- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- КОМПЛЕКС МЕТОДИК НАПРАВЛЕННЫЙ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
КОМПЛЕКС МЕТОДИК НАПРАВЛЕННЫЙ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чанкова Л.С. |
Дата | 13.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
КОМПЛЕКС МЕТОДИК НАПРАВЛЕННЫЙ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ.
Цель: выявить личностную предрасположенность подростков к аддиктивному поведению.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 опросник «Умеете ли Вы справляться со стрессом?» ;
2 опросник «Насколько Вы уверены в себе?» ;
3 опросник «Склонность к аддиктивному поведению» ;
4 тест- опросник выявления акцентуаций характера Шмишека;
5 тест- опросник субъективной локализации контроля ( С.Р. Пантелеев и В.В. Столин);
6 тест фрустрирующих ситуаций.
Умеете ли Вы справляться со стрессом?
Фамилия___________________, Имя_____________________
Дата______________________, возраст____________________
Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения их проявления применительно к вашей жизни при помощи трех вариантов ответов: « часто», «редко», «никогда». Выбранный вариант обведите кружочком.
Утверждение
Часто
Редко
Никогда
1. Я чувствую себя счастливым;
0
1
2
2. Я сам могу себя сделать счастливым
0
1
2
3. Меня охватывает чувство безнадежности
2
1
0
4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая
0
1
2
5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалисту.
0
1
2
6. Я склонен к грусти
2
1
0
7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим
2
1
0
8. Мне хотелось бы оказаться где- нибудь в другом месте
2
1
0
9. Я легко расстраиваюсь
2
1
0
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ( 0-3)- подросток умеет владеть собой переносить трудности;
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ ( 4-7) - способность справляться со стрессом на среднем уровне. Необходимо взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ (8 и более)- подростку трудно справляться с жизненными проблемами. Необходимы эффективные методы борьбы со стрессом.
Насколько Вы уверены в себе?
Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову.
Выберете один из предлагаемых ответов. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» и «плохих» ответов.
1. Вы узнали, что Ваш приятель говорил о Вас плохо. Вы: а) поищете удобного случая выяснить отношения; б) перестанете с ним общаться и будете избегать встреч.
2. Когда Вы входите в автобус. Вас грубо толкают. Вы: а) громко протестуете; о) молча пытаетесь пробраться вперед ; в) ждете, пока все войдут, и тогда, если получается, заходите сами.
3. Собеседник отстаивает противоположную вашей точку зрения. Вы: а) не
высказываете своего мнения, поскольку считаете, что не сможете убедить его; б) отстаиваете свои убеждения, стараясь убедить его и других.
4. Вы опоздали на вечер, беседу, собрание. Все места уже заняты, за исключением одного в первом ряду. Вы: а) стоите у двери и ругаете себя за опоздание; б) без колебаний направляетесь в первый ряд; в) долго оглядываетесь в поисках другого места, а потом все таки садитесь, а первый ряд.
5. Согласны ли Вы с тем, что окружающие часто используют Вас в своих интересах: а) нет, б) да.
6. Трудно ли Вам вступать в разговор с незнакомыми людьми : а) нет, б) да.
7. Вы купили бракованную вещь. Легко ли Вам возвратить покупку : а) нет., б) да.
8. Можно ли сказать, что другие люди увереннее в себе чем Вы : а) нет, б) да.
9. От Вас требуют услуги, которая может принести Вам неприятность. Легко ли Вам отказаться от ее исполнения: а) нет, б) да.
10. У Вас есть возможность поговорить с известным человеком. Вы: а) используете эту возможность; б) не используете.
11. Вам надо позвонить по телефону в какое- нибудь учреждение. Вы: а) под любым предлогом избегаете этого; б) звоните без колебаний ; в) звоните после долгих, мучительных колебаний,
12. Вам поставили незаслуженно низкую оценку. Вы а) молча переживаете; б) спорите с преподавателем по поводу этой оценки.
13. Вы не понимаете объяснений. Вы: а) не будете задавать вопросов, потому что боитесь показаться глупым; б) спокойно зададите вопрос сразу после объяснений; в) зададите вопрос после занятий, когда Вы останетесь с преподавателем наедине
14. Люди, сидящие возле Вас в кинотеатре, во время сеанса громко разговаривают. Вы:
а) долго терпите, а затем срываетесь на крик; б) вежливо просите их перестать разговаривать; в) молча терпите.
