• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Концепция системной многоступенчатой внеурочной деятельности по сохранению и трансляции аутентичных традиций русской народной культуры Тюменцевского района Алтайского края

Концепция системной многоступенчатой внеурочной деятельности по сохранению и трансляции аутентичных традиций русской народной культуры Тюменцевского района Алтайского края

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

14

Номинация:

Концепция реализации культурологического подхода при построении культуроориентированных метапредметных программ внеурочной деятельности учащихся.

Концепция системной многоступенчатой внеурочной деятельности по сохранению и трансляции аутентичных традиций русской народной культуры Тюменцевского района Алтайского края

Если общечеловечность есть идея национальная

русская, то, прежде всего надо каждому стать русским,

то есть самим собой...

Фёдор Достоевский

Актуальность избранной темы объясняется тем, что Россия начала XXI века находится в глубочайшем кризисе культуры, отражающем общемировое состояние. Сложные социокультурные трансформации происходили в жизни человечества всегда: нам известны многие исторические перипетии, сломы привычного взгляда на мир в разные эпохи, переоценки ценностей. Сегодняшнее время отличается информационной нестабильностью и именно этим таит в себе огромную опасность. О. Шпенглер в работе «Закат Европы» называл «лавинообразный рост информации» одним из признаков цивилизации: он считал цивилизацию последней стадией развития культуры, грозящей ей разрушением. Казалось бы, обычно проблему человек видит в недостатке информации, так как он не имеет возможности понять реальность и принимать правильные решения. Какую же опасность несёт её избыток?

Сложность современной жизненной среды для человека заключается в отсутствии различий между истинной и ложной информацией. Содержание большинства материалов СМИ регулируются не действительными интересами человека, а коммерческими или политическими мотивами. Сегодня даже взрослому зрелому человеку сложно отделить необходимую информацию от вредной, так как подаётся она профессионалами в хорошо отработанной форме.

Мир сегодня охвачен агрессивно выраженным процессом глобализации, и жители села не являются в этом исключением. Средства массовой информации пестрят выступлениями о неуважительном отношении к памятникам старины и засорении языка иностранными словами. Происходит незаметное, но последовательное нивелирование национальных ценностей, движение духовных интересов детей и взрослых в сторону вестернизации, унификации. При современных стремительно развивающихся технических возможностях в культуре информационной эпохи любое событие мгновенно становится достоянием общественности, получает огромный резонанс, многократно усиливается навязчивым тиражированием.

В атмосфере глобальной культуры перед лицом стремительно изменяющегося мира громко заявленная «свобода выбора идентичности» часто оборачивается формированием ряда зависимостей, не поддающихся контролю и регламентации. Проблема незащищённости человека стала сегодня актуальной и в философии, и в культурологии, и в трудах психолого-педагогической направленности.

Разрушение идеалов, нравственных норм и жизненных ценностей оборачивается для культуры народа серьёзными последствиями. Именно духовная составляющая является главной характеристикой человека, формирует его отличительные свойства.

Особую сложность создаёт современная информационная культура для жителей российской провинции, особенно её сельской части. В силу особых социальных и экономических причин, в современном селе общие проблемы культуры России проявляют себя в усиленном виде. И дети, и взрослые оказались в растерянном состоянии перед вопросами о смысле жизни, постановки целей - для чего жить, как жить, к чему стремиться?

Многие авторы обращают внимание на глубокие мировоззренческие причины современного кризиса культуры, сопровождающегося ежедневными трагическими потрясениями народов разных стран. Они открывают простую закономерность: если в культуре не удовлетворяются базовые потребности человека, если его существование не наделяется высшим духовным «сверхчеловеческим» смыслом (наши предки не случайно наделяли свои действия сакральным смыслом!), то возникают различные деструкции и фрустрации, что мы и наблюдаем в большом количестве в современном мире1. В этом потоке информации, постоянной смены культурных кодов, очень легко затеряться, сложно найти свое место в мире, сложно понять кто ты, кем ты являешься, зачем ты на этой земле. Именно культура призвана помочь человеку обрести смысл жизни, найти свое место в ней, понять к какому народу, к какому культурному миру ты принадлежишь.

