Новые подходы к развитию творческой личности

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новые подходы к развитию творческой личности

средствами ДПИ в художественно-эстетическом образовании


«Красота спасёт мир»

Ф. Достоевский


Докладчик: Е.Н.Андриянова,

преподаватель

высшей квалификационной категории

МБУ ДО ДХШ,

член общероссийской творческой

общественной организации

«Союз педагогов-художников»

Новое тысячелетие диктует особые требования к личности. Ни для кого не секрет, что XXI век- век глобализации, компьютеров, высоких технологий. Мы все меньше читаем книги, слушаем классическую музыку, замечаем красоту окружающей нас природы.

Но по прежнему общество остро нуждается в инициативных, думающих людях, способных выполнять творчески любой вид деятельности, применяющих креативные идеи, высокие технологии.

В результате этого, многие процессы, происходящие в современном обществе, складываются в формировании новой, творческо- социально адаптированной личности.

Современные технологии входят в жизнь не только взрослого, а так же активно и в жизнь подрастающего поколения.

Важную роль для реализации и развития практических умений учащихся

оказывает дополнительное образование. Именно оно является одним из приоритетных направлений, где развитие ребёнка происходит в рамках свободного времени, осознанного выбора, учёта интересов и первоначальных практических способностей.

В связи с этим появляются новые требования к учебно-воспитательному процессу, целью которого должно стать развитие индивидуальности, повышение интеллектуального потенциала каждого ребёнка.

На сегодняшний день в школах дополнительного образования возникла необходимость в новых подходах к преподаванию художественно-эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности ученика.

Новые подходы к развитию творческой личности средствами декоративно-прикладного искусства (далее- ДПИ) в художественно-эстетическом образовании приобретают особую значимость, а исследование методов обучения в данной области становится наиболее актуальными.

Я так же считаю, что сегодня в системе художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль должна принадлежать декоративно-прикладному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи. Всё это даёт возможность творческой самореализации личности ребёнка.

Современные школьники разносторонне развиты, любознательны, в этом большую роль играют информационные технологии, из-за большой «загруженности» они порой недостаточно эстетически воспитаны, невнимательны к окружающей красоте.

Детская художественная школа - это то место, где ребёнок от своей деятельности, в данном случае «рукотворной деятельности», получает эстетическое удовольствие. Современная система дополнительного образования постоянно стремится к динамике, она специфична, уникальна, кроме того, наиболее отзывчива на требования современной ситуации.

Рабочие программы Детской художественной школы отводят значительное место предметам, в составе которых учащимся предлагается погрузиться в мир искусства, как созерцая, вслушиваясь в произведения мастеров, так и создавая самостоятельно свои произведения: Беседы об искусстве, История Искусств, Цветоведение, Колористика, Декоративная композиция, Скульптура.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. - украшать): искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и художественно-эстетических потребностей людей.

Декоративно-прикладное искусство переживает период активных творческих поисков.

Искусство ДПИ, в отличие от других видов художественного творчества, менее всего зависимо от профессиональных институтов. Ему доступны все категории социальных слоев общества. В этом плане ДПИ также следовало бы охарактеризовать как «общедоступное и обще художественное».

Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что самостоятельно он не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Основная задача преподавателя в детской художественной школе- воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса!

Красота и художественный образ в произведениях декоративно-прикладного искусства соединяются с практической полезностью. Область декоративно-прикладного искусства обширна. Его произведением может стать любая практическая вещь, оформленная по законам красоты и художественной образности.

Назначение этого вида искусства состоит в том, чтобы украшать быт, жилище, архитектурные сооружения и комплексы, улицы, парки, скверы и т.д.

Произведения декоративно-прикладного искусства различаются:

- по назначению (ювелирные украшения, одежда, посуда, мебель, игрушки);

- по материалу, из которого изготовлено (стекло, керамика, фарфор, дерево, кость);

- по технике обработки материала (чеканка, резьба, роспись, литье, набивка, вышивка). Одной из отличительных особенностей декоративно-прикладного искусства является то, что оно всегда имело и имеет глубокие народные корни.