15. Кто-то лезет впереди Вас без очереди. Вы: а) глотаете про себя обиду; б) даете ему отпор.
16. Легко ли Вам вступить в разговор с человеком противоположного пола, который для Вас очень привлекателен, очень нравится Вам: а) очень трудно; не знаю, что сказать; б) легко; в) начинаю с большим трудом, но потом «разговариваюсь» и не испытываю серьезных затруднений.
17. Умеете ли Вы торговаться: а) да; б) нет.
18. Волнуетесь ли Вы, когда выступаете с докладом: а) да; б) нет.
19. Вас хвалят за хорошую работу. Вы: а) не знаете, что сказать в ответ;
б) благодарите за похвалу; в) ужасно смущаетесь и еле слышно бормочите благодарность.
20. При хорошем знании предмета предпочитаете ли Вы сдавать письменный или устный экзамен: а) устный б)письменный, в) мне все равно, это не повлияет на мой ответ.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
1а-3, 1б-0.2а-3, 2б-0, 2в-1.3а-0, 3б-4.4а-0, 4б-4. 4в-1. 5а-4, 5б-1.6а-4, 6б-1.7а-0, 7б-5.8а-4, 8б-1.9а-0, 9б-5.10а-4, 10б-1.11а-0, 11б-5, 11в-1.12а-0, 12б-2.13а-0, 13б-5, 13в-2.14а-0, 14б-5, 14в-1.15а-9, 15б-4.16а 0, 16б-5, 16в-2.17а-3, 17б-0.
18а-0, 18б-4. 19а-0, 19б-4, 19в-1.20а-3, 20б-0, 20в-5.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Менее 12 баллов - сильная неуверенность в себе ;
12-32 балла- низкая уверенность в себе;
33-60 баллов - средний уровень уверенности в себе;
61-72 балла- высокая уверенность в себе;
более 72 баллов- очень высокая уверенность в себе.
Склонность к аддиктивному поведению
(для 5-7 классов).
Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый « естественный» ответ, который придет вам в голову. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте + (да), если нет- знак- (нет). Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов.
1. Я бы мог пройти по бревну над бурной рекой.
2. Я бы мог встать на пути опасного взломщика.
3. Дети, которые курят, выглядят не красиво.
4. Бывает, что мне хочется выругаться.
5. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.
6. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.
7. Я рискнул бы схватить за уздечку бегущую лошадь.
8. Человек имеет право пить и курить.
9. Алкоголь и табак сильно влияют на здоровье.
10. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки - это плохое кино.
11.Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
12. Я смог бы с 10- метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды.
13.Бывали случаи, когда мои родители ругали меня за то, что я немного выпил.
14. Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
15. Если меня обижают и обзывают, то я могу ударить.
16. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали вино и курили сигареты.
17. Я бы мог войти вместе с укротителями в клетку со львами при его заверении, что это безопасно.
18. Сигарета в трудную минуту может успокоить.
19. Когда я злюсь, мне хочется кого-нибудь ударить.
20. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОКАЛИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. а) издержки в воспитании детей часто связаны с излишней строгостью родителей;
б) в наше время неблагополучие детей в большей степени зависит от того, что родители недостаточно строги с ними.
2. а) многие несчастья в жизни людей объясняются невезением;
б) людские невезения - результат их собственных ошибок.
3. а) большинство недостатков в работе сферы обслуживания связано с тем, что мы плохо с ними боремся;
б) в ближайшее время улучшить сферу бытового обслуживания почти невозможно.
4. а) к людям относятся так, как они того заслуживают;
б) к несчастью, достоинства человека часто остаются непризнанными, как бы он ни старался.
5. а) спокойная жизнь школьника в школе зависит от его отношений с учителями;
б) у добросовестного школьника не бывает конфликтов с учебной частью.
6. а) жалобы на то, что преподаватели несправедливы к школьникам, редко бывают обоснованными;
б) большинство школьников не сознают, что их оценки в основном зависят от случайности.
7. а) без везения никто не может преуспеть в жизни;
б) если способный человек немногого добился, значит он не использовал свои возможности.
