- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Программа по учебному предмету Беседа об искусстве
Программа по учебному предмету Беседа об искусстве
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Меньшикова Е.В. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНСТРАЦИЯ КАЧУГСКОГО РАЙОНА «КАЧУГСКИЙ РАЙОН»
ОТДЕЛ КУЛЬТУРЫ МО «КАЧУГСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА п. Качуг
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ».
Предметная область ПО.02. ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
программа по учебному предмету ПО.2.УП.01 БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ
Иркутская область.
п. Качуг.2013г
Содержание.
-
Пояснительная записка ………………………………………стр.3
-
Характеристика учебного предмета, его место и роль
-
в образовательном процессе ……………………………………………..стр.3
-
Объем учебного времени и виды учебной работы 3- летний срок освоения………………………………………………………………………….стр.4
-
Объем учебного времени и виды учебной работы
срок освоения 1- год……………………………………………………………стр.4
-
Форма проведения учебных аудиторных занятий…………………….стр.4
-Цель учебного предмета…………………………………………………….стр.5
-Задачи учебного предмета………………………………………………….стр.5
-
Учебно-тематический план
(срок освоения программы 3 года)……………………………………стр.7
-
Учебно-тематический план
(срок освоения программы 1 год) ……………………………………стр.12
IV.Содержание учебного предмета……………………………………….стр.14
-Годовые требования (срок освоения 3 года) …………………………стр.14
-Годовые требования (срок освоения 1 год)……………………………...стр.29
V.Требования у уровню подготовки обучающихся………………стр.35
VI.Формы и методы контроля, система оценок…………………..стр.36
-Критериям оценивания
работ обучающихся…………………………………………………………стр.36
VII.Методическое обеспечение учебного процесса…………… …стр37
-Самостоятельна работа обучающихся……………………………….стр.38
-Средства обучения…………………………………………………………стр38.
VII.Список литературы………………………………………….......стр27.
-
Список методической литературы………………………………………срт27.
-
Список учебной литературы……………………………………………..стр28.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ЕГО МЕСТО И РОЛЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на
основе и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства «Живопись».
Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии.
Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе.
Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе с младшими школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической работой.
При реализации программы «Живопись» с нормативным сроком обучения 8 лет учебный предмет «Беседы об искусстве» осваивается 3 года.
ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 3- ЛЕТНИЙ СРОК ОСВОЕНИЯ
При реализации программ «Живопись»с нормативным сроком обучения 5 лет учебный предмет «Беседы об искусстве» осваивается 1 год.
ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Мелкогрупповые занятия - от 4 до 10 человек.
ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
-
Развитие навыков восприятия искусства.
-
Развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
-
Формирование навыков восприятия художественного образа.
-
Знакомство с особенностями языка различных видов искусства.
-
Обучение специальной терминологии искусства.
-
Формирование первичных навыков анализа произведений искусства.
Программа «Беседы об искусстве» имеет два учебно-тематических плана, рассчитанных на 3 года и 1 год освоения соответственно.
Программа «Беседы об искусстве» (3 года) включает в себя следующие разделы:
-
класс: общая характеристика видов искусства: изобразительное искусство, литература, музыка, хореография, театр, кино и телевидение;
-
класс: изобразительное искусство, знакомство с народным искусством, праздниками (народные и светские), искусство и современный человек, музеи, библиотеки;
3 класс: изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, искусство как вид культурной деятельности, многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия.
Программа «Беседы об искусстве» (1 год) включает в себя следующие разделы:
-
Общая характеристика видов искусства.
-
Пространственные (пластические) виды искусства.
-
Динамические (временные) виды искусства.
-
Синтетические (зрелищные) виды искусства.
-
Язык изобразительного искусства.
6. Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный
результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение
культурного наследия.
Учебный материал, предложенный в программе, предполагает творческий подход педагога, за которым сохраняется право собственной компоновки тем и отдельных бесед.
Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение практической деятельности («интерпретация»), что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
II. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (срок освоения программы 3 года)
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
искусства.
1.8
Пленэр
беседа
2
Декоративно-прикладное искусство
2.1
Текстиль
беседа
1,5
0,5
1
2.2
Эскизирование
практическое занятие
1,5
0,5
1
2.3
Металл
беседа
1,5
0,5
1
2.4
Эскизирование
практическое занятие
1,5
0,5
1
2.5
Керамика
беседа
1,5
0,5
1
2.6
Эскизирование
практическое занятие
1,5
0,5
1
2.7
Дерево
беседа
1,5
0,5
1
2.8
Эскизирование
практическое занятие
1,5
0,5
1
2.9
Камень. Кость
беседа
1,5
0,5
1
2.10
Эскизирование
практическое занятие
1,5
0,5
1
2.11
Стекло
беседа
1,5
0,5
1
2.12
Эскизирование
практическое занятие
1,5
0,5
1
3
Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного
наследия
3.1
Язык
урок-исследование
1,5
0,5
1
3.2
Современная детская литература
беседа
1,5
0,5
1
3.3
Творческий эксперимент
урок-эксперимент
1,5
0,5
1
3.4
Музыка
урок-прослушивание
1,5
0,5
1
3.5
Песня
урок-прослушивание
1,5
0,5
1
3.6
Танец
беседа
1,5
0,5
1
3.7
Реставрация и хранение объектов культуры и искусства
урок-исследование
1,5
0,5
1
3.8
Значение культурного наследия в истории человечества
урок-исследование
1,5
0,5
1
3.9
Церковь - как объект искусства
беседа
1,5
0,5
1
3.10
Хранение «культурных единиц»
беседа
1,5
0,5
1
3.11
Творческий проект «Семейные реликвии»
практическое занятие
1,5
0,5
1
3.12
«Мой родной город вчера и сегодня»
экскурсия
1,5
0,5
1
3.13
«Мой родной город вчера и сегодня»
практическое занятие
1,5
0,5
1
III.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА «БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ» (срок освоения программы 1 год)
1ГОД ОБУЧЕНИЯ
человечества
IV.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств. Этот предмет является базовым для последующего изучения предметов в области истории изобразительного искусства.
