Урок ИЗО в 7 классе по программе Неменского «Народных ремесел мастера»

Цель урока: Образовательная: Научить  составлять   элементы растительного   узора, украшающего  изделия мастеров из Хохломы, с помощью кисти и ватных палочек. Обогащать знания о  видах  декоративно-прикладного искусства: Хохломы и Гжели. Развивающая: развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся продолжать развивать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе. Воспитательная: воспитание интереса к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность. в...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: « Народных ремесел мастера»

Цель урока:

Образовательная:

  • Научить составлять элементы растительного узора, украшающего изделия мастеров из Хохломы, с помощью кисти и ватных палочек.

  • Обогащать знания о видах декоративно-прикладного искусства: Хохломы и Гжели.

Развивающая:

  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся

  • продолжать развивать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе.

Воспитательная:

  • воспитание интереса к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.

  • воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов.

Задачи урока:

  • формировать умение правильно, грамотно выражать свои мысли в росписи предмета;

  • использовать возможности цвета, цветового контраста, теплого и холодного колорита;

  • развивать зрительную память в передаче впечатлений;

  • пробудить фантазию, умение комбинировать детали.

  • Развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор.

Тип урока: традиционный в 7 классе по программе Неменского

Оборудование: ПК, заготовки из скульптурного пластилина ( пластилин перед росписью покрыть зубной пастой, а лучше жидким алебастром) (чаши, ложки, тарелки, розетки), заготовки цветных кружков из картона.

Формы: коллективная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный.

Виды работ: беседа, работа с раздаточным материалом.

Этапы урока:

I. Организационный момент.

II. Новый материал:

  • мастера Хохломы и Гжели;

  • работа с наглядным материалом;

  • работа на раздаточном материале;

  • гимнастика для тела.

III. Практическая работа. (Закрепление нового материала).

IV. Итог урока.

  1. Домашнее задание. закончить( роспись поделок ).

ХОД УРОКА

На доске плакаты:

Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Золотая хохлома!

Здравствуйте! Приготовились к работе?

Сегодня тема нашего урока "Народных ремесел мастера".

Цель нашего урока: Освоить принципы гармонии композиции на основе цветовых ритмов и цветовой доминанты; выполнить гуашью орнамент в стиле хохломской росписи на пластилиновых предметах.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет

Золотая Хохлома, ей не налюбуются.

И в Париже, и в Нью-Йорке

Хохлома красуется.

В Гжели делают посуду

Столько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас.

Вы не просто детвора,

Вы ребята - мастера.

Мы с Вами познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили нам предки. И сейчас , в современной жизни, люди упрямо стремятся сохранить прошлое. Древние ремесла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение - и ниточка, связывающая нас с далекими предками, не рвется

В каждом доме есть посуда, которая сделана из разных материалов (фарфора, фаянса, стекла, металла, пластмасса).

- Кто ее придумал?

- Нужна ли посуде красота?

- Так кто же и как создавал посуду, чтобы она была удобной, красивой, нужной людям?

- Сначала художник рисовал посуду, придумывал ее форму. Потом он придумывал, для чего она, нужно ли ее украшать и как.

В создании посуды большую роль играет художник: он конструирует посуду и украшает ее, делает опытный образец, а затем на фабрике по образцу изготавливает ее повторение. Но бывает посуда в одном экземпляре - авторская выставочная работа.

Зависимость формы и декора обусловлены назначением посуды: повседневной, праздничной, детской или взрослой.

Большое значение играет материал, из которого сделана посуда.

Праздничная посуда, тонкая и изящная, изготавливается из тонкого фарфора, ее детали более сложные, украшения богатые и разнообразные.

Повседневная посуда проще по форме и менее украшена, но более прочная.

Посуда может быть веселой, торжественной или безразличной, скучной.

Детская посуда должна привлекать росписью, быть устойчивой и удобной.

Посуда по характеру, соответственно назначению, может быть стройной, мощной, приземистой, воздушной и т.д.

Декором посуды может быть ручная роспись.

А сейчас мы совершим при помощи слайдов "экскурсию" туда, где создается посуда, где хранятся ее лучшие образцы в село под названием Хохлома (Нижегородская область).

Очень давно на средней Волге в Нижегородской губернии зародился обычай украшать деревянную посуду росписью.

В царских, княжеских, боярских теремах знатные и богатые семьи ели из золотой и серебряной посуды. А откуда взять драгоценности даже в самый большой праздник бедному крестьянину?

Но лес у крестьян рядом. Кроме того, у крестьян искони существовало стремление к красоте и умение эту красоту творить.

Мастера - земледельцы вырезали и вытачивали из липы и ольхи - миски, чашки, ложки и даже большие посудины, где можно было хранить муку и заводить тесто.

Выточенные из дерева предметы, в основном посуда, после специальной обработки расписывали растительными узорами, покрывали лаком и закаливали в печи.

Происходило чудо: посуда приобретала золотой отлив, хотя золото никогда не применялось в росписи хохломской посуды.

Есть русская пословица: "Голь на выдумки хитра". Это ли не хитрость - превратить липу в золото?!

Стих. Виктора Набокова "Хохлома".

Птицы и петли, круженья, разводы
Листья и стебли, колосья и злаки,
Редкие, мудрые формы природы
Сердце влюбленного тайные знаки.
Это придумали русские люди
Те, что молились пенькам и березе.