8. а) как бы Вы ни старались, некоторым людям Вы все равно не понравитесь;
б) люди, которые не нравятся другим, просто не умеют ладить с окружающими.
9. а) наследственность играет главную роль в определении личности;
б) человека определяет его жизненный опыт.
10. а) из моего опыта следует, что если что-то должно произойти, то это произойдет;
б) я убедился, что принять решение о выполнении определенного действия лучше, чем положиться на случай.
11. а) в жизни школьника, который всегда тщательно готовится к занятию, редко бывает несправедливая оценка;
б) систематические занятия - излишняя трата сил, так как экзамен - это своеобразная лотерея.
12. а) успех приносит усердная работа, он мало связан с везением;
б) чтобы хорошо устроиться, нужно вовремя оказаться в нужном месте;,
13. а) мнение школьника будет учтено, если оно обосновано;
б) школьника практически не оказывают влияния на решения деканата.
14. а) что бы я ни планировал, я почти уверен, что мне удастся осуществить намеченное;
б) планирование будущих действий не всегда разумно, так как многое зависит от случая.
15. а) есть определенные люди, в которых нет ничего хорошего;
б) что-то хорошее есть в каждом.
16. а) если принято верное решение, то достижение того, что я хочу, мало зависит от обстоятельств;
б) очень часто мы можем принять решение, гадая на монете.
17. а) кто станет руководителем - часто зависит от того, кому повезет;
б) нужны специальные способности, чтобы заставить людей выполнять то, что нужно.
18. а) события в мире зависят от сил, которыми мы не можем управлять;
б) принимая активное участие в политике и общественных делах, люди могут контролировать мировые события.
19. а) если в школе скучно, значит организатор «никуда не годится»;
б) сделать жизнь в школе веселой и интересной зависит от нас самих.
20. а) большинство людей не сознают, до какой степени их жизнь определяется случаем;
б) не существует реально такой вещи, как везение.
21. а) человек иногда вправе допустить ошибку;
б) обычно лучше всего «прикрыть» свои ошибки.
22. а) трудно понять, почему мы нравимся некоторым людям;
б) как много друзей ты имеешь, зависит от того, что ты за личность.
23. а) неприятности, которые с нами случаются, сбалансированы удачами;
б) большинство несчастных судеб - результат отсутствия способностей, невежества и лени.
24. а) студент - это в прошлом способный, трудолюбивый школьник;
б) чтобы поступить в институт, нужны «связи».
25. а) иногда я не могу понять, на основании чего преподаватели выводят оценки;
б) есть прямое соотношение между моим усердием и оценкой.
26. а) хороший лидер в коллективе ожидает, что каждый сам решит, что ему делать;
б) хороший лидер в коллективе определяет, что делать каждому.
27. а) добровольно работая сейчас, я обеспечиваю себе будущие научные достижения;
б) большинство великих научных открытий - результат непредсказуемого озарения.
28. а) не раз я чувствовал, что у меня мало влияния на события, которые со мной случаются;
б) я почти не верю, что везение или удача играют важную роль в моей жизни.
29. а) люди одиноки потому, что не стараются быть дружелюбными;
б) не много пользы в том, чтобы стараться быть приятным людям: если ты им нравишься, то и так нравишься.
30. а) в высшей школе неоправданно много внимания уделяют физкультуре;
б) занятия спортом - лучшее средство воспитания характера.
31. а) то, что со мной случается - это мои собственные действия и поступки;
б) иногда мне кажется, что моя жизнь идет сама по себе.
32. а) рядовому школьнику трудно понять, на основании чего деканат выносит свои решения;
б) чаще всего школьники сами виноваты, если директор применяет строгие меры.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
ИНТЕРНАЛЬНЫЕ альтернативы: 2б, 3а, 4а, 5б, 6а, 7б, 8б, 10б, 11а, 12а, 13а, 14а, 16а, 17б, 18б, 19б, 20б, 22б, 23б, 24, 25б, 27а, 28б, 29а, 31а, 32б.
ЭКСТЕРНАЛЬНЫЕ альтернативы: 2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8а, 10а, 11б, 12б, 13б, 14б, 16б, 17а, 18а, 19а, 20а, 22а, 23а, 24б, 25а, 27б. 28а, 29б, 31б, 32а.
