Урок изо на тему Стены Кремля

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 7 КЛАССЕ


Тема урока: «Стены древнего Кремля»


Цель урока: формирование интереса к памятникам древнерусской архитектуры.

Задачи: - познакомить учащихся с особенностями и этапами формирования художественно-культурного комплекса - московского Кремля;

- развивать эмоционально-эстетическое восприятие архитектурной композиции;

- формировать навыки художественной деятельности (изображение в объеме);

- формировать интерес к архитектурным памятникам старины;

- воспитывать культурное восприятие произведений архитектуры.

Тип урока: урок ознакомления с новой темой.

Форма проведения урока: конструкторское бюро.

Форма работы: работа в группах.

Методы: метод эмоционального погружения, метод художественного восприятия, метод единства восприятия и созидания, метод групповой работы.

Оборудование: магнитофон, раздаточный материал.

Оформление класса: на доске копии карт с изображением территории московского Кремля 12, 16 веков, фотографии кремлевских башен; парты объединены для работы в группах.


Ход урока.

1. Вводное слово учителя. Погружение в тему урока.

Учитель. Удивительно время, оно охватывает целые эпохи, а мы в нем, лишь маленькие частички. Но именно нам удается менять и преображать мир, делать его лучше или хуже. Не правда ли, уважаемые коллеги! Да, да, я не оговорилась. Сегодня вы все мои коллеги, так как нам предстоит открыть новое конструкторское бюро. Задача нашего бюро заключается в восстановлении памятников старины. А я сегодня не учитель изобразительного искусства, а художник - археолог. Хочу вам сообщить: мы получили заказ. Необходимо выполнить макет древнерусской крепости, как экспонат для школьного музея. Приглашаю всех к сотрудничеству.

У нас подписан контракт с тремя творческими группами, куда входят: главный конструктор, который отвечает за качество макета; дизайнер - который следит за внешним видом конструкции; художник и помощники. А я, как художник - археолог, в свою очередь, предоставлю весь необходимый материал для того, чтобы вы могли на конкретных примерах ознакомиться с развитием древнерусской архитектуры 12-17 веков. Для изучения предлагаю «Стены древнего Кремля» , так как его конструкция поможет нам при моделировании макета. А чтобы подробнее ознакомиться с памятники старины, необходимо там и побывать. Волшебные часы времени помогут перенестись нам в современную Москву.

2. Ознакомление с новой темой.

(Фонограмма часов, шума улиц.)

Учитель. Вот он какой современный московский Кремль. Гордо высятся стены со стройными башнями, увенчанными рубиновыми звездами. «Над Москвою Кремль, а над Кремлем только небо».- гласит старинная поговорка. Но всегда ли Кремль был таким, и всегда ли Москва была центром государства? Одним нам в этом не разобраться. Поэтому, я пригласила помочь нам архивариуса.

Уважаемый архивариус, ответьте нам на вопрос: «Как первоначально выглядел Кремль?»

Архивариус: Понятие кремль впервые появилось в летописях 14 века. А первоначально назывался он «градом», и представлял собой деревянную крепость. А заложил этот град Юрий Долгорукий. Назвал его «детинец».


(Демонстрация слайдов)


Во дни побед и лихолетья

Князь Долгорукий на коне

Кремль охраняет в тишине.


Учитель. Глядя на изображение древнего града, что вы можете сказать о том, как он ограничивал свои территории? (стенами)

Обоснуйте понятие город - крепость? (в те далекие времена частые междоусобные войны превратили города в крепости )

(Фонограмма часов)

Итак, волшебные часы устремили свой ход назад и мы уже на территории маленькой крепости, получившей название Москва.

Пройдемся по древним местам и поглядим, как выглядела крепость? Что мы видим? ( крепость очень мала по размерам).

Архивариус, а что вы можете нам сказать по этому поводу?

Архивариус: В это время крепость занимала территорию в 1,5 га. В плане имела форму треугольника, состояла из рва, насыпи и деревянных стен с дозорными башнями.

(Демонстрация слайдов)

Учитель. Глядя на изображение этих древних построек, у меня возник к вам такой вопрос: «А почему на Руси в те далекие времена не существовало понятия строить, зато было понятие «рубить?»» (постройки были деревянные, а орудием труда был топор).

Посмотрите, как интересно возводились стены: из горизонтально положенных бревен соединенных по углам врубкой. Такие постройки назывались срубами.

(Демонстрация слайдов)

Как вы считаете, каким образом из бумаги можно сконструировать стены в древнерусском стиле. Предложите свои варианты. (показ способов работы, самостоятельная деятельность учащихся)

(Фонограмма часов)

Коллеги, а мы уже с вами в 14 веке. Давайте посмотрим, намного ли изменились стены Кремля?

Уважаемый архивариус, а что говорят документы о данном периоде в истории Кремля?

Архивариус: В 1339 году князь Иван Калита возводит новые стены крепости - дубовые. Послы, приезжавшие в то время в Москву, удивлялись прочности таковой конструкции, выполненной без единого гвоздя.

Но так ли это, что крепость невозможно было разрушить? (Стены могли сгореть).

Да, действительно, через несколько лет дубовые стены кремля полностью были сожжены татарами. И в народе крепость получила название «пожар», что значит - «очищенная огнем».

Но из археологических раскопок все же удалось узнать о некоторых конструкциях того периода. И я предлагаю их вашему вниманию.

(На доске таблица с изображением древнерусских конструкций и их названиями.. Названия размещены вразброс.)

Учитель: Помогите мне определить и разобраться, какие названия соответствуют той или иной конструкции ? (ранжирование).

Изображение конструкции

Название конструкции


Повал


Бочка


Луковка


Ярус


Кокошник


Восьмерик


Хоромы


Острог



Рассмотрев деревянные конструкции, подумайте, с чем они ассоциируются? (они напоминают геометрические элементы).

А можем мы использовать эти элементы для конструкции башен кремля?

Показ способов работы. Самостоятельная деятельность учащихся.

Учитель. Ребята, посмотрите свои археологические словари и выберете те понятия, которые соответствуют нашей конструкции. (Прочность, массивность, отсутствие декоративности, бревенчатый сруб.)

(Самопроверка со словами на доске)

Коллеги, с очередных археологических раскопок у стен Кремля нам доставлена посылка. Интересно, что же там?

(Вносят ящичек, в котором осколки белых и красных кирпичей, обгорелые головешки.)

Как вы думаете, что бы это могло значить? Что нам могут рассказать о кремле эти предметы? (Кремль был деревянным, из красного и белого кирпича.)

Ну так ли это? Давайте в этом убедимся. Перед вами репродукции картин А.Васнецова. Он был не только замечательным художником, но и археологом, участвовал в раскопках древнего Кремля. Все его произведения основаны на документальных и археологических фактах Глядя на картины, определите, менялось ли изображение Кремля? Результаты своей работы оформите в виде таблицы.

Работа с пакетом документов, заполнение таблицы.

Эпоха

Правитель

Конструкция Кремля

12 -14 вв.


14 в.


15 в.


Учитель. В течении веков стены Кремля были и деревянными, и белокаменными, и из красного кирпича.

Что на ваш взгляд способствовало изменению Кремля? (Менялись эпохи, совершенствовались технологии, на смену холодному оружию пришло огнестрельное, а значит и стены крепости должны были быть еще прочнее и сделаны из более современного материала. Таким материалом и стал кирпич)..

Почему Иван III полностью изменил внешний вид Кремля?

(Москва стала во главе объединенных русских городов, и должна была отличаться красотой и великолепием, и стать неуязвимой для врагов.)

Давайте побываем в той эпохе.

(Фонограмма часов. Демонстрация слайдов.)


Обратим внимание на стены Кремля. Как он изменил свой внешний вид?

Архивариус: Общая протяженность кремлевских стен теперь 2235 метров, они выложены из хорошо обожженного крупного кирпича, который назывался «двуручным», толщина от 3,5 до 6,5 метров, а высота от 5 до 19 метров.

Для постройки Кремля были приглашены итальянцы. Среди них Пьетро Антонои Солярио- специалист по постройке крепостей.

В течении десятилетия с 1485 - 1495гг, были построены новые кирпичные стены и башни.

(Работа с планом на доске. Название башни и закрепление ее на плане.)

Учитель: Уважаемые коллеги, а не находите ли вы, что эти башни чем то отличаются от современных? (отсутствуют надстройки).

Перенесемся в век XVII.

(Фонограмма часов)

Сообщение учащегося. Изменили башни свой внешний облик только в 17 веке. Именно в это время площадь стали называть красной т.е. красивой. Посмотрите как они стали выглядеть, поменяв свой бойцовский вид на причудливый наряд средневековья. При надстройке башни увеличились почти вдвое. Каменные шатры придали суровым башням стройность, оригинальный архитектурный облик.

(Демонстрация слайдов).

Учитель: Новые стены Кремля настолько поразили Ивана III своей высокой оборонительной способностью, что он повелел увековечить имя архитектора Антонио Солярио, выбив его имя на каменной плите. Так появилась первая мемориальная доска.

Уважаемые коллеги, отметьте архитектурные особенности башен, используя археологический словарь.

(стройность, парадность, готический стиль, устремленность вверх, декоративность.)

А какая конструкция подойдет для ваших башен? Подберите наиболее удачную. (Вверх башен шатровый, т.е. в форме пирамиды четырехгранной или шестигранной)

Учитель. Коллеги, обратите внимание на мой образец башни и на документ архивариуса. Определите, о какой башне идет речь?

Архивариус: При постройке башня увеличилась до 67 метров. Изящная аркада охватывает теперь поверху ее центральный объем. Готический шатер придает ей вид изящный и декоративный. Название свое она получила по близлежащей церкви Флора и Лавра и считалась главной башней. Через ее ворота въезжали в Кремль цари, митрополиты и иностранные послы.

О какой башне идет речь? (О Спасской. Первоначально она называлась Флоровской.)

Сообщение учащегося.

Интересный факт.

Для большего украшения зодчие установили на ней каменные изваяния обнаженных людей. Но это новшество вызвало резкий протест духовенства, и царь Михаил Федорович приказал надеть на статуи кафтаны, чтобы прикрыть наготу «идолов», или «болванов», как их тогда называли. На пошив кафтанов было отпущено из царской казны 12 аршинов лучшего «английского» сукна. Так несколько лет статуи красовались в разноцветных кафтанах, пока не были повержены очередным московским пожаром.

Архивариус: В 1658 году по специальному царскому указу Фроловские ворота стали называться Спасскими. Такое название было им дано по иконе Спаса, висевшей под проездной аркой. Все кто проходил или проезжал этими воротами, должен был снимать шапки, а кремлевская стража строго следила за этой церемонией и задерживала ослушников.

3. Практическая работа в группах. Задание: из раздаточного материала выполнить макет башни.

4. Выставка и анализ работ учащихся.

5. Итог урока. Заключительное слово учителя.

Глядя на стены Кремля, невольно задаешься вопросом: «Сколько хранит память этих камней: следы боев, перестроек, взрывов и новых рождений. Нигде так не ощущается шаг истории».

На всех кто, когда-либо впервые здесь побывал, он оказал неизгладимое впечатление.

(Демонстрация слайдов с репродукциями картин русских художников, на которых изображен московский Кремль)

Посмотрите на эти полотна. Свои чувства и переживания художники выразили в красках, цветовых пятнах (А.Герасимов, П.Осовский, К.Коровин, А.Васнецов идр.).

Вот он какой Кремль. Был он и крепостью и, и пожаром, но для нас это жемчужина России. На память о работе нашего конструкторского бюро, хочу вручит вам подарок. Отгадайте что это? Ответ зашифрован здесь. (картина)

Это не просто картины, а картины А.Васнецова художника- археолога. Именно эти произведения помогли нам в нашей исследовательской работе. Ведь они являются историческими документами. А.Васнецов. лично участвовал в раскопках древнего кремля, и делал зарисовки, которые и воплотил в своих полотнах. Именно благодаря этим работам мы имеем возможность увидеть кремль таким, каким он был.

А теперь прочитайте выразительно:

-Вот он какой удивительный Московский Кремль!

- Он виден всему миру через океаны и горы, через леса и поля.

Учитель: Здесь берет начало наша Родина.

Письмо Бориса Неменского члена Академии художеств и Академии образования, народного художника Росси, лауреата государственной премии СССР и Р.Ф.

Выдержка из письма:

«…Оглянитесь вокруг. Где бы вы не жили, везде есть следы давно минувшей жизни народа, как драгоценные крупицы, разбросанные по территории нашей огромной страны. Находить, изучать и охранять их - важное и благородное дело»

(фонограмма часов)


Время пошло. И это время для вас. Задумайтесь о том, что бы не одна минута не прошла для вас даром. Спешите делать добрые дела.

7

© 2010-2022