Декоративно-прикладное искусство имеет характерные черты, которые отличают его от других видов искусства:

- утилитарность, практическая принадлежность;

- коллективность творчества, т.е. труд носит коллективный характер, из поколения в поколение передается многовековой опыт народного искусства;

- традиционность, характеризуется соблюдением традиций, но и возникает благодаря насущным и духовным потребностям, раскрывая сферу индивидуальности;

- реальность, заключающаяся в его многовековой актуальности.

Актуальные виды творчества в декоративно-прикладном искусстве для учащихся ДХШ на занятиях композиции:

Современная действительность порождает тенденцию к простоте, лаконичности, отказу от излишней детализации, малогабаритности, экономичности. Так наиболее популярные виды ДПИ для обучающихся становятся:


      • Аппликация - способ получения изображения.

      • Батик - ручная роспись по ткани (горячий, холодный, узелковый, свободная роспись).

    • Витражная роспись - ручная роспись по стеклу, имитация витража.

      • Гобеле́н - один из видов ДПИ, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей.

  • Декупаж - декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из бумаги, которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.

  • Мозаика - формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, керамических плиток и других материалов.

  • Нитяна́я гра́фика (варианты названия: изонить, изображениенитью, ниточный дизайн) - графическая техника, получение изображения нитками.

    • Пейчворк (шитье из лоскутков)- лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика - вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани.

  • Рисование по фарфору, стеклу, ткани, кожи.

  • Художественная обработка кожи (художественное панно)- изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения.

Развивая декоративно-прикладное творчество в ДХШ, учащихся необходимо знакомить с:

- его промыслами,

- содержанием и назначением,

- материалами,

- характерными признаками,

- выразительными средствами,

- учить законам построения различных композиций.

Дополнением к такой работе с детьми может стать:

- просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы.

- чтение литературы или рассказ, раскрывающий в доступной и интересной форме небольшой объем информации об истории художественного промысла, его особенностях.

В процессе приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству, можно сделать следующие выводы:

- занятия ДПИ оказывают благотворительное влияние на мыслительную деятельность детей.

- при знакомстве с изделиями ДПИ перед учащимися раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.

- учащийся видит результат своей деятельности, учиться анализировать и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над изделием(произведением) доставляет ребятам большое удовольствие.

- детская работа, готовое изделие, может служить преподавателю психологическим тестом, который отражает многие черты характера ребёнка.

- знакомство с изделиями народных мастеров обогащает словарный запас.

- рассматривая узоры, детали, изделия, учащиеся рассказывают об их назначении, техники, истории создания, технологии изготовления, что способствует развитию грамотной связной речи.


Из всего этого можно понять, что декоративно - прикладное творчество, как часть эстетического воспитания, помогает развивать в учащихся эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение.

На всех этапах своего развития ребенок постигает окружающий мир, как с точки зрения красоты, так и с точки зрения эстетики. Очень многое зависит от того, насколько на этом пути окажут ему поддержку взрослые.

Исключительно важными и необходимыми задачами в подходе развития творческой личности средствами ДПИ в художественно-эстетическом образовании в Детской художественной школе является научить ребёнка верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности, развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное!

В связи с этим становится понятно, для того чтобы вести ребенка по пути творческого постижения искусства, нужно знать, как воздействует искусство, в чем заключена его воспитательная роль.

Список используемой литературы:

1.Все о стилях и течениях в современном искусстве., Мосин И.И., 2011

2.Восприятие цвета, Денисов В.С., Глазова М.В., Москва «ООО Издательство «Эксмо»,2009

3.Народные промыслы. Дидактический материал. Познаем окружающий мир., Куликовская Т., ООО «Стрекоза» Москва, 2011

4.Основы дизайна. Конспект лекций., Старикова Ю.С., М.: А-Приор, 2012

5.Фразеологический словарь для детей., Розе Т.В., М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.

© 2010-2022