Пояснительная записка по предмету Искусство 8-9 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Искусство

Авторы: Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская

Пояснительная записка.


  1. Цели и задачи программы.

Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

- воспитание художественного вкуса;

- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного самообразования.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

  1. Нормативно - правовые документы.

Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (с последующими

изменениями и дополнениями).

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г.

№ 1089 « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3.Федеральный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. № 1312.

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008г. № 241

«О Внесении изменений в федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010г. №889

«О Внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012г. №74

«О Внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

3. Сведения о программе.

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2012 год.

Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача учебного материала предоставляется учителю музыки и изобразительного искусства по темам согласно тематическому плану. Данная программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения - в 8 и 9 классах.

4. Информация об используемых учебниках.

УМК ученика:

Сергеева Г.П., Кашекова И.Э.,Критская Е. Д. Искусство: учеб. для 8-9 кл.общеобразовательных учреждений, -М.: Просвещение, 2015

УМК учителя:

Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015

5.Обоснование выбора программы для разработки учебной программы.


Выбор этой программы вызван актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлен необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать основные

цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.


6.Определение места и роли учебного курса, предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования 70 часов (8-9 класс, 1 ч. в неделю, 35 учебные недели), для обязательного изучения каждого направления образовательной области предмета «Искусство». Учебный предмет «Искусство» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет учащимся возможность войти в мир искусства, играет особую роль в воспитании учащихся эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, пониманию культур других народов. Традиция формирует эстетическое и философское восприятие мира, передает ему представление народа о красоте, добре, зле, предназначении человека по средствам музыки, изобразительного искусства.

7. Общая характеристика предмета «Искусство».

Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.


8. Новизна рабочей программы.

Специфика программы. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить свое конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом, все науки» (Л. В. Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.

Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, в театры, кино и концертные залы.

На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т. п. - становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

9. Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана программа.

В соответствии учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 70 часов (из расчета 1 час в неделю).

8 - 9 класс - количество часов в год составляет 35 часов

1 четверть - 9 часов

2 четверть - 7 часов

3 четверть - 10 часов

4 четверть - 9 часов

10.Информация о используемых технологиях обучения, формах уроков.

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др.,театра - оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.

Основной используемой технологией в изучении предмета является интегрированная технология.

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

- конкурс

- викторина

11.Виды и формы текущего, тематического, промежуточного, итогового контроля согласно уставу ОУ и локальному акту.

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест

Контроль уровня обученности .

№ урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

17

Музыкально-поэтическая символика огня.

Текущий - письменный

контрольная работа

(тест)

34

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

Итоговый

Защита проекта

51

Художник и ученый.

Текущий - письменный

контрольная работа

(тест)

69

Исследовательский проект

«Пушкин - наше все»

Итоговый

Защита проекта

12.Требования к метапредметным, личностным, предметным результатам на конец года.

Выпускники научатся:

• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными результатами изучения искусства являются:

  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

  • оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

Выпускники научатся:

• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 -9 класса:

Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:

- иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

- определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;

- размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

- выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

- использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.

13.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО предмета

8класс.

1 четверть

Тема четверти: Искусство в жизни современного человека (9 часов)

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека..Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобразительного искусства и литературы.

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино

Задачи: Характеризовать многообразие форм художественного воплощения мира в различных видах и жанрах искусства. Воспринимать художественные произведения разных видов искусства. Выражать свое отношение к ним. Представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества. Соотносить характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особенностями одежды (костюмов) разных эпох и народов. Различать виды, стили и жанры искусства,основные жанры народной и профессиональной музыкиЗнать/понимать смысл употребляемых терминов.

Наблюдать (воспринимать) произведение искусства, смысл художественного образа. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения. Знать/понимать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино

2 четверть

Тема четверти: Искусство открывает новые грани мира(7 часов)

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире.Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.

Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира.

Задачи: Наблюдать жизненные явления. Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи, музыки. Устанавливать ассоциативные связи между литературными, звуковыми и зри-тельными образами-представлениями. Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна, созвучные литературным образам, и др.; художественные произведения, раскрывающие эмоциональное богатство мира. Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов графики и т.д. Обогащать опыт адекватного восприятия речи, ее интонационно-образной выразительности.

Пейзаж - жанр, посвященный изображению природы.