Программа «Беседы об искусстве» предусматривает несколько основных видов деятельности: беседы об изобразительном искусстве, посещение музеев, выставочных залов, выставок, театров, библиотек и выполнение практических работ (интерпретация, изобразительная деятельность), направленных на более прочное усвоение материала.
Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
(срок освоения 3 года)
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Раздел «ВИДЫ ИСКУССТВА»
1.1 Тема: Вводная беседа о видах искусства.
Более художественный подход как средство развития
эмоциональной отзывчивости детей. Понятия
«виды искусства». Изобразительное искусство (графика, живопись,
скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература,
музыка, танец, фотография, кинематограф, театр. Знакомство с
произведениями разных видов искусства. Самостоятельная работа: работа с
иллюстративным, аудиовизуальным материалом (поиск репродукций,
фотографий, заданный преподавателем, прослушивание музыкальных
отрывков, чтение отрывков литературных произведений, просмотр фильмов).
-
Тема: Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства. Понятие термина «пространственные виды искусства». Изобразительное искусство (и его виды), декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, фотография. Самостоятельная работа: работа с репродукциями.
-
Тема: Знакомство с динамическими (временными) видами искусства. Понятие термина «динамические виды искусства». Музыка, литература. Самостоятельная работа: прослушивание музыкальных произведений (выбирается преподавателем).
-
Тема: Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства. Понятие термина «синтетические виды искусства». Хореография, театр, кино, телевидение. Самостоятельная работа: работа в видео-зале библиотеке: просмотр отдельных фрагментов кинофильмов, хореографических композиций и др. (выбирается преподавателем).
2. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
-
Тема: «Чем и как работает художник». Знакомство с профессией «художник». Язык изобразительного искусства. Художественные материалы (бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.). Самостоятельная работа: рисование несложных композиций на свободную тему, используя различные художественные материалы.
-
Тема: Жанры изобразительного искусства. Понятие «жанр». Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с работами художников. Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства.
-
Тема: «Композиция». Понятие «композиция» как составление или сочинение картины. Композиционный центр - замысел картины. Группировка предметов в картине. Анализ художественных произведений.
Самостоятельная работа: выполнение несложной композиции с выделением композиционного центра.
-
Тема: Знакомство с композиционными схемами на примере фотоискусства. Знакомство с искусством фотографии. Сюжетная фотография. Композиционные схемы. Точка зрения. Освещение. Композиционный центр. Самостоятельная работа: самостоятельное выполнение фотографий (натюрморт, пейзаж, портрет).
-
Тема: Рисунок. Искусство рисунка. Значение рисунка как вспомогательного этапа выполнения композиции. Рисунок как самостоятельное произведение искусства. Графические материалы. Самостоятельная работа: работа в библиотеке. Знакомство с произведениями искусства.
-
Тема: Графика. Графика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с произведениями графики. Виды графики. Книжная графика, декоративная графика. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений.
-
Тема: Выразительные средства графики. Знакомство с выразительными возможностями графики: точка, линия, штрих, пятно. Понятие «контур». Виды линий. Штриховка. Понятие тона. Показ работ обучающихся и репродукций художников. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений.
-
Тема: «Силуэт». Понятие «силуэт», происхождение силуэта. Способ создания силуэта. Использование силуэта в искусстве (иллюстрация, театр теней, декоративно-прикладное творчество). Применение игровых форм на уроке. Самостоятельная работа: выполнение несложных силуэтов из черной бумаги.
-
Тема: Живопись. Знакомство с понятием «живопись», виды живописи. Материалы, используемые в живописи. Знакомство с репродукциями известных живописцев. Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений в технике акварель.
-
Тема: «Цвет». Знакомство с понятием «цвет». Восприятие цвета. Происхождение цветов. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета. Цвета в разных сферах жизни. Выполнение упражнений. Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений.
-
Тема: «Колорит». Красочное богатство в картине. Знакомство с понятием «колорит». Нюансы, контрасты, цветовые гармонии. Палитры художников. Самостоятельная работа: подбор репродукций.
-
Тема: Способы работы с цветом: «Акварель». Знакомить с происхождением акварели, ее свойствами. Художники - акварелисты: М. Врубель, В. Серов, К. Сомов и др. Самостоятельная работа: подбор репродукций.
-
Тема: Способы работы с цветом: «Гуашь». Свойства гуаши. Особенности работы. Белила. Показ работ обучающихся и репродукций художников, работающих в этой технике. Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций в данной технике на тему, заданную преподавателем.
-
Тема: Способы работы с цветом: «Пастель». Знакомство с понятием «пастель», история возникновения техники. Характерные особенности техники. Пастельная бумага, фиксаж. Хранение пастельных работ. Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций в данной технике на тему, заданную преподавателем.
-
Тема: Способы работы с цветом: «Масляные краски». Знакомство с техникой работы маслом. Изготовление красок. Способы работы. Знакомство с работами художников. Экскурсия по выставке. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств.
3. Раздел «ЛИТЕРАТУРА»
3.1 Тема: Литература как вид искусства. Поэзия и проза. Литературные ритмы. Художественный образ. Структура художественного произведения (завязка, сюжет, фабула (развитие), кульминация (развязка)). Чтение отрывков из художественной литературы. Самостоятельная работа: чтение отрывков литературных произведений, заданных преподавателем.
3.2 Тема: Литературные жанры. Сказка, рассказ, пьеса,
стихотворение. Знакомство с творчеством детских поэтов и прозаиков.
Чтение отрывков художественной литературы. Самостоятельная работа:
сочинение небольшого рассказа, сказки или стихотворения.
3.3 Тема: Литература и синтетические виды искусства. Литература
и музыка. Литература и изобразительное искусство. Искусство иллюстрации.
Литература и театр (кино). Самостоятельная работа: выполнение
иллюстрации к любимому литературному произведению.
4. Раздел «МУЗЫКА»
-
Тема: Музыка как вид искусства. Звук. Ноты. Мотив. Элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.). Музыка в жизни человека. Музыка в природе. Самостоятельная работа: прослушивание отрывков разнообразных музыкальных произведений.
-
Тема: Музыкальные инструменты. Классификация музыкальных инструментов. Прослушивание отдельных музыкальных инструментов. Оркестр - как групповая форма исполнения музыкального произведения. Самостоятельная работа: просмотр музыкальных телепередач на канале «Культура», детских музыкальных телепередач.
-
Тема: Музыкальные направления и стили. Классическая музыка. Народная музыка. Современная музыка. Самостоятельная работа: посещение филармонии или концерта.
5. Раздел «ХОРЕОГРАФИЯ»
5.1 Тема: Танец и виды танцевального искусства. Бальные танцы, балет, акробатические, исторические, народные, ритуальные, спортивные, степ, современные (хастл) танцы. Самостоятельная работа: просмотр
телепередач, работа в библиотеке (просмотр фотографий и репродукций, связанных с танцем).
5.2 Тема: Композиция в хореографии. Художественный образ в
танце. Актерское мастерство. Движения и пластика - основные компоненты
эстетики танца. Музыкальная составляющая танца. Самостоятельная работа:
выполнение несложных зарисовок человека в движении (используется
стилизация изображения).
5.3 Тема: Профессии в области хореографии. Известные
представители в искусстве хореографии. Просмотр отрывков прославленных
произведений. Самостоятельная работа: ассоциативное изображение танца
(кадриль, вальс, танго).
6. Раздел «ТЕАТР»
-
Тема: Искусство театра. История появления театра как самостоятельного вида искусства. Виды театральных постановок. Знакомство с театральными атрибутами и терминами. Театральная эстетика. Самостоятельная работа: посещение театра кукол, театра юного зрителя.
-
Тема: Выразительные средства театрального искусства. Визуальные (театральные декорации, костюмы, грим), пластические (жесты и мимика, сценическое движение, танцы) и временные (темп, ритм, антракт, занавес). Самостоятельная работа: выполнение несложных зарисовок театрального занавеса или костюма персонажа.
6.3 Тема: «Детский театр». Театр юного зрителя, музыкальный театр,
театр кукол (виды кукол: ростовые, марионетки, бибао, пальчиковые и др.).
Самостоятельная работа: выполнение эскиза театральной куклы.
7. Раздел «КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ»
7.1 Тема: Искусство кинематографа. История возникновения и развития кинематографа как самостоятельного вида искусства. Виды и жанры кино. Профессии в кинематографе. Актерское мастерство. Самостоятельная работа: просмотр детского кинофильма.
7.2 Тема: Детское кино. Знакомство с известными детскими
фильмами. Дети-актеры. Театр и кино. Самостоятельная работа: театральный
этюд.
7.3 Тема: Детские телепередачи. Виды детских телепередач. Ведущие
детских программ. Самостоятельная работа: просмотр детских телепередач с
последующим обсуждением.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1.1 Тема: Беседа о композиции. «Как смотреть картину?» Сюжет
композиции. Главное и второстепенное в композиции. Плановость. Композиционный центр. Колорит. Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства.
-
Тема: Язык графики. Виды графики. Знакомство с эстампом (литография, офорт, ксилография, линогравюра). Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств, графических выставок.
-
Тема: Язык живописи. Станковая и монументальная живопись. Материалы и инструменты. От эскиза к картине. Самостоятельная работа: знакомство с образцами монументальной живописи (объекты: социальные учреждения, театры, храмы и др.).
-
Тема: Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Знакомство с термином «натюрморт». Вещь глазами художника. Тематический натюрморт. Композиционный строй натюрморта (формат, точка зрения, освещение, колорит и др.). Предметы как символы эпохи. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок (фотографий) натюрморта.
-
Тема: Пейзаж как жанр изобразительного искусства.
Знакомство с термином «пейзаж». Виды пейзажа (городской, сельский, морской, горный и др.). Композиционный строй пейзажа (формат, точка зрения, плановость, освещенность, колорит и др.). Времена года в пейзаже. Самостоятельная работа: поиск репродукций, посещение выставочного пространства.
-
Тема: Портрет как жанр изобразительного искусства.
Знакомство с термином «портрет». Один человек - сто разных лиц. Виды портрета (парадный, групповой, психологический, семейный, автопортрет, шарж и др.). Человек и время. Самостоятельная работа: выполнение портретов членов семьи.
1.7 Тема: Скульптура как вид изобразительного искусства.
Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.). Станковая и
монументальная скульптура. Материалы и инструменты. Назначение.
Самостоятельная работа: выполнение простой скульптурной композиции из
пластилина.
1.8 Тема: Архитектура как вид изобразительного искусства.
Значение термина «архитектура». Виды (типы) построек (жилые дома и общественные сооружения). Материалы. Стилевые особенности. Самостоятельная работа: выполнение зарисовки (копии) архитектурного сооружения (здания, храма, постройки).
1.9 Тема: Декоративно-прикладное искусство как вид
изобразительного искусства. Значение термина «декоративно-прикладное
искусство». Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по
материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения
(резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по
функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда,
игрушки). Самостоятельная работа: выполнение эскизов предметов
декоративно - прикладного искусства.
2. Раздел «НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
-
Тема: Народные ремесла. Народное ремесло как одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. Широко известные промыслы России. Самостоятельная работа: работа с книгой. Подбор репродукций и фотографий по теме.
-
Тема: Народные ремесла родного края. История возникновения. Народные мастера. Традиции и современность. Самостоятельная работа: посещение краеведческого музея.
-
Тема: Народный костюм. Из истории народного костюма. Мужской и женский народный костюм. Элементы костюма. Символика в костюме. Самостоятельная работа: выполнение эскиза народного костюма, работа с иллюстративным материалом.
-
Тема: Народный фольклор. Жанры фольклора. Музыкальный фольклор. Изобразительный фольклор. Устное народное творчество (пословицы, потешки, песни, частушки, загадки, сказки, эпос). Самостоятельная работа: чтение и пересказ сказок, загадок, детских потешек и песенок.
3. Раздел «ПРАЗДНИКИ»
-
Тема: Праздники народного календаря. Знакомство с сезонными праздниками. Зима (Рождество, колядки, святочные гадания, Крещение и др.), Весна (масленица, Пасха), Лето (Троица, день Ивана Купалы, Спас), Осень (Параскева-Пятница, Капустник, Синичкин день). Использование сюжетов народных. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
-
Тема: Светские праздники. История праздников (Новый год, День защитника отечества, Международный женский день, День космонавтики, День победы, День знаний и др.). Праздники и традиции. Атрибутика (украшения, костюмы, открытки, стихотворения и др.). Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом, выполнение композиций на тему «Праздник».
4. Раздел «ИСКУССТВО И СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК»
4.1 Тема: Значение искусства в жизни современного человека.
Современный интерьер (функциональность и эстетика). Психология цвета. Жилые и общественные помещения. Предметы интерьера (мебель, текстиль, посуда, мелкая пластика и скульптура и др.). Самостоятельная работа: выполнение фотографий современных интерьеров (социальные объекты, детские заведения, магазины, выставочные пространства).
-
Тема: История развития искусства костюма. Эпоха и мода. Мода и стиль: костюм, make up, украшения и др. Самостоятельная работа: подбор фото-материала.
-
Тема: Искусство и реклама. Реклама как вид дизайнерского искусства. Плакат. Афиша. Упаковка. Визитная карта. Календари. Самостоятельная работа: подбор рекламной продукции (визитные карты, реклама в СМИ, и др.)
-
Тема: Искусство дизайна. История дизайна. Объекты. Материалы. Самостоятельная работа: выполнение эскиза объекта дизайна.
-
Тема: Ландшафтный дизайн. Искусство оформления природной среды. Парки, скверы, дачные участки. Клумбы. Оранжереи. Детские площадки. Самостоятельная работа: выполнение эскиза детской площадки (парка).
5. Раздел «МУЗЕИ»
-
Тема: Музеи. Знакомство с термином «музей». История. Виды музеев (исторический, краеведческий, музеи искусства, литературный, зоологический и др.). Музеи-ансамбли (музей-усадьба, музеи-квартиры, музеи-храмы). Самостоятельная работа: посещение музея.
-
Тема: Частные музеи. Коллекционные музеи игрушки, фарфора, кружева. Нетрадиционные музеи (музей шоколада, музей елочной игрушки, музей ледяных скульптур, музей янтаря, музей воды, и др.).
Самостоятельная работа: сочинение о посещении нетрадиционного музея, или сочинение «Каким я вижу свой музей».
5.3 Тема: Выставочное пространство. С чего начинается музей. Правила поведения. Знакомство с экспозицией. Самостоятельная работа: закрепление знаний о правилах поведения человека в выставочном пространстве.
-
Тема: Экскурсия. Знакомство с термином «экскурсия». Профессия экскурсовода. Виды экскурсий. Формы экскурсий (живая, аудио, игровая, рисование в музее - интерпретация). Самостоятельная работа: экскурсия в музей.
-
Тема: Посещение музея. Краеведческого, музея изобразительных искусств, театра (на выбор). Самостоятельная работа: посещение конкретно заданного отдела музея с экскурсией.
-
Тема: Коллекционирование. Презентация личной коллекции ученика. Самостоятельная работа: выполнение презентации или сочинение.
6. Раздел «БИБЛИОТЕКИ»
6.1 Тема: Библиотека. Знакомство с термином «библиотека».
Профессия «библиотекарь». Виды библиотек (детская, по искусству).
Самостоятельная работа: посещение детской (школьной) библиотеки.
-
Тема: Правила пользования библиотекой. Отделы библиотеки (отдел книгохранения, читальный зал, абонемент, видеозал, медиатека). Регистрация. Знакомство с библиотечными терминами (каталог, формуляр, комплектование). Адрес книги (знакомство с каталогом).
Самостоятельная работа: повторение и закрепление материала
-
Тема: Как работать с книгой. Знакомство с книгой как материальной ценностью. Детская книга. Жанры детской книги (сказка, повесть, рассказ, стихотворение и др.) Искусство оформления книги. Иллюстрации.
Самостоятельная работа: работа с книгой. Подготовка рассказа о своей любимой книге.
-
Тема: Как работать с журналом. Знакомство с разделами журнала (содержание, рубрики, статьи и др.). Детские журналы («Колобок», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Юный художник»). Самостоятельная работа: подготовка рассказа о своем любимом журнале.