На деревянном языческом блюде
Травы, цветы, легендарные розы.
Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные.

Я разложу их, и гости довольны
И никаких замечаний и жалоб.
Слышно одно в разговоре застольном:
Щец бы горячих, борща не мешало.
Кисть хохломская! - Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!

. Слайд-фильм "Чудо-ложка". Приложение (Презентация).

Этот фильм озвучивают дети (читается текст на фоне музыки "Плясовые наигрыши", "Камаринская").

Слайд 2. Ложка - загляденье!

Из дерева - легкая, золотисто- огненная, покрытая желтыми лепестками и красными венчиками, черно-зубчатой листвой и ягодами алой рябины. Возьмешь в руки и видишь, что мастер вырезал ложку из липы.

Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, черемухе, голубике - всяким плодам, цветам и травам раздолье.

Слайд 3.

Хорошо иметь чудо-ложку, но еще лучше, если рядом с ней поставить расписную чудо-миску.

Вот они на столе!

Поглядеть любо-дорого! Расписаны алыми ягодами спелой клубники, диковинными листиками и золотистой травкой на черном фоне.

Слайд 4. …Жил-был в стародавние времена дед. Редко были у старика пшеничные пироги, сладкие пряники, соты медовые.

Но гости стариков дом не обходили.

На богатых дворах - тишина, одни собаки лают, а у старика - веселая застолица!

(Звучат плясовые наигрыши).

Все знали: есть у него красота ненаглядная - деревянная мисочка - конь с шестью черпаками. Покрыта миска позолотой, расписана лесной травкой и спелыми ягодами.

Глаз отвести невозможно!

Слайд 5. Дивились гости: откуда у старика такая красота?

Спрашивали, дорого ли она стоит? Хозяин угощал гостей и говорил: - "Золото из Хохломы в воде не тонет и в огне не горит. Стенки золотые - в середине листья рябиновые, да ягоды".

Слайд 6. А почему же спрашивают, - золото твое в воде не тонет и в огне не горит?

Положил дед черпаки в миску и налил воды - черпаки наверх всплыли: ведь они деревянные.

А насчет огня говаривал дед, - испытайте сами. Калят изделия в жарких печах. Как же им сгореть.

Одно слово Хохлома - огненная!

Слайд 7-9. Свое название роспись получила от крупного селения Хохлома, где в далекие годы на ярмарках продавались изделия окрестных деревень.

Слайд 10-11. В Заволжье всегда крестьяне-ремесленники любили узоры - "золото", да "травку".

Спросите почему - золото, травка?

Разве мало других веселых, радующих глаз, цветов и узоров?

Золото олицетворяло счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту.

Слайд 12-13.Когда выдавался хлебный год, то говорили наши мужики - золото (имелось в виду зерно) гребут лопатой. Про семью, в которую пришел достаток, у деревенского колодца молодки говорили: "Живут - золото весят". Хотя, конечно, все знали, что хлебопашцы драгоценного металла в глаза не видели.

Слайд 14-16. Трава же и цветы, ягоды и листья - побеги напоминали людям о молодости, нови и силе.

Учитель. Ребята, вы сейчас увидели прекрасные работы хохломских мастеров. И я думаю, что после просмотра слайд - фильма у вас возникло чувство гордости за землю, на которой живут и работают мастера Хохломы, за землю на которой мы живем с вами. Которая прекрасна!

Что такое Хохлома? Что такое Гжель? Какие цвета использованы? Чем отличаются Хохлома и Гжель? Что у них общего.

Знакомство с изделиями мастеров. А сейчас мы совершим при помощи слайдов "экскурсию" туда, где создается посуда, где хранятся ее лучшие образцы в село под названием Гжель (на реке Клязьме).показ слайдов читает ученик.

Обсуждение, какие цвета используются в "жаркой" палитре Хохломы и "холодной" пастельной палитре Гжели. (Сравнение зима - лето).

(Показать три главных цвета). Дополнительные цвета - зеленый, желтый.

Сегодня мы познакомимся с двумя "бабушками" - Хохломой и Гжелью.

(Демонстрация посуды, фигурок).

Роспись: растительная тематика - цветы и ягоды.

И в практической части урока наша задача - применить новые знания и те знания, умения, навыки, которыми вы уже владеете в создании росписи

Рисование на заготовках. (Рисуем только Хохлому).

Давайте сначала вместе с вами раскрасим основным цветом наши заготовленные из скульптурного пластилина предметы быта. Представим себе, что эти поделки , которые вам нужно отвезти на ярмарку и продать. Вы должны раскрасить яркими красками . А какие цвета говорят, что это хохломская роспись?

Ответ детей - желтый, красный, черный.

Правильно! Приступаем к работе.

. Давайте посмотрим, есть ли нужные нам цвета в нашей палитре.

Ответ детей - перечисляют цвета палитры необходимые для росписи Хохломской посуды.

Физминутка 2-3 мин.( тряпичная кукла)

Выполнение практической работы.

Подведение итогов урока: анализ работ, выставление оценок.

  • Что нового вы узнали сегодня?

  • Чем же отличается Хохлома и Гжель?

  • Что у них общего?

Домашнее задание: закончить роспись.

Урок закончен, до свидания.

Учитель ИЗО Стрельба Е.Б.

Литература:

Скоролупова О. А. Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством. -М.Ю2005.

Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. -М., 2005.

© 2010-2022