить в спор - за дополнительную «плату» он может отобрать право покупки у первого «покупателя». Плата - определить материал, цветовую гамму и т.д.

III. Собери «разбитую картину».

Художник должен обладать многими качествами. Внимание, наблюдательность, целостное видение картины - такие качества одни из самых главных. Вам даются осколки изображения. По образцу команды должны собрать быстрее картину (поросенок, белка).

IV. Найти 10 различий.

Настоящие ценители картин, произведений искусств подолгу рассматривают картины, любуются ими. Картины вызывают различные эмоции. Наблюдая, зритель учится видеть то, что не замечает другой человек (команды называют по одному различию, кто больше).

V. Найти закономерность и дорисовать.

Логическое мышление, воображение всегда помогает настоящему художнику (работа по карточкам).

VI. Ребусы.

Как вы знаете рисунок может о чем-то рассказать. И загадки можно загадать не только словами, но и рисунком. Как такие загадки называются? (Учащиеся отгадывают ребусы).

VII. Соединить половинки слов.

Какие художественные материалы, принадлежности нужны художнику вы сейчас повторите, если соедините правильно половинки слов.

VIII. Овощи и фрукты.

Зрительная память помогала многим художникам в работе. И.Айвазовский «маринист» никогда не рисовал свои картины с натуры. В своей мастерской, благодаря очень хорошей зрительной памяти создал свои прекрасные работы.

Вашему вниманию изображения овощей и фруктов (командам записать).

X. Запомни и повтори.

Задание капитанам команд (запомнить и перечислить предметы).

Подведение итогов викторины. Награждение победителей.

«ЖИВОПИСЬ НАТЮРМОРТА ГУАШЬЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЧЕРНОГО КОНТУРА»

Цель урока: Обучение выполнению работы в технике гуашь с применением черного контура;

Тип и вид урока: Беседа, практическая работа.

Оборудование и материалы: Картон А3, гуашь, тряпочка, баночка с водой, кисти щетина плоская, карандаш, наглядности.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Объяснение темы.

Изобразив натюрморт карандашом и, обведя изображение черным цветом, переходим к его красочному исполнению.

Первый этап. Создаем верную цветовую настроенность. Черный контур оставляем там, где необходим контраст между предметом и фоном или другим предметом, и перекрываем его цветом полностью или частично, где контраста нет.

1. Вначале в картине прокладываются небольшие красочные пятна, передающие основной цвет каждого из предметов, цвет драпировок, то есть тканей, натюрморта.

2. Начинается живописное исполнение картины с первого плана, с самого яркого предмета, который является цветовым центром всей композиции картины; постарайтесь на последнем этапе поподробнее прорисовать его.

3. Блики в первых этапах работы цветом должны оставаться не прокрашенными.

4. После прокладки самого яркого предмета первого плана пишите следующий за ним предмет, являющийся для него фоном. В цветовом отношении пишите окружение предмета первого плана таким, каким оно вам кажется, методом сравнения.

Второй этап. Уточняются основные тональные и цветовые отношения, выявляется форма предметов.

Этот этап работы над натюрмортом является наиболее продолжительным. Серьезное внимание в работе следует уделить установлению взаимного влияния цвета предметов друг на друга в зависимости от освещения. Нужно подвергнуть глубокому анализу цвет рефлексов и теней, которые должны быть противоположны холодному свету, т. е. должны быть в целом теплыми (при естественном освещении).

1. Запомните, по сравнению с рисунком в живописи цветовому характеру света, падающего на предметы, противоположен цветовой тон тени этого предмета:

- если освещение естественное (из окна, на улице - без солнца), то свет на предметах будет холодный, а тени теплые,

- если освещение искусственное (лампа, костер), то свет на предметах будет теплый, а тени холодные.

2. Необходимо усвоить, что тени предметов цветные. Другими словами, это цветовые тона, которые зависят от цвета и характера поверхности самого предмета, от цвета соседних предметов, рефлексирующих поверхностей и в значительной степени от характера освещения.