Выражать разные эмоциональные состояния при создании этюдов (литературных, живопис-ных). Находить сходные и различные черты, выразительные средства, воплощающие отноше-ние творца к природе. Знакомиться с современ-ными обработками, аранжировками классических музыкальных произведений. Оценивать их художественную значимость. Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи и музыки. Обосновывать выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи»

3 четверть:Искусство как универсальный способ общения (10часов)

Искусство как проводник духовной энергии. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве.

Произведения отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей.

Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека, которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей.

Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые), фестивали искусств.

Задачи: Понимать роль искусства в жизни человека и общества. Использовать коммуникативные свойства искусства. Понимать значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании толерантности. Знать музеи, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения, своего края (города, поселка и др.).Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов и т.д. Проявить творческую активность при создании своей творческой работы.

Музей - учреждение, собирающее и выставляющее для всеобщего обозрения произведения искусства, предметы истории, науки, быта, ко-

торые располагаются в экспозиции по определенной системе.

4 четверть:Красота в искусстве и жизни. (9часов)

Прекрасное пробуждает доброеЧто такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания.

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

Задачи: Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства. Объяснять их отличие друг от друга. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства, литературы и музыкального искусства. Понимать самоценность различных явлений. Анализировать и оценивать произведения различных видов искусства. Знать специфические особенности языка. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла. Развивать умения вести дискуссию, задавать вопросы, спорить, отстаивать свое мнение. Аргументировать собственную точку зрения в дискуссии.

9класс

1 четверть. Раздел четверти: Воздействующая сила искусства

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации.

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, - светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж.

Задачи четверти:

Сопоставлять художественные образы, символизирующие власть. Выявлять сходство и различия этих образов. Называть общие (типические) черты. Высказывать свое отношение к различным художественным образам. Приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением. Подбирать произведения искусства, отражающие идеи этих государств. Пользоваться справочной литературой. Участвовать в подготовке доклада или компьютерной презентации на тему, связанную с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства. Подбирать и анализировать различные художественные произведения, использовавшиеся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Выявлять особенности построения (формы) музыки. Понимать значение повтора и контраста в произведениях музыкального и изобразительного. искусства. Понимать и объяснять значение терминов. Выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох. Сравнивать особенности фактуры музыкальных произведений. Объяснять ее значение в создании различных образов.

2 четверть. Раздел четверти. Искусство предвосхищает будущее.

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин - выразитель ценностей эпохи.

Порождающая энергия искусства - пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий XX-XXI вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда.

Задачи четверти. Называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего. Выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства. Давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека. Составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо вида искусства.Пользоваться справочной литературой.

Приводить примеры научного значения художественного знания.Интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиций сегодняшнего дня. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвоватьв диалоге при обсуждении работ,аргументировано доказывать свою позицию.

3 четверть. 3 раздел. Дар созидания.

Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).

Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Архитектура, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие виды города или площади в разные эпохи.

Задачи четверти. Характеризоватьзначимость искусства в эстетическом формировании окружающей среды.

Изучать облик своего города и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства.Прослеживать историческую трансформацию одного из предметов быта или орудия труда. Пользоваться справочной литературой. Разбираться в терминах и понятиях (промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн). Участвовать в подготовке проекта «Искусство на улицах нашего города»:создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка; дизайн интерьера школы, музея, актового зала, спортивной или игровой площадки; составлять музыкально-литературные композиции для презентации проектов на школьной конференции. Сотрудничать в процессе создания общей творческой работы.

4 четверть. Раздел четверти. Искусство и открытие мира для себя.

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства. Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке.

Современный человек живет в сложном и загадочном мире, ставящем перед ним почти каждый день множество вопросов, на которые он ищет ответы. Эти ответы иногда приходят к нему в результате познания и труда, а иногда в результате озарения. В любом случае верно найденный ответ на вопрос вызывает чувство удовлетворения.

Именно с вопроса начинается любое творчество: и художественное, и научное. Человеческие творения рождаются сначала в виде мысли и лишь, затем воплощаются в предметы и события.

Человечество ищет ответы на возникающие вопросы. Именно вопросы служат мотивом для познания мира.

Задачи четверти. Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей). Иметь представление о том, какое место в семье искусств занимают изобразительные искусства (пластические), музыка, литература, театр, кино и др.

Представлятьзначение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентации современного человека. Приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей.

Называть символы красоты в жизни, человеческих взаимоотношениях, произведениях искусства.

Приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей. Понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее др.) Ориентироватьсяв окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой. Понимать особенности художественного языка разных видов искусства.

14.Учебно - тематическое планирование.

8 класс

Тема урока

Кол - во

часов

1

четверть

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека

(3 часа)

9

1(1)

Искусство вокруг нас.

1

2(2)

Художественный образ - стиль - язык

1

3(3)

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

1


Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира

(6 часов)


4(4)

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы

1

5(5)

Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись. Зримая музыка

1

6(6)

Человек в зеркале искусства: жанр портрета

1

7(7)

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея.

1

8(8)

Музыкальный портрет. Александр Невский

1

9(9)

Портрет композитора в литературе и кино

1

2 четверть

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7 часов)


1(10)

Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов

1

2(11)

Искусство художественного перевода - искусство общения

1

3(12)

Как происходит передача сообщений в искусстве? Искусство - проводник духовной энергии.

1

4(13)

Знаки и символы искусства

1

5(14)

Художественные послания предков. Разговор с современником

1

6(15)

Символы в жизни и искусстве

1

7(16)

Музыкально-поэтическая символика огня.

1

3 четверть

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (10 часов)


1(17)

Что есть красота

1

2(18-19)

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка

2

4(20-22)

Есть ли у красоты свои законы

3

7(23 -24)

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

2

9(25)

Великий дар творчества: радость и красота созидания

1

10(26)

Как соотноситься красота и польза. Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

1

4 четверть

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе (9 часов)


1-3(27-29)

Преобразующая сила искусства

3

4-8(30 - 34)

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

5

9(35)

Итоговый урок. Обобщение тем

1


9 класс

Тема четверти.

Кол - во часов

1 четверть

Раздел 1. Воздействующая сила искусства (9 часов)


1(1 -3)

Искусство и власть.

3

4(4 -5)

Какими средствами воздействует искусство?

2

6(6-7)

Храмовый синтез искусств.

2

8(8)

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

1

9(9)

Обобщение по теме: «Воздействующая сила искусства»

1

2 четверть

Искусство предвосхищает будущее (7 часов)


1(10 - 11)

Дар предвосхищения.

Какие знания дает искусство?

2

3(12)

Предсказание в искусстве.

1

4(13 - 15)

Художественное мышление в авангарде науки. Художник и ученый

3

7(16)

Обобщение по теме: «Искусство предвосхищает будущее»

1

3 четверть

Дар созидания. Практическая функция (10 часов)


1(17)

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

1

2(18)

Архитектура исторического города.

1

3(19)

Архитектура современного города.

1

4(20)

Специфика изображений в полиграфии.

1

5(21)

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

1

6(22)

Декоративно-прикладное искусство

1

7(23-24)

Музыка в быту. Массовые, общедоступные искусства

2

9(25)

Изобразительная природа кино. Музыка в кино.

1

10(26)

Загадки музыкальных хитов

1

4 четверть

Искусство и открытие мира для себя ( 9 часов)


1(27)

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

1

2(28)

Литературные страницы.

1

3(29 -34)

Исследовательский проект

«Пушкин - наше все»

6

9(35)

Итоговый урок.

1


Всего часов - 35 в год







15. Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса.

Основная литература

  • УМК

  1. Учебно-методический комплект «Искусство».

  2. Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2014 г.

  3. Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2014 г.

  4. Сергеева Г П. Музыка 5-9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2014 г.

  5. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. - М., 2011 г.

  • Справочные пособия, научно-популярная и историческая литература

1.Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 2010.

2.Бореев Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - М., 2011.

3.Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. - М., 2010.

4.Киященко Н. И. Эстетика - философская наука / Н. И. Киященко. - М., СПб.; Киев, 2012.

5.Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. - СПб., 2010.

6.Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. - М., 2013.

6.Сергеева Г.П., И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. Пособие для учителя. «Искусство» 8-9 класс. М.: «Просвещение».2011

7.Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2012

Информационные средства

  • Мультимедиа

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)

2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

  • Интернет-ресурсы:

  1. proshkolu.ru/

  2. rudocs.exdat.com/

  3. artteodor.blogspot.ru/

  4. drawschool.ru/

  5. grafik.org.ru

  6. gallerix.ru/

  7. artcyclopedia.ru/

  • Наглядные пособия, карты, схемы, CD-диски:

1.Презентации к урокам

2.Репродукции картин

3.Таблицы, схемы (цветовой круг, тональные растяжки)



© 2010-2022