• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Статья для учителей ИЗО, МХК. Искусство как средство повышения качества образования и формирования духовной культуры подрастающего поколения

Статья для учителей ИЗО, МХК. Искусство как средство повышения качества образования и формирования духовной культуры подрастающего поколения

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Счастливый народ тот, кто умеет видеть прекрасное.

Искусство как средство повышения качества образования и формирования духовной культуры подрастающего поколения.

В системе образования сегодня происходит не просто реформа, а реконструкция всей системы и подходов к образовательному процессу. Но данные процессы, как и любые фундаментальные изменяя не должны перечеркивать предыдущий опыт. Надо уметь меняться в быстро меняющемся времени, но для того чтобы меняться должны быть знания, которые необходимо научиться использовать в свете новых реформ. Меня как педагога области искусства всегда волнует вопрос, почему к нашим предметам такое поверхностное отношение, либо не принимают, либо вообще «никак» не относятся. Опыт предшествующих поколений не раз подтверждал значимость искусства в развитии и формировании личности. Говорить и доказывать важность искусства бессмысленно, все равно не услышат, или сделают вид: «Да это важно, но что делать?». Риторический вопрос Чернышевского так и остается без ответа «Что делать?». Поэтому последние годы я не просто внедряю в образовательный процесс приемы и методы характерные для предметов художественно-эстетического цикла, а на примерах показываю значимость искусства в других предметных областях.

Работая с первоклассниками, мы с педагогам начальной школы пришли к выводу насколько важен урок ИЗО. Это не просто формирование графического навыка, это развитие математических способностей, включение в работу мыслительных и репродуктивных процессов. Обучающие быстрее и лучше запоминают, если урок построен на зрительных образах (репродукции картин, рисунки самих обучающихся). Картина в начале урока, как прием кроссенса, должна отражать всю суть урока вызвать эмоцию, чувства. Через восприятия произведения искусства начинаются мыслительные процессы. На литературном чтении Т. А. Сухоничева стала использовать не только репродукции картин, а рисунки, выполненные на уроках изобразительного искусства. Через рассмотрения пейзажа выполненного учеником, в стихотворении А. С. Пушкина «Зима» ребята находят изобразительные средства выражения. Пейзаж оживает в стихотворении, а стихотворение в пейзаже. В результате к концу первого класса мои первоклашки строят пейзаж по всем законам линейной перспективы, а на литературном чтении учат стихи по картинам и рисункам гораздо быстрее, чем при механическом заучивании.

Этот прием я стала использовать на уроках истории. Начиная изучать древнею Русь с образов созданных К. Васильевым, петровские реформы через «Утро стрелецкой казни», «Боярыню Морозову» В. Сурикова, первую мировую, русско-японскую войну с картин Верещагина. Картина на уроке не иллюстрация из учебника, а смысловое содержание темы. Картина заставляет мыслить, рассуждать и делать выводы. Можно забыть многое с урока, но образ, построенный, на восприятии картины останется навсегда.

Как классный руководитель стала включать картины в классные часы. Классный час, посвященный первой мировой войне в 6 классе я начала с картины П. Пикассо «Генрика». Гул возмущения: «Что это!? Я так нарисую. Я нарисую лучше! Это что картина!?». Впечатляют только размеры картины и факт, что картина написана за один месяц, принятия картины не возникает. Но самое главное я получила эмоцию, значит, включился процесс запоминания. Говорим о войне. Что такое война, фрагменты роликов посвященных первой мировой, работа с историческими источниками. В конце урока предлагаю нарисовать лицо войны и то, что рисуют дети начинает перекликаться с образами Пикассо. Подводя итог урока, возвращаемся к картине Пикассо, вижу восторженные лица у моих учеников, они самостоятельно совершают открытие, говорят, что война это не просто смерть, это ничто, это разрушение всего, это то, что рисует художник, хаос. Война - это мать с искаженным, ужасающим лицом держащая на руках мертвого ребенка, ее лицо не может быть прекрасным, её лицо, поза вызывают ужас и сострадание. Головы быков, человек, выпрыгивающий из горящего дома, убитый солдат все это хаотично и бессмысленно как сама война. Последняя точка в восприятии это рассказ о трагедии в городе Генрика. Никто не ушел равнодушным, а главное через искусство затронуты тончайшие струны души ребенка.

Паолы Волковой в книги «Мост через бездну» написала: «Все знают, что такое искусство. К сожалению, отношение к нему очень часто базируется на понятиях личностного отношения: нравится - не нравится, либо на оценочных суждениях: хорошее и плохое. Почему? А потому что искусство есть предмет индивидуального потребления. … «Нравится, не нравится вопросы питья, закуски, а так же выбора невесты. Но когда речь идет о таких серьезных вещах, как искусство, неплохо было использовать еще какие-либо критерии оценки, поинтересоваться еще чем-нибудь, то есть подключить к тому времени….». Мы смотрим поверхностно на фантик. А ведь то, что заложено в каждой картине важно для формирования вкуса, мировоззрения, формирования души если хотите. Искусство нельзя принимать или не принимать, оно уже есть оно уже внутри нас и мы часть него. Как научить этому подрастающее поколения, постоянными доказательствами, нет, ничего не получиться. Если нам постоянно навязывают чужую идею, наступает момент протеста и отторжения. Один из моих уроков начинается с фразы «В свете последних события и развития научно-технического прогресса я смею утверждать, что живопись нам не нужна». И предлагаю на рассмотрения картину Вермеера Дельфтского «Портрет девушки с жемчужной сережкой», Рембрандт «Портрет Старика», Кипренский «Девочка в маковом венке» и современные фотографии. Что нам ближе и что лучше? Весь урок ребята доказывают мне, что я не права.

Задача новой школы разбудить в ребенке творца, способному к эмоциям. Это не новое открытие в современном мире, а это далеко забытое старое. Возвращаясь в эпохи, где культура занимала главенствующие позиции, мы видим не просто созидательный труд, а именно эмоциональный отклик на открытия действительности. Цивилизация тогда делала скачек во времени, когда на первом месте стояла культура, а значит красота и чувства. Один из древних философов сказал : «Научите свой народ рисовать, и вы будите управлять счастливой страной». Вот он ключ к успеху.

Во французской мелодраме «1 +1» герой Франсуа Клюзи говори, на мой взгляд ключевую фразу для человечества: Хотите увековечить свое имя, займитесь искусством.



© 2010-2022