-
Тема: Энциклопедия как вид книги. Все обо всем - коротко и ясно. Знакомство с термином «энциклопедия». Разновидности энциклопедий по областям знаний. Детская энциклопедия («Почемучка», «Я познаю мир», «Что есть что?» и др.). Самостоятельная работа: разработка обложки к детской энциклопедии.
-
Тема: Сеть интернет как информационный ресурс. Поиск дополнительной информации через систему интернет. Самостоятельная работа: нахождение конкретной информации, заданной преподавателем по разделу «Искусство».
-
Тема: Литературная гостиная. Разговор на тему: «Моя любимая книга». Самостоятельная работа: подготовка рассказа о своей любимой книге.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1.1 Тема: Виды изображений в картине. Стилевые особенности
различных изображений (реалистическое, декоративное, абстрактное). Сравнительный анализ произведений живописи (Н. Хруцкий, А. Матисс, К.Малевич). Самостоятельная работа: работа с репродукциями известных художников.
1.2 Тема: Язык графики. Традиционный рисунок и современная
графика. Граффити как вид современного искусства. 3D рисунки. Рисунки из
букв и символов. Самостоятельная работа: знакомство с материалом через
интернет-ресурсы.
-
Тема: Язык живописи. Дальнейшее знакомство с разнообразием видов живописных решений. Миниатюра. Иконопись. Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом - подбор, изучение.
-
Тема: Диорама, панорама как виды монументальной живописи. Знакомство с терминами «диорама», «панорама». Исторические аспекты. Материалы и инструменты. Известные художественные объекты. Самостоятельная работа: посещение музеев.
1.5 Тема: Жанры изобразительного искусства. Дальнейшее
знакомство с жанрами живописи (графики): мифологический, исторический,
батальный, бытовой, анималистический, маринистский и др.
Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями известных
художников.
-
Тема: Интерпретация в искусстве. Репродукция. Копия в материале. Подделки в искусстве. Самостоятельная работа: выполнение копий любимых произведений искусства.
-
Тема: Выполнение копии художественного произведения в музее изобразительного искусства. Самостоятельная работа: завершение работы.
-
Тема: Пленэр. Знакомство с термином «пленэр». Исторические подосновы. Наброски, зарисовки, этюды. Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок на открытом воздухе.
2. Раздел «ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»
2.1 Тема: Текстиль. Значение термина «текстиль». Виды текстильных изделий. Способы выполнения текстильных изделий (ткачество, вышивка, плетение, роспись по ткани, валяние, вязание, аппликация). Последовательность выполнения работы от эскиза до работы в материале. Самостоятельная работа: выполнение эскиза любого текстильного изделия.
-
Тема: Эскизирование. Выполнение эскиза текстильного изделия. Самостоятельная работа: подбор материала, завершение работы.
-
Тема: Металл. Значение термина «художественный металл». Способы выполнения изделий из металла (чеканка, литье, филигрань, насечка, гравировка). Материалы и инструменты.
Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
-
Тема: Эскизирование. Выполнение эскиза ювелирного изделия. Самостоятельная работа: завершение работы.
-
Тема: Керамика. Значение термина «керамика». Основные виды керамики - фарфор, фаянс, майолика. История ремесла. Технология выполнения. Самостоятельная работа: фотографирование предметов быта и предметов декоративно-прикладного искусства из керамики.
-
Тема: Эскизирование. Выполнение эскиза керамического изделия. Самостоятельная работа: завершение работы.
-
Тема: Дерево. Значение термина «художественная обработка дерева». Способы выполнения изделий из древесины (резьба, роспись, инкрустация, выжигание, скульптура). Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: выполнение фотографий изделий из дерева.
-
Тема: Эскизирование. Выполнение эскиза деревянного изделия. Самостоятельная работа: завершение работы.
-
Тема: Камень. Кость. Значение термина «художественная обработка камня, кости». Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом.
-
Тема: Эскизирование. Выполнение эскиза изделия из камня. Самостоятельная работа: завершение работы.
-
Тема: Стекло. Значение термина «художественное стекло». Классификация видов изделий из стекла по назначению: утилитарные (салатницы, графины, фужеры, рюмки), декоративные (вазы для цветов, мелкая скульптура, декоративные композиции, панно, витражи, украшения) и сувениры (плакетки, медали с изображением исторических памятников, миниатюрные скульптуры). Самостоятельная работа: выполнение фотографий изделий из стекла.
2.12 Тема: Эскизирование. Выполнение эскиза изделия из стекла. Самостоятельная работа: завершение работы.
3. Раздел «ИСКУССТВО КАК ВИД КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МНОГОГРАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОКОЛЕНИЙ. СОХРАНЕНИЕ И ПРИУМНОЖЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»
-
Тема: Язык. Исторические изменения словарного состава русского языка. Заимствование иностранных слов. Культура речи. Сленг. Самостоятельная работа: подобрать и привести примеры иностранных слов, вошедших в русский язык. Объяснение значения слов.
-
Тема: Современная детская литература. Творческий подход в создании литературного образа, адаптация текста к психологическим особенностям определенного детского возраста. Языковые эксперименты. Лингвистическая интерпретация. Самостоятельная работа: чтение и пересказ любимого литературного произведения.
-
Тема: Творческий эксперимент. Сочинение сказки с использованием современных слов и терминов. Самостоятельная работа: выполнение иллюстраций к собственной сказке.
-
Тема: Музыка. Стилизация в музыке. Возвращение старинных народных инструментов в современное музыкальное пространство. Самостоятельная работа: подбор фотоматериалов.
-
Тема: Песня. Традиция и современность в народной песне. Популяризация народной песни. Прослушивание русских народных песен, романсов. Самостоятельная работа: чтение (исполнение) отрывка любимой (знакомой) русской песни.