Третий этап заключительный. Синтез - подведение итогов над работой.

Этот этап направлен на окончательный анализ цветовых и тональных отношений, на приведение всего рисунка к целостному единству, которое во многом зависит от передачи освещенности на рисунке.

- В ходе работы по уточнению формы изображаемых предметов возникает много вопросов такого порядка, какие места целесообразнее оставить, какое место дополнить и каким именно цветом или его оттенками. Чтобы предмет получил желаемую светосилу, цветовой оттенок, нужно уточнить и даже изменить цветовой тон соседних предметов или утолщать черный контур. Это нужно делать осторожно, чтобы вместе с вновь полученными цветовыми пятнами они создавали правильную передачу цветовых отношений натуры.

- Работа на завершающем этапе ведется в основном в основном небольшими мазками. На предметах переднего плана мазки должны быть в более определенных контурах и красках - черный контур звучит в полную силу. Контуры дольних предметов как бы сливаются с фоном - черный контур почти не виден. В результате появиться воздушность и прозрачность удаленных предметов.

3. Практическая работа.

4. Подведение итогов урока.

«ЭТЮДЫ ДЕРЕВЬЕВ НА СЫРОЙ И МЯТОЙ БУМАГЕ»

Общие сведения:

Выбранная тема расширит знания в технике акварели. Для освоения материала в технике на сырой и мятой бумаге предпочтительно обладать знаниями и умениями по приемам живописи акварельными красками.

Оборудование учебного занятия: наглядные пособия, бумага, акварельные краски, кисти, вода

Задачи:

1. Выявления наиболее характерных индивидуальных качеств натуры.

2. Характеристика формы, цветовой окраски, освящения, колористического состояния.

3. Композиционное решение формата.

4. Научится работать, акварелью пользуясь техникой по сырой и мятой бумаге

Ход занятия:

1.Установить должную дисциплину в классе, сообщить цели и задачи нового занятия.

2. Изложения учебного материала.

Прежде всего, обратить внимания учащихся на характер и особенность техники по мятой сырой бумаге. Тут же объяснить строения дерева и цветовое решения упражнения по сырой мятой бумаге.

Смачивает бумагу с обеих сторон, что бы бумага стала мягкой и подвижной. Затем мнем бумагу и сворачиваем в клубочек. Осторожно разворачиваем, чтобы, чтобы не повредить структуру бумаги и разглаживаем на поверхности стола.

Составляем колера осенней палитры. Осеннюю палитру составляют краски с теплым тоном. Очень эффектно выглядят композиции на контрастах: синего и оранжевого, желтого и фиолетового, красного и желтого. Наносим задуманную учащимся палитру цветов на мокрую бумагу. Особое значение для достижения выразительности приобретает цветовой и тоновой контраст. Выбираем для графического изображения дерево контрастный фон.

Язык графики и главное его выразительное средство - линия, штрих, контур, пятно, тон. Добиться выразительности рисунка можно при использовании только черного цвета. Однако это не исключает применять в графике цвета.

Художественно - выразительные достоинства заключаются в его лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначения предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения.

Наносим графический рисунок дерева на сырую и мятую бумагу. Живописный и графический эффект мятой бумаге подчеркнет декоративность графики.

Даем рисунку подсохнуть и поглаживаем горячим утюгом.

Самостоятельные работы учащихся:

1. Нанесение фона на формат влажной бумаги;

2. Нанесение графичного рисунка дерева;

3. Детализация форм, фактуры деревьев;

4. Просушивание и проглаживание работ

Подведение итогов. Оценка работ производится в форме их коллективного просмотра с обсуждением достоинств и недостатков.

Методы обучения:

- словесный;

- наглядный;

- метод эмоционального воздействия.

Основные критерии оценки достигнутых результатов:

- умение учащихся преподнести теоретический и практический материал;

- умение показать наглядно одного из приемов живописи по сырой и мятой бумаге;

Оценка работ производится в форме их коллективного просмотра с обсуждением достоинств и недостатков.

