- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Конспект урока изобразительного искусства для 4 класса на тему: «Деревня – деревянный мир. Гармония жилья с природой»
Конспект урока изобразительного искусства для 4 класса на тему: «Деревня – деревянный мир. Гармония жилья с природой»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Надеенская Е.А. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока изобразительного искусства на тему:
«Деревня - деревянный мир. Гармония жилья с природой»
Класс: 4
Тип урока: комбинированный
Цель урока: знакомить с образом традиционной русской избы, раскрыть гармонию связи человека с окружающим миром природы
Задачи:
- формировать эстетические представления о русском деревянном зодчестве; приобщать к истокам родного искусства.
- знакомить с основами композиции и правильностью расположению объектов в пространстве;
- совершенствовать конструктивные навыки и навыки работы с бумагой, ножницами и клеем;
-развивать навыки индивидуальной, парной и групповой творческой деятельности;
-развитие творческого воображения;
-воспитывать у учащихся интерес к историческому и культурному наследию русского народа, своего края; воспитать чувства патриотизма, любви и гордости к русскому народу, к русской Земле.
-воспитание аккуратности в работе, взаимопомощи.
Оборудование:
Для учителя- презентация к уроку, иллюстрации, рисунки, художественные принадлежности.
Для учащихся - ватман, белая и цветная бумага, клей, ножницы, тряпочка, краски, кисти, баночка с водой.
Музыкальный ряд: русская народная музыка.
Ход урока:
I. Орг.момент (1 мин)
Проверка готовности к уроку.
Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами попробуем свои силы в новой, интересной работе, где потребуется терпение, умение аккуратно работать и помогать друг другу.
II. Актуализация и активизация знаний учащихся. (вводная беседа) 7 мин
-Начать сегодняшний урок мне хочется стихотворением великого русского поэта А.С.Пушкина:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.
Я твой: люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда... (А.С.Пушкин)
О чем идет речь в этом стихотворении? Правильно о деревне, о русской деревне, а тема урока звучит так: «Деревня - деревянный мир. Гармония жилья с природой».
Слайд 1
- Всем ли понятно слово "гармония"? (единство, согласованность).
- Как вы думаете, из какого материала строили и строят избы? (дерево)
- А почему? (много лесов окружало поселения людей)
- Как вы думаете, а откуда взялось слово «деревня»? (дома строили из дерева, деревянная)
III. Изложение нового материала.
Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края. Характер природы формировал способ жизни людей, определял, как добывать пищу, строить дом, что почитать красотой и о чем мечтать.
Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его - ось вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Деревня - деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит.
Наши предки - древние славяне, по преимуществу были людьми домовитыми, хозяйственными и семейными. В кругу своей семьи или рода проходила вся жизнь славянина. И главным сосредоточием всей славянской жизни, ее гнездом была изба - родные пенаты, в которых наши предки рождались, в которых проходила жизнь рода, в которых умирали...Слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально так называлась основная отапливаемая жилая часть дома с печью.
Слайд 2
Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили, "на радостном месте", чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом к дороге, и получилась "у-лица".
Слайд 3
Избы в селах раньше никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.
В пасмурный день бревна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они темно-коричневые, а на солнце они как теплый светящийся мед.
Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Главным инструментом для строительства был топор.
Слайд 4
Крестьянин ставил свой дом-избу прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался.
В устройстве избы соблюдался порядок, найденный трудом многих поколений. Заранее рубили массивные бревна, чаще всего сосновые. А когда древесина становилась сухой, начинали ставить избу.
Бревно на Руси ложили с остатком. Такой способ крепления назывался "в обло" или "с остатком" (чтобы углы не промерзали зимой).
Слайд 5
Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составляет венец.
Двухскатная крыша - шапка здания. Чем выше она, тем легче скатываются с нее снег и дождь.
Окна- очи, глаза, свет.
Лобовая доска - закрывает стык бревен с досками треугольника под крышей.
Края кровли выступают, и их концы прикрывают узорные доски - причелины.
Стык причелин, чтобы в щель не попадала вода, сверху закрыт небольшим, свешивающимся вниз полотенцем.
Причелины, полотенце, лобовая доска обязательно украшались резьбой - деревянное кружево.
На концах причелин и полотенец можно увидеть резную круглую розетку - символическое изображение солнца.
Слайд 6
Каждый крестьянин стремился расположить и обустроить свое жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти, холоду было как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету. Избы славян были непременно обращены дверью на юг.
Так же стремились изобразить магические знаки- обереги на самых ответственных местах (охраняли). Украшения - обереги (птицы, кони). Конь - верный помощник крестьянину. Конь - оберег завершает собой длинное выдолбленное бревно, которое закрывает стык обоих скатов крыши - конек крыши. Птица- символ счастья, семейного очага.
Слайд 7
Окна - глаза на лице дома, связь с внешним миром. Им предавалось очень большое символическое значение.
На фасадной стене прорубалось одно красное окно - окно большого размера, которое прорезали через несколько венцов и закрепляли вертикальными брусьями - косяками "косящие" или "красные" (красивые).
Волоковые окна прорезали в двух смежных бревнах и по высоте 30-40 см. Они закрывались дощечками.
Окна обрамлялись наличниками - самая украшенная часть избы. На ночь окна закрывали деревянными ставнями от холода.
Слайд 8
Физминутка 1 мин.
Эй, ребята, выходите
Пляску русскую начните!
В этой пляске удалой
Пусть кружится шар земной.
Эх раз, еще раз,
Поклонимся мы сейчас.
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас
IV. Самостоятельная работа.
Сейчас мы с вами попробуем создать образ русской деревни. Каждый из вас изготовит отдельную избу, а позже мы выполним общую коллективную композицию. Работу вести будем по следующему плану:
-
Обвести шаблон избы. Вырезать основу из картона
-
Скрутить из тонкой белой бумаги трубочки с помощью карандаша. Длину отмерять по ширине дома.
-
Основу избы оклеить трубочками. Длина трубочек изменяется, лишние части трубочек обрезать по контуру основы.
-
По краю крыши приклеить трубочки
-
Украшение избы. Вырезать полоски бумаги - причелины, лобовую доску, полотенце. Приклеить к основе.
-
Начертить и вырезать окна.
-
Придумать, нарисовать наличники и ставни.
-
Дополнить изображение избы по своему усмотрению.
-
Приклеить на коллективную работу избу, дерево.
Слайд 9
Перед началом работы необходимо вспомнить правила безопасной работы:
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Не держать ножницы концами вверх.
2. Не резать ножницами на ходу.
3. Не оставлять ножницы в открытом виде.
4. Передавать ножницы кольцами вперед.
Техника безопасности при работе с клеем
1. Следить за тем, чтобы клей не попал на одежду и в глаза.
2. Аккуратно обращаться с пузырьком, чтобы клей не разлить на парту.
Можно разбить учащихся на группы по теме задания:
- изба
-храм
-амбар и т.д.
Когда работа по изготовлению отдельных построек будет закончена, все учащиеся размещают свои избы на общем фоне, присматриваются, размышляют как работа будет смотреться более удачно и гармонично. Только после того, как будут рассмотрены все варианты расположения построек, ребята приклеивают изделия к основанию.
V. Рефлексия.
- Теперь, когда наша коллективная композиция готова, посмотрите на нее внимательно, какие впечатления вызывает у вас образ нашей деревни?
-Что вам хотелось показать в своей работе?
-Что больше всего нравится в работе?
- Чтобы закрепить материал рассмотренный на уроке попробуем разгадать кроссворд:
1
Д
О
М
2
С
О
Л
Н
Ц
Е
3
П
Р
И
Ч
Е
Л
И
Н
А
4
Ч
Е
Л
О
5
В
Е
Н
Е
Ц
6
К
О
Н
Ё
К
7
Я
Б
Л
О
Н
Я
-
В давние времена, жилище человека называли изба, а как называют его сейчас?
-
Древние мастера использовали в украшении доски-полотенца изображение резной круглой розетки, считалось, что это изображение приносило тепло, свет и счастье в дом, о чем идет речь?
-
Доска, которая прикрывала края крыши и служила ее декоративным украшением
-
В давние времена, этим словом называлась верхняя часть дома под крышей и лоб у человека.
-
Ряд бревен уложенных под прямым углом друг к другу и скрепленных мжду собой.
-
Деревянное резное украшение на крыше избы, иногда в виде конской головы.
-
Не маменька родима, гостинцами наградила
VI. Итог урока.
Сегодня вы многому научились и многого достигли.
В своих индивидуальных работах вы сумели воссоздать образ русской деревянной избы, а в коллективной композиции показали самобытность русской деревни. Пусть не у всех работа прошла гладко, были недочеты, но мы вместе будем стараться не допускать ошибки в будущих заданиях.
А теперь давайте оценим нашу общую работу дружескими аплодисментами.
Спасибо за внимание