-
Тема: Танец. Популяризация хореографии. Балет. История. Сохранение традиций классического танца. Известные танцоры, хореографы и постановки. Самостоятельная работа: просмотр отрывков известных постановок на телеканале «Культура» или в записи.
-
Тема: Реставрация и хранение объектов культуры и искусства. Знакомство с профессией «реставратор». Материалы и инструменты. Хранение объектов культуры. Самостоятельная работа: приведение примеров реставрации объектов культурного наследия. Работа с книгой (энциклопедией).
-
Тема: Значение культурного наследия в истории человечества. Великие находки. Судьбы произведений искусства. Кражи и разрушения в жизни произведений искусства. Признание ценности. Популярность. Самостоятельная работа: подготовка сообщения о каком-либо произведении искусства (или презентация).
-
Тема: Церковь - как объект искусства. Устройство храма. Знакомство с известными храмовыми постройками. Самостоятельная работа: посещение храмов города.
-
Тема: Хранение «культурных единиц». Архив. Музей. Библиотека. Различные фонды. Интернет-ресурсы. Самостоятельная работа: поиск информации (заданной преподавателем) через удобные (доступные) ресурсы.
-
Тема: Творческий проект «Семейные реликвии». Защита проекта в любой предлагаемой преподавателем форме (презентация, сообщение, сочинение, выполнение композиции и др.). Самостоятельная работа: оформление материала.
-
Тема: «Мой родной город вчера и сегодня». Посещение краеведческого музея. Знакомство с историей города, его фотоархивом. Известные люди города. Самостоятельная работа: выполнение фотографий родного города (улицы, парки и др.)
3.13 Тема: «Мой родной город вчера и сегодня». Выполнение творческих композиций на тему «Старый город» с последующим обсуждением. Самостоятельная работа: оформление композиции.
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (срок освоения 1 год)
1. Раздел «ВИДЫ ИСКУССТВА»
1.1 Тема: Вводная беседа о видах искусства. Более художественный
подход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Понятия
«виды искусства». Изобразительное искусство (графика, живопись,
скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература,
музыка, танец, кино, театр. Знакомство с произведениями различных видов
искусства. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным,
аудиовизуальным материалами (поиск репродукций, фотографий, заданных
преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков
литературных произведений, просмотр фильмов).
2. Раздел «ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ (ПЛАСТИЧЕСКИЕ) ВИДЫ
ИСКУССТВА»
-
Тема: Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства. Понятие термина «пространственные виды искусства». Изобразительное искусство (и его виды), декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, фотография. Самостоятельная работа: работа с репродукциями.
-
Тема: Графика и живопись как виды изобразительного искусства. Графика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с произведениями графики. Виды графики. Книжная графика, декоративная графика. Знакомство с понятием «живопись», виды живописи. Материалы, используемые в живописи. Знакомство с репродукциями известных живописцев. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических и живописных упражнений.
-
Тема: Скульптура как вид изобразительного искусства.
Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.). Станковая и монументальная скульптура. Материалы и инструменты. Назначение. Самостоятельная работа: выполнение простой скульптурной композиции из пластилина.
-
Тема: Архитектура как вид изобразительного искусства.
Значение термина «архитектура». Виды (типы) построек (жилые дома и общественные сооружения). Материалы. Стилевые особенности. Самостоятельная работа: выполнение зарисовки (копии) архитектурных сооружений (здание, храм, постройка).
2.5 Тема: Декоративно-прикладное искусство как вид
изобразительного искусства. Значение термина «декоративно-прикладное
искусство». Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по
материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения
(резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по
функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда,
игрушки). Самостоятельная работа: выполнение эскизов предметов
декоративно - прикладного искусства.
2.6 Тема: Народные ремесла, ремесла родного края. Народное
ремесло как одна из форм народного художественного творчества,
производство художественных изделий. Широко известные промыслы
России. История возникновения ремесел родного края. Народные мастера.
Традиции и современность. Самостоятельная работа: посещение
краеведческого музея.
3. Раздел «ДИНАМИЧЕСКИЕ (ВРЕМЕННЫЕ) ВИДЫ ИСКУССТВА»
3.1 Тема: Знакомство с динамическими (временными) видами искусства. Понятие термина «динамические виды искусства». Музыка,
литература. Самостоятельная работа: прослушивание музыкальных произведений (выбирается преподавателем).
-
Тема: Литература как вид искусства. Литературные жанры. Поэзия и проза. Сказка, рассказ, пьеса, стихотворение. Литературные ритмы. Художественный образ. Структура художественного произведения (завязка, сюжет, фабула (развитие), кульминация (развязка)). Чтение отрывков художественной литературы. Самостоятельная работа: чтение отрывков литературных произведений, заданных преподавателем.
-
Тема: Музыка как вид искусства. Звук. Ноты. Мотив. Элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.). Музыка в жизни человека. Классическая музыка. Народная музыка. Современная музыка. Музыка в природе. Прослушивание отдельных музыкальных инструментов. Самостоятельная работа: прослушивание отрывков разнообразных музыкальных произведений.
4. Раздел «СИНТЕТИЧЕСКИЕ (ЗРЕЛИЩНЫЕ) ВИДЫ ИСКУССТВА»
-
Тема: Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства. Понятие термина «синтетические виды искусства». Хореография, театр, кино, телевидение. Самостоятельная работа: работа в видео-зале библиотеке: просмотр отдельных фрагментов кинофильмов, хореографических композиций и др. (выбирается преподавателем).