«ПРИЕМЫ РАБОТЫ ГРАФИКИ (РИСУНОК БЕЗ НАНЕСЕНИЯ КОНТУРА)»

Цели: Ознакомление с приемами техники графика.

Задачи:

1. Образовательная. Познакомить с приемами рисования углем без нанесения контура;

2. Развивающая. Формирование творческого мышления;

3. Воспитательная. Воспитание профессиональных качеств;

Тип занятия: мастер класс

Вид занятия: беседа, практическая работа.

Методы обучения: Словесный, наглядный, самостоятельная работа.

Межпредметная связь: трудовое обучение.

Оборудование: бумага, уголь, растушовка.

Наглядные материалы: таблица с последовательность работы углем;

Материалы для работы: бумага формат А-4, уголь;

Ход занятий:

1. Организационный момент (5 мин);

2. Обьяснение нового материала (10мин):

3. Практическая работа(40 мин) ;

4. Рефлексия. Подведение итогов занятия(5 мин)

1.Организационный момент: Приветствие. Психологический настрой.

2. Сообщения темы, цели и задач занятия.

3. Обьяснение нового материала:

а) Техника рисунка углем без нанесения контура, высоко ценилась старинными мастерами, ею широко пользуются и современные художники. Набросок углем без особого труда стирается тряпкой. Окончательный рисунок необходимо закрепить на бумаге. Работа с углем требует сноровки и умения правильно сочетать светлые и темные участки, иначе можно так «перечернить» работу, что это приведет к плачевным результатам.

б) Показать выставки работ учащихся выполненных различными приемами углем.

в) Беседа о последовательности выполнения работы углем без нанесения контура.

4.Практическая работа:

а) Беседа о последовательности работы углем без нанесения контура.

б) Наглядный показ последовательности выполнения углем без нанесения контура.

в) Самостоятельное выполнения работ углем.

5.Итог занятия:

а) Краткая презентация работ.

б) Просмотр и анализ работ участников мастер-класса совместно с преподавателем.

в) Обратная связь (рефлексия).

- Что нового узнали на занятии.

- Какие навыки приобрели

г) Обсуждения вопросов, возникших в процесс занятия.

Вывод

Педагог, организуя художественно-творческую деятельность учащихся, создает оптимальные условия проживания ими трех творческих состояний: зрителя, художника, критика. Организуя учебно-воспитательную работу на уроке, педагог должен приложить максимум усилий, чтобы способствовать реализации в учебном процессе этих установок.

Выражая свою точку зрения на проблему организации внеклассной работы по изобразительному искусству, Климчук В. писал: формирование мировоззрения маленького человека и его художественно-эстетического видения должно проходить параллельно с овладением техникой изобразительного искусства.

Итак, существует достаточно большое количество форм организации внеклассной работы по изобразительному искусству. Выбор формы зависит от конкретных задач, решаемых педагогом, и материально-технического оснащения учебного процесса.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проделанной работы (изучения литературы, анализа педагогического опыта учителей по изобразительному искусству, практической работы) мы можем сделать следующие выводы:

- цель работы достигнута, так как практически доказана эффективность внеклассной деятельности по изобразительному искусству. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Разработанные и проведенные занятия значительно повысят уровень знаний и умений по ИЗО. Освоение различных техник изобразительной деятельности способствует творческому процессу, развитию мышления, фантазии, что приведет к более выразительным и плодотворным результатам детей и сподвигнет их к дальнейшему изучению предмета изобразительное искусство, повысит стимул к творческому развитию.

В рамках работы:

- определены задачи внеклассной работы по изобразительному искусству;

- выявлены особенности организации и методики проведения внеклассной работы по изобразительному искусству;

- описаны особенности развития творческих способностей учащихся во внеклассной деятельности.

Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. (Сластенин В.А.) Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Эстетическое просвещение учащихся на уроках по ряду причин носит ограниченный характер, зато во внеклассной работе для него открываются большие возможности.