Здесь важно обратиться к понятию «культура», которое в последние десятилетия активно изменяется, наполняясь разными смыслами в зависимости от условий употребления. Так, например, в Алтайском крае главное Управление по культуре длительное время называлось «Управление по культуре и туризму». В настоящее время оно переименовано в Управление по культуре и архивному делу. В данной формулировке звучит не только задача руководить развитием культуры, но и добавляется акцент на сохранении культурного и исторического наследия. В 2014 году в России происходило обсуждение государственной Концепции развития культуры, которая сегодня существует в виде проекта. Многие новые её положения рождают надежду на позитивные изменения, но они тоже, безусловно, зависят от деятельности каждого человека на своём месте.

Для сохранения духовных ценностей и возрождения культуры России необходимо восстановление интереса к освоению и продолжению традиций народной культуры. Это тот духовный исток, из которого с давних времён питалась жизненная сила русского народа. «Без общих понятий и целей, без разделяемых всеми или большинством чувств, интересов и стремлений люди не могут составить прочного общества; чем больше возникает таких связей и чем больше получают они власти над волей соединяемых ими людей, тем общество становится прочнее»2.

А так ли важно помнить о своих исторических корнях? Что дает такое знание современному человеку? Положение фольклора в современном мире очень противоречиво: «Вопрос о значении русского фольклора в условиях современной научной и жизненной практики характеризуется рядом противоречивых положений. Теоретики фольклора указывают на насущную необходимость собрать, изучить и сохранить изначальный культурный опыт, накопленный нашими предками, тогда как жизненная практика упорно вытесняет ритуально-художественный синтез фольклорной традиции в сферу музейной и концертно-развлекательной деятельности»3. И это действительно так. Но фольклор, традиционная культура со своим смысложизненным ядром во всем своем многообразии все-таки явление синкретичное, единое. Очень сложно, а порой и невозможно, отделить музыкальный фольклор от народной хореографии, литературные источники от ценностей народной культуры. Поэтому и формы восстановительной работы с фольклором должны и могут быть самыми разнообразными.

Фольклор в переводе с английского (folk - народ, lore - знание) означает «народное знание», «народная мудрость», на практике часто употребляется как «народное творчество». Исследователи народного творчества выделяют множество свойств и признаков фольклора, которые раскрывают его сущность: бифункциональность; бесписьменность; полиэлементность (синкретизм); вариативность; традиционность; коллективность. В настоящее время большое внимание изучению народного опыта воспитания детей уделяет педагогика. Несколько десятилетий этим занимается этнопедагогика - отдельное направление педагогической науки.

Сегодня потребность в изучении наследия культуры русского народа, характера и особенностей его как нации, разнообразных пластов народной культуры способствовала развертыванию культурологических и философских исследований России в трудах Н.А. Бердяева, Н.Я. Данилевского, С.Д. Домникова, Н.О. Лосского, Б.А. Рыбакова, П.А. Флоренского, А.С. Хомякова, И.А. Ильина, многих других философов.

Изучение России через призму её фольклорных традиций было продолжено М.М.Бахтиным, Е.В. Гиппиус, В.Е. Гусевым, А.С. Каргиным, К.В. Квиткой, Э.В. Померанцевой, А. Потебней, В.Я. Проппом, Б.Н. Путиловым, К.В. Чистовым, многими другими. В современных работах уделяется внимание не только вопросам становления и развития фольклора, но и его жизни в культуре4.

Значение традиционной культуры закреплено в рекомендациях ЮНЕСКО о фольклоре 1989 года. ЮНЕСКО рекомендует всем государствам собирать, фиксировать, сохранять традиционные формы культуры, а так же транслировать их новым поколениям: «Разработать и ввести в программы как школьного, так и внешкольного образования соответствующее преподавание и изучение фольклора, уделяя особое внимание уважению фольклора в самом широком смысле этого слова… Среди населения следовало бы популяризировать идею значения фольклора как элемента культурной самобытности. Чтобы дать возможность осознать ценность фольклора и необходимость обеспечить его сохранность, очень важно широко распространять эти элементы культурного наследия»5.

