• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Выступление на IV Открытой выставке-конкурсе декоративно-прикладного творчества учащихся «Рукотворный мир», на тему: «Народные традиции росписи по дереву в современном обучении школьников. »

Выступление на IV Открытой выставке-конкурсе декоративно-прикладного творчества учащихся «Рукотворный мир», на тему: «Народные традиции росписи по дереву в современном обучении школьников. »

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6» НМР РТ







Выступление на IV Открытой

выставке- конкурсе декоративно- прикладного творчества учащихся «Рукотворный мир»,

на тему: «Народные традиции росписи по дереву в современном обучении школьников.»





Подготовила

учитель ИЗО Глухарева И.С.

г. Нижнекамск, 2013





Изменяющиеся социокультурные условия развития современного общества оказывают значительное влияние на образовательную среду. Актуальными проблемами современности стали

  • упадок нравственной культуры,

  • неустойчивость института семьи,

  • трансформация социальной оценки учебной и трудовой деятельности,

  • активизация воздействия на общественное и индивидуальное сознание средств массовой информации, негативные последствия глобализации.

Проявления данных процессов находят непосредственное отражение в сфере обучения и воспитания молодого поколения, в связи с чем круг обозначенных проблем требует комплексного, системного подхода к вопросам развития личности на уровне государственной политики в области культуры и образования.

Развитие человека неразрывно связано с его включением в систему общественных и трудовых отношений, с процессами его духовного роста через усвоение достижений традиционной и современной культуры. Наибольшая наглядность и ярко выраженная направленность на социокультурные аспекты развития личности присущи педагогике народного декоративно-прикладного искусства. Национальная доктрина образования в Российской Федерации апеллирует к необходимости обеспечения исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры. В.В. Путин, выступая на заседаниях Государственного совета РФ, неоднократно отмечал необходимость государственной поддержки развития народных промыслов, обеспечения условий для сохранения культурного наследия. Сохранение традиций народных промыслов представляется одним из приоритетных направлений культурной политики.

Претерпевшая трансформацию образовательная сфера не справляется с задачами обучения и воспитания активной, творческой, патриотически настроенной личности и формирования у нее общечеловеческих, культурных, национальных и эстетических ценностей. Принципы обучения основам традиционной культуры, сформировавшиеся в среде народных мастеров, незаслуженно перестали пользоваться спросом, несмотря на их огромный педагогический потенциал. Особого внимания требует проблема возрождения семейной культуры и культуры труда, решаемая в ходе комплексного освоения отечественного культурного наследия.

Сказанное выше определяет актуальность изучения и внедрения в процесс современного обучения школьников народных традиций росписи по дереву. Изучение особенностей педагогических традиций в данной сфере необходимо для адекватной постановки задач перед современной системой художественного образования и раскрытия недостатков в ее организации.

Обучение народному искусству исследуется как компонент этнического, семейного, трудового, нравственно-эстетического воспитания.

Среди современных проблем обучения народному декоративно-прикладному искусству в России следует назвать следующие, актуальные для детей дошкольного возраста:

- агрессивный характер влияния средств массовой информации;

- освоение компьютера как преграда для развития мелкой моторики рук;

- низкий уровень интереса к восприятию новой информации;

- отсутствие или недоступность научно-методических разработок и наглядных материалов этнопедагогической направленности;

- сложный для детского восприятия язык обучающих программ;

- некомпетентность педагогов и родителей в вопросах народного искусства;

- адаптация технологий промыслов с риском удаления от традиции;

- отсутствие многоуровневой преемственности обучающих программ;

- утрата технологий национального семейного, трудового воспитания, формирования предметной среды.

На школьном уровне образования введение основ народных промыслов в трудовую и изобразительную деятельность является необходимым условием формирования этнокультурных и эстетических представлений и практических творческих навыков. Проблемы обучения школьников народному искусству:

- обучение подростков традиционным ремеслам вытеснено в сферу дополнительного образования, не всеми востребованного и не всем доступного;

- разорвана связь городских детей с естественной природной средой, что отражается на познании окружающего мира, определении своего места в нём и на восприятии стилизованных образов народного искусства;

- сложность искусственного моделирования среды развития промыслов;

- развитие негативного отношения к трудовой деятельности;

- проявления социальной разобщенности, индивидуализации сознания.

Расскажу о своем опыте работы по внедрению народного искусства в образовательную среду. Работая в системе дополнительного образования, педагог обладает большими возможностями для внедрения в обучение школьников основ народных промыслов. Это позволяет и календарно - тематический план и количество часов, отводимое для раскрытие данных тем. Кроме того, в кружки и секции идут дети, нацеленные на изучение основ изобразительного искусства и декоративно- прикладного творчества. Поэтому с такими детьми работать интересно и отдача больше.

Внедрение основ народных промыслов в средней школе требует большей подготовленности детей и усложняет работу педагога. Тем не менее учащиеся с удовольствием знакомятся с основными видами народной росписи. Оснащение современных школ позволяет широко использовать возможности применения ИКТ, показ презентаций, музыкальных роликов, видео о народных промыслах дают положительный эффект в обучении детей.

Работая с 5 - 7 классами по авторской программе «Волшебная кисточка», я большое внимание уделяю азам народной росписи на протяжении всех 3 - х лет обучения. Учащиеся 5 - х классов с удовольствием знакомятся с народной игрушкой на примере матрешки, изучают Полхово- Майданскую роспись, выполняют практическую работу. При изучении полхов-майданской росписи открывается своеобразный мир народного искусства. Деревянные точеные грибы, матрешки, копилки, свистульки, солонки сплошь покрывает яркая, буйная, плотная роспись из крупных цветов и листьев вперемежку с гроздьями ягод смородины и винограда. Встречаются в росписи и сельские пейзажи, птицы и животные. Полховско-Майдановская матрешка представляет собой деревенскую красавицу со сведенными бровями и глазами, с лицом, обрамленным черными локонами. Локоны - подлинная деталь старинного местного женского головного убора. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы - под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали черные, завитые штопором, как кудри, перышки селезня. Как и Семеновские мастера, художники из Полховского Майдана главное внимание уделяют цветочной росписи на фартуке, опуская все бытовые детали костюма.

В 6 - х классах особое внимание уделяется изучению основ Городецкой росписи. Знакомство с лучшими образцами Городецкой росписи копирование по образцам. Учащиеся приобретают графические навыки и умения по технике Городецкой росписи, с другими видами народного творчества через иллюстрации и беседы о народном искусстве.

Развивать основы пространственного мышления, овладение техническими приёмами кистевой росписи, развивать мелкую моторику - готовить руку ребенка к более сложным манипуляциям, развитие знаний и художественно графических умений. Овладевают практическими навыками выразительного использования цвета, формы, ритма, фактуры.

На занятиях дети учатся работать « в живую», без карандаша, сразу кистью. Легко и быстро выполнять упражнения «Городецкий петух», «Городецкий конь», изучают основные цветы росписи: купавки, розетки, городецкие розы; учатся составлять композицию в круге. Итогом является выполнение Творческой работы по росписи деревянной разделочной доски.

В ходе обучения затрагиваются вопросы о народных традициях росписи и символике каждого рисунка. Например, изображение птицы являлось символом счастья в семье, изображение коня - символом богатства. При оценки детских работ большое внимание уделяется форме фигур, соответствия цветовой гамме. Работы получаютсяяркие, красочные. Дети работают с удовольствием.

В 7 -х классах идет изучение Пелмогорской и Хохломской росписи.

Перлмогорскую росписи дети выполняют на деревянных расчетках: материал это общедоступный и дает возможность учащимся найти практическое применения полученных знаний. В ходе обучения дети знакомятся с мифологическим персонажем - Птицей Сирин, учаться рисовать изображение данной птицы. Простая геометрическая роспись, с небогатой цветовой гаммой (всего 3 цвета) легко усваивается детьми и особенно нравится мальчикам.

Хохломская роспись. Это, пожалуй, самая известная и самая красивая роспись России. Изучению этой темы отводиться несколько уроков. Первоначально школьники осваиваю т основные приемы росписи, изучают такие элементы как кудрина и травный кустик. Затем учатся рисовать птиц, выполняют самостоятельную творческую работу «Хохломская роспись».

Я нацеливаю детей на дальнейшее практическое применение получаемых знаний в жизни. Например, элементы Хохломской росписи в будущем легко применимы в боди- арт и росписи на ногтях. В моей практике был случай, когда моя ученица, освоив азы Хохломской росписи, начала декорировать свою одежду и аксессуары и помощью акриловых красок.

Для организации методической работы мною используется следующая литература: Энциклопедии по росписи Величко Н.В.; методическое пособие по Городецкой росписи М. Ильченко, С.Мишина; рабочие тетради из Серии народное искусство; Л.В.Орлова. Хохломская роспись; Сказочная Гжель. Учебное издание. Ю.Г.Дорожин; Мезенская роспись Ю.Г.Дорожин ; Узоры Северной Двины. Ю.Г.Дорожин; Цветочные узоры Полхов-Майдана. Г.Бабурова и др.

Таким образом, давая современным школьникам азы народных традиций, знакомя их с народными промыслами мы формирует многогранную эстетически развитую личность учащегося. Особую значимость педагогические технологии мастеров народного искусства приобретают в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это осуществляется в ходе создания изделий народных промыслов (в особенности, в технике росписи по дереву) и проявляется в стимуляции сенсомоторного развития, познавательной и трудовой деятельности, образного мышления, развитии воображения, творческих способностей и эмоциональной сферы личности, этнического и гражданского самоопределения и т.д.

Народное искусство - не консервативная, мертвая художественная система, а система, постоянно развивающаяся. Благодаря своей необычной емкости народное искусство интересно не только с точки зрения художественной, но и с точки зрения исторической, этнографической, социологической. Следует особо подчеркнуть научную ценность произведений народного искусства. Значение произведений декоративно-прикладного искусства для формирования художественного вкуса обусловливается еще и тем, что в них специфично преломляются выразительные средства других видов изобразительного искусства - живописи, графики, скульптуры, архитектуры.

Знакомство школьников с, казалось бы, обычными художественными предметами должно стать поводом для серьезного разговора о сущности эстетического в искусстве и действительности, о становлении современного стиля и моды, о специфике системы изобразительно-выразительных средств декоративно-прикладного искусства наравне с другими видами искусства.

Закончу я свое выступление цитатами:

Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. Хаббард Элберт Грин.

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Василий Ключевский

Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования. Менделеев Д. И.

Спасибо за внимание!

© 2010-2022