Включение ученика в разные виды художественной деятельности - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, а разнообразие форм проведения уроков, дают значимые результаты.

Разработанный материал может быть использован как методическое пособие при организации внеклассных занятий по изобразительному искусству у учащихся шестых классов в общеобразовательной школе.






СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство / А. Д. Алехин. - М : Просвещение, 2013. С.84.

2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник / А. Д. Алехин. - М. : Просвещение, 1994. С.134.

3. Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству / С. В. Аранова. - СПб. : Каро, 2014. С 231

4. Бесчастнов, Н.П. Черно-белая графика / Н.П Бесчастнов - М., 2012. - 271 с.

5. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии [Текст] / М. Бетенски; Пер. с англ.М. Злотник. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012. - 256 с.

6. Вачьянц, А. М. Западноевропейское Средневековье. - М.: Айрис-Пресс, 2011. С. 167

7. Вачьянц, А. М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания. - М. : ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 2010. С. 96

8. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы / С. С. Губницкий. - М.: Профиздат, 1961. С.256

9. Гуткина, Н.И. Психологические проблемы взаимодействия учителя с подростком [Текст] / Н.И. Гуткина // Вопросы психологии. - 2014. - № 2. - С. 99-106.

10. Герчук, Ю.А. Что такое орнамент? / Ю.А. Герчук - М., 2013. - 302 с.

11. Дженнингс С. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии [Текст] /С. Дженнингс, А. Минде;Пер. с англ.И. Динерштейн. - М.: Эксмо, 2013. - 384 с.

12. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель / М. А. Дмитриева. - М.: Детская литература, 2012. С.211.

13. Звонцов, В.М. Основы понимания графики / В.М. Звонцов - М.: 2013. - 62 с.

14. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись / Ю. М. Кирцер. - М.: Высшая школа, 1992.

15. Калуст Даглидян: Декоративная композиция: учебное пособие 2011. С. 213

16. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе / В. С. Кузин. - М. : Агар, 2011. с.88.

17. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися [Текст]/ 3.А. Кейлина, Т.Н. Калечиц. - М.: Просвещение, 2010. - 119 с.

18. Каджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст] / Г.М. Каджаспирова. - М.: Гардарики, 2014, -528с.

19. Копытин А.И. Основы арт-терапии [Текст] / А.И. Копытин. - СПб.: Издательство "Лань", 2011. - 256 с.

20. Копытин А.И. Тренинг по фототерапии [Текст] / А.И. Копытин. - СПб.: Издательство "Речь", 2013. - 96 с.

21. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.: Владос, 2014. с. 8-20

22. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: курс лекций/ Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей; Юрайт, 2011.- 464 с.

23. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия [Текст] / Л.Д. Назарова. - СПб.: Речь, 2012. - 240 с.

24. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений: с краткими методическими рекомендациями: 1-9 кл. / Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская; под рук. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2013. С.184

25. Половников, А. О. Русь деревянная / А. О. Половников. - М.: Просвещение, 2010. С.341

26. Подласный, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласный. - М.: Владос, 2013. -574 с.

27. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. - М. : Агар, 1998.

28. Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе / Л. Б. Рылова. - Ижевск, 2012. С. 165

29. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 кл.: в 4 ч. / Н. М. Сокольникова. - Обнинск: Титул, 2014. .с. 241

Ч. 1.: Основы рисунка. - ISBN 5-86866-067-6.

Ч. 2.: Основы живописи. - ISBN 5-86866-068-4.

Ч. 3.: Основы композиции. - ISBN 5-86866-069-2.

Ч. 4.: Краткий словарь художественных терминов. - ISBN 5-86866-070-6.

30. Фомина, Н. Н. Изобразительное искусство и художественный труд. 5-8 классы. / Н. Н. Фомина. - М. : Просвещение, 2013. -479 с.

31. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2014. -519 с.

32. Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева. - М. : Агар, 1998. С.98

33. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока / В. В. Шоган. - Воронеж : Учитель, 2013. С.249


© 2010-2022