Формы русского фольклора, исторически сложившиеся до XX в., относят к так называемому «крестьянскому», «классическому» фольклору. Под исторически сложившимися формами фольклора в русской традиции мы подразумеваем древний пласт, включающий в себя былины, календарный, семейно-обрядовый фольклор, старейшие исторические песни, а также более поздний слой фольклорных произведений: семейно-бытовую лирику, исторические песни и баллады, духовные стихи.

Функционирование крестьянского фольклора в нынешних условиях зависит, прежде всего, от его социальной базы: количества и возраста его носителей, наличия преемников традиции, типа бытования фольклора в аутентичной и художественной среде. Это глубинная проблема фольклора и фольклористов, ставшая сегодня основой их непонимания и даже серьёзных конфликтов. Две противоположные точки зрения пока существуют на разных полюсах, каждый раз обостряясь в моменты совместных мероприятий.

Но даже и в аутентичной среде существуют разные типы бытования фольклора. «Исполняя фольклорные произведения в традиционной ситуации праздника, гуляния, застолья, посиделок, обряда и т.п., участники бытовых ансамблей выступают в роли носителей традиции, и фольклор в этот момент составляет часть их жизни. В других условиях - специально созданных (выступления аутентичных ансамблей в концерте, со сцены, по радио, ТВ), фольклор становится объектом демонстрации в качестве культурного наследия. Народные исполнители при этом обретают статус хранителей или «ретрансляторов» образцов национальной культуры»6.

Острота проблем современной культуры требует от человека нового отношения к решению сложных ситуаций: не через выбор «или-или», а через принцип дополнительности, когда принимаются и используются разные стороны сложной проблемы. Важно ли восстанавливать и осваивать фольклор в аутентичном виде? Безусловно, и нужно создавать для этого специальные возможности. Нужна ли широкая концертная деятельность с адаптированным звучанием фольклора и его аутентичными образцами? Обязательно! Сегодня слуховой музыкальный мир русского человека вплотную заполнен образцами инокультурных традиций или явлениями массовой культуры. Чтобы открыть доступ национальных музыкальных интонаций к сознанию и эмоциональному миру личности, они должны «отвоевать» себе место в этой насыщенной и напористой среде. Поэтому каждый опыт встречи с традицией русского фольклора будет, безусловно, полезен (мы не учитываем здесь примеров, когда дело страдает от безграмотности или несознательности специалистов). Конечно, во многом результаты этой работы зависят от наличия в той или иной местности энтузиастов, грамотных и увлечённых организаторов, преданных фольклору.

Естественный межпоколенный способ преемственности и сохранения традиций, который существовал в народной культуре многие века, ушёл в прошлое, и в современных условиях в этом процессе ключевую роль играют специализированные социальные институты образования, науки, культуры -дошкольные образовательные учреждения, школа и учреждения культуры.

Такая работа на протяжении более чем двадцати лет системно вёдется в Тюменцевском районе Алтайского края, где я живу и работаю учителем музыки в Тюменцевской СОШ. Начавшись стихийно, из патриотической и профессиональной потребности узнать, собрать и сохранить бесценный опыт нематериального культурного наследия Тюменцевского района, эта деятельность выстроилась в целостную многоуровневую концепцию, охватившую собой разные формы творчества и вовлекла жителей практически всех возрастов.

Алтайский край отличается от других областей разнообразием межкультурного взаимодействия. Исторически он был местом встречи и взаимодействия культур, как его называют историки - «котлом» древних кочевых народов. В Новое время Алтай стал местом активных миграций из средней полосы России в поисках свободных плодородных земель или Беловодья (старообрядцы), принудительного переселения политических репрессированных, в результате чего территориально рядом оказались поляки, немцы, украинцы, армяне, казахи и многие другие народности. Сегодня в крае проживает более сорока национальностей - при безусловном численном превосходстве русского народа. В этих условиях изучение и сохранение народных традиций приобретает особый смысл.

