Рабочая программа по ИЗО 5 класс

Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального и основного общего образования 1-9 классы  «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ,  М. «Просвещение», 2011 г. и рабочих программ «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011г. в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по ИЗО 5 класс

Раздел I. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального и основного общего образования 1-9 классы «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ, М. «Просвещение», 2011 г. и рабочих программ «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011г. в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 .

Структура рабочей программы

- Титульный лист.

- Разделы рабочей программы:

Раздел I. Пояснительная записка.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Раздел III. Содержание учебного курса.

Раздел IV. Тематический поурочный план.

Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся.

Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы.

- Лист изменений.

Специфика учебного предмета


5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.

Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

Цели и задачи

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Содержание учебно - методического комплекта


Программа (авторская)

Примерная программа начального и основного общего образования 1-9 классы «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ, М. «Просвещение», 2011 г.

Рабочие программы «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011 г.

Учебник

«Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс. Под редакцией Б. М. Неменского. М. «Просвещение» 2012 г.

Методическое пособие

«Изобразительное искусство» 5 класс. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского. Волгоград «Учитель» 2012 г.

Место предмета в учебном плане


Действующий в настоящее время Государственный образовательный стандарт, принятый в 2004 г., предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-9 классах в объеме 175 часов. Настоящая программа предусматривает изучение курса «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю (35 часов в год).

Раздел II. Учебно-тематический план


Разделы, темы

Количество часов на тему

1

Древние корни народного искусства.

8

2

Связь времен в народном искусстве.

8

3

Декор - человек, общество, время.

12

4

Декоративное искусство в современном мире.

7


35

Раздел II1. Содержание учебного курса


Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

Древние корни народного искусства:

  • Древние образы в народном искусстве.

  • Убранство русской избы.

  • Внутренний мир русской избы.

  • Конструкция и декор предметов народного быта.

  • Русская народная вышивка.

  • Народный праздничный костюм.

  • Народные праздничные обряды.

Связь времен и народов в народном искусстве:

  • Древние образы в современных народных игрушках.

  • Искусство Гжели.

  • Городецкая роспись.

  • Хохлома.

  • Жостово. Роспись по металлу.

  • Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

  • Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Декор - человек, общество, время:

  • Зачем людям украшения.

  • Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

  • Одежда «говорит» о человеке.

  • О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

  • Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Декоративное искусство в современном мире:

  • Современное выставочное искусство.

  • Ты сам - мастер.


Раздел 1V. Тематический поурочный план


№ урока

Тема урока

Виды деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Древние корни народного искусства. 8 часов.

1

Древние образы в народном искусстве.

Работа над декоративной композицией на тему древних образов в росписи и резьбе по дереву, орнаментах народной вышивки.

Знать символический характер народного декоративного искусства.

Уметь

«прочитать» орнамент.

2

Убранство русской избы.

Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками.

Знать элементы декоративного убранства избы (причелина, полотенце и др.).

Уметь выстраивать орнаментальную композицию.

3

Внутренний мир русской избы.

Рисунок на тему: «В русской избе» (выбор композиции, выполнение подмалевка). Вырезание из картона предметов быта.

Знать жизненно важные участки крестьянского дома.

Уметь использовать выразительные средства декоративно - прикладного искусства.

4

Конструкция и декор предметов народного быта.

Вырезание из картона выразительной формы посуды или предметов труда и украшение их орнаментальной росписью.

Знать название предметов народного быта и труда.

Уметь

- почувствовать особый склад мышления наших предков:

- создавать объекты предметной среды.

5

Русская народная вышивка.

Выполнение узора вышивки на полотенце в традициях русских мастеров с использованием орнаментального рисунка.

Знать символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки.

Уметь работать в смешанной технике (бумага, мелки, акварель).

6

7

Народный праздничный костюм.

Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов.

Знать крестьянский костюм - образная модель мироздания.

Уметь сравнивать украшения и фронтона избы.

8

Народные праздничные обряды.

Изготовление куклы «Масленицы». Материал: сухая трава, солома или мочало, нитки, палочка.

Знать роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа.

Уметь работать с различными материалами.

Связь времен в народном искусстве. 8 часов.

9

Древние образы в современных народных игрушках.

Создание игрушки (импровизация формы) и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Знать дымковскую,

филимоновскую, каргопольскую игрушку.

Уметь передавать единство формы и декора в игрушке.

10

Искусство Гжели.

Вырезание из бумаги форм посуды (чашка, чайник, тарелка) и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма мастеров Гжели.

Знать особенности росписи, цветового строя, главный элемент орнамента.

Уметь

- передавать единство формы и декора;

- выполнять приемы письма в манере мастеров Гжели.

11

Городецкая роспись.

Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкого письма. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти.

Знать основные приемы городецкой росписи.

Уметь передавать единство формы и декора.

12

Хохлома.

Изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией.

Знать виды хохломской росписи, различать их.

Уметь создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

13

Жостово. Роспись по металлу.

Выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом.

Знать основные приемы жостовской росписи.

Уметь выполнять орнаментальную композицию определенного типа.

14

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла.

Создание формы туеса (карандашницы) из плотной бумаги.

Знать основные приемы жостовского письма.

Уметь создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Выставка работ. Беседа с элементами занимательной викторины по истории развития народных промыслов, знакомство с которыми произошло на уроках.

Знать несколько традиционных промыслов России (Жостово, Городец, Гжель, Хохлома, Полхов - Майдан).

Уметь анализировать произведения народных мастеров.

Декор - человек, общество, время. 12 часов.

17

Зачем людям украшения.

Беседа на тему, «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов».

Уметь видеть в произведениях декоративно - прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.

18

19

20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Выполнение эскизов браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта с использованием элементов декора - знаки - обереги, знаки - символы богов и царей.

Понимать смысл слов: образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяется ролью ее хозяина.

Уметь работать с выбранными материалами

21

22

23

Одежда «говорит» о человеке.

Выполнение работы по мотивам декоративного искусства Древнего Китая. Материал я по выбору учащихся.

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.

24

25

26

27

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

Создание проекта собственного герба или герба своей семьи с использованием декоративно - символического языка геральдики.

Знать сущность герба как отличительного знака человека.

Уметь составлять герб, учитывая традиционные формы и изобретая свои.

28

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Игра-викторина. Выставка работ, выполненных по изученной теме «Декор-человек, общество, время».

Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен и народов.

Декоративное искусство в современном мире. 7 часов.

29

Современное выставочное искусство.

Беседа на тему: «Обращение современных художников декоративно-прикладного искусства к традиционным мотивам, сюжетам, образам народного искусства».

Знать

- о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях;

- о специфике языка разных художественных материалов.

30

31

32

33

34

35

Ты сам - мастер.

Декоративная работа по мотивам русских народных сказок. Выбор и обсуждение работы.

Декоративная работа по мотивам русских народных сказок. Изготовление тряпичной куклы.

Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера или панно из соленого теста (по выбору учащихся).

Знать принципы декоративного обобщения в творческой работе.

Уметь использовать выразительные возможности материала.


Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся


Учащиеся должны понимать:

-значение древних корней народного искусства;

-связь времён в народном искусстве;

-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

-особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана;

-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):

-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

Учащиеся должны уметь:

отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.


Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся


Оценка "5"

  • учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

  • не справляется с поставленной целью урока.

Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы


Интернет-ресурсы

ru.wikipedia.org/wiki

artvek.ru/dekor07.html

artproejekt.ru/library/rus18/st019.html

ntrst.ru/public.cms/?eid=690551

museum.ru/N31505

franky-boy2livejournal.com/191069.html

ellada.spb.ru


© 2010-2022