Маскировочные пункты: 1, 9, 15, 21, 26, 30.
Показатель субъективной локализации контроля получается из опросника путем подсчета суммы выбранных испытуемым интегральных альтернатив.
Так как опросник содержит 26 работающих пунктов, значения шкалы имеют 27 градаций ( от 0 до 26 ). Значение 26- соответствует максимально интернальному контролю, 0- максимальному экстернальному контролю.
Методика «Потребность в общении»
Инструкция
Сейчас вам прочтут ряд положений. Если вы с ними согласны, то рядом с номером положения напишите на своем листочке «да», если не согласны, напишите «нет».
Текст опросника
-
Мне доставляет удовольствие учавствовать в различного рода торжествах.
-
Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей.
-
Мне нравится высказывать кому - либо свое расположение.
-
Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.
-
Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.
-
Когда я узнаю об успехе своего товарища, у меня почему - то ухудшается настроение.
-
Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому - то в чем - то помочь.
-
Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе.
-
Мои друзья мне основательно надоели.
-
Когда я делаю плохую работу, присутствие людей меня раздражает.
-
Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым.
-
В трудной ситуации я больше думаю не только о себе, сколько о близком человеке.
-
Неприятности у друзей вызывают у меня такое состояние, что я могу заболеть.
-
Мне приятно помогать другим, если даже это доставит мне значительные хлопоты.
-
Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав.
-
Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.
-
Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.
-
В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда я нахожусь среди людей.
-
Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.
-
Мне жалко брошенных собак и кошек.
-
Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но более мне близких.
-
Я люблю бывавть среди друзей.
-
Я долго переживаю ссоры с близкими.
-
У меня определенно больше близких людей, чем у многих других.
-
Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.
-
Я больше доверяю собственным интуиции и воображению в мнении о людях, чем суждению о них других людей.
-
Я придаю больше значения материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми.
-
Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.
-
По отношению ко мне люди часто неблагодарны.
-
Я люблю рассказы о бескорыстной дружбе и любви.
-
Ради друга я могу пожертвовать всем.
-
В детстве я входил в одну «тесную» компанию.
-
Если бы я был журналистом, мне нравилось бы писать о дружбе.
Обработка результатов. Ключ к опроснику
Ответ по каждому пункту оценивается в 1 балл. Баллы проставляются только при ответе «да» по следующим пунктам:1, 2, 7, 8, 11-14, 17-24, 26, 28, 30-33; только при ответе «нет» по пунктам: 3-6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29.
Определяетсяч сумма баллов, полученных при ответах «да» и «нет».
Выводы
Чем больше сумма, тем больше потребность в общении.
Методика «Оценка потребности в одобрении»
Инструкция
Вам предлагается ряд утверждений. Если данное утверждение совпадет с вашим личным мнением, то ответьте «да», если не совпадет - то ответьте «нет».
Текст опросника
-
Я внимательно читаю документ, прежде чем его подписываю.
-
Я не испытываю колебаний, когда кому - нибудь нужно помочь в беде.
-
Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
-
Дома я веду себя за столом так же, как и в ресторане.
-
Я никогда не испытываю ни к кому сильных симпатий.
-
Был случай, когда я бросил что - то делать, потому что не был уверен в своих силах.
-
Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
-
Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
-
Был случай, когда я придумывал вескую причину, чтобы оправдаться.
-
Случалось, что я пользовался оплошностью человека.
-
Я всегда охотно признаю свои ошибки.
-
Иногда, вместо того чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.
-
Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по - моему.
-
У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
-
У меня никогда не возникает досады, когда высказываемое мнение противоположно моему.
-
Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.
-
Были случаи, когда я действительно завидовал удаче других.
-
Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбами.
-
Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили их по заслугам.
-
Я никогда никому с умыслом не говорил неприятных вещей.
Обработка результатов и выводы. Ключ к опроснику
Ответ по каждой позиции оценивается в 1 балл. Баллы проставляются
только за ответ «да» по следующим позициям:1-5, 8, 11, 14-16, 20, и только за ответ «нет» - по позициям 6, 7, 9,10, 12, 13, 170-19.