-
Тема: Танец и виды танцевального искусства. Художественный образ в танце. Актерское мастерство. Движения и пластика - основные компоненты эстетики танца. Музыкальная составляющая танца. Балет. Бальные танцы, акробатические, исторические, народные, ритуальные, спортивные, степ, современные (хастл) танцы. Самостоятельная работа: просмотр телепередач, работа в библиотеке (просмотр фотографий и репродукций, связанных с танцем).
-
Тема: Искусство театра. История появления театра как самостоятельного вида искусства. Виды театральных постановок. Выразительные средства театрального искусства. Знакомство с театральными атрибутами и терминами. Театральная эстетика. Театр юного зрителя, музыкальный театр, театр кукол (виды кукол: ростовые, марионетки, бибао, пальчиковые и др.). Самостоятельная работа: посещение театра кукол, театра юного зрителя.
-
Тема: Искусство кино. История возникновения и развития кинематографа как самостоятельного вида искусства. Виды и жанры кино. Профессии в кинематографе. Актерское мастерство. Знакомство с известными детскими фильмами. Дети-актеры. Театр и кино. Самостоятельная работа: просмотр детского кинофильма.
5. Раздел «ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
-
Тема: «Чем и как работает художник». Знакомство с профессией «художник». Язык изобразительного искусства. Художественные материалы (бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.). Самостоятельная работа: рисование несложных композиций на свободную тему, с использованием различных художественных материалов.
-
Тема: Виды изображений в картине. Стилевые особенности различных изображений (реалистическое, декоративное, абстрактное). Сравнительный анализ произведений живописи (Н. Хруцкий, А. Матисс, К. Малевич). Самостоятельная работа: работа с репродукциями известных художников.
-
Тема: Жанры изобразительного искусства. Понятие «жанр». Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с работами художников. Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства.
5.4 Тема: «Композиция». Понятие «композиция» как составление или
сочинение картины. Композиционный центр - замысел картины.
Группировка предметов в картине. Анализ художественных произведений.
Самостоятельная работа: выполнение несложной композиции с выделением
композиционного центра.
-
Тема: Рисунок. Искусство рисунка. Значение рисунка как вспомогательного этапа выполнения композиции. Рисунок как самостоятельное произведение искусства. Графические материалы. Самостоятельная работа: работа в библиотеке. Знакомство с произведениями искусства.
-
Тема: Виды графики. Знакомство с эстампом (литография, офорт, ксилография, линогравюра). Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств, графических выставок.
-
Тема: Выразительные средства графики. Знакомство с выразительными возможностями графики: точка, линия, штрих, пятно. Понятие «контур». Виды линий. Штриховка. Понятие тона. Понятие «силуэт», происхождение силуэта. Способ создания силуэта. Использование силуэта в искусстве (иллюстрация, театр теней, декоративно-прикладное творчество). Показ работ обучающихся и репродукций художников. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений.
-
Тема: Язык живописи. Станковая и монументальная живопись. Миниатюра. Иконопись. Материалы и инструменты. От эскиза к картине. Самостоятельная работа: знакомство с образцами монументальной живописи (объекты: социальные учреждения, театры, храмы и др.).
-
Тема: «Колорит». Знакомство с понятием «цвет». Восприятие цвета. Происхождение цветов. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета. Цвета в разных сферах жизни. Красочное богатство в картине. Знакомство с понятием «колорит». Нюансы, контрасты, цветовые гармонии. Палитры художников. Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений, подбор репродукций.
5.10 Тема: Способы работы с цветом. Знакомство с происхождением акварели, ее свойствами. Свойства гуаши. Особенности работы. Знакомство с понятием «пастель», история возникновения техники. Характерные особенности техники. Пастельная бумага, фиксаж. Хранение пастельных работ. Знакомство с техникой работы маслом. Изготовление красок. Способы работы. Показ работ обучающихся и репродукций художников, работающих в представленной технике. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств, подбор репродукций разных техник.
6. Раздел «ИСКУССТВО КАК ВИД КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МНОГОГРАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОКОЛЕНИЙ. СОХРАНЕНИЕ И ПРИУМНОЖЕНИЕ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»
-
Тема: Библиотека. Знакомство с термином «библиотека». Профессия библиотекарь. Виды библиотек (детская, специализированная библиотека по искусству, техническая, медицинская и др.). Проведение экскурсии по школьной библиотеке. Самостоятельная работа: посещение детской (школьной) библиотеки.
-
Тема: Правила пользования библиотекой. Отделы библиотеки (отдел книгохранения, читальный зал, абонемент, видеозал, медиатека). Регистрация. Знакомство с библиотечными терминами (каталог, формуляр, комплектование). Адрес книги (знакомство с каталогом). Самостоятельная работа: повторение и закрепление материала.
-
Тема: Как работать с книгой. Знакомство с книгой как материальной ценностью. Детская книга. Жанры детской книги (сказка, повесть, рассказ, стихотворение и др.) Искусство оформления книги. Иллюстрации. Самостоятельная работа: работа с книгой. Подготовка рассказа о своей любимой книге.
-
Тема: Сеть интернет как информационный ресурс. Поиск дополнительной информации через систему интернет. Самостоятельная работа: нахождение конкретной информации, заданной преподавателем по разделу «Искусство».
-
Тема: Музеи. С чего начинается музей. Знакомство с термином «музей». История. Виды музеев (исторический, краеведческий, музеи искусства, литературный, зоологический и др.). Выставочное пространство. Знакомство с экспозицией. Знакомство с термином «экскурсия». Профессия экскурсовода. Виды и формы экскурсий. Частные музеи. Правила поведения. Самостоятельная работа: посещение музея.
-
Тема: Реставрация и хранение объектов культуры и искусства. Знакомство с профессией «реставратор». Материалы и инструменты. Хранение объектов культуры. Самостоятельная работа: приведение примеров реставрации объектов культурного наследия. Работа с книгой (энциклопедией).
-
Тема: Хранение «культурных единиц». Архив. Музей. Библиотека. Различные фонды. Интернет-ресурсы. Самостоятельная работа: поиск информации (заданной преподавателем) через удобные (доступные) ресурсы.
-
Тема: «Мой родной город вчера и сегодня». Посещение краеведческого музея. Знакомство с историей города, его фотоархивом. Известные люди города. Выполнение творческих композиций на тему «Старый город» с последующим обсуждением. Самостоятельная работа: выполнение фотографий родного города (улицы, парки и др.), оформление творческой композиции «Старый город».
-
Тема: Тема: Значение культурного наследия в истории человечества. Великие находки. Судьбы произведений искусства. Кражи и разрушения в жизни произведений искусства. Признание ценности. Популярность. Самостоятельная работа: подготовка сообщения о каком-либо произведении искусства (или презентация).
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Беседы об искусстве»:
-
Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства.
-
Знание особенностей языка различных видов искусства.
-
Владение первичными навыками анализа произведений искусства.
-
Владение навыками восприятия художественного образа.
-
Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу.
-
Формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы).
-
Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.).
V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Программа «Беседы об искусстве» предусматривает промежуточный контроль успеваемости обучающихся в форме контрольных уроков, которые проводятся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях (при 3-летнем сроке реализации программы) и во 2-м полугодии (при реализации программы за 1 год). Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться в виде тестовых заданий, устного опроса, подготовки творческого проекта (презентация, сообщение, сочинение, представление творческой композиции).
Контрольный урок проводится на последнем занятии полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Оценка работ обучающихся ставится с учетом прописанных ниже критериев.
Критериям оценивания работ обучающихся
1. Тестовые задания - задания с выбором ответа. Тест составляется
из вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования
к уровню подготовки обучающихся).
«5» (отлично) - 90% - 100% правильных ответов;
«4» (хорошо) - 70% - 89% правильных ответов;
«3» (удовлетворительно) - 50% - 69% правильных ответов.
-
Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.
«5» (отлично) - учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале;
«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2 ошибки;
«3» - учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов.
-
Подготовка творческого проекта - форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение творческой композиции.
«5» (отлично) - учащийся демонстрирует высокий уровень владения материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта;
«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полно раскрыта тема проекта;
«3» - тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью.
VII. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численностью 4-10 человек.
Основные методы обучения:
объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация методических пособий, иллюстраций;
частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах);
игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.).
Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой
атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу знакомит детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важным условием творческой заинтересованности обучающихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров, проведение экскурсий. Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.
Самостоятельная работа обучающихся
Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу обучающихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, работа в библиотеке, чтение дополнительной литературы, подготовка рассказов, сочинений, самостоятельный поиск материала и составление презентаций, посещение музеев, выставочных пространств, театров).
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные
наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
-
наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ обучающихся, настенные иллюстрации, школьные доски;
-
демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
-
электронные образовательные ресурсы: видеопроектор.
-
аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
-
Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство начала X -начала XX века - М., 1989
-
Болотина И. С. Русский натюрморт. - М., 1993
-
Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: «Смысл», 2001
-
Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. - М 1996
-
Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. - М., 1990
-
Изучение языка изобразительного искусства дошкольниками на примере натюрморта. Методическое пособие для воспитателей детских садов. - С-П. Государственный русский музей.- 1996
-
Альбом « 75 летию Государственного музея изобразительного искусства » Москва-1986г
-
Кирьянова Е.Г. и др. Прогулки по старой Твери. - Тверь, 1998
-
Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: «Владос», 2002
-
Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 1995
-
Константинова И.Г. Театр «Ла Скала». - Ленинград, «Музыка»,
1989
-
Королев О.К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок и поп-музыки. Термины и понятия. - М.: «Музыка», 2002
-
« Всё о технике рисунка » Арт -Родник Москва-2001
-
Русский народный костюм. Государственный исторический музей. - М., 1989
-
Русский портрет XVIII - XIX в. из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. - М., 1995
-
Русская историческая живопись. Москва-1962
-
Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт XVII века. - М., 1981
-
Художник Борис Тузлуков. - М.: «Всероссийское театральное общество», 1983
-
Чижова А.Э. Березка. - М.: «Советская Россия», 1972
Учебная литература
-
Блинов В. Русская детская книжка - картинка. М.: - «Искусство XXI
век», 2005
-
«Третьяковская галерея» Альбом-Москва-1978
-
Издательская группа Паррамон Эдисионис. Все о технике: Иллюстрация. - АРТ - РОДНИК, издание на русском языке, 2002
-
Кино. Иллюстрированная энциклопедия. - М.: «Астрель», 2008
-
Энциклопедия русской живописи- XIV-XX ВЕКА. Москва-2001
-
Люси Миклтуэйт. Книга для малышей «Мир искусства». Великие картины. Первые слова. Дарлинг Киндерсли. - М., 1997
-
Моя первая священная история. Библия для детей «Вся Москва» -
М, 1990
-
Надеждина Н. Какого цвета снег? М., 1983
-
Никологорская О. Волшебные краски. Основы художественного ремесла. - М., 1997
-
Энциклопедия для детей « ИСКУССТВО- I-II том»
Сан-Петербург 2000.
-
Фокина Л.В. История декоративно - прикладного искусства. Учебное пособие. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2009
-
Шпикалова Т.Я. Детям о традициях народного мастерства. М.: «Владос», 2001
-
Элен и Питер Макнивен Маски. С-Пб., «Полигон», 1998
-
Энциклопедия «Музыка». М.: «Олма - Пресс», 2002