Изобразительное искусство Головной убор русской красавицы

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект

Урока изобразительное искусство в 3 классе

Дьяковой Натальи Александровны


Тема: Головной убор русской красавицы.

Цели урока: формирование способностей рисовать головной убор русской красавицы ; развитие умения работать с красками; воспитание интереса к предмету, культуре своего народа.

Тип урока - Освоение новых знаний и способов действий.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные

1.Учиться принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные

1.Учиться осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о технике рисования кокошника;

Коммуникативные

1.Овладение способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Планируемые результаты:

1. Предметные

-познакомятся с творчеством художника К. Маковского;

-узнать о деталях русского женского костюма;

-научатся выполнять рисунок кокошника;

2. Личностные

-имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности;

-сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие;

Ресурсы:

1. Основные: УМК: «Школа России»; Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева учебник.

2. Дополнительные: ИКТ-презентация, заготовки «кокошника», краски, стаканчик с водой, кисть, карандаши, салфетка.







Ход урока.

Этап урока,

виды работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный этап

1. Приветствие

2. Представление

3.Проверка готовности рабочего места

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

-Меня зовут Наталья Александровна

-Наведите порядок на рабочем месте, приготовьте все необходимое к уроку

Русская красавица!

Во всем мире славится!

Нет ее чудеснее, краше и родней!

И.Вологжанинов

Ребята приветствуют. Проверяют свою готовность к уроку.

II.Актуализация опорных знаний

1.Сообщение темы урока


2.Рассказ по теме, беседа










3.Работа с учебником

- Такие замечательные слова сказал один знаменитый поэт. А вы согласны с мнением поэта?

-Тогда сегодня на уроке мы с вами нарисуем головной убор русской красавицы.

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотри древнерусскую одежду:

Не правда ли, проста и хороша!

-У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и просто окончание рабочего дня. Праздники всегда были веселые, наполненные музыкой, пением, играми и танцами. Праздник-это не только песни и пляски.

-А чем еще отличается этот день от простых будней?

(В этот день все переодеваются в разные наряды.)

- Вся праздничная одежда обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде. По одежде можно было судить о вкусе и умении мастерицы, ведь крестьянка сама делала себе наряд.

- Ребята, скажите, как вы думаете, какой цвет был основным в наряде?

Красный цвет преобладал. Это цвет огня, солнца, магический, красивый, символ спасения и знак преграды для злых сил. Такой цвет должен был отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей.

- Праздничный костюм отличался от повседневного. Расскажите, чем?


- Художник Константин Егорович Маковский любил изображать на своих картинах русской красавиц в народных костюмах. Его работы интересны даже с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.

- Сейчас откройте учебник на стр.98 и посмотрите на репродукции картин К. Маковского.

-Что изображено на картинах?

- В какие костюмы одеты девушки?

-Не менее прекрасными были и головные уборы женщин. Голову девушек в будни украшала лента-подвязка, а в праздники - корону. На конце длиной косы- косник из бисера.

Головной убор - очень важная часть костюма, по нему в старину, как по паспорту, можно было многое узнать о женщине: её возраст, семейное и социальное положение, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и не имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник (от слова кокошь - петух, как или кичка, сорока). Головной убор в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонких узорчатой ткани.

-Рассмотрите в учебнике на стр. 100-101 виды головных уборов. Какие головные уборы могли носить героини «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина?

- Да, мы согласны.


-Слушают стихотворение.





- Нарядами людей.



- Основной цвет был красный.


- Праздничный костюм крестьянки делала сама, он был украшен элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде. А еще основным цветом в костюме был красный.


Открывают учебник, рассматривают картины.

Отвечают на вопросы.






Рассматривают головные уборы.

III.Динамическая пауза

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным.

Пусть же все вокруг нас будет

удивительным и разным.

Выполняют упражнения.

IV.Первичное закрепление материала

1.Описание работы




2.Алгоритм выполнения работы

- Сегодня мы будем рисовать головной убор русской красавицы.

Но прежде чем приступить к работе давайте вспомнить правила работы с красками.

И в десять лет, и в семь, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый сразу нарисует
Все, что его интересует:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, пляски, сказки…
Все нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и не Земле!


  1. Расположите кокошник как вам удобно. Подумайте, какие узоры вы хотели бы нарисовать на своем кокошнике: цветы, листья или геометрические фигуры, или какие-то другие предметы.

  2. Все элементы располагайте на одинаковом расстоянии друг от друга.

  3. На кокошники узоры должны быть чередующиеся.

  4. Первое что мы сделаем, это нарисуем карандашом предполагаемые узоры на кокошнике.

  5. Раскрашиваем свой кокошник красками.

  6. Показываем свои готовые кокошники.


- Рассказывают правила работы с красками.



-Слушают и запоминают как выполнять работу.

V.Организация самостоятельной работы

1.Практическая работа

- На картинках показано, какие можно сделать узоры, но эти узоры вы не должны повторять, каждый должен придумать свой узор.

- А сейчас ребята приступаем к работе.

(Ребята выполняют работу, звучит спокойная музыка).

-Выполняют работу.

VI.Рефлексия деятельности

Ребята показывают свои работы, друг другу, а учитель оценивает.

- Какие у вас получились чудесные кокошники.

- Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались на уроке?

- А какой головной убор мы сегодня с вами рисовали?

Сегодня мы свами рисовали головной убор русской красавице.

- А сейчас у каждого на столах лежат смайлики, и мы с вами должны оценить, как прошел урок, поднимите тот смайлик, который вы, считаете, больше подходит к нашему уроку.

-Отвечают на поставленные вопросы.

Оцениваю урок.


© 2010-2022