Основную научную ценность имеет многолетняя работа по сбору и сохранению региональной русской традиционной культуры нашего района. Это первый, исследовательский уровень нашей культурологической концепции. Явления фольклорной культуры существуют в устной традиции. Носителей фольклора с каждым годом и днём становится всё меньше, и вместе с ними невозвратно уходят и его подлинные явления. Откуда мы сегодня черпаем знания о песнях, танцах, ритуалах и всех духовных традициях русского народа? Из работ, созданных на основе экспедиционных материалов разных столетий и регионов России. Поэтому деятельность по собиранию фольклора в его разных вариантах всегда будет иметь главное значение. Необходимо продолжать собирать пословицы, обычаи, сказки и легенды, музыкальные инструментальные наигрыши, материальные предметы, информация о носителях традиции - сказателях, танцорах, певцах, гармонистах и балалаечниках, людях своего села, оставивших яркий след в его истории, привлекая к этой работе и детей, и взрослых.

С 1996 по 2005 год специалистами района совместно с учащимися проводились фольклорно-этнографические экспедиции по сбору музыкального фольклора и предметов быта среди сельских жителей. В результате было записано множество народных песен, которые впоследствии составили сборник «Песенные традиции Тюменцевского района Алтайского края» (составитель В. Эрнст, Е. Баклыкова) (приложение 1). Были найдены уникальные для нашего района предметы быта, такие как традиционный костюм брянских переселенцев, прялка с урало-сибирской росписью, датированная 1904 годом, а так же ухваты, крынки, чугунки, вышитые полотенца и домотканые дорожки, элементы ткацкого станка. Все эти предметы составили основу дальнейшей культурологической работы с учащимися и хранятся в фондах нашего мини-музея.

Изданию сборника предшествовала кропотливая работа по расшифровке и нотно-текстовой записи музыкально-песенных материалов экспедиций (В. Эрнст, Е. Баклыкова). Важно было точно передать аутентичные особенности речевого говорения текста песен и традиционного диалектного интонирования мелодических оборотов. В настоящее время сборник издан, и представленные в нём образцы могут быть исполнены всеми желающими.

Второй, практический уровень реализации нашей концепции - работа с разновозрастным населением с. Тюменцево по сохранению и возрождению народной культуры. Песни и традиции нашего района живут в репертуаре народного фольклорного ансамбля «Древляне» Тюменцевского районного Дома культуры. Ансамбль был создан в 1991 году как ансамбль народной песни Лидией Максимовной Саворовской, с 1995 года руководство ансамблем принял В.А. Эрнст. После его ухода с 2015 года руководство ансамблем мне пришлось взять на себя. С 1999 года я тоже была участником этого ансамбля, затем - его балетмейстером. Ансамбль в следующем году отметит своё 25-летие. В настоящее время коллектив состоит из двенадцати человек, среди которых - пять учащихся средней школы.

Разновозрастной состав коллектива очень важен а передаче народных традиций от поколения к поколению. Общение единомышленников на репетициях, концертах, по дороге на выступления создаёт неповторимый живой контакт между поколениями, при котором дети мягко и естественно получают опыт народных традиций и мудрости жизни от старших, тогда как старшее поколение получает от молодёжи помощь в развитии современных личностных качеств.

Ансамбль «Древляне» является Лауреатом Всероссийского фестиваля «Поёт село родное» в городах Омске и Смоленске. Такая победа была достигнута благодаря использованию местного самобытного музыкального фольклора. Народные песни, в том числе нашего района и края, являются основой его репертуара и звучат на концертах различных уровней. Ансамблем ежегодно проводятся выездные народные гуляния на Троицу во многих сёлах района, а также святочные и Рождественские вечерки. За время существования ансамбля было проведено более 30 вечерок, около 20-ти Троицких гуляний в селах района.

Третий, образовательный уровень - работа по распространению русской традиционной культуры в среде школьников. Детский и подростковый возраст, время школьной учебной и внеучебной деятельности - самый активный период в развитии детей. И по возрастным особенностям, и по содержанию их жизни всё в эти годы помогает им личностно вырасти, школьная среда предлагает позитивные пути самоопределения.