Общий итоговый показатель потребности в одобрении получают суммированием всех полученных баллов. Чем он выше, тем больше потребность в одобрении. Она показывает степень зависимости субъекта от благоприятных оценок со стороны других людей, его ранимость и чувствительность к межличностным влияниям и влияниям среды.
При суммарном показателе 13 баллов и выше - высокий уровень потребности одобрения, 10-12 баллов - средний уровень потребности, ниже 10 баллов - низкий уровень.
Высокий показатель отражает привычный стиль реагирования, а также особенности ожиданий субъекта в ситуации оценки со стороны других.
Низкий суммарный показатель свидетельствует о том, что собственные убеждения субъекту дороже, а также о его независимости от группы. Он конфликтен и не податлив социальному влиянию, не стремится походить на образец.
Методика «Диагностика потребности в поисках ощущений»
Инструкция
Вам предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары необходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для вас, и отметить его в бланке соответствующей буквой.
Текст опросника
-
а) Я бы предпочел работу, требующую многочисленных разъездов, путешествий.
б) Я бы предпочел работать на одном месте.
-
а) Меня взбадривает свежий, прохладный день.
б) В прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой.
-
а) Мне не нравятся парфюмерные запахи.
б) Мне нравится запах некоторых духов.
-
а) Я рискнул бы попробовать какой - нибудь наркотик, чтобы испытать новые ощущения.
б) Я не стал бы пробовать наркотик, так как не испытываю потребность в каких - то особенных ощущениях.
-
а) Я бы предпочел жить в стабильном обществе, без революций и потрясений.
б) Я бы предпочел жить в смутные дни истории страны.
-
а) Я не могу понять людей, которые любят ездить на большой скорости.
б) Я люблю ездить быстро, так как это меня возбуждает.
-
а) Я люблю риск, азарт.
б) Я не люблю рискованные мероприятия и действую по принципу «семь раз отмерь и один раз отрежь».
-
а) Споры по политическим или мировоззренческим вопросам меня не увлекают.
б) Я люблю поспорить, это меня возбуждает.
-
а) Я не люблю однообразную деятельность, она меня усыпляет.
б) Я спокойно отношусь к однообразной работе.
-
а) Я бы не хотел оказаться загипнотизированным.
б) Я хотел бы попробовать быть загипнотизированным.
11.а) Наиболее важная цель в жизни - жить на полную катушку и взять от жизни столько, сколько возможно.
б) счастье - это спокойная жизнь.
12. а) В холодную воду я вхожу постепенно, дав себе время привыкнуть к ней.
б) Я люблю сразу нырнуть в холодную воду, чтобы ощутить обжигающее чувство.
13. а) Я могу с удовольствием каждый раз слушать передаваемые по радио популярные песни.
б) Мне быстро надоедают популярные песни.
14. а) Худший недостаток человека - быть всегда веселым, легкомысленным.
б) Худший недостаток человека - быть скучным, занудой.
15.а) Мне бы понравилось ездить на мотоцикле « с ветерком».
б) Люди, ездящие на мотоцикле с большой скоростью, - самоубийцы.
16. а) Я больше предпочитаю людей спокойных, даже «отрегулированных».
б) Я предпочитаю эмоционально - выразительных людей, даже если они немного не уравновешенны.
Обработка результатов
Полученные ответы соотносятся с ключом:
1 а 5 б 9 а 13 б
2 а 6 б 10 б 14 б
3 б 7 б 11 а 15 а
4 б 8 б 12 б 16 б
Каждый ответ, совпавший с ключом, оценивается в 1 балл. Полученные баллы суммируются.
Выводы
Высокий уровень потребности в ощущениях (11-16 баллов) означает наличие влечения,возможно бесконтрольного, к новым «щекочущим нервы» впечатлениями, что часто может провоцировать субъекта на учстие в рискованных мероприятиях и авантюрах.
Средний уровень потребности в ощущениях (6-10 баллов) свидетельствует об умении контролировать эту потребность, об умеренности в ее удовлетворении, т.е., с одной стороны - об открытости новому опыту, с другой - о сдержанности и рассудительности в определенные моменты жизни.
Низкий уровень потребности в ощущениях (0-5 баллов) означает присутствие предусмотрительности и осторожности в ущерб получению новых впечатлений и информации. Человек с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному.