- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Изобразительное искусство Головной убор русской красавицы
Изобразительное искусство Головной убор русской красавицы
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дьякова Н.А. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект
Урока изобразительное искусство в 3 классе
Дьяковой Натальи Александровны
Тема: Головной убор русской красавицы.
Цели урока: формирование способностей рисовать головной убор русской красавицы ; развитие умения работать с красками; воспитание интереса к предмету, культуре своего народа.
Тип урока - Освоение новых знаний и способов действий.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные
1.Учиться принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные
1.Учиться осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о технике рисования кокошника;
Коммуникативные
1.Овладение способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Планируемые результаты:
1. Предметные
-познакомятся с творчеством художника К. Маковского;
-узнать о деталях русского женского костюма;
-научатся выполнять рисунок кокошника;
2. Личностные
-имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности;
-сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие;
Ресурсы:
1. Основные: УМК: «Школа России»; Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева учебник.
2. Дополнительные: ИКТ-презентация, заготовки «кокошника», краски, стаканчик с водой, кисть, карандаши, салфетка.
Ход урока.
Этап урока,
виды работ
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
I. Организационный этап
1. Приветствие
2. Представление
3.Проверка готовности рабочего места
-Здравствуйте, ребята. Садитесь.
-Меня зовут Наталья Александровна
-Наведите порядок на рабочем месте, приготовьте все необходимое к уроку
Русская красавица!
Во всем мире славится!
Нет ее чудеснее, краше и родней!
И.Вологжанинов
Ребята приветствуют. Проверяют свою готовность к уроку.
II.Актуализация опорных знаний
1.Сообщение темы урока
2.Рассказ по теме, беседа
3.Работа с учебником
- Такие замечательные слова сказал один знаменитый поэт. А вы согласны с мнением поэта?
-Тогда сегодня на уроке мы с вами нарисуем головной убор русской красавицы.
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотри древнерусскую одежду:
Не правда ли, проста и хороша!
-У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и просто окончание рабочего дня. Праздники всегда были веселые, наполненные музыкой, пением, играми и танцами. Праздник-это не только песни и пляски.
-А чем еще отличается этот день от простых будней?
(В этот день все переодеваются в разные наряды.)
- Вся праздничная одежда обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде. По одежде можно было судить о вкусе и умении мастерицы, ведь крестьянка сама делала себе наряд.
- Ребята, скажите, как вы думаете, какой цвет был основным в наряде?
Красный цвет преобладал. Это цвет огня, солнца, магический, красивый, символ спасения и знак преграды для злых сил. Такой цвет должен был отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей.
- Праздничный костюм отличался от повседневного. Расскажите, чем?
- Художник Константин Егорович Маковский любил изображать на своих картинах русской красавиц в народных костюмах. Его работы интересны даже с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.
- Сейчас откройте учебник на стр.98 и посмотрите на репродукции картин К. Маковского.
-Что изображено на картинах?
- В какие костюмы одеты девушки?
-Не менее прекрасными были и головные уборы женщин. Голову девушек в будни украшала лента-подвязка, а в праздники - корону. На конце длиной косы- косник из бисера.
Головной убор - очень важная часть костюма, по нему в старину, как по паспорту, можно было многое узнать о женщине: её возраст, семейное и социальное положение, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и не имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник (от слова кокошь - петух, как или кичка, сорока). Головной убор в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонких узорчатой ткани.
-Рассмотрите в учебнике на стр. 100-101 виды головных уборов. Какие головные уборы могли носить героини «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина?
- Да, мы согласны.
-Слушают стихотворение.
- Нарядами людей.
- Основной цвет был красный.
- Праздничный костюм крестьянки делала сама, он был украшен элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде. А еще основным цветом в костюме был красный.
Открывают учебник, рассматривают картины.
Отвечают на вопросы.
Рассматривают головные уборы.
III.Динамическая пауза
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все вокруг нас будет
удивительным и разным.
Выполняют упражнения.
IV.Первичное закрепление материала
1.Описание работы
2.Алгоритм выполнения работы
- Сегодня мы будем рисовать головной убор русской красавицы.
Но прежде чем приступить к работе давайте вспомнить правила работы с красками.
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый сразу нарисует
Все, что его интересует:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, пляски, сказки…
Все нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и не Земле!
-
Расположите кокошник как вам удобно. Подумайте, какие узоры вы хотели бы нарисовать на своем кокошнике: цветы, листья или геометрические фигуры, или какие-то другие предметы.
-
Все элементы располагайте на одинаковом расстоянии друг от друга.
-
На кокошники узоры должны быть чередующиеся.
-
Первое что мы сделаем, это нарисуем карандашом предполагаемые узоры на кокошнике.
-
Раскрашиваем свой кокошник красками.
-
Показываем свои готовые кокошники.
- Рассказывают правила работы с красками.
-Слушают и запоминают как выполнять работу.
V.Организация самостоятельной работы
1.Практическая работа
- На картинках показано, какие можно сделать узоры, но эти узоры вы не должны повторять, каждый должен придумать свой узор.
- А сейчас ребята приступаем к работе.
(Ребята выполняют работу, звучит спокойная музыка).
-Выполняют работу.
VI.Рефлексия деятельности
Ребята показывают свои работы, друг другу, а учитель оценивает.
- Какие у вас получились чудесные кокошники.
- Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались на уроке?
- А какой головной убор мы сегодня с вами рисовали?
Сегодня мы свами рисовали головной убор русской красавице.
- А сейчас у каждого на столах лежат смайлики, и мы с вами должны оценить, как прошел урок, поднимите тот смайлик, который вы, считаете, больше подходит к нашему уроку.
-Отвечают на поставленные вопросы.
Оцениваю урок.