Фольклорная внеурочная деятельность и использование фольклора в занятиях музыкой с его ценностными особенностями приближают педагогический процесс к цели, о которой писал М.С. Каган: сделать школу не учреждением образования, а «институтом культуры». К тому же, именно фольклор своим практическим характером и эмоциональностью влияет на учащихся и музыкально, и с позиций духовных ценностей.

В Тюменцевской средней школе в рамках внеурочной деятельности в 2013 году создан фольклорный ансамбль «Жаворонушки» (рук. Е.В. Баклыкова) (презентация). Благодаря естественности и органичности народных попевок достаточно быстро налаживается координация голоса и слуха, что положительно сказывается на точности интонирования. Детский фольклор развивает не только музыкальный слух и память ребёнка, но и их лёгкие, дыхание, голосовой аппарат. Весь организм включается в действие, когда человек говорит, кричит, поёт.

Использование фольклора на уроках музыки может осуществляться в разных видах музыкальной деятельности. Наиболее важными являются приобщение детей к пению и слушание аутентичных образцов в исполнении народных исполнителей. Большими возможностями в воспитании интереса к фольклору имеют музыкально-ритмические движения и «пластическое интонирование», игра на народных музыкальных инструментах.

Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей, в том числе в инсценировании русских народных песен. Задание «Разыграй песню» можно предлагать учащимся, используя тексты и сюжеты русских народных песен. Исполнение может сопровождаться характерными танцевальными движениями, мимикой, жестами, звучанием народных инструментов.

Учащиеся на принципах синкретичности продолжают начатое в детском саду знакомство с русской традиционной культурой, праздниками, традициями русского народа, разучивают народные песни, игры, осваивают народные ремёсла, такие как бисероплетение, изготовление тряпичной куклы и лепка традиционной глиняной игрушки. Все эти традиции тоже имеют свои корни в нашем районе и активно развивались в прежние времена. В селе Ключи Тюменцевского района работниками Алтайского государственного художественного музея (г. Барнаул) в одной из этнографических научных экспедиций был найден образец подлинной старинной глиняной игрушки - «Петушок», которая сейчас хранится в его фондах.

На школьном возрасте работа по освоению традиционной культуры не заканчивается. Преемственность переходит к ансамблю «Древляне», в основном составе которого поют школьники среднего и старшего звена.

Четвёртый, воспитательный уровень реализации концепции - работа и по ознакомлению с традиционной культурой подрастающего поколения, по его вовлечению в традицию. В детском саду «Родничок» с. Тюменцево создан кружок «Ладушки» (рук. Е. Баклыкова), в котором ребята знакомятся с песнями своего села и края, народными бытовыми танцами, учатся изготавливать изделия народных промыслов: мастерить тряпичную куклу, лепить жаворонков из теста, расписывать игрушку-тарарушку. Такая работа очень нравится воспитанникам, поскольку фольклорный материал проверен временем, он понятен детям и привлекателен для них в силу своей яркости и простоты. Ансамбль воспитанников детского сада занял 2 место на краевом фестивале «Солнцеворот» в 2013 году.

Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. Частая смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтический заряд огромной силы.

Небольшой диапазон народных песен способствует сохранению здоровья голоса, а так же легкому усвоению музыкального материала, его «понятности» для детей, что, в свою очередь, создает эффект эмоциональной удовлетворенности от разучивания и исполнения песни.

Ну и как же в развитии традиционной культуры обойтись без представителей старшего поколения? Именно эти люди являются трансляторами традиционной культуры и ценностей, во многом сохраняя её подлинный аутентичный вариант. Это пятый, социокультурный уровень нашей концепции. В нём заложены пути решения двух важных современных проблем: социальной изолированности, чувства одиночества представителей старшего поколения и возможности включения в практику культуры села их неповторимого духовного опыта. Участие в ансамбле даёт нашим ветеранам ощущение нужности для общества, наполняет их жизнь новым творческим смыслом. А для остальных жителей села их выступления становятся практическим примером того, как строить собственное отношение к миру. Они помогают увидеть и в современной жизни возможность создавать красоту и оставаться достойным человеком, быть полезным людям.

К сожалению сейчас тех, у кого мы собирали народные песни, уже нет в живых. Однако песенная традиция продолжается. В Районном доме культуры работает ансамбль ветеранов «Осень» (рук. Е. Баклыкова), в котором занимаются музыкальным творчеством пятнадцать человек. В репертуаре ансамбля - как традиционные народные песни, так и песни в народном стиле наших алтайских композиторов - В. Эрнста А. Четверикова, М. Апарнева, В. Караблина и других.

Ансамбль ветеранов «Осень» был создан в 1999 году, когда я приехала в Тюменцево. Ольга Эммануиловна Кубасова, будучи председателем комитета по культуре на тот момент, предложила мне организовать такой коллектив, так как у пожилых людей была в этом потребность, но не было руководителя. Я согласилась. С этого времени и существует ансамбль ветеранов, который поёт и народные песни, и авторские произведения. Мы участвуем во всех концертах РДК, принимаем участие в краевых фестивалях и конкурсах для ветеранских коллективов.

Песенное искусство, хоровое пение является самым демократичным искусством, к тому же имеющим большое эмоциональное воздействие в силу специфики жанра как на исполнителей, так и на зрителей, поэтому и является одним из самых доступных и любимых занятий людей старшего возраста.

Особая привлекательность традиционного фольклора для современного человека заключена в возникновении специфических психических состояний при исполнении народных песен, танцев. Эти состояния характеризуются чувством подъема, праздничности, единения с коллективом, внутренней открытости друг другу участников фольклорного действия.

Фольклор обладает большим потенциалом для воспитания подрастающего поколения. Приобщение к истокам, к традиционной культуре способствует не только личностному росту ребенка, но и воспитанию патриотизма, что особенно ценно в настоящее время и является приоритетным для государства. В процессе работы по внеурочной деятельности ансамбль «Жаворонушки» регулярно принимает участие в районном конкурсе патриотической песни, исполняя исконно русские (в том числе казачьи) песни. Ко дню народного единства было приурочено занятие «Вместе мы Россия» (приложение 4), в котором красной нитью проходила тема единства народов России, Алтая в их многообразии.

Значимость народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, позволяет прийти к выводу о необходимости сохранения русской традиционной культуры и приобщения подрастающего поколения к живительному источнику народной мудрости, к воспитанию у молодежи традиционно русских, российских нравственных устоев, духовных и художественных ценностей. В конечном итоге это все способствует формированию целостного, позитивного и благополучного будущего всей нашей страны.

Перечень приложений:

Приложение 1. Заархивированная папка со сканированными (выборочно) страницами сборника «Песенные традиции Тюменцевского района Алтайского края.

Приложение 2. Презентация с фотографиями

Приложение 3. Видеозапись выступления ансамбля «Древляне» на одном из краевых мероприятий.

Приложение 4. Архив материалов к мероприятию «Вместе мы Россия» (презентация, музыкальные иллюстрации, видео алтайского горлового пения.

1 Первушина О.В.К проблеме традиции в контексте современной инновационной культуры // Преобразование Сибири: от реформ П.А. Столыпина до современности: материалы научно-практической конференции / под общ. ред. М.П. Щетинина. - Барнаул: АЗБУКА, 2012. - С. 225-230.

2 Ключевский В.О. Курс русской истории. bibliotekar.ru/rusKluch/

3 Балакина Е.И. Русский фольклор как духовный код русской культуры Преобразование Сибири: от реформ П.А. Столыпина до современности: материалы научно-практической конференции / под общ. ред. М.П. Щетинина. - Барнаул: АЗБУКА, 2012. - С. 225-230.

4 Никулина Л. А. Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании личности // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 1051-1052.

5 Рекомендация ЮНЕСКО о фольклоре .1989 г. - Режим доступа: folkinfo.ru/?p=2926

6 Народная культура в современных условиях: Учеб. пособие / Отв. ред. Н.Г. Михайлова. - М., 2000. - 219 с. - Режим доступа: birch-bark.info/articles-ru/60-narodnaja-kultura-v-sovremennyh-uslovijah-uchebnoe-posobie-moskva-2000-glava-4.pdf